Anatoly Vapirov / Yury Kuznetsov - Bridge Over Sea
14.12.2014
Никогда бы не подумал, что от спонтанной импровизации, по- джазовому говоря, "собаки", можно получать такую гамму чувств и эмоций, как от дуэта Вапиров-Кузнецов. Современный фри-джаз в подавляющем большинстве своем либо сух и рационален, либо сугубо энергетичен и дает слушателю в основном ощущение драйва, потока музыкального сознания. И в том, и в ином случае воздействие по сути своей сугубо интеллектуально и требует изрядной подготовленности слушателя. Во всяком случае я практически не встречал такого любителя красивого романтического джаза, который вдруг резко проникся бы любовью к музыкальным шарадам Сесила Тейлора и уж тем более Ивэна Паркера.
Данный альбом — счастливое и редкое исключение. Впрочем, это относится не только к одной пластинке, а к творчеству дуэта вообще. Они давно уже выступают вместе и все, кто их слышали, отмечают лирические, порой почти песенные мотивы, которые пронизывают их импровизации, а также подлинный драматизм и глубину разворачивающегося музыкального действа. Один их совместный альбом уже рецензировался на наших страницах и получил самые восторженные оценки, и, надо признаться, я ставил этот, новый диск в проигрыватель не без опасений — очень не хотелось разочаровываться. Действительность переломила все возможные опасения — хотелось услышать нечто, хотя бы равное по силе воздействия предыдущему альбому, а получилось намного интереснее, эмоциональнее и мощнее.
Одиннадцать пьес без названия похожи на одиннадцать совершенно разных рассказов — каждый со своим характером, где-то меланхоличным и напевным, где-то драматичным и резким, где-то фольклорно-прибау- точным, где-то балаганно-театральным, но всегда предельно выразительным и четким. Сюжетности и тематизму этой музыки, хотя ведь и свободной по форме, может позавидовать иная баллада — столько в альбоме внутренней силы, страсти, и так явно ощущается присутствие мелодического "стержня", на который нанизываются прихотливые импровизации... Проверено на практике — люди, очень и очень скептически воспринимающие фри-джаз, слушали дуэт Вапиров-Куэнецов с выражением сначала интереса, а потом и восторга на лице. Очень жаль, что редки их концерты на российских джазовых просторах.
Непростая, но очень теплая, добрая и человечная музыка. Рекомендуемся абсолютно всем, кто внутренне не зашорен и хотя бы минимально открыт восприятию нового в искусстве. Я вообще не люблю давать оценки дискам, но здесь сделаю исключение: этот альбом лично для меня — лучшая работа в области свободного импровизационного джаза из всех, что я слышал за последние годы.
(c) & (p) 2000 AVA Records
11 tks /71 mins (A. Vapirov — ts, ss; Y. Kuznetsov — p, block fl, perc)
Дженни Эванс — урожденная англичанка, с 20 лет живущая в Мюнхене, дипломированный лингвист, актриса, владелица джаз-клуба, лидер ансамбля, автор текстов ко многим песням и, несомненно, одна из лучших европейских джазовых певиц. Обладательницу ...
Первый собственный проект молодого, но далеко уже не начинающего тромбониста Джоша Роузмена ясно показывает, в какую сторону движется современный джаз. А идет он ко все большей эклектике и размыванию всяческих границ. Роузмен поработал с такими ...
Этот проект не отнесешь напрямую к world music, но джаз здесь звучит с сильнейшим этническим акцентом. И акцент этот — африканский. Разумеется, Африка — это прежде всего ритм, но предположение, что рождается он исключительно с помощью ...
Кенни Баррон принадлежит к числу тех весьма известных музыкантов, которые чаще выступают в роли участников малых групп, нежели как лидеры собственного коллектива. Дуэты, трио без явного лидерства кого-либо из их участников — вот, пожалуй, та ...
Что ж, послушаем, как человек из Питера делает блюз. Исполняет он и собственные вещи, и аранжировки известных тем Питера Грина, Джими Хендрикса, Джуниора Уэллса, Джона Ли Хукера, Альберта Коллинза и некоторых других. И тут, когда предоставляется ...
Kodo — сотрясающие сердца барабанщики из Японии. Группа Kodo была образована в начале 70-х годов, в период разрушения традиционных ценностей и преобладания западной материалистичной культуры в жизни японского общества. Создатели группы ...
К моменту записи этого альбома, изданного в России по лицензии, Кристи Джонстон было 28 лет. Для блюза возраст совсем молодой. И слушая That Would Be Fine, работу вполне зрелую и цельную, трудно поверить, что Кристи впервые взяла в руки гитару всего ...
Шеф лэйбла Майкл Дорф сам выступил в качестве продюсера этого альбома, разительно непохожего на знакомые мне другие издания «Knitting Factory». Что это, изменение репертуарной политики фирмы, что-то иное? Не знаю, но сама необычность ...
«Польский институт» — организация, пропагандирующая достижения польской культуры в других странах. В силу высокого международного авторитета польского джаза, он занимает в программах института значительное место. Работает ...
В 2000 году известное своим лояльным отношением к электронным экспериментам трио в составе John Medeski (кпавишные), Chris Wood (бас-гитары), Billy Martin (ударные) порадовало слушателей двумя полноформатными работами: записью концерта в ...
Да уж, Майкл Брекер умеет подбирать для себя партнеров по ансамблю. Тут что ни фамилия, то целая джазовая легенда, а то и несколько. Все вещи исполняет квартет — три ударника равномерно распределили между собой роли. Что интересно — вместе ...
Этот альбом — одна из последних работ очень популярного в Польше и действительно ценимого не только на родине исполнителя в стиле соул Метека Шчесняка. Мы привыкли слушать подобную музыку в основном на английском языке, поэтому для тех, кто слушает ...