nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

John Whelan - новая музыка и верность традиции

стиль:

John Whelan - новая музыка и верность традиции В настоящее время все больше людей — как исполнителей, так и слушателей — отходит от стандартов коммерческой поп-культуры и обращается к музыке, корни которой тянутся к традиционной культуре древних народов, будь то китайская, индийская, японская культура или культура народов дохристианской Европы. Отчасти это объясняется тем, что массовая поп- и рок-культура девяностых заметно деградировала по сравнению, например, с уровнем начала семидесятых годов. Другой причиной этого является то, что с возрастом люди приобретают опыт, знания и становятся способны отличить легкомысленную поверхностность от глубины мистического проникновения в суть вещей, глупость и фальшь от мудрости и искренности, прозрачную ясность и чистоту традиционной народной музыки от пошлой навязчивой чувственности (зачастую, кстати, фальшивой) и насильственного разрушительного беспредела современной поп- и рок-музыки. Многие, очень многие легендарные музыканты обращались и обращаются к неиссякаемомуисточнику народных мелодий. Среди рок-музыкантов это "Битлз" и "The Who", Jon Anderson из "Yes" и Питер Гэбриел, "Kayak" и "Jethro Tull"... Среди корифеев джаза и джаз-рока это Мэйнард Фергюсон и Джон Маклафлин, Ян Гарбарек, Тони Вильямс и многие, многие другие.

Среди огромного разнообразия музыки с фольклорной основой, которую нынче называют модным словом world, особое место занимает кельтская традиционная музыка. Можно с уверенностью сказать, что сейчас мир переживает настоящую эпоху возрождения кельтской культуры и духовности. Следует учесть, что со времени раннего средневековья до первой трети нашего столетия в странах Британской империи кельтская музыка и культура находилась под запретом и всячески подавлялась. Англия пыталась уничтожить даже гаэльские языки — ирландский и шотландский, заменив их английским. Однако такая политика не дала желаемого результата, и кельтская культура выжила, сохранив свое волшебное своеобразие, хотя потери, несомненно, были очень велики. Потеряна была практически вся мифология (как, впрочем, и славянская, и германская) — здесь постаралась церковь, осталось лишь несколько книг с легендами и преданиями, которые монахи сочли целесообразным сохранить, переделав их на свой лад. Однако в песнях и мелодиях, оставшихся после бардови филидов (ирландских певцов-сказителей) продолжал жить волшебный мир эльфов и фей, сказочных чудовищ и благородных героев древности. И сама структура кельтской музыки сохранила свое магическое, волшебное свойство, заставляющее слушателей танцевать и смеяться от радости или плакать слезами неподдельной печали.

Первопроходцами возрождения кельтского песенного творчества были группы, подобные "Clannad", которые стали записывать и издавать народные мелодии и их обработки в самом начале семидесятых годов. С тех пор прошло немало времени и созрело немало исполнителей и коллективов, которые и по сей день виртуозно и искренне исполняют народные кельтские песни и танцевальную музыку. Выросло поколение композиторов, ищущих вдохновение для своего творчества у прозрачного родника кельтских мелодий. Мир потрясли грандиозные танцевальные шоу, такие как "Lord Of The Dance" и "Feet Of Flames", поставленные в Ирландии знаменитым степ-танцором Майклом Флэтли и композитором Ронаном Хардиманом. В Соединенных Штатах таким шоу стало "Riverdance", великолепная музыка для которого была написана Биллом Уэланом (Bill Whelan) и для участия в котором были приглашены музыканты-виртуозы и танцоры из Ирландии. Вышло множество фильмов, таких, например, как "Храброе сердце" ("Braveheart") Мэла Гибсона, посвященных возрождению кельтского самосознания и истории кельтских народов, для которых были записаны великолепные звуковые дорожки.

