nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Портрет неизвестного с трубой (История джаза от Timeless)

Портрет неизвестного с трубой (История джаза от Timeless)  Неизвестный с трубой... Точнее, с корнетом. Сколько их в истории джаза - с трубами и кларнетами, контрабасами и тромбонами, гитарами и так далее! Музыкальные археологи могут, к сожалению, далеко не все. В середине 70-х еще были живы люди, работавшие в 20-х годах с героем нашего повествования. Однако никто из них не смог вспомнить ничего, кроме слившихся воедино имени и прозвища этого человека - Биг Чарли Томас.

Трубач Биг Чарли Томас активно работал на нью-йоркской джазовой сцене в середине 20-х годов. Кто он, откуда родом, как попал в Нью-Йорк, почему исчез из поля зрения исследователей джаза в дальнейшем, бросил ли занятия музыкой или продолжал играть где-нибудь в глубинке, не оставив материальных следов в виде записей, где и когда завершил свой жизненный путь - на все эти вопросы нет ответа.

Есть только факты. А факты свидетельствуют, что с ноября 1925 года по январь 1927 года, в течение пятнадцати месяцев Биг Чарли Томас участвовал в записи двадцати девяти джазовых композиций. Двадцать пять из них помещены на "таймлессовском" компакте. Таким образом, любознательный поклонник джазовой традиции может познакомиться практически со всем сохранившимся творческим наследием Большого Чарли.

А знакомство это наверняка окажется приятным. Дело в том, что умел Томас действительно много. Уровень технического мастерства, динамизм, сочная атака настолько эффектны, что заставляют вспомнить самые громкие имена его современников. Большой Чарли явно стремился подражать Армстронгу, и получалось это у него чертовски здорово.

Самые первые записи он сделал в коллективе, уже знакомом нам по предыдущим материалам исторической серии "Timeless". Здесь нам снова придется вспомнить в меру талантливого и безмерно удачливого новоорлеанского пианиста Кларенса Уильямса (Clarence Williams), сыгравшего столь значительную роль в творческой судьбе молодого Сиднея Беше. В ноябре и декабре 1925 года ансамбль Уильямса с Бастером Бейли (Buster Bailey) на кларнете и саксофоне записывает три композиции, сопровождая певицу Сару Мартин (Sara Martin), и две, где вокальную партию исполняет супруга Уильямса Ева Тейлор (Eva Taylor). На корнете здесь везде играет Биг Чарли Томас. Ярких соло здесь нет, музыканты добросовестно аккомпанируют вокалисткам, но заметно, что Томас выглядит вполне достойно на фоне того же Бейли или тромбониста Джимми Харрисона (Jimmy Harrison).

Еще более эффектно мастерство Большого Чарли в трех пьесах, записанных в августе 1926 года с составом "Thomas Morris And His Seven Hot Babies". И в "Georgia Grind", и в "Ham Gravy" мы слышим двух корнетистов: лидера ансамбля Томаса Морриса и героя нашего рассказа. Контраст между соло обоих этих музыкантов особенно разителен. Биг Чарли играет с сильным, чистым звуком, когда он применяет вибрато, то звук действительно вибрирует, а не невразумительно дрожит, как у Морриса. Возможно, именно в силу столь невыгодного для лидера сравнения больше Биг Чарли с этим составом и не записывался.

Следующая запись Биг Чарли Томаса, пьеса "Look Out, Mr. Jazz", исполненная составом "Okeh Melody Stars", вновь возвращает к грустным размышлениям о безжалостной силе времени. Слушая Томаса, мы хотя бы знаем, что на корнете играет именно он. В "Okeh Melody Stars", помимо Томаса, известно лишь имя вокалиста - Кларенс Тодд. Исполнители на остальных инструментах, а их было по крайней мере пять человек, так навсегда и остались безымянными музыкантами...

