Британские музыкальные критики, как и британцы в целом, не отличаются особым чутьем на виртуозность, возможно, поэтому регулировщики музыкального движения были весьма скромно представлены в Фестивал Холл прошлым месяцем, когда там выступали два потрясающе талантливых музыканта мирового класса — гитарист Джон Маклафлин и ведущий исполнитель на табла Закир Хуссейн (Zakir Hussain). Однако оба эти господина убедительно продемонстрировали, что ограничения в скорости движения скорее возбуждают, чем обижают мастеров экстраординарного уровня, например, таких, как 46-летний Хуссейн, один из наиболее виртуозных талантов в современном джазе (или в любом ином виде музыки).
Хуссейн принадлежит к числу тех удачливых парней, которые не только одарены музыкально, но и обладают счастливой внешностью: у него громадные, кофейного цвета глаза и шапка иссиня-черных курчавых волос. Но главным талантом Хуссейна остается его способность извлекать из своего перкуссионного хозяйства именно те звуки, которые в точности соответствуют музыке, которую он исполняет. Для Хуссейна значима каждая из двух с половиной миллионов в час (или около того) нот, составляющих в технически безукоризненном сплаве путь к новым музыкальным идеям.
Самообразование в процессе обучения Хуссейна музыке занимало очень важное место. Это существенный фактор для понимания кто он и почему он играет именно так, а не иначе. Хуссейн родился в Бомбее в 1951 г. (место жительства он делит с другим перкуссионным ураганом, Трилоком Гурту (Trilok Gurtu)), его отец, Устад Алла Ракха (Ustad Alla Rakha), долгие годы играл на табла вместе с Рави Шанкаром (Ravi Shankar). Хуссейн усваивал ритм уже в материнской утробе, когда отец легонько выстукивал разнообразные фигуры на животе у матери, а позже, комфортабельно устроившись в колыбельке, слушал синкопированный щебет индийских классических ударных. "Отец никогда не играл со мной и не сюсюкал, — обронил однажды Хуссейн в одном из интервью, — он пел мне на ухо ритмические силлабы".
Юноша жил только барабанами — в прямом смысле, так как знаменитая строгость индийской классической системы музыкального образования, безусловно, распространяется и на исполнителей на табла. "Мы учились, как себя вести, как жить мы изучали, как приветствовать нашего гуру, как почитать старших и кто такие Шива, Ганеш и Сарасвати, боги и богини нашего музыкального мира, — рассказывал Хуссейн. — И все трудноуловимые нюансы и эмоциональные краски, присущие такой жизни, обязательно находят свое отражение в нашей музыке". Такая всеобъемлющая самоотдача привела Хуссейна к решению подвергнуться пресловутой "чилле", аскетическому медитативному испытанию для исполнителей на табла, когда музыкант постится и уходит от внешнего мира на сорок дней, оставаясь наедине с барабанами и ритмом. Это индивидуальное насыщение души ритмом заканчивается, когда "пациент" считает, как это было в случае с Хуссейном, что он умеет играть на табла целых 360 ритмических циклов, каждый со своим собственным "чека" или ритмической мелодией.
Такая интенсивная тренировка позволяет Хуссейну легко ассимилировать практически любой ритм, вне зависимости от того, какой культуре он принадлежит. Кроме того, так как Бомбей является наиболее космополитичным городом Индии, разные по происхождению музыкальные течения открывались ему с большей легкостью, чем в любом ином месте.
