nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Аркадий Шилклопер - Музыка превращается в универсум

стиль:

Аркадий Шилклопер - Музыка превращается в универсум
Аркадий Шилклопер для нашего журнала - имя зна­ковое: его портрет украша­ет обложку первого номера Jazz-Квадрата. А незадолго до его выхода в свет Аркадий впервые выступил в столице Беларуси. Второе его высту­пление в Минске состоялось лишь через 10 лет, и вско­ре столько же исполнилось jazz-Квадрату. Вот такая ме­тафизическая связь.

А какая она еще может быть с Аркадием Шилклопером? Я вовсе не хочу сказать, что он оторван от земли. Нет, местами суровая дейст­вительность удерживает его цепкой хваткой посильнее других. Но при этом в жизни Аркадия нет места холодно­му расчету. Он, не утрачивая связи с реальностью, - па­рит. Ведь даже на валторне стал играть почти случайно - по совету преподавателя, а достиг при этом заоблачных вершин. Он и сам в этом при­знается без лишней скром­ности: «Валторна - инстру­мент очень ограниченный и консервативный, до сих пор и во всем мире, я могу говорить об этом уверенно, поскольку' объездил кучу валторновых фестивалей, и на них я - звезда. В Аме­рике вот недавно был - 700 валторнистов аплодировали стоя. Я сломал валторновый мир, сломал отношение к инструменту. Были и другие, но они не очень заметно это делали. Именно по той при­чине, что они джазмэны. Они играли звуком, похожим на тромбон, и классики их не замечали. И вдруг появился какой-то русский с акаде­мической школой, который играет настоящим валторновым звуком и джаз, и то, и другое, и третье... Когда я начал ездить, то понял, что для меня есть огромное пространство, чтобы ска­зать: ребята, а инструмент- то не такой уж плохой и не такой ограниченный! Есть куча возможностей!»

Неудивительно, что имен­но у Аркадия я поинтере­совался, какие изменения произошли в российском и .мировом джазе за послед­ние 10 лет, и в каком направ­лении он движется.

Аркадий Шилклопер: Я заметил, что в России поя­вилось больше музыкантов, ориентированных на стан­дартный, традиционный джаз. Видимо, это связано с тем, что российские музы­канты сегодня имеют воз­можность учиться играть джаз на его Родине.

Когда-то все мы мечтали об этом. Но сегодня...

Американцы хорошо понимают, что джаз теряет мировой авторитет поэтому готовы вкладывать деньги в
привлечение молодых, талантливых иностранных музыкантов(в частности из России), которые, научившись играть американскую традицию, приедут на свою Родину в качестве миссио­неров или пропагандистов (диверсантов)- и будут даль­ше распространять этот стиль музыки. Вирус джаза не умирает.

- А оригинальных соб­ственных отечественных музыкантов, креативных и мыслящих творчески, мало, потому что никто в этом не заинтересован. И вообще, креативная музыка, на мой взгляд, публикой сегодня воспринимается очень ос­торожно. Как-то народ бо­ится всех этих эксперимен­тов. Привычные, знакомые формы, темы, ритмы при­нимаются с большим энту­зиазмом и пониманием.

В Европе, наоборот, мно­гие фестивали задыхаются в поиске новых идей, кото­рые могли бы двинуть им­провизационную музыку дальше. Европейцы серьез­но задумываются над буду­щим джаза и хотят, чтобы джаз стал не только достоянием музеев и архивов, но и развивался дальше. Отсюда различные соединения джа­зовой музыки с классикой, фольклором, роком, КИно, театром и т.д. Музыка пре­вращается в этакий универсум, где границы размыты и весьма условны.

Думаю, что это и есть сегодняшняя тенденция развития джаза.

Все творчество Аркадия Шилклопера - яркое под­тверждение этих слов. Он участвовал и участвует во множестве музыкальных проектов, играл со многи­ми рок- и альтернативными музыкантами и коллектива­ми, исполняет авангард. А однажды у него «„..появился альпийский рог, появились идеи, связанные с обертоно- вым рядом, и, естественно,- это навевает фольклористичность. У всех народов есть эти... флейты, трубы, где звучит этот ряд. Повы­шенная четвертая, седьмая низкая - это встречается у многих народов. Поэтому я начал использовать фольк­лорные вещи». И опять - ни­какого расчета, «...все новое появилось случайно, я ниче­го не искал специально. Рог мне подарил приятель, мы с ним просто поменялись лишними инструментами. Я решил - пусть стоит в квартире, красивый такой... длинный. Потом, когда я его привез, то подумал: ну раз он уже здесь, надо вы­тащить его на сцену - хотя бы людям показать, что есть такая штука. Играть я на нем тогда по большому счету не умел, а сейчас то, что я на нем делаю... да я просто кай­фую, мне это нравится - я вернулся к своим корням, потому что рог в принципе - это натуральная валторна, только развернутая и боль­шая».

Вот так, от судьбы не уй­дешь. Аркадий Шилклопер - настоящий Охотник, ведь валторна, как известно, - усо­вершенствованный охотни­чий рог. Но его охотничий азарт никому не угрожает, разве что завистникам. Но даже из них никому так и не удалось заставить его из­менить своим жизненным принципам. Это попросту невозможно - доброжела­тельность Аркадия безгра­нична-. «Я вообще человек позитивный». Он охотит­ся на новые музыкальные выразительные средства, охотится на новый звук. Он вообще открыт всему ново­му, и ничто не ускользает из-под его прицела. И радуется: «Open-minded музыкантов становится больше, конеч­но, и слава Богу. Но на самом деле ведь межкультурная интеграция совсем недавно началась, лет десять всего. И, кажется, рок-музыканты это чуть ли не раньше всех начали». Даже свой аль­пийский рог он постоянно трансформирует в подо­бие диджериду - альпериду, исполняя музыку, которую донесли до нас из глубины веков австралийские або­ригены.

Всем, что знает и умеет, Аркадий делится без остат­ка. После его недавнего вы­ступления в Минске он был в буквальном смысле атако­ван молодыми валторниста­ми, которых интересовало все без остатка, и, не отдох­нув ни секунды, Аркадий дал импровизированный мас­тер-класс, который длился предельно долго - маэстро чуть не опоздал на поезд. Журналистам довелось по­просту включить камеры и диктофоны, в надежде най­ти потом в монологе музы­канта ответы на свои так и не прозвучавшие вопросы.

Знатоки джаза признают Аркадия Шилклопера луч­шим джазовым валторни­стом всех времен и народов. Признание такое дорогого стоит. Ведь, со слов самого Аркадия, «джаз - не только красивый звук. Состояние, энергия, эмоции - это нечто большее, чем музыкальная технология... это огромный чувственный спектр. От пе­чали до экстаза».

Александр ОСТРОВЦОВ

Jazz-Квадрат, №5/2007


авторы
Алесь ОСТРОВЦОВ
музыкальный стиль
авангард, этно-джаз
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела исполнители на иных инструментах
John Whelan - новая музыка и верность традиции Jean-Luc Ponty - скрипичный ключ к джазу Joe Locke - У меня нет близорукости John "Kaizan" Neptune - волшебный мир сякухати
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com