nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Toots Thielemans - всегда "Тутс"

стиль:

Toots Thielemans - всегда  Тутс Подобно тому, как имя Дюка Эллингтона для широких масс любителей джаза, и не только для них, ассоциируется с "Караваном" (хотя и не Эллингтон является автором этой темы), Тилеманс — в первую очередь, безусловно, автор "Блюзетта", одного из наиболее популярных во всем мире джазовых вальсов. Лет 20 назад фирма "Мелодия" выпустила грамзапись этой пьесы в исполнении ленинградского инструментального квартета "Камертон". Да кто только не исполнял, не насвистывал "Блюзетт"?..

Родился Тутс в Брюсселе. У родителей его было небольшое кафе, где уже с трехлетнего возраста он играл сперва на аккордеоне, позже на губной гармошке. В 18 впервые взял в руки гитару.

Во время II мировой войны семья эмигрировала во Францию, когда же после войны Тилемансы вернулись в Брюссель, состоялось знакомство Тутса с джазом. В этот период наибольшее воздействие на него оказали записи Джанго Рейнхардта.

В 1947 г. дядя Тутса пригласил его в США, и уже в 1952 г. он имел американское гражданство. Этому предшествовало несколько лет практики джазового исполнительства на родине. Очевидно, эти годы не прошли для Тутса даром — в США он удостоился чести выступать с секстетом Бенни Гудмена. С этим составом Тутс выступал в лондонском "Палладиуме", а в 1950 г. — в течение всего европейского турне легендарного комбо.

В 1953 г. музыкант присоединился к квинтету Джорджа Шиэринга, в составе которого играл шесть лет. В это время Тутс испытал огромное влияние Чарли Паркера. Он имел возможность не только неоднократно живьем услышать блестящее исполнение одного из столпов послевоенного джаза, но и принять участие в его концерте в Филадельфии в составе паркеровских "All Stars". Это событие явилось одним из самых значительных в жизни и творческой судьбе Жана "Тутса" Тилеманса.

Стиль Тутса испытал воздействие и бибопа как такового, и, разумеется, всего того, что появилось в послевоеннном джазе после кончины Чарли Паркера. Он не только впитывал, подобно губке, все эти новации, он пропускал их через свою личность представителя европейских исполнительских традиций. Таким образом вырабатывался и развивался его собственный стиль, и, очевидно, развивался в нужном направлении, так как музыкант пользовался устойчивым успехом во многих студийных комбо в Нью-Йорке и вообще везде, куда его только ни приглашали музыканты, играющие современный джаз. Играя на губной гармошке, Тутс был щедр и на гармонические инвенции, и на дерзкие импровизации. Технически он был здесь вне конкуренции; именно благодаря ему уровень джазового исполнительства на губной гармошке в стиле бибоп, постоянно совершенствуясь, ни на шаг не отставал от уровня развития современного джаза в 60-е годы.

Был у Тутса еще один довольно особенный талант: он насвистывал джаз, играя на гитаре, он делал это не всегда, но всякий раз, когда это происходило, мелодическое, ритмическое и импровизационное воздействие исполнения на аудиторию было неизгладимым.

Со второй половины 60-х продюсеры стали охладевать к джазу. В это время Тутс использовал свой недюжинный талант, записывая киномузыку, коммерческую музыку, работая в студиях с поп-звездами США. С настоящим джазом пришлось временно расстаться, но и в свои новые занятия Тутс, будучи честным музыкантом, вкладывал всю душу точно так же, как делал это, играя джаз. Никогда не опускался до вульгарных поделок, никогда не потакал вкусам не самой разборчивой публики...

Его гармошка звучит за кадром в "Midnight Cowboy", "The Getaway", "Sugarland Express", "Cinderella Liberty", в телесериале "Улица Сезам". И в этой области он достиг мировой популярности.

Записываться и выступать приходилось с Куинси Джонсом, Пегги Ли, Риком Дерринджером, Оскаром Питерсоном, Полом Саймоном.

Со временем Тутс стал чаще наведываться в Европу: тогда и настоящий джаз можно было поиграть только здесь, и партнеров для джем-сэшнз найти достойных.

