В прошлом году Jazz-Квадрат писал о книге "Блюз для своих" известного питерского барабанщика и неустанного популяризатора джаза Валерия Мысовского. В конце статьи, помнится, мы посетовали на то, что вышла она мизерным тиражом в сто экземпляров, а ее продолжение вот уже не первый год все еще ожидает своей публикации Для тех, кго пока не знает, рады сообщить: в прошлом году "Барабаны судьбы' Валерия Мысовского наконец увидели свет, причем тиражом аж в три раза превышающем предыдущую книгу этого уникальнюго автора.
Валерий Семенович Мысовский родился в Ленинграде в 1931 году. Книги его автобнографичны, но о детстве своем автор ничего не пишет. Такое впечатление, что настоящая жизнь подвижника началась лишь со знакомства с музыкой, преданное служение которой стало делом всей его жизни "Первый настоящий джаз я увидел в 1942-м в кинотеатре села Петухово (между Омском и Курганом. где провел в эвакуации три года). Это был "Джордж из "Динки-джаза", замечательная английская комедия, главный горой которой лихо наяривал на банджо, а вокруг на сцене — умопомрачительные джазисты в белых смокингах с "кис-кисами", джаз-герлз и вообще!"
Несмотря на то, что ’Барабаны судьбы"—продолжение "Блюза для своих", структурно книга принципиально отличается от предшественницы. Первая — это историческое повествование, рассказывающее о джазовой карьере автора с начала 50-х до середины 70-х годов минувшего столетия В ней рассказывается о множестве людей, в первую очередь джазмэнов,с которыми Валерию Мысовскому довелось играть, встречаться, общаться... Здесь и бывшие коллеги-лабухи, забросившие со временем музыку ради более хлебных занятий, и те, кто стали впоследствии знаменитыми музыкантами, и супер-звезды, классики мирового джаза. "Барабаны судьбы" полностью посвящены тем джазмэнам. с которыми та самая судьба свела его на профессионалыюй сцене на долгие поды.
Валерий Мысовский в 1956 году окончил Ленинградский педагогический институт иностранных языков, после чего сорок пять лет подряд преподавал английский язык в Художественно-промышленном училище им. Мухиной и, по словам Владимира Фсйертага, "никогда не помышлял о том, чтобы полностью посвятить себя джазу". Спорное. все-таки, утверждение...
Уже на первом курсе института Валерий Мысовский принялся с азартом самостоятельно осваивать игру на барабанной установке. Здесь же. в институте, собрал свой первый джазовый оркестр. Играли танцевальные вечера. Не в родной альма - матер. конечно. Знаете, как это было? Придут из профкома к музыкантам: "Надо поиграть на вечере! А в ответ "Ой, а нас уже в соседний институт пригласили...* Комсомольцам ничего не оставалось. как пригласить джаз-банд из того, соседнего института к себе. Зачем? Очень просто: в родных стенах будешь играть бесплатно, а так и те. и другие получают гонорар. Профессиональная взаимовыручка.
В 1958 году Валерий Мысовский стал одним из организаторов первого в СССР джаз-клуба "Д-58", из которого вырос официально признанный в 64-м "Квадрат", чье сорокалетие все мы отмечали в конце прошлого года. В 1960 Валерий Мысовский в соавторстве с Владимиром Фейертагом опубликовал эпохальную брошюру "Джаз’ — первый исторический очерк об этой музыке на русском языке. В те же годы он играл в квинтете Аркадия Лисковича. выступал в его составе на фестивале в Таллинне в 1959 году.
