nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Поворот от рэгтайма к джазу (История джаза от Timeless)

стиль:

Поворот от рэгтайма к джазу (История джаза от Timeless)
Второй диск, посвященный истории рэгтайма и раннего джаза, обозначен 1916 - 1922 годами, но в целом на нем представлена музыка, звучавшая в Америке уже после 1918 г. Подавляющее большинство оркестров записаны в Нью-Йорке, за исключением двух — из Ричмонда и Чикаго. Это не означает, что в те годы Нью-Йорк был единственным центром новой музыки, скорее, в нем была сосредоточена основная масса звукозаписывающих студий, и поэтому он притягивал к себе музыкантов и их менеджеров со всей Америки.
Рэгтайм в конце второго — начале третьего десятилетия XX века вовсе не собирался мирно сдавать свои позиции, как это может показаться сегодня. Джаз уже существовал, он ломал достаточно строгие каноны и традиции рэгтайма, но тот был еще очень и очень популярным. Такие имена композиторов и исполнителей, как Скотт Джоплин (Scott Joplin), Джеймс Скотт (James Scott), Чарлз Хантер (Charles Hunter), Джо Джордан (Joe Jordan), Джозеф Лэмб (Joseph Lamb), Чарлз Джонсон (Charles Johnson), стали для жанра просто классическими, но у них были и талантливые последователи — Джеймс Юроп (James Europe), Уилл Тайерс (Will Tuers), Форд Дэбни (Ford Debny) и многие другие.
Однако все они были прежде всего музыкантами с классическим образованием и с трудом воспринимали традиции народного блюза с его кажущейся "неправильностью" звучания. Тем не менее некоторые исполнители рэгтайма уловили его сущность и стали играть внешне проще, но с большим чувством и драйвом. Очень трудно провести четкую границу между рэгтаймом и джазом в то время. Вся развлекательная легкая музыка конца 10-х — начала 20-х лет представляла собой этакий Мальмстрем, в котором можно было встретить все, что угодно, — и архаику прошлого столетия, и совершенно новые мелодии. Музыканты учились импровизировать, и классический рэгтайм становился порой неузнаваемым под их пальцами. После непродолжительного, но очень активного перемешивания всех стилей и родился тот джаз, который мы слушаем до сих пор.
В те времена одним из самых записываемых инструментов было банджо. Оно идеально подходило под требования звукозаписывающей техники, очень ограниченной в воспроизведении частотного диапазона инструментов с помощью фонографа. Фред Ван Эпс (Fred Van Eps), открывающий этот диск со своим трио, убедительно доказывает, что банджо тогда было настоящим солирующим инструментом, а вот саксофон мог выполнять роль... тубы, создавая гармоническое заполнение и облагораживая звучание оркестра.
В 1917 году Ник Ларокка (Nick LaRocca) с "Original Dixieland Jass Band" (Jass превратился в Jazz где-то годом позже) сделал запись "At The Jass Band Ball", которая сейчас считается одной из первых зафиксированных на пластинке джазовых пьес. Музыкант упростил рэгтаймовую структурную форму, но зато добавил динамики, страсти и того, что позже стали называть свингом.
Главным соперником "ODJB" на Бродвее и в студиях звукозаписи был "Famous Jazz Band" Эрла Фуллера (Earl Fuller). Все они были белыми музыкантами, и отсутствие нью-орлеанских корней им приходилось в музыке компенсировать прежде всего огромным энтузиазмом, фантазией и элементами шоу (см. фото). Тэд Льюис (Ted Lewis), кларнетист Фуллера, конечно, не мог бы тягаться с Сиднеем Беше, но он умел притягивать к себе аудиторию благодаря оригинальному яркому, хотя и несколько однообразному стилю.
Черный кларнетист Уилбур Суитмен (Wilbur Sweatman) малоизвестен сейчас, а тогда он считался настоящим корифеем как рэгтайма, так и джаза. Он успел переиграть с огромным количеством бэндов и даже был какое-то время членом "Mahara's Minstrels" под руководством Уильяма Хэнди (W.C.Handy). Две записи Суитмена, представленные на этом CD, очень редки, и у них очень интересная, почти детективная история. Компания "Columbia" выпустила в 1918 году анонимную пластинку под лэйблом "Little Wonder" без фамилий музыкантов по смешной цене в десять центов за штуку. Причем сам кларнетист даже не видел ее в глаза и не догадывался о том, что пара пробных, как ему сказали в студии, записей продается в дешевых магазинах без его ведома. Как вы можете понять, "левые", пиратские пластинки — это проблема не только сегодняшнего дня.
