nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Аркадий Шилклопер - Музыка превращается в универсум

Аркадий Шилклопер - Музыка превращается в универсум  Аркадий Шилклопер для нашего журнала - имя зна­ковое: его портрет украша­ет обложку первого номера Jazz-Квадрата. А незадолго до его выхода в свет Аркадий впервые выступил в столице Беларуси. Второе его высту­пление в Минске состоялось лишь через 10 лет, и вско­ре столько же исполнилось jazz-Квадрату. Вот такая ме­тафизическая связь.

А какая она еще может быть с Аркадием Шилклопером? Я вовсе не хочу сказать, что он оторван от земли. Нет, местами суровая дейст­вительность удерживает его цепкой хваткой посильнее других. Но при этом в жизни Аркадия нет места холодно­му расчету. Он, не утрачивая связи с реальностью, - па­рит. Ведь даже на валторне стал играть почти случайно - по совету преподавателя, а достиг при этом заоблачных вершин. Он и сам в этом при­знается без лишней скром­ности: «Валторна - инстру­мент очень ограниченный и консервативный, до сих пор и во всем мире, я могу говорить об этом уверенно, поскольку' объездил кучу валторновых фестивалей, и на них я - звезда. В Аме­рике вот недавно был - 700 валторнистов аплодировали стоя. Я сломал валторновый мир, сломал отношение к инструменту. Были и другие, но они не очень заметно это делали. Именно по той при­чине, что они джазмэны. Они играли звуком, похожим на тромбон, и классики их не замечали. И вдруг появился какой-то русский с акаде­мической школой, который играет настоящим валторновым звуком и джаз, и то, и другое, и третье... Когда я начал ездить, то понял, что для меня есть огромное пространство, чтобы ска­зать: ребята, а инструмент- то не такой уж плохой и не такой ограниченный! Есть куча возможностей!»

Неудивительно, что имен­но у Аркадия я поинтере­совался, какие изменения произошли в российском и .мировом джазе за послед­ние 10 лет, и в каком направ­лении он движется.

Аркадий Шилклопер: Я заметил, что в России поя­вилось больше музыкантов, ориентированных на стан­дартный, традиционный джаз. Видимо, это связано с тем, что российские музы­канты сегодня имеют воз­можность учиться играть джаз на его Родине.

Когда-то все мы мечтали об этом. Но сегодня...

Американцы хорошо понимают, что джаз теряет мировой авторитет поэтому готовы вкладывать деньги в
привлечение молодых, талантливых иностранных музыкантов(в частности из России), которые, научившись играть американскую традицию, приедут на свою Родину в качестве миссио­неров или пропагандистов (диверсантов)- и будут даль­ше распространять этот стиль музыки. Вирус джаза не умирает.

- А оригинальных соб­ственных отечественных музыкантов, креативных и мыслящих творчески, мало, потому что никто в этом не заинтересован. И вообще, креативная музыка, на мой взгляд, публикой сегодня воспринимается очень ос­торожно. Как-то народ бо­ится всех этих эксперимен­тов. Привычные, знакомые формы, темы, ритмы при­нимаются с большим энту­зиазмом и пониманием.

В Европе, наоборот, мно­гие фестивали задыхаются в поиске новых идей, кото­рые могли бы двинуть им­провизационную музыку дальше. Европейцы серьез­но задумываются над буду­щим джаза и хотят, чтобы джаз стал не только достоянием музеев и архивов, но и развивался дальше. Отсюда различные соединения джа­зовой музыки с классикой, фольклором, роком, КИно, театром и т.д. Музыка пре­вращается в этакий универсум, где границы размыты и весьма условны.

Думаю, что это и есть сегодняшняя тенденция развития джаза.

Все творчество Аркадия Шилклопера - яркое под­тверждение этих слов. Он участвовал и участвует во множестве музыкальных проектов, играл со многи­ми рок- и альтернативными музыкантами и коллектива­ми, исполняет авангард. А однажды у него «„..появился альпийский рог, появились идеи, связанные с обертоно- вым рядом, и, естественно,- это навевает фольклористичность. У всех народов есть эти... флейты, трубы, где звучит этот ряд. Повы­шенная четвертая, седьмая низкая - это встречается у многих народов. Поэтому я начал использовать фольк­лорные вещи». И опять - ни­какого расчета, «...все новое появилось случайно, я ниче­го не искал специально. Рог мне подарил приятель, мы с ним просто поменялись лишними инструментами. Я решил - пусть стоит в квартире, красивый такой... длинный. Потом, когда я его привез, то подумал: ну раз он уже здесь, надо вы­тащить его на сцену - хотя бы людям показать, что есть такая штука. Играть я на нем тогда по большому счету не умел, а сейчас то, что я на нем делаю... да я просто кай­фую, мне это нравится - я вернулся к своим корням, потому что рог в принципе - это натуральная валторна, только развернутая и боль­шая».