Множество групп и исполнителей пытаются совместить живое дыхание кельтской музыки с возможностями звукоизвлечения современных электрических инструментов и звукозаписывающей техники, и, надо сказать, это у них здорово получается. Из великого разнообразия таких исполнителей, как Лорина МакКеннитт (Loreena McKennitt), Кэлверли (Calverley), Таннас (Tannas), Скайдэнс (Skyedance) и других, заслуживающих не меньшего внимания, я выбрал одного, о ком бы мне хотелось рассказать вам в первую очередь. Это объясняется и тем, что этот музыкант является настоящим и непревзойденным виртуозом своего инструмента, и его несколько необычным выбором этого самого инструмента (а это своеобразная ирландская гармошка-аккордеон), и тем, что имя этого исполнителя практически неизвестно нашим слушателям, а если и известно, то лишь немногим, особенно искушенным.

Джон Уэлан (John Whelan) родился в городе Данстэйбл, расположенном недалеко от Лондона. Хотя свое детство и юность Джон провел в Англии, воспитан он был на ирландской музыке, исполняемой на скрипках и волынках. В городе Данстэйбл жила большая ирландская община, и отец Джона Дэнис был родом из ирландского графства Вэксфорд. Джон так говорит о своей семье: "Мои домашние были очень традиционными домовладельцами. Мой отец не имел никаких серьезных пороков, кроме одного — он был наркоманом ирландской фолк-музыки". Дэнис всегда брал с собой магнитофон, когда отправлялся на какое-либо из многочисленных шоу, где записывал часы коллективной живой ирландской музыки. Песни Ирландии вызывали сентиментальные слезы, даже когда слова их были непонятны. "Дело было не в словах, но в эмоциях этой музыки. Эта музыка двигала и движет мной", — говорит Джон.

К тому времени, когда Джону исполнилось четырнадцать лет, он уже был победителем многих сезонных чемпионатов кельтской аккордеонной музыки. В этом, прямо скажем, не преклонном возрасте Джон записал свой первый альбом, который назвал в честь отца — "Pride of Wexford" ("Гордость Вэксфорда"). Альбом не стал "платиновым" — печатался медленно, продавался вяло и лежал на полках.

Талант и артистизм Джона расцвел по другую сторону океана — в Америке. Впервые он приехал в США в 1980 году, и уже очень скоро стал работать со знаменитой скрипачкой-виртуозом Эйлин Айверс (Eileen Ivers) из не менее знаменитой труппы "Riverdance" — вместе они образовали один из самых колоритных и праздничных дуэтов ирландской музыки десятилетия. Первый сольный альбом Джона, вышедший в Америке — "From The Heart" ("От сердца") — увидел свет в 1991 году и подтвердил репутацию Джона как незаурядного исполнителя — альбом стал финалистом-лауреатом премии Национальной ассоциации независимых производителей и дистрибьюторов звукозаписи в категории кельтской музыки. В Нью-Йорке Джон нашел еще одну родственную душу — он подружился с ирландским гитаристом Пэтом Килбрайдом (Pat Kilbride) и вместе с ним создал популярную фолк-роковую группу "Kips Bay Ceili Band".

Тем временем имя Джона продвигалось вверх в списках популярности, и исполненные им композиции появились на двух сборных дисках-бестселлерах, изданных фирмой "Narada" — "Celtic Odyssey" (1993) и "Celtic Legacy" (1995). В 1996 году эта фирма подписала контракт с Джоном и издала его первый диск, вышедший под этой маркой, — "Celtic Reflections". Его следующий альбом, "Celtic Crossroads", в работе над которым принимали участие звезда американской кантри-музыки, певица Кэти Маттеа (Kathy Mattea), известная кельтская певица Мэри МакЛафлин (Mary McLaughlin), мультиинструменталист Симус Эган (Seamus Egan) и скрипач Джонни Каннингхэм (Johnny Cunningham), более двух месяцев украшал собой первую десятку лучших альбомов world-музыки в чартах журнала "Биллборд".

