nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Дживан Гаспарян: Душа абрикосового дерева

Дживан Гаспарян: Душа абрикосового дерева  Весь Ближний и Средний Восток давно уже говорит на диалектах одного и того же музыкального языка, пользуется схожими инструментами. Но есть у каждого из народов свой исконный, главный инструмент, живой отросток его души. Дудук — вещь истинно армянская. Он не восходит к могущественной ирано-арабской традиции, он гораздо старше гимнов во славу Христа, Дитя древней языческой культуры, он дожил до наших времен, как доживает старинная пословица. поражающая своей простотой и образностью.

У дудука особенный неповто­римый голос. Может быть пото­му, что в отличие от собратьев с другими именами он вырезается только из абрикосового дерева? Душа дерева? Или душа армя­нина, которая нашла себя в этой простой, с семью отверстиями, дудке?

Некоторым чересчур впечат­лительным людям бывает эмо­ционально тяжело слушать ду­дук. Они как будто слышат на­стоящий плач и живые вздохи— не бурные рыдания при первом приступе горя, но слезы, льющи­еся от полноты осознания утра­ты. Для других звучание дудука — возвышенная сублимация скорби, чистый настой, получен­ный перегонкой слез из разных по времени и месту источников. Именно поэтому дудук может служить лекарством, врачую­щим ссадины и кровоподтеки каждой души.

В жизни народа он звучит на свадьбах и веселых застольях так же часто, как и на похоронах. Армяне говорят: "Свадьба без дудука — не свадьба, а если по­хороны без дудука, значит хоро­нят не того". Мастер солирует, один или два аккомпанирующих музыканта-" дамкаШа" издают так называемый "дам" — непре­рывный звук, получаемый при помощи особой техники цирку­лярного дыхания (щеки при этом надуваются в точности так же, как у знаменитого Диззи Гиллес­пи).

Для танцевальной, ритмич­ной музыки к дудукам присоеди­няется барабан-"дхол". Но даже в полноту веселья дудук привно­сит грусть. Мягкий его тембр не­вероятно близок к женскому го­лосу. Вибрато, для которого му­зыкант работает нижней губой, рельефно передает скорбные вздохи — протянув руку, слуша­тель. кажется, может тронуть их кончиками пальцев.

В игре на дудуке главное не беглость, а качество звука, которое можно совершенствовать бесконечно. Этот простой на вид инструмент с двойной камышо­вой тростью имеет семь отвер­стий на лицевой стороне и одно на тыльной. Стандартный диа­пазон дудука ограничен октавой и диатоническим звукорядом. Извлечение хроматических нот уже само по себе требует мас­терства — умения не полностью перекрывать отверстия, в нуж­ной степени регулируя при этом дыхание.

Сувенирные дудуки, которые обычно продаются в магазинах, звучат гораздо беднее настоя­щих инструментов. Большие мастера-производители известны по именам и ставят на инстру­менте свое клеймо. Мастер Кар­лен "MKS", мастер Рубен "RR" и мастер Сурен "SAM" используют только самую сердцевину абри­косового- дерева и вырезают всего несколько дудуков из той заготовки, из которой обычно по­лучается двадцать-тридцать ин­струментов.

Для трости по традиции ис­пользуют камыш, растущий по берегам Аракса. Ее длина от 9 до 14 сантиметров соответствует длине самого инструмента от 30 до 40 сантиметров. Перед иг­рой трость нужно заранее гото­вить: взять губами и дуть, мед­ленно и осторожно, чтобы сплюснутый конец приоткрылся. После исполнения трость долж­на просохнуть на открытом воз­духе. Обычно трости хранят в футлярах (например, футлярах для очков) с отверстиями, про­сверленными для вентиляции.

Для сохранности самой дере­вянной трубки нужно слегка сма­зывать ореховым или миндаль­ным маслом ее наружную по­верхность. Иногда используют старинный метод—заворачива­ют несколько очищенных грец­ких орехов в ткань и постукивают до тех пор, пока масляные пятна не проступят на поверхности. Этот кусок ткани можно несколь­ко раз использовать для протир­ки дудука.

"Раскрутка" дудука на Западе. связана с двумя событиями. В 1988 году вышел на экраны фильм М.Скорсезе "Последнее искушение Христа". Саундтрек Питера Гэбриэла до сих пор ос­тается одним из самых культо­вых в истории музыки для кинематографа. Ключевую роль в нем играют восточные инструменты и среди них дудук Ваче Овсепяна.

