За названием "Toronto Art Ensemble" стоит очередной проект уже знакомого читателям нашего "CD-обзора" канадского джазового пианиста, композитора и педагога Глена Холлза. Проект громадный по масштабам не только джаза, но и академической музыки. Дело в том, что "Экскурсии" — это только первая часть реализуемого Холлзом и его коллегами проекта, который можно назвать фри-джазовой фантазией. Две следующие части этой трилогии выйдут еще на двух компакт-дисках.
Звучащая здесь музыка — это продукт совместного творчества всех музыкантов ансамбля. Музыка весьма непростая, и авторы ничуть не стремятся облегчить слушателю задачу восприятия этого семидесятиминутного "потока звукового сознания". Свободная импровизация идет здесь без перерыва, и все пространство диска занято одной развернутой композицией. Даже подготовленный слушатель мог бы затеряться в этом потоке уже к середине диска, если бы музыканты не "обозначали фарватер", передавая по эстафете лидирующие функции от фортепиано к вибрафону, барабанам, вновь фортепиано и так далее в свободном, как и положено во фри-джазе, порядке.
Надо сказать, ударные инструменты и вибрафон играют очень существенную роль в общем саунде ансамбля, и здесь особая заслуга принадлежит Марку Хандиведу. Холлз чрезвычайно высоко ценит этого музыканта, считая его одним из лучших джазменов Торонто, и давно собирался осуществить совместный с ним проект. Интересно, что Хандивед играет джаз только по вечерам, для души, а по основной профессии он водитель и днем развозит детишек на школьном автобусе. Сколь ни силился я представить такую коллизию в постсоветском пространстве, но вообразить шофера с N-ской автобазы, который, отматерив администрацию за проблемы с запчастями и с трудом отмыв промасленные ладони, отправляется поиграть фри-джаз, мне так и не удалось. Диссидентствующие интеллектуалы у нас в свое время больше шли в дворники или кочегары.
А возвращаясь к "Экскурсиям", могу сказать, что даже при столь компетентных гидах, как Холлз, Дженнисон и Хандивед, этот "тур" предназначен скорее любителям экстремального туризма, чем поклонникам отдыха безмятежного и расслабляющего.
2000 Spaceless Time Records
1 tk / 70 mins
(Glen Halls - p, rhodes, sax, b; Watson Jennison - fl, perc, b, p, rhodes; Mark Hundevad - dr, vib, perc, b.)
Насколько мне не изменяет память, итальянская блюзовая музыка никогда не фигурировала в обзорах нашего журнала. Случилось так, что летом этого года мне довелось познакомиться (заочно) с одной из лучших блюзовых певиц Италии Лаурой Феделе. У нас ...
Честно говоря, рецензировать данный сборник ранних записей двух наиболее знаменитых ансамблей Луи Армстронга должен был бы не я, а кто-то из тех, кто в подробностях знаком с творчеством Армстронга периода 20-х годов. Но в любом случае данное полное ...
Если не ошибаюсь, этот альбом — третий в дискографии арт-джаз-фолк трио "Тригон". По сравнению с предыдущими работами, состав ансамбля несколько изменился: новым басистом стал Александр Мурзак. Впрочем, эта замена ни в общем звучании, ни в ...
Многие пьесы Шекспира буквально нашпигованы звучной итальянской географией. Местом действия или хотя бы завязкой сюжета они, от "Двух веронцев" и до "Бури", тесно связаны с Аппенинским полуостровом. Великий драматург буквально обессмертил некоторые ...
В детстве я не любил губную гармонику, так как она ассоциировалась у меня с кадрами кинохроники начала войны, на которых солдаты фюрера беззаботно ехали по завоеванным землям, пиликая на этих незатейливых инструментах. Попозже, спасибо Бобу Дилану и ...
Представьте себе пожилого слепого темнокожего блюзмена. Представили? А теперь вспомните характерный облик козлинобородого Дяди Сэма, как его любили изображать советские карикатуристы. Затем попытайтесь объединить эти два образа. Не получается? Тогда ...
Очень интересная, тонкая работа швейцарского комбо! Несмотря на то, что альбом имеет подзаголовок "acoustic ambient jazz", определяющий момент эмбиента присутствует в этой спокойной, но полной внутренней энергии музыке скорее скрыто. В целом же она ...
Печальный диск с неоднозначным, особенно в русском переводе, названием, которое, к сожалению, тоже несет именно печальный оттенок. "Последние записи" — это действительно последние прижизненные записи выдающегося гитариста венгерского ...
Все-таки мы привыкли к тому, что традиционный, "корневой", миссиссипский блюзовый стиль сразу же ассоциируется у нас с несколько однообразными, заунывными песнями под достаточно простой, "подвывающий" гитарный аккомпанемент. Однако многие ...
Джон Вуббенхорст — великолепный американский флейтист, ученик знаменитого индийского мастера игры на бамбуковой флейте бансури — Хари Прасада Чаурасьи (Hariprasad Chaurasya). Джон играет в основном индийскую музыку и является виртуознейшим мастером ...
Ох, не верьте этим нежным прикосновениям пальцев к клавишам рояля, этим ленивым пощипываниям струн контрабаса, этим трепетным поглаживаниям щеточками тарелок, которые вы услышите в самом начале альбома! Японка Сатоко Фудзии с чисто азиатским ...