Anatoly Vapirov / Yury Kuznetsov - Bridge Over Sea
14.12.2014
Никогда бы не подумал, что от спонтанной импровизации, по- джазовому говоря, "собаки", можно получать такую гамму чувств и эмоций, как от дуэта Вапиров-Кузнецов. Современный фри-джаз в подавляющем большинстве своем либо сух и рационален, либо сугубо энергетичен и дает слушателю в основном ощущение драйва, потока музыкального сознания. И в том, и в ином случае воздействие по сути своей сугубо интеллектуально и требует изрядной подготовленности слушателя. Во всяком случае я практически не встречал такого любителя красивого романтического джаза, который вдруг резко проникся бы любовью к музыкальным шарадам Сесила Тейлора и уж тем более Ивэна Паркера.
Данный альбом — счастливое и редкое исключение. Впрочем, это относится не только к одной пластинке, а к творчеству дуэта вообще. Они давно уже выступают вместе и все, кто их слышали, отмечают лирические, порой почти песенные мотивы, которые пронизывают их импровизации, а также подлинный драматизм и глубину разворачивающегося музыкального действа. Один их совместный альбом уже рецензировался на наших страницах и получил самые восторженные оценки, и, надо признаться, я ставил этот, новый диск в проигрыватель не без опасений — очень не хотелось разочаровываться. Действительность переломила все возможные опасения — хотелось услышать нечто, хотя бы равное по силе воздействия предыдущему альбому, а получилось намного интереснее, эмоциональнее и мощнее.
Одиннадцать пьес без названия похожи на одиннадцать совершенно разных рассказов — каждый со своим характером, где-то меланхоличным и напевным, где-то драматичным и резким, где-то фольклорно-прибау- точным, где-то балаганно-театральным, но всегда предельно выразительным и четким. Сюжетности и тематизму этой музыки, хотя ведь и свободной по форме, может позавидовать иная баллада — столько в альбоме внутренней силы, страсти, и так явно ощущается присутствие мелодического "стержня", на который нанизываются прихотливые импровизации... Проверено на практике — люди, очень и очень скептически воспринимающие фри-джаз, слушали дуэт Вапиров-Куэнецов с выражением сначала интереса, а потом и восторга на лице. Очень жаль, что редки их концерты на российских джазовых просторах.
Непростая, но очень теплая, добрая и человечная музыка. Рекомендуемся абсолютно всем, кто внутренне не зашорен и хотя бы минимально открыт восприятию нового в искусстве. Я вообще не люблю давать оценки дискам, но здесь сделаю исключение: этот альбом лично для меня — лучшая работа в области свободного импровизационного джаза из всех, что я слышал за последние годы.
(c) & (p) 2000 AVA Records
11 tks /71 mins (A. Vapirov — ts, ss; Y. Kuznetsov — p, block fl, perc)
Трубач из Милуоки Эдди Аллен пришел в джаз в начале 80-х годов. Как может судить по этой дате сам читатель, это уже весьма опытный музыкант, сложившийся мастер с определенными вкусами и своей индивидуальной манерой игры. Аллен работает в Нью-Йорке и ...
Еще один запевший инструменталист. Вы замечали, как охотно и легко берутся петь на сцене опытные джазмены-духовики? Неиграющие вокалисты редко могут сравниться с ними в импровизационной свободе и выигрывают за счет природных вокальных данных. Это, ...
С ансамблем "Ritual Trio" барабанщика и перкуссиониста Кахиля эль-Забара читатели уже встречались в № 6/98. У нынешнего их альбома, скоренько переизданного в России, не меньше достоинств. Очередной гость трио, знаменитый тенорист Фарао Сандерс ...
Альбом начинается с такой обезоруживающе-красивой мелодии, что кажется невозможным что-то об этом еще говорить, тем более, комментировать творчество, декларированное как романтическое. Попытаюсь лишь дать представление об этой музыке. К тому же, ...
Один из лучших европейских биг-бэндов своей лучшей программой представляет слушателям джазовую прогулку по Европе. Причем как тематически, так и по исполнителям. В оркестре собраны музыканты из восьми стран мира, которые волей композитора и ...
Двое старых блюзовых друзей встретились на одной клубной сцене в Сан-Франциско и припомнили свои молодые чикагские годы. Один из них — белый и более знаменитый Элвин Бишоп. Другой — черный Смоуки Смозерс. Он ныне не так знаменит, но зато был первым ...
Немецкий гитарист Андреас Виллерс сочиняет музыку, которая близка ко всем стилям сразу. Вернее, в ней есть элементы всех стилей — от диксиленда, блюза и рока до современной классики, но тем не менее суть всех композиций подлинно джазовая или, если ...
Первые три композиции фортепиано и саксофон играют только дуэтом, ударные подключаются позже. Половину альбома занимает самое объемное произведение: сюита в шести частях "Шесть заметок для нового тысячелетия", написанная по мотивам неоконченного ...
Если абстрагироваться от музыки, то названия программы и отдельных композиций этого проекта читаешь, как трактат по физике: "Закон преломления", "Стоячая волна", "Релятивистский момент" и так далее. Непросто и воспринимать музыку с этого диска, если ...
) Завораживающая, назойливая, мрачная, почти гипнотическая музыка. Если попытаться ее классифицировать, то она вынужденно попадает куда-то на границу между эмбиентом, электронным хаусом и минималистическим авангардом. Если пытаться ассоциировать ...
Мгновенно узнаваемое среди сотен других лицо великана джаза Луиса Армстронга в этом году особенно часто мелькает на обложках компакт-дисков. Столетие Сатчмо словно повторяет дискуссии по поводу встречи миллениума: для одних эта дата приходится на 4 ...
Типично классический, профессионально-виртуозно сработанный фламенко — как раз то, что сегодня в фаворе и широко популярно как на Западе, так и здесь. Это, конечно, гитарный дуэт, но в обрамлении разных экзотических перкуссионных конгос, бонгос и ...