nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Дживан Гаспарян: Душа абрикосового дерева

стиль:

Дживан Гаспарян: Душа абрикосового дерева
Весь Ближний и Средний Восток давно уже говорит на диалектах одного и того же музыкального языка, пользуется схожими инструментами. Но есть у каждого из народов свой исконный, главный инструмент, живой отросток его души. Дудук — вещь истинно армянская. Он не восходит к могущественной ирано-арабской традиции, он гораздо старше гимнов во славу Христа, Дитя древней языческой культуры, он дожил до наших времен, как доживает старинная пословица. поражающая своей простотой и образностью.

У дудука особенный неповто­римый голос. Может быть пото­му, что в отличие от собратьев с другими именами он вырезается только из абрикосового дерева? Душа дерева? Или душа армя­нина, которая нашла себя в этой простой, с семью отверстиями, дудке?

Некоторым чересчур впечат­лительным людям бывает эмо­ционально тяжело слушать ду­дук. Они как будто слышат на­стоящий плач и живые вздохи— не бурные рыдания при первом приступе горя, но слезы, льющи­еся от полноты осознания утра­ты. Для других звучание дудука — возвышенная сублимация скорби, чистый настой, получен­ный перегонкой слез из разных по времени и месту источников. Именно поэтому дудук может служить лекарством, врачую­щим ссадины и кровоподтеки каждой души.

В жизни народа он звучит на свадьбах и веселых застольях так же часто, как и на похоронах. Армяне говорят: "Свадьба без дудука — не свадьба, а если по­хороны без дудука, значит хоро­нят не того". Мастер солирует, один или два аккомпанирующих музыканта-" дамкаШа" издают так называемый "дам" — непре­рывный звук, получаемый при помощи особой техники цирку­лярного дыхания (щеки при этом надуваются в точности так же, как у знаменитого Диззи Гиллес­пи).

Для танцевальной, ритмич­ной музыки к дудукам присоеди­няется барабан-"дхол". Но даже в полноту веселья дудук привно­сит грусть. Мягкий его тембр не­вероятно близок к женскому го­лосу. Вибрато, для которого му­зыкант работает нижней губой, рельефно передает скорбные вздохи — протянув руку, слуша­тель. кажется, может тронуть их кончиками пальцев.

В игре на дудуке главное не беглость, а качество звука, которое можно совершенствовать бесконечно. Этот простой на вид инструмент с двойной камышо­вой тростью имеет семь отвер­стий на лицевой стороне и одно на тыльной. Стандартный диа­пазон дудука ограничен октавой и диатоническим звукорядом. Извлечение хроматических нот уже само по себе требует мас­терства — умения не полностью перекрывать отверстия, в нуж­ной степени регулируя при этом дыхание.

Сувенирные дудуки, которые обычно продаются в магазинах, звучат гораздо беднее настоя­щих инструментов. Большие мастера-производители известны по именам и ставят на инстру­менте свое клеймо. Мастер Кар­лен "MKS", мастер Рубен "RR" и мастер Сурен "SAM" используют только самую сердцевину абри­косового- дерева и вырезают всего несколько дудуков из той заготовки, из которой обычно по­лучается двадцать-тридцать ин­струментов.

Для трости по традиции ис­пользуют камыш, растущий по берегам Аракса. Ее длина от 9 до 14 сантиметров соответствует длине самого инструмента от 30 до 40 сантиметров. Перед иг­рой трость нужно заранее гото­вить: взять губами и дуть, мед­ленно и осторожно, чтобы сплюснутый конец приоткрылся. После исполнения трость долж­на просохнуть на открытом воз­духе. Обычно трости хранят в футлярах (например, футлярах для очков) с отверстиями, про­сверленными для вентиляции.