В том же 1988 году в Москву приехал Брайан Ино. Здесь он приобрел диск Дживана Гаспаряна, выпущенный фирмой ’ Мелодия", и под впечатлением от мастерства музыканта пригласип его в Лондон. Организовал концерты, записи на студии, переиздал в следующем году гаспаряновский диск под назван ем "I Wouldn't Be Sad In This World"

Заговорив .о дудуке, с неизбежностью говоришь о Гаспаряне и наоборот. Именно он в последнее десятилетие стал мотором, который.окончательно вывел дудук на мировую орбиту. Этот человек успел побывать везде — от Лос-Анджелеса до Токио, от Стамбула до Санкт- Петербурга. Во время выступлений в Японии тамошние специалисты записали звучание дудука и попытались его синтезировать. Духовые вообще плохо поддаются компьютерному iвоссозданию, но дудук в особенности^ сколько-нибудь приемлемого результата добиться не удалось. В США после его концертов бы­ла опубликована статья под на­званием "The Duke of Duduk", a титул Дюка (Герцога) американ­цы дают в музыке не часто. В Москве Гаспарян участвовал в фестивале восточной музыки под названием "Orion Cup*, Дм. Дибров активно пропагандирует его творчество вначале в ’Ант­ропологии", теперь в "Ночной смене" на ОРТ. Не только геогра­фия выступлений, но и партне­ры Гаспаряна чрезвычайно раз­нообразны: от "Кронос-квартета" до Лос-Анджелесского сим­фонического оркестра, от Лайо­нела Ричи до Бурхана Оджала.

Родился Дживан в 1928 году в деревушке Солаг неподалеку от Еревана. Учиться игре на дудуке начал с раннего детства. До войны в ереванском кинотеатре "Москва" играли дудукисты - таперы, аккомпанируя экранным страстям. Можно представить, как парадоксально иногда сочетается восточная музыка с изображением роковой любви в каком-нибудь из светских салонов Парижа. Особенный восторг у ребенка вызывала игра Маркара Маркаряна. Однажды, накопив деньги на сдаче стеклотары, маленький Дживан принес их мастеру. Тот денег не взял и подарил один из своих инструментов.

Со временем мальчик многого добился. В 1973 году получил звание Народного артиста Армянской ССР. Стал профессором консерватории имени Комитаса, изобрел бас-дудук. Участвовал в фестивалях под эгидой ЮНЕСКО, получил золотые медали в 1959, 1962, 1973 и 1980 годах. В 1983 году о нем и о его творчестве был снят документальный фильм.

До начала перестройки у Гаспаряна были проблемы с индивидуальным выездом за рубеж, хотя в представительные группы "звезд" его включали не раз. Например, в 1959 году, когда более полутора сотен ведущих мастеров советского искусства отправились в США. Если перечислить сильных мира сего, для которых играл Гаспарян, может показаться, что он повторил судьбу придворных музыкантов Древнего Востока, услаждавших своей игрой слух шахов, султанов и великих ханов. "Дядя Дживан" играл для Сталина, Хрущева, Брежнева, британской королевы и персидского шаха, президента Кеннеди и эмира Кувейта. Но в реальности продолжал жить в Ереване, преподавать в консерватории, растить учеников. Его искусством восхищались, но по большому счету ни он сам, ни дудук еще не были известны широкой публике за пределами Армении.

С началом 90-х все измени­лось: одно к лучшему, другое к худшему. Гастроли за рубежом и сбережения, обесценившиеся в результате инфляции. В Арме­нии из-за блокады не было ни электричества, ни тепла. Как го­ворит сам Гаспарян, без хлеба он еще мог вытерпеть, но без света — никак. Приехал в Кали­форнию с пустыми карманами, играл в местном армянском рес­торане.

Однажды во время многолюд­ного застолья к Дживану обра­тился старик-армянин, ребен­ком спасшийся в 1915 году от ту­рецкой резни и всю жизнь проживший в Америке. Попросил сыграть "на бис" старинную песню и умер от сердечного приступа, не дослушав ее. За столом присутствовал и писатель Уильям Сароян. Он сказал потом, что старик этот счастливец - не каждому дано уйти в иной мир под такую красивую молитву.

Гаспарян удивительным образом совмещает в себе две ипостаси. Патриархальный советский армянин виден в манере вести себя на сцене и давать интервью, особенно когда 'дядя Дживан" добродушно признается, что пропускает перед кон цертом стаканчик-другой водки для вдохновения. Но есть в его личности и другая сторона — он современный музыкант, всегда готовый экспериментировать, соединяя свой неповторимый голос с голосами "из других миров".От магического, шамэнского вокала Саинхо в альбоме Naked Spirit до арфы Андреаса Волленвайдера в Andreas Voleenveider & Friends и экспериментальной, выполненной по спецзаказу электрогитары Майкла Брука в альбоме Black Rock.

Кстати, Майкл Брук устроил себе самому и этому достаточно экспериментальному альбому своеобразный тест. Прилетев в Лос-Анджелес, поставил этот альбом таксисту-армянину, который вез его их аэропорта. Поинтересовался, насколько сохранилась национальная окраска после окончательной обработки в студии, и успокоился, получив положительный ответ.

Дудук Гаспаряна востребован в мировом кинематографе. Он звучит в таких фильмах, как "Русский Дом". "Ворон", "Календарь", "Евгений онегин", "Сейдж", "Гладиатор".