Сейчас часто приходится читать, что саксофон не находил широкого применения в раннем джазе. Однако это в основном касалось черных музыкантов. Белый тенор-саксофонист Пол Биз (Paul Biese) пользовался большой популярностью в Чикаго и Нью-Йорке, много записывался со своим "Novelty Orchesrta", а сейчас его практически никто не помнит. Его имя даже отсутствует в капитальнейшей энциклопедии Барри Кернфилда, насчитывающей 4500 статей. Увы, стиль Биза был слишком старомодным, и он, видимо, не сумел перестроиться и быстро сошел со сцены с расцветом "черного" джаза.
На этом диске имеются две записи легендарного состава "Louisiana Five", одного из самых первых джазовых составов. В их пьесах уже слышны некоторые моменты, характерные для более позднего новоорлеанского разухабистого стиля.
Пианист Винсент Лопес (Vincent Lopez) вместе с кларнетистом Билли Хэмилтоном (Billy Hamilton) прославились в начале 20-х тем, что собрали джаз-бэнд из пяти музыкантов и... копировали "ODJB", делая это как на сцене, так и в записях, только слегка меняя названия. Впрочем, сегодня в записи они слушаются ничуть не хуже оригинала.
Большинство ансамблей не существовало долго в неизменном виде. Их участники часто менялись, многие сильные солисты уходили и создавали собственные коллективы. Альсиде Нуньес (Alcide Nunez), кларнетист из "Louisiana Five", в 1920 году, не поладив с коллегами, начинает "свободное плавание" и записывается с различными составами, собираемыми продюсером Гарри Джерксом. На диске представлены две пьесы, где вместе с Нуньесом играет белый новоорлеанский тромбонист Том Браун, очень изобретательно использовавший разнообразные сурдины.
В те годы одновременно издавали таких непохожих друг на друга исполнителей, как Юби Блейк (Eubie Blake), игравший классические фортепианные рэгтаймы, и "Mamie Smith's Jazz Hounds", черный оркестр, с огромным успехом исполнявший блюзы и давший импульс другим негритянским группам. Даже появился такой термин — "race records", которым обозначались записи с типично черным, блюзовым акцентом. Возник первый "черный" лэйбл "Black Swan Records", но он не держал монополию на афроамериканских исполнителей: компания "Okeh Records" и другие быстро отреагировали на повышенный спрос, и негритянская музыка стала появляться на пластинках в огромном количестве.
Еще достаточно большое число раннеджазовых музыкантов и коллективов представлено на этом сборном альбоме, причем многие имена сейчас мало что говорят даже искушенному любителю. Например, Бобби Ли (Bobby Lee), Гарри Сиддал (Harry Siddall), Хаск О'Харэ (Husk O'Hare), "Ladds Black Aces", "The Syncopating Skeeters". Из тех, чья известность впоследствии значительно выросла, можно назвать, пожалуй, лишь Фила Наполеона (Phil Napoleon), который в конце двадцатых играл с братьями Дорси и Эдди Лангом.
На диске трудно выделить хотя бы несколько особенно интересных композиций, скорее всего, из-за откровенной архаичности стиля: сейчас такое услышать "вживую" практически невозможно. Но если отвлечься от современности и получше вникнуть в музыку почти вековой давности, то наиболее интересной, пожалуй, можно признать знаменитую пятерку "Louisiana Five" — в ней много свежести и задора.
Достаточно примечателен тот факт, что на записях, сделанных более, чем семьдесят пять лет назад, вполне можно разобрать партии всех инструментов, а некоторые треки так и вообще можно отнести к концу 20-х по качеству воспроизведения. Работа звукоинженеров-реставраторов достойна уважения и даже удивления. Диск, конечно, получился коллекционным, явно не для прослушивания от начала до конца с равным интересом и вниманием, но для тех, кто интересуется историей джаза, он просто бесценен: сборник таких раритетов встретить где-либо еще вряд ли удастся.

Евгений ДОЛГИХ


авторы
Евгений ДОЛГИХ
музыкальный стиль
традиционный джаз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела история джаза
Неудавшийся конкурент Сэчмо (История джаза от Timeless) Чикаго - Севернее южной стороны (История джаза от Timeless) Новый Орлеан - мифы и реальность (История джаза от Timeless) Back to the USA (История джаза от Timeless)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com