Для сохранности самой дере­вянной трубки нужно слегка сма­зывать ореховым или миндаль­ным маслом ее наружную по­верхность. Иногда используют старинный метод—заворачива­ют несколько очищенных грец­ких орехов в ткань и постукивают до тех пор, пока масляные пятна не проступят на поверхности. Этот кусок ткани можно несколь­ко раз использовать для протир­ки дудука.

"Раскрутка" дудука на Западе. связана с двумя событиями. В 1988 году вышел на экраны фильм М.Скорсезе "Последнее искушение Христа". Саундтрек Питера Гэбриэла до сих пор ос­тается одним из самых культо­вых в истории музыки для кинематографа. Ключевую роль в нем играют восточные инструменты и среди них дудук Ваче Овсепяна.

В том же 1988 году в Москву приехал Брайан Ино. Здесь он приобрел диск Дживана Гаспаряна, выпущенный фирмой ’ Мелодия", и под впечатлением от мастерства музыканта пригласип его в Лондон. Организовал концерты, записи на студии, переиздал в следующем году гаспаряновский диск под назван ем "I Wouldn't Be Sad In This World"

Заговорив .о дудуке, с неизбежностью говоришь о Гаспаряне и наоборот. Именно он в последнее десятилетие стал мотором, который.окончательно вывел дудук на мировую орбиту. Этот человек успел побывать везде — от Лос-Анджелеса до Токио, от Стамбула до Санкт- Петербурга. Во время выступлений в Японии тамошние специалисты записали звучание дудука и попытались его синтезировать. Духовые вообще плохо поддаются компьютерному iвоссозданию, но дудук в особенности^ сколько-нибудь приемлемого результата добиться не удалось. В США после его концертов бы­ла опубликована статья под на­званием "The Duke of Duduk", a титул Дюка (Герцога) американ­цы дают в музыке не часто. В Москве Гаспарян участвовал в фестивале восточной музыки под названием "Orion Cup*, Дм. Дибров активно пропагандирует его творчество вначале в ’Ант­ропологии", теперь в "Ночной смене" на ОРТ. Не только геогра­фия выступлений, но и партне­ры Гаспаряна чрезвычайно раз­нообразны: от "Кронос-квартета" до Лос-Анджелесского сим­фонического оркестра, от Лайо­нела Ричи до Бурхана Оджала.

Родился Дживан в 1928 году в деревушке Солаг неподалеку от Еревана. Учиться игре на дудуке начал с раннего детства. До войны в ереванском кинотеатре "Москва" играли дудукисты - таперы, аккомпанируя экранным страстям. Можно представить, как парадоксально иногда сочетается восточная музыка с изображением роковой любви в каком-нибудь из светских салонов Парижа. Особенный восторг у ребенка вызывала игра Маркара Маркаряна. Однажды, накопив деньги на сдаче стеклотары, маленький Дживан принес их мастеру. Тот денег не взял и подарил один из своих инструментов.

Со временем мальчик многого добился. В 1973 году получил звание Народного артиста Армянской ССР. Стал профессором консерватории имени Комитаса, изобрел бас-дудук. Участвовал в фестивалях под эгидой ЮНЕСКО, получил золотые медали в 1959, 1962, 1973 и 1980 годах. В 1983 году о нем и о его творчестве был снят документальный фильм.

До начала перестройки у Гаспаряна были проблемы с индивидуальным выездом за рубеж, хотя в представительные группы "звезд" его включали не раз. Например, в 1959 году, когда более полутора сотен ведущих мастеров советского искусства отправились в США. Если перечислить сильных мира сего, для которых играл Гаспарян, может показаться, что он повторил судьбу придворных музыкантов Древнего Востока, услаждавших своей игрой слух шахов, султанов и великих ханов. "Дядя Дживан" играл для Сталина, Хрущева, Брежнева, британской королевы и персидского шаха, президента Кеннеди и эмира Кувейта. Но в реальности продолжал жить в Ереване, преподавать в консерватории, растить учеников. Его искусством восхищались, но по большому счету ни он сам, ни дудук еще не были известны широкой публике за пределами Армении.