Осенью 1926 года Биг Чарли продолжает записываться в составах, аккомпанирующих вокалисткам Бесси Браун, Розе Хендерсон, затем следуют несколько инструментальных пьес с ансамблем "Dixie Washboard Band". Загадочной представляется еще одна деталь: на дворе середина двадцатых, большинство коллег Томаса по инструменту давно отказались от корнета в пользу трубы. Такой выбор произвел и самый крупный мастер - Луис Армстронг. Однако Большой Чарли во всех своих записях так и остался верен корнету. Почему? Этого мы тоже никогда не узнаем.

И вот в январе 1927 года в одной из нью-йоркских студий собираются Джо Симс (Joe Sims), Кларенс Уильямс, Большой Чарли и один из крупнейших джазовых пианистов того времени Фэтс Уоллер (Fats Waller). Они записывают две очень изящные и безукоризненно исполненные композиции: "What Do You Know About That?" и "Shut Your Mouth". Чарли хорош как всегда, но... Эти записи оказались для него последними. Музыкант по имени Биг Чарли Томас исчезает из джазовой истории. Исчезает настолько прочно, что только семьдесят лет спустя исследователям из "Timeless" с помощью коллекционных дисков Криса Барбера удалось воскресить это имя. Хотя бы имя...

Подготовил Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
  • стиль: джаз, джаз
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
  • стиль: джаз, джаз
Очень многие бэнды 20-х лет остались в памяти потомков лишь благодаря звукозаписи. Не все они активно гастролировали, оставаясь в тени более известных и удачливых коллег, о них мало писали и впоследствии почти не вспоминали. Однако сегодня, ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда квинтет, первоначально появившийся на широкой публике в 1916 году под названием "Original Dixieland Jass Band" (слово "jazz" стало общеупотребительным только к 1918 году), начинал свою карьеру, никто не подозревал, что вместе с ним (но и не им ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, Бикс Бейдербек и "Wolverines". Поначалу просто компания молодых людей, собиравшихся вместе помузицировать и как-то незаметно, медленно, но верно превратившихся в настоящий бэнд. Пожалуй, впервые это случилось в 1923 году в клубе "Stockton" на ...
  • стиль: джаз, джаз
Итак, 1925 — 1931... Во вторую половину двадцатых годов Соединенные Штаты вступали во власти лучезарных надежд на дальнейшее процветание, начавшееся после I мировой войны. Страна богатела. Экономика успешно развивалась, и тем большим ударом стал ...
  • стиль: джаз, джаз
При словах "Чикаго, 20-е годы" нам сразу мерещатся гангстеры, сухой закон, Аль Капоне, кровавые разборки. Однако вспомните тот же самый фильм "Некоторые предпочитают погорячее" (он же "В джазе только девушки"), и вам сразу станет ясно, что ко всему ...
  • стиль: джаз, джаз
Новый Орлеан, конечно же, не был островом благополучия в весьма сильно сегрегированном американском обществе начала века. Но фактом остается то, что уже тогда музыканты-джазмены — и черные, и креолы, и белые, — если и не играли вместе, то уж во ...
  • стиль: джаз, джаз
Этап, охватываемый данным альбомом, принадлежит к числу наиболее интересных, важных для джаза и наименее известных по записям. В этом смысле значение работы, проделанной "Timeless Records" возрастает, в отношении периода времени, указанного на ...
  • стиль: джаз, джаз
вступление Сегодня мы начинаем презентацию целой серии исторических архивных джазовых записей. Голландская компания "Timeless Records" сделала просто роскошный подарок любителям традиционного джаза, выпустив около 50 компакт-дисков с музыкой, ...
  • стиль: джаз, джаз
Второй диск, посвященный истории рэгтайма и раннего джаза, обозначен 1916 - 1922 годами, но в целом на нем представлена музыка, звучавшая в Америке уже после 1918 г. Подавляющее большинство оркестров записаны в Нью-Йорке, за исключением двух — из ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com