А "Блюзетт" он сочинил еще в 1961 г. Простая мелодия в темпе вальса, которую он исполнял в джазовой интерпретации, причем в свойственной именно ему неповторимой манере, с печатью мастера, была адресована широким слушательским массам. И именно благодаря его манере пьеса стала инструментальным хитом, который он же первый и насвистал...

Позже Тутс не раз возвращался к "Блюзетту", придавая исполнению пьесы все более яркую джазовую окраску. Так или иначе, "Блюзетт" решительно помог ему выжить в трудный для джаза период; позже музыкант стал так объявлять этот номер в концертной программме:"...мой собесовский номер!"

Следует сказать, что Тутсу Тильмансу удалось в жизни то, что джазовым музыкантам удается вообще-то редко: добиться известности у широкой публики, оставаясь в то же время в лоне джаза самой высокой пробы и получая высшие оценки коллег и критиков.

...Мало-помалу интерес к настоящему джазу стал вновь появляться и у публики, и у дальновидных деятелей шоу-бизнеса. Этот Ренессанс Тутс встретил во всем блеске своего дарования. Как многие хорошие джазмены, он одновременно является превосходным шоуменом, любит свою публику, и она платит ему тем же, неважно, концертирует ли он у себя на родине или в какой-либо другой части Европы.

В 1979 г. Брюссель отмечал свое 1000-летие. В городе был организован ряд бесплатных джазовых концертов, проходивших под открытым небом. Были приглашены Элла Фитцджеральд и другие знаменитости, и, разумеется, Тутс. В этот день его игра, как всегда, эмоциональная, была в особенной степени исполнена чувств; публика реагировала сответственно. Это был концерт великого воссоединения Тутса с родным городом...

...Еще один волнующий эпизод концертной деятельности мастера относится к 1986 г., когда он гастролировал в Бельгии со своим американским комбо, и во время одного из исполнений "Блюзетта" зрители насвистывали ему мелодию. Существует грамзапись этого концерта...

Долгие годы Тутс часто оставался анонимом, просто сессионным музыкантом; сегодня, когда к нему пришло настоящее признание, стоит, вероятно, назвать и тех музыкантов, которые заслуженно делят с ним этот успех. В этом комбо на всех лежит печать таланта. Это — еще один выдающийся бельгийский гитарист Филип Катрин, контрабасист Джон Ли, Джерри Браун (ударные и перкуссия), Иоахим Кюн (клавишные).

Бельгия подарила миру немало музыкантов и композиторов, не только джазовых (в первую очередь вспоминаются жившие и творившие век назад скрипачи Анри Вьетан и Эжен Изаи, а также наши современники — шансонье Жак Брель и Сальваторе Адамо). Жан "Тутс" Тилеманс (не знаю, какой крови более в его жилах, фламандской или валлонской, скорее всего, не так это и важно) — не менее яркий представитель бельгийской культуры, сочетающий в натуре своей лиризм и юмор, дружелюбие и неуемный энтузиазм, позволяющий ему быть успешным во всем, чем бы он ни занимался. Один и тот же исполнитель может затронуть наиболее чувствительные струны души проникновенным мелодизмом и тут же выдать крутейший фанк! Это — Тутс.

История джаза — это история таких гигантов, как Чарли Паркер, Арт Тэйтум, Коулмэн Хокинс, Нэт и Джулиэн Эдерли, Джанго Рейнхардт, Билли Холидэй, Дюк Эллингтон... То, чему они посвятили свои жизни, Тутс Тильманс делает сегодня, являясь лучшим исполнителем на своем любимом инструменте — губной гармошке.

Вот несколько альбомов, записанных с участием Жана "Тутса" Тилеманса, которые я рекомендовал бы послушать: "Only Trust Your Heart", "Live in The Netherlands" с гитаристом Джо Пассом (США), "The Silver Collection", "The Brazil Project — vol. 1" с Гилберто Гилом, Луисом Бонфа и Эду Лобо (Бразилия).

СЕРГЕЙ ЗОЛОТОВ


авторы
Сергей ЗОЛОТОВ
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Бельгия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела исполнители на иных инструментах
Gary Burton- Good vibes, Gary! John Whelan - новая музыка и верность традиции Jean-Luc Ponty - скрипичный ключ к джазу Joe Locke - У меня нет близорукости
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com