Вот так, от судьбы не уй­дешь. Аркадий Шилклопер - настоящий Охотник, ведь валторна, как известно, - усо­вершенствованный охотни­чий рог. Но его охотничий азарт никому не угрожает, разве что завистникам. Но даже из них никому так и не удалось заставить его из­менить своим жизненным принципам. Это попросту невозможно - доброжела­тельность Аркадия безгра­нична-. «Я вообще человек позитивный». Он охотит­ся на новые музыкальные выразительные средства, охотится на новый звук. Он вообще открыт всему ново­му, и ничто не ускользает из-под его прицела. И радуется: «Open-minded музыкантов становится больше, конеч­но, и слава Богу. Но на самом деле ведь межкультурная интеграция совсем недавно началась, лет десять всего. И, кажется, рок-музыканты это чуть ли не раньше всех начали». Даже свой аль­пийский рог он постоянно трансформирует в подо­бие диджериду - альпериду, исполняя музыку, которую донесли до нас из глубины веков австралийские або­ригены.

Всем, что знает и умеет, Аркадий делится без остат­ка. После его недавнего вы­ступления в Минске он был в буквальном смысле атако­ван молодыми валторниста­ми, которых интересовало все без остатка, и, не отдох­нув ни секунды, Аркадий дал импровизированный мас­тер-класс, который длился предельно долго - маэстро чуть не опоздал на поезд. Журналистам довелось по­просту включить камеры и диктофоны, в надежде най­ти потом в монологе музы­канта ответы на свои так и не прозвучавшие вопросы.

Знатоки джаза признают Аркадия Шилклопера луч­шим джазовым валторни­стом всех времен и народов. Признание такое дорогого стоит. Ведь, со слов самого Аркадия, «джаз - не только красивый звук. Состояние, энергия, эмоции - это нечто большее, чем музыкальная технология... это огромный чувственный спектр. От пе­чали до экстаза».

Александр ОСТРОВЦОВ

Jazz-Квадрат, №5/2007


стиль
джаз
автор
Алесь ОСТРОВЦОВ
страна
Россия
музыкальный стиль
авангард, этно-джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела исполнители на иных инструментах

  • стиль: этно, этно
В настоящее время все больше людей — как исполнителей, так и слушателей — отходит от стандартов коммерческой поп-культуры и обращается к музыке, корни которой тянутся к традиционной культуре древних народов, будь то китайская, индийская, японская ...
  • стиль: джаз, джаз
Сложно отрицать очевидное: времена наивысшей популярности французского джазового скрипача Жан-Люка Понти остались позади, в уже довольно далеких семидесятых. "Так зачем вам понадобилось сегодня вспоминать именно это имя?" — может спросить иной ...
  • стиль: джаз, джаз
"У меня нет близорукости во взглядах на то, что такое джаз, - смеется нью-йоркский вибрафонист Джо Локк. - В чем угодно можно найти классную гармонию и сделать джазовую интерпретацию. Вот, например, у Аланис Моррисетт есть классная песня на альбоме ...
  • стиль: этно, этно
Джон "Кайдзан" Нептюн — один из признанных мастеров сякухати, японской бамбуковой флейты, которая тесно связана с японской музыкальной традицией, в частности, с практикой буддийской школы дзэн. Артист широко известен в Японии и в других странах не ...
  • стиль: джаз, джаз
Подобно тому, как имя Дюка Эллингтона для широких масс любителей джаза, и не только для них, ассоциируется с "Караваном" (хотя и не Эллингтон является автором этой темы), Тилеманс — в первую очередь, безусловно, автор "Блюзетта", одного из наиболее ...
  • стиль: джаз, джаз
Вы любите валторну? Вопрос, наверное, праздный. Звучание инструмента настолько воздушно, тембр настолько мягок, нежен, тепл и густ, что звуки, льющиеся из его раструба, суть не медь, но мед. А образ, дизайн, а конфигурация? Взглянешь на валторну — и ...
  • стиль: блюз, блюз
Музыкант, родив­шийся в 40-х го­дах прошлого ве­ка в Дельте Мис­сисипи, в юности изучавший сек­реты блюза в Мемфисе, затем ставший вместе с Мадди Уотерсом завсегдатаем на сценах черных баров знаме­нитой Южной Стороны Чика­го, а в хипповских 60-х ...
  • стиль: джаз, джаз
Начнем с тривиального: джаз несет людям радость. Точнее, должен нести, если это хороший джаз, независимо от его стилистики. Иногда даже качество исполнения не является решающим фактором. Если достаточно рядовой по технике музыкант сам испытывает ...
  • стиль: этно, этно
Кто из нас не держал хоть раз в руках гитару, не пытался с большим или меньшим успе­хом взять аккорд? Предком гитары считают знаменитую лютню, не раз запечатленную на картинах великих европей­ских живописцев. Как и мно­гое другое, этот инструмент ...
  • стиль: блюз, блюз
Отстраненно прочитав приведенный ниже текст, увлеченно ском­пилированный молодым человеком, я совершил довольно стран­ный, если смотреть со стороны, поступок: взял губную гармонику (карманную Silver Star - Hohner за $10), включил на всю катушку " ...
  • стиль: этно, этно
Весь Ближний и Средний Восток давно уже говорит на диалектах одного и того же музыкального языка, пользуется схожими инструментами. Но есть у каждого из народов свой исконный, главный инструмент, живой отросток его души. Дудук — вещь истинно ...
  • стиль: блюз, блюз
6 мая от сердечного приступа в своем доме в Чикаго скончался в возрасте 70 лет известный исполнитель блюза на губной гармонике Кэйри Белл (Carey Bell). В 1998 году этот музыкант был удостоен премии Хэнди как лучший исполнитель традиционного блюза, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com