Все, кому не чужды идеи свободного импровизационного нового джаза, просто не имеют права пропустить это альбом. "A.D.D. Trio" — швейцарская группа, в которой... нет ни одного урожденного швейцарца. Роберт Дик — нью-йоркский флейтист, который сменил местожительство после женитьбы, Кристи Доран родился в Дублине, но, правда, живет в Швейцарии уже давно, а Стив Аргелес — лондонский ударник-самоучка — какое-то время работал в самом известном в Англии джаз-клубе Ронни Скотта, а потом, когда мейнстрим ему надоел до чертиков, перебрался попытать счастья на континент.
Все три музыканта — профессионалы высшего класса, виртуозы своих инструментов, и даже изобретатели. Особенно отличился на этом поприще Роберт Дик, который мало того, что играет на всех разновидностях флейт — от малютки пикколо до монстра — контрабас-флейты, так еще и разработал идею совершенно нового инструмента, который назвал "glissando headjoint". Это телескопически раздвигающееся устройство на основе флейты, которое, как ясно из названия, позволяет играть на нем глиссандо, то есть плавно изменять высоту тона. Такие "подтяжки" звука не только оригинальны сами по себе, но и придают саунду ансамблю совершенно новое неожиданное качество — флейта и гитара оказываются чертовски похожи, чуть ли не родственны друг другу.
Музыка трио по-европейски подчеркнуто интеллектуальна, местами суховата, в ней нет эдакой американской бесшабашности и надрыва, но она захватывает внимание слушателя практически сразу и уже не отпускает до финала последней композиции. По-моему, это происходит благодаря тому, что она, несмотря на всю свободу и импровизационность, полна четких мелодических и ритмических структур, иногда простых, иногда весьма сложных, но уху всегда есть за что "зацепиться". Исполнители дают простор друг для друга — никто никого не подавляет и не тащит за собой, а взаимная согласованность порой даже оставляет впечатление того, что они буквально обо всем договорились заранее. Хотя это и не так.
И еще. На примере этого альбома хорошо видно, что "думающая", креативная музыка вовсе не обязательно должна быть сверхсложной и такой уж интровертной. Некоторые пьесы, например, заводную, почти фанковую "Whammy Bar", можно смело рекомендовать практическому любому поклоннику фьюжн — а после нее, глядишь, и еще на что-нибудь похожее потянет...
В целом к фри-джазу я отношусь вполне терпимо, особенно в его сценическом воплощении, поскольку эту музыку трудно представить без визуальной поддержки: собственно музыкальный артистизм в области фри порой просто неотделим от артистизма исполнителей. ...
Очень непростая для восприятия программа музыканта, имя которого в последние годы практически всегда называется в числе тех, кто, собственно, двигает джазовую музыку вперед, не позволяя ей ни свалиться в объятия разного рода "смуса", ни уйти в ...
За названием "Toronto Art Ensemble" стоит очередной проект уже знакомого читателям нашего "CD-обзора" канадского джазового пианиста, композитора и педагога Глена Холлза. Проект громадный по масштабам не только джаза, но и академической музыки. Дело ...
"Weather Report" — это, с некоторой натяжкой, "Beatles" музыки фьюжн. Так же, как ливерпульская четверка, эта группа уже ушла в историю, оставив множество безутешных поклонников, так же она уже не сможет возродиться в своем звездном составе ...
Этот альбом — всего второй в творческой биографии интернационального квартета, собравшегося в январе 1995 года. Музыканты выступали на разогреве у Дидье Локвуда, Дейва Либмена, Клауса Игнацека. В составе группы — ирландец Фрэнки Роуз, итальянцы ...
На первом диске новой серии NOVA мюнхенского лейбла *Enja Rec." представлена запись нью-йоркского камерного Absolute Ensemble с программой актуальной академической музыки. (Про второй альбом из этой серии вы уже могли прочитать в CD-обзоре ...
Имя Ахмада Джамала еще не было столь известным, когда ему сильно повезло: его заметил Майлс Дэвис и так восхитился его игрой, что стал настоятельно советовать всем пианистам своей студии прислушиваться к нему. Подтверждением тому служит, например, ...
Гитарист Александр Виницкий, который родился в Омске, в джаз пришел достаточно легко, но вот издание этого альбома предваряли многие события. Он сначала начал играть джаз, а потом — ему учиться, что было, в целом, актом достаточно формальным. ...
Никогда бы не подумал, что от спонтанной импровизации, по- джазовому говоря, "собаки", можно получать такую гамму чувств и эмоций, как от дуэта Вапиров-Кузнецов. Современный фри-джаз в подавляющем большинстве своем либо сух и рационален, либо ...
Второй альбом Антона Шварца отчасти похож на первый, однако... только с первого взгляда. Та же легкость восприятия, но музыка стала глубже и мудрее, ее уже сложно назвать поверхностной, как во многих фрагментах того альбома 1998 года "When Music ...
Почти два года назад (см. «Jazz-Квадрат», №1/99) мы говорили о дебютном альбоме итальянского пианиста Антонио Фарао на Enja. И вот вслед за Black Inside пришел черед Thorn. За прошедшие пару лет Фарао укрепил свою репутацию одного из ...
Фердинандо Ардженти (р.1954) — музыкант италоамериканского происхождения, как и Чик Кориа или Джо Ловано. Но в отличие от них, Ардженти родился не в Штатах, а на своей исторической родине, в старинном городе Пиза и лишь с середины 90-х, уже ...