nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Herbie Hancock & Wayne Shorter - Сладкая парочка

стиль:

Herbie Hancock & Wayne Shorter - Сладкая парочка Херби Хэнкок и Уэйн Шортер объединили усилия для записи альбома редкостных дуэтов фортепиано и сопрано-саксофона, альбома, которому наверняка суждено оставить заметный след в истории современного джаза. Плод их сотрудничества, альбом "1+1", вышел под маркой "Verve Records" в июле этого года. Судя по разговорам о совместном проекте Хэнкока и Шортера, которые шли еще с зимы, альбом следовало расценивать как одну из наиболее многообещающих джазовых записей последних лет. Работа, объединившая двух творцов-гигантов, чье сотрудничество началось в теперь уже классическом Квинтете Майлза Дэвиса в середине 60-х, "1+1", включивший 10 дуэтов-откровений, превзошел все ожидания.

И Шортер, и Хэнкок пришли к сотрудничеству на волне своих индивидуальных успешных записей, выпущенных фирмой грамзаписи "Verve" в последнее время. За "High Life", первый сольный альбом, вышедший в течение 7 последних лет и включающий оригинальные сочинения Шортера, аранжированные для оркестра и электроакустического ансамбля, играющего в стиле "хай энерджи", Уэйн был удостоен премии ГРЭММИ 1997 г. в номинации "Лучшее исполнение современного джаза". Что же касается Хэнкока, то он еще раз подтвердил свое реноме новатора во всех направлениях современной музыки, поразив как критиков, так и публику работой "The New Standard" — собранием изобретательных интерпретаций современных композиций Принса, Стиви Уандера, Питера Гэбриэла, Курта Кобэйна и других.

Несмотря на то, что Уэйн и Херби более 30 лет назад вместе вошли в историю джаза, со времени 6-месячного турне 1992 г. "Tribute to Miles" ("Посвящение Майлзу"), которое они совершили вместе с трубачом Уоллесом Роуни, контрабасистом Роном Картером и покойным Тони Уилльямсом — ударником, и которое легло в основу одноименного альбома, завоевавшего ГРЭММИ 1994 г., у них не было сколько-нибудь продолжительной совместной работы.

В соответствии с импровизационной природой жанра идея "1+1" спонтанно родилась из выступления дуэта Шортер-Хэнкок на концерте "Праздник американской музыки" в Кеннеди-центре в Вашингтоне в ноябре прошлого года.

— Как только я сошел со сцены, — вспоминает Хэнкок, — Пэт Мэтини, также участвовавший в концерте, сказал: "Знаешь, ты и Уэйн должны вместе записать альбом". С этого-то все и началось".

Шортер вспоминает, как после концерта к нему подошел Билл Косби:

— Он сгреб меня и сказал: "Это было великолепно!" И то, как он это сказал, утвердило меня в намерении записать альбом с Хэрби. Мы поняли, что пора это сделать.

В тот вечер Хэнкок и Шортер играли "Memory of Enchantment", сочинение Майкла Борстлэпа, за которое он был удостоен награды на конкурсе композиций имени Телониуса Монка в 1996 г. Это — единственный номер альбома "1+1", не являющийся сочинением кого-либо из участников дуэта. Из 9 остальных 3 написаны Хэнкоком, 3 — Шортером и 3 — совместно обоими музыкантами. Некоторые композиции появились в результате творческой переработки идей прежних лет. Это шортеровская "Дайэна", написанная в 70-е для дочери Айрто Морейра и Флоры Пурим, хэнкоковская "Тема Джоанны", сочиненная для фильма "Пожелание смерти". Это еще одна тема Хэнкока, "Sonrisa" (по-испански — улыбка), вначале появившаяся на его сольном альбоме, вышедшем в Японии, позже переделанная им в песню "Trust me" для собственного вокала с применением вокодера. Остальные композиции явно навеяны сегодняшними реалиями, например, короткая, близкая к фанку "Hale Bopp, Hip-Hop", или шортеровская блюзообразная "Aung San Suu Kyi", посвященная находящейся под домашним арестом в Мьянме бирманскому демократическому лидеру. Так или иначе, независимо от того, стар или нов замысел, импровизация всегда свежа. Как говорит Шортер, "...мы так составили эти композиции, что независимо от их структуры мы были во власти неизведанного".

Находясь в авангарде столь многих направлений современной музыки, начиная с совместной работы с Майлзом (дальше Шортеру как основателю группы "Weather Report" пришлось принять плодотворное участие в развитии фьюжн-джаза, хэнкоковские же многочисленные эксперименты в области фанка, диско и поп-музыки в составе "Headhunters" и других коллективов общеизвестны), и саксофонист, и клавишник всегда были фигурами, способными так или иначе влиять на ход истории музыки.

"Мы никогда не вступали ни с кем в заумные дискуссии о том, что и как делать," — говорит Шортер, — "когда мы были молоды, мы никого не слушали, на настоящий же момент мы уже порядочно живем на этом свете, чтобы принять чей-либо совет."

"Макс Роуч, Сонни Роллинз и Рой Хэйнз все еще с нами, — замечает Хэнкок, — а скольких пришедших до нас с Уэйном уже нет! Пусть мы по-прежнему играем новую музыку, но в определенном смысле мы с ним — старая гвардия.

Тем не менее мы и дальше будем жить, как жили, не подыгрывая ничьим надеждам, что, возможно, мы утихомиримся. Это означает гнуться под ударами извне — да мы просто не умеем этого! Главным же было то, что мы чувствовали, что действительно поймали момент, поняли и время, и себя, и еще поняли нечто в музыке, что невозможно подделать".

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ

Фото — Michael O'Neil


авторы
Сергей ЗОЛОТОВ
музыкальный стиль
мэйнстрим, фьюжн
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела релизы
Бокс-сет к 50-летию The Preservation Hall Jazz Band Luna Blanca приглашает всех в Эльдорадо Клара Понти теперь еще и поет "Десятка" Джейсона Морана
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com