Получив приглашение участвовать в записи музыки к "Гладиатору", Гаспарян удивился, что его позвали исполнять нотированную музыку.Решил, что заказчику виднее, и послушно сыграл все необходимое.Потом Ганс Циммер попросил сыграть импровизацию. В конце конуов именно она прозвучала с экрана и многие признавались, что именно дудук Гаспаряна стал камертоном всей музыки к фильму, саундтрек которого получил "Золотой Глобус" в 2001 году. Сам Циммер назвал Гаспаряна одним из самых удивительных музыкантов мира, чье уникальное звучание сразу западает в память.

(Похожая история произошла и раньше, на озвучивание американцами "Русского Дома". Гаспарян в последний момент у3видел, что диапазон дудука не позволяет сыграть написанные ноты и стал импровизировать во время записи).

На здоровье мастер пока не жалуется, утверждая, что никогда еще не обращался к доктору. В 2001 году Дживан был главной звездой на фестивале дудука в армянском городе Гюмри, куда приехал поиграть вместе с Майклом Бруком, Полем Агилерой, Дирком Кемпбеллом и другими своими друзьями-партнерами. У него сейчас как никогда много планов: выпустить диск совместно с симфоническим оркестром, записать 4 дудука с хором. м2, Не теряя своей восточной сути, своей связи с народной душой, дудук становится инструментом мировым. Нам еще предстоит услышать его в новых и неожиданных музыкальных контекстах.

Карен Агекян


Jazz-Квадрат, №6 /2001


стиль
этно
страна
Армения


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела исполнители на иных инструментах

  • стиль: джаз, джаз
Имя Гэри Бертона сейчас известно, наверное, любому джаз-фэну. Можно по-разному относиться к вибрафону в джазе вообще, но нельзя не признать, что теперь, особенно после смерти Милта Джексона, Бертон остается самым значительным представителем этого ...
  • стиль: этно, этно
В настоящее время все больше людей — как исполнителей, так и слушателей — отходит от стандартов коммерческой поп-культуры и обращается к музыке, корни которой тянутся к традиционной культуре древних народов, будь то китайская, индийская, японская ...
  • стиль: джаз, джаз
Сложно отрицать очевидное: времена наивысшей популярности французского джазового скрипача Жан-Люка Понти остались позади, в уже довольно далеких семидесятых. "Так зачем вам понадобилось сегодня вспоминать именно это имя?" — может спросить иной ...
  • стиль: джаз, джаз
"У меня нет близорукости во взглядах на то, что такое джаз, - смеется нью-йоркский вибрафонист Джо Локк. - В чем угодно можно найти классную гармонию и сделать джазовую интерпретацию. Вот, например, у Аланис Моррисетт есть классная песня на альбоме ...
  • стиль: этно, этно
Джон "Кайдзан" Нептюн — один из признанных мастеров сякухати, японской бамбуковой флейты, которая тесно связана с японской музыкальной традицией, в частности, с практикой буддийской школы дзэн. Артист широко известен в Японии и в других странах не ...
  • стиль: джаз, джаз
Подобно тому, как имя Дюка Эллингтона для широких масс любителей джаза, и не только для них, ассоциируется с "Караваном" (хотя и не Эллингтон является автором этой темы), Тилеманс — в первую очередь, безусловно, автор "Блюзетта", одного из наиболее ...
  • стиль: джаз, джаз
Вы любите валторну? Вопрос, наверное, праздный. Звучание инструмента настолько воздушно, тембр настолько мягок, нежен, тепл и густ, что звуки, льющиеся из его раструба, суть не медь, но мед. А образ, дизайн, а конфигурация? Взглянешь на валторну — и ...
  • стиль: блюз, блюз
Музыкант, родив­шийся в 40-х го­дах прошлого ве­ка в Дельте Мис­сисипи, в юности изучавший сек­реты блюза в Мемфисе, затем ставший вместе с Мадди Уотерсом завсегдатаем на сценах черных баров знаме­нитой Южной Стороны Чика­го, а в хипповских 60-х ...
  • стиль: джаз, джаз
Начнем с тривиального: джаз несет людям радость. Точнее, должен нести, если это хороший джаз, независимо от его стилистики. Иногда даже качество исполнения не является решающим фактором. Если достаточно рядовой по технике музыкант сам испытывает ...
  • стиль: этно, этно
Кто из нас не держал хоть раз в руках гитару, не пытался с большим или меньшим успе­хом взять аккорд? Предком гитары считают знаменитую лютню, не раз запечатленную на картинах великих европей­ских живописцев. Как и мно­гое другое, этот инструмент ...
  • стиль: блюз, блюз
Отстраненно прочитав приведенный ниже текст, увлеченно ском­пилированный молодым человеком, я совершил довольно стран­ный, если смотреть со стороны, поступок: взял губную гармонику (карманную Silver Star - Hohner за $10), включил на всю катушку " ...
  • стиль: джаз, джаз
Аркадий Шилклопер для нашего журнала - имя зна­ковое: его портрет украша­ет обложку первого номера Jazz-Квадрата. А незадолго до его выхода в свет Аркадий впервые выступил в столице Беларуси. Второе его высту­пление в Минске состоялось лишь через 10 ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com