Следующий альбом Джона появился в 1998 году, и об этой-то пластинке мне бы и хотелось с вами поговорить. Диск получил название "Flirting With The Edge", которое можно перевести как "Играющий на грани", что, в общем-то, соответствует концепции этого необычного альбома, имеющего подзаголовок "Celtic And Beyond" — "Кельтская музыка, и не только". Действительно, музыка этого альбома балансирует на грани между собственно кельтской традиционной музыкой и музыкой других, совершенно несовместимых, казалось бы, между собой традиций, таких как фламенко или, страшно сказать, черная африканская музыка. Конечно, доля этих традиций в музыке альбома сравнительно невелика — это всего лишь второстепенные инструментальные партии, но, признаться, я никогда до этого не слышал, чтобы кто-нибудь вытворял подобное с кельтской традиционной музыкой. "Я получаю удовольствие от этого, бросая вызов, пересекая все границы и разбивая привычные стереотипы. И это встречает понимание, получает отклик у людей. Это дает мне расти. Хотя люди получают удовольствие от ирландского аспекта в моем творчестве, мне нравится открывать их ум и для других видов музыки."

Столь необычный проект был бы невозможен без участия солидных опытных музыкантов, и для записи этой пластинки Джона их собралось около двадцати персон. Наиболее экзотические фигуры — это исполнитель на калимбе Самите (Samite) родом из Уганды и Оскар Лопес, чилийский гитарист, играющий фламенко. Помимо инструментальных композиций, на пластинке записаны две песни, одну из которых — "Dublin Lady" — пригласили спеть Бернадетт Петерс (Bernadette Peters), а вторую — "Red Is The Rose", шотландскую мелодию, на которую была положена традиционная ирландская лирика — пригласили исполнить известную кельтскую вокалистку Конни Довер (Connie Dover). "Я никогда в жизни не испытывал таких сильных эмоций при работе в студии, — говорит Джон, — мы плакали, слушая "Red Is The Rose" и "My Angel Boy". Это было нашей искренней реакцией на эту музыку."

Джон гордится своей новой группой: "Они исполняют чудесно, звук, который они создают, — это суть нашей музыки. Члены группы просто сроднились друг с другом за время работы над пластинкой, и мы намерены и дальше продолжать наше сотрудничество".

Музыка Джона Уэлана не в последнюю очередь обязана своей неординарностью тому факту, что американская аудитория была просто не готова принять аккордеон как основной и солирующий инструмент. "Люди всегда говорят мне, что никогда не слышали кельтской музыки, исполняемой на аккордеоне, и не представляют себе, как это может быть. Я помогаю им преодолеть это ограниченное мнение. И тогда люди приходят после представления и говорят: "Мы и не думали, что это может быть так здорово. Мы еще никогда так не веселились".

Действительно, веселье — это основная часть, вершина музыки Уэлана. На концертах он скачет по сцене со своей гармошкой, лишь изредка садясь, чтобы перевести дух. "Я люблю играть концерты. Редкость, чтобы я не получил удовольствия от участия в представлении."

Хотя Джон и использует музыку других традиций, но его преданность кельтской музыке непоколебима. Просто он хочет подарить своим слушателям еще кое-что вдобавок. "Если вы откроете свои уши и ум, то сможете понять мою музыку как она есть, а не как какой-то сорт или вид музыки. Когда вы видите множество музыкантов и групп, балдеющих от этой неразберихи, то тогда картина для вас становится яснее. Лично мне нравится работать на обеих сторонах улицы — от фестивалей традиционной музыки до исполнения музыки, от которой получает удовольствие гораздо большая аудитория. Воспоминания моего детства, любовь отца к музыке, различные стили, которые я объединяю своей музыкой, и те чувства, которые я смог посредством своей музыки донести до слушателей, — все это то, из-за чего я так люблю играть." Действительно, в сочной музыке Уэлана гораздо больше от сердца, нежели от ума, в ней больше эмоций, нежели техники и интеллекта. Подводя итоги, Джон говорит: "Это живой альбом, квинтэссенция живой музыки, несмотря на то, что мы не исполняли его перед аудиторией. Для нас было не так важно довести исполнение до совершенства, скорее мы стремились сделать звук живым, реальным — таким, каков он на самом деле".

Андрей ПЕЧКАРЕВ

2000


авторы
Андрей ПЕЧКАРЕВ
музыкальный стиль
кельтская музыка
страна
Великобритания
Расскажи друзьям:

Еще из раздела исполнители на иных инструментах
Gary Burton- Good vibes, Gary! Jean-Luc Ponty - скрипичный ключ к джазу Joe Locke - У меня нет близорукости John "Kaizan" Neptune - волшебный мир сякухати
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com