nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Портрет неизвестного с трубой (История джаза от Timeless)

стиль:

Портрет неизвестного с трубой (История джаза от Timeless)
Неизвестный с трубой... Точнее, с корнетом. Сколько их в истории джаза - с трубами и кларнетами, контрабасами и тромбонами, гитарами и так далее! Музыкальные археологи могут, к сожалению, далеко не все. В середине 70-х еще были живы люди, работавшие в 20-х годах с героем нашего повествования. Однако никто из них не смог вспомнить ничего, кроме слившихся воедино имени и прозвища этого человека - Биг Чарли Томас.

Трубач Биг Чарли Томас активно работал на нью-йоркской джазовой сцене в середине 20-х годов. Кто он, откуда родом, как попал в Нью-Йорк, почему исчез из поля зрения исследователей джаза в дальнейшем, бросил ли занятия музыкой или продолжал играть где-нибудь в глубинке, не оставив материальных следов в виде записей, где и когда завершил свой жизненный путь - на все эти вопросы нет ответа.

Есть только факты. А факты свидетельствуют, что с ноября 1925 года по январь 1927 года, в течение пятнадцати месяцев Биг Чарли Томас участвовал в записи двадцати девяти джазовых композиций. Двадцать пять из них помещены на "таймлессовском" компакте. Таким образом, любознательный поклонник джазовой традиции может познакомиться практически со всем сохранившимся творческим наследием Большого Чарли.

А знакомство это наверняка окажется приятным. Дело в том, что умел Томас действительно много. Уровень технического мастерства, динамизм, сочная атака настолько эффектны, что заставляют вспомнить самые громкие имена его современников. Большой Чарли явно стремился подражать Армстронгу, и получалось это у него чертовски здорово.

Самые первые записи он сделал в коллективе, уже знакомом нам по предыдущим материалам исторической серии "Timeless". Здесь нам снова придется вспомнить в меру талантливого и безмерно удачливого новоорлеанского пианиста Кларенса Уильямса (Clarence Williams), сыгравшего столь значительную роль в творческой судьбе молодого Сиднея Беше. В ноябре и декабре 1925 года ансамбль Уильямса с Бастером Бейли (Buster Bailey) на кларнете и саксофоне записывает три композиции, сопровождая певицу Сару Мартин (Sara Martin), и две, где вокальную партию исполняет супруга Уильямса Ева Тейлор (Eva Taylor). На корнете здесь везде играет Биг Чарли Томас. Ярких соло здесь нет, музыканты добросовестно аккомпанируют вокалисткам, но заметно, что Томас выглядит вполне достойно на фоне того же Бейли или тромбониста Джимми Харрисона (Jimmy Harrison).

Еще более эффектно мастерство Большого Чарли в трех пьесах, записанных в августе 1926 года с составом "Thomas Morris And His Seven Hot Babies". И в "Georgia Grind", и в "Ham Gravy" мы слышим двух корнетистов: лидера ансамбля Томаса Морриса и героя нашего рассказа. Контраст между соло обоих этих музыкантов особенно разителен. Биг Чарли играет с сильным, чистым звуком, когда он применяет вибрато, то звук действительно вибрирует, а не невразумительно дрожит, как у Морриса. Возможно, именно в силу столь невыгодного для лидера сравнения больше Биг Чарли с этим составом и не записывался.

Следующая запись Биг Чарли Томаса, пьеса "Look Out, Mr. Jazz", исполненная составом "Okeh Melody Stars", вновь возвращает к грустным размышлениям о безжалостной силе времени. Слушая Томаса, мы хотя бы знаем, что на корнете играет именно он. В "Okeh Melody Stars", помимо Томаса, известно лишь имя вокалиста - Кларенс Тодд. Исполнители на остальных инструментах, а их было по крайней мере пять человек, так навсегда и остались безымянными музыкантами...

Осенью 1926 года Биг Чарли продолжает записываться в составах, аккомпанирующих вокалисткам Бесси Браун, Розе Хендерсон, затем следуют несколько инструментальных пьес с ансамблем "Dixie Washboard Band". Загадочной представляется еще одна деталь: на дворе середина двадцатых, большинство коллег Томаса по инструменту давно отказались от корнета в пользу трубы. Такой выбор произвел и самый крупный мастер - Луис Армстронг. Однако Большой Чарли во всех своих записях так и остался верен корнету. Почему? Этого мы тоже никогда не узнаем.

И вот в январе 1927 года в одной из нью-йоркских студий собираются Джо Симс (Joe Sims), Кларенс Уильямс, Большой Чарли и один из крупнейших джазовых пианистов того времени Фэтс Уоллер (Fats Waller). Они записывают две очень изящные и безукоризненно исполненные композиции: "What Do You Know About That?" и "Shut Your Mouth". Чарли хорош как всегда, но... Эти записи оказались для него последними. Музыкант по имени Биг Чарли Томас исчезает из джазовой истории. Исчезает настолько прочно, что только семьдесят лет спустя исследователям из "Timeless" с помощью коллекционных дисков Криса Барбера удалось воскресить это имя. Хотя бы имя...

Подготовил Леонид АУСКЕРН


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
традиционный джаз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Британские раритеты (История джаза от Timeless) Мортон жил, Мортон жив, Мортон будет жить..(История джаза от Timeless) Оригинал из Нью-Йорка (История джаза от Timeless) Неудавшийся конкурент Сэчмо (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com