Траектория классического образования привела Хуссейна к работе в качестве аккомпаниатора с ведущими классическими танцовщиками и инструменталистами в 60-х годах, а кульминацией стал тур по США в 1969 г. с Рави Шанкаром, где Хуссейн заменил своего отца. Ему было 18. Поднявшаяся вслед за этим шумиха способствовала его обширным этномузыкологическим проектам в США, в частности, работе с перкуссистом группы "Grateful Dead" Микки Хартом (Mickey Hurt), с которым они позже реализовали выигравший "Грэмми" фейерверк ритмов "Planet Drum". Путь Хуссейна пересекся и с путем Джона Маклафлина, легендарное сотрудничество этой пары в "Shakti" вспоминалось в Великобритании прошлым месяцем, когда они объединились с исполнителем на миридангаме Винну Винаякрамом (Vinnu Vinayakram) и флейтистом Харипрасадом Чаурасия (Hariprasad Chaurasia) для серии концертов, посвященных 50-летию независимости Индии. Вспоминается и альбом "Making Music", записанный Хуссейном на "ЕСМ" в 1987 г. вместе с Маклафлином, Чаурасия и Бергманом саксофона, Яном Гарбареком (Jan Garbarek).
Такая кооперация подняла в удивлении не одну пару бровей, но и Гарбарек, и сам Маклафлин подчеркивали, что джаз — это наиболее гибкий вид западной музыки, как в сфере гармонии, так и в ритме. Обсуждая тот же вопрос, Хуссейн говорит об индийской классической традиции: "Мы играем модальную музыку, что не отрицает и гармонию, и ритмику, превалирующие на Западе". На "Making Music" создана не Вавилонская башня, а одна из наиболее вдохновляющих и убедительных записей малых составов за все десятилетие. Джаз и классическая музыка Индии показали свое умение останавливать время, но покорять пространство.
В современном музыкальном мире далеко не каждому удаётся оставить после себя значительный творческий след, или, вернее, наследие, к которому обращались бы потомки, заимствуя и совершенствуя идеи, продолжающие жить после своего создателя... Tata ...
Это имя — не из тех, что фигурируют во всех джазовых энциклопедиях. Не найдешь его и в списках победителей многочисленных опросов читателей и критиков различных музыкальных изданий, даже и в категории типа "Талант, заслуживающий большего ...
Когда-то, давным-давно, появился первый музыкант: то ли пещерный человек случайно дунул в найденную на морском берегу раковину и поразился необычному звуку, то ли неожиданно уловил первую ритмическую фигуру, постукивая пальцами или ладонями себя по ...
Январь наступившего года выдался богатым на джазовые события. Не успели утихнуть страсти вокруг факта, связанного с аудио-релизом одного дедушки армянского джаза, как подкрался юбилей другого джазового патриарха "музыки для толстых" – Армена "Чико" ...
...Мы ведем разговор в тихом и уютном кафе Старой Риги. Иногда, в плавно текущей беседе, делаем паузу – раздается нежная трель мобильника. Марис необычайно занятый человек. Сегодня наиболее востребованный барабанщик. Лидер джазового квинтета. ...
2 марта на 63 году жизни скончался барабанщик и перкуссионист Николай Николаевич Гончаров, по мнению Владимира Фейертага, один из самых темпераментных биг-бэндовых барабанщиков 60-х. Николай Гончаров родился Киргизии, жил в Восточной Пруссии, учился ...
"Как только Питер Эрскин стал частью "Weather Report", группа достигла своей высшей точки", — вспоминает бывший клавишник и основатель "Прогноза погоды" Джо Завинул. — Все дело, конечно, было в Джако: для его бас-гитары нужно было еще поискать ...
Ритм-компьютер — изобретение замечательное. Электронный ударник безукоризненно держит желаемый темп, безупречно рисует заданные ему ритмические фигуры. Он никогда не собьется, не допустит ни малейшей ошибки, он молчаливо корректен по отношению ...
Эстония всегда стояла особняком на территории бывшей 1/6 суши планеты, а попросту говоря канувшей в Лету страны, которая называлась СССР. Это касалось всех аспектов жизни и музыки в частности. Она выгодно отличалась даже по сравнению со своими ...
В прошлом году Jazz-Квадрат писал о книге "Блюз для своих" известного питерского барабанщика и неустанного популяризатора джаза Валерия Мысовского. В конце статьи, помнится, мы посетовали на то, что вышла она мизерным тиражом в сто экземпляров, а ...