С началом 90-х все измени­лось: одно к лучшему, другое к худшему. Гастроли за рубежом и сбережения, обесценившиеся в результате инфляции. В Арме­нии из-за блокады не было ни электричества, ни тепла. Как го­ворит сам Гаспарян, без хлеба он еще мог вытерпеть, но без света — никак. Приехал в Кали­форнию с пустыми карманами, играл в местном армянском рес­торане.

Однажды во время многолюд­ного застолья к Дживану обра­тился старик-армянин, ребен­ком спасшийся в 1915 году от ту­рецкой резни и всю жизнь проживший в Америке. Попросил сыграть "на бис" старинную песню и умер от сердечного приступа, не дослушав ее. За столом присутствовал и писатель Уильям Сароян. Он сказал потом, что старик этот счастливец - не каждому дано уйти в иной мир под такую красивую молитву.

Гаспарян удивительным образом совмещает в себе две ипостаси. Патриархальный советский армянин виден в манере вести себя на сцене и давать интервью, особенно когда 'дядя Дживан" добродушно признается, что пропускает перед кон цертом стаканчик-другой водки для вдохновения. Но есть в его личности и другая сторона — он современный музыкант, всегда готовый экспериментировать, соединяя свой неповторимый голос с голосами "из других миров".От магического, шамэнского вокала Саинхо в альбоме Naked Spirit до арфы Андреаса Волленвайдера в Andreas Voleenveider & Friends и экспериментальной, выполненной по спецзаказу электрогитары Майкла Брука в альбоме Black Rock.

Кстати, Майкл Брук устроил себе самому и этому достаточно экспериментальному альбому своеобразный тест. Прилетев в Лос-Анджелес, поставил этот альбом таксисту-армянину, который вез его их аэропорта. Поинтересовался, насколько сохранилась национальная окраска после окончательной обработки в студии, и успокоился, получив положительный ответ.

Дудук Гаспаряна востребован в мировом кинематографе. Он звучит в таких фильмах, как "Русский Дом". "Ворон", "Календарь", "Евгений онегин", "Сейдж", "Гладиатор".

Получив приглашение участвовать в записи музыки к "Гладиатору", Гаспарян удивился, что его позвали исполнять нотированную музыку.Решил, что заказчику виднее, и послушно сыграл все необходимое.Потом Ганс Циммер попросил сыграть импровизацию. В конце конуов именно она прозвучала с экрана и многие признавались, что именно дудук Гаспаряна стал камертоном всей музыки к фильму, саундтрек которого получил "Золотой Глобус" в 2001 году. Сам Циммер назвал Гаспаряна одним из самых удивительных музыкантов мира, чье уникальное звучание сразу западает в память.

(Похожая история произошла и раньше, на озвучивание американцами "Русского Дома". Гаспарян в последний момент у3видел, что диапазон дудука не позволяет сыграть написанные ноты и стал импровизировать во время записи).

На здоровье мастер пока не жалуется, утверждая, что никогда еще не обращался к доктору. В 2001 году Дживан был главной звездой на фестивале дудука в армянском городе Гюмри, куда приехал поиграть вместе с Майклом Бруком, Полем Агилерой, Дирком Кемпбеллом и другими своими друзьями-партнерами. У него сейчас как никогда много планов: выпустить диск совместно с симфоническим оркестром, записать 4 дудука с хором. м2, Не теряя своей восточной сути, своей связи с народной душой, дудук становится инструментом мировым. Нам еще предстоит услышать его в новых и неожиданных музыкальных контекстах.

Карен Агекян


Jazz-Квадрат, №6 /2001


страна
Армения
Расскажи друзьям:

Еще из раздела исполнители на иных инструментах
Аркадий Шилклопер - золотой рог виртуоза Charlie Musselwhite - Белый негр Lionel Hampton - Энергия радости Rabih Abou-Khalil, Anouar Brahem - Шелест струн Востока
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com