В 1965 году произошло, возможно, самое замечательное событие в джазовой карьере Валерия Мысовского — он стал участником квартета Романа Кунсмана.Неудивительно, что после предисловия "Джаз — это не только музыка, это образ жизни", первый раздел "Барабанов судьбы" озаглавлен "Рома": " ..И вот. как иногда случается с настоящими фанатиками, все изменилось внезапно и молниеносно, и мою судьбу прочеркнул зигзаг удачи: я становлюсь членом квартета Романа Кунсмана!" Комментарии, как говорится, излишни. Лучше снова предоставим слово автору: "У меня появляются Барабаны Судьбы — тройка "Премьера’. настоящие, профессиональные, фирменные инструменты (их по моей просьбе купил в Москве Г. Лукьянов)- Это было самое замечательное время в моей джазовой жизни. Настоящие репетиции — ведь Кунсман был профессионалом высшего класса, он писал партии всем нам, н том число и для ударных... Отношения в кнаргете были самые дружеские. мы все безумно любили джаз, и в этой теплой, веселой атмосфер талант Ромы расцвел как чудесный цветок!"
В квартете Романа Кунсмана Валерий Мысовский работал в 1965-66 годах. После ухода лидера в профессиональный оркестр Олега Лундсгрема он еще какое-то время играл в трио Юрия Вихарева, которому и посвятил второй раздел книги - "Юра" (самый печальный..) С этим составом Валерий Мысовский выступам на таллиннском фестивале 1967 года. сопровождая джазовую пантомиму.
Но вернемся к рассказу о Романе Кунсмане. "Интересно. что Рома никогда не вмешивался в игру своих сайдме- нов, доверяя стилистике каждого,—я. например играл, как хотел, щетками или палками, громко или тихо, все отдавалось на мое усмотрение".
"Помню, как. взяв маракасы, он учил меня одновременно играть одной рукой 2/4, а другой — 3/4. У меня поначалу не получалось, но Рома умел показать и. главное. ободрить "Ну вот, видишь, уже как хорошо, продолжай в том же духе!" Как это важню — ободриггь музыканта. когда он не может сыграть что-то трудное! Я познал это на собственной шкуре и стараюсь поддерживать коллег,а не кричать на них - это редко помогает"
"Мы часто беседовали о литературе, но главной темой, конечно, была музыка и ее носители. "Понимаешь, Валя, настоящий музыкант — это человек, как бы приговоренный свыше к этому, то есть с виду он может 6ыть вполне обычным, даже жалким, но ухо все время наготове. он все время слушает, ему во всем слышится музыка". — "Ты хочешь сказать, что он живет в мире звука?"—"Да. Вот тут показывдли по телевизору медведя, представляешь, засняли, как он сидит у пня, дергает за щепку — и ухом так слушаeт! Вотэто — музыкант."
"Да, Рома был способен на оэорсгво. Но главным для него была все-таки музыка. Он обладал прекрасным звуком, а его импровизации совершенны, индивидуальны, и я мог слушать их — конечно, в записи — бесчисленное количество раз... После Ромы я снисходительно отношусь ко всем нашим "звездам".
Убедиться в правоте автора мы можем, прослушав диск "Роман Кунсман. Ностальгия. Легенда Петербургскою джаза", выпущенный джаз-клубом "Квадрат* в 2001 году, и рецензию на который. авторства авторитетного Леонида Аусксриа. наш журнал опубликовал в №2 (50) за 2004 год.
В течение долгих лет Валерий Мысовский был одним из ведущих лекторов джаз-клуба "Квадрат", предоставляя желающим начальное джазовое образование. Этому в немалой степени способствуют и его книги, особенно "Пташка: Легенда о Чарли Паркере" Роберта Джорджа Райзмана и "Рассказы о джазе", которые он перевел с английского языка и опубликовал в 1996 году.
Кроме тою, в 70-е годы Валерий Мысовский собирал собственные комбо, много выступал, особенно часто — на отечественных фестивалях. Одним из лучших его составов было трио с пианистом Владимиром Лыткиным и контрабасистом Эдуардом Москалевым, которому и посвящен третий раздел ‘Барабанов судьбы" — "Эдик": "После одной из зарубежных поездок он пригласил меня в гости. Мы распили бутылку водки. он вручил мне в качестве сувенира порногазету с фотографиями голых проституток, привезенную из Лос-Анджелеса. показал вндеокон- церт А Блэйки и очень убеждал сьездить за границу..."
"Мне правился чес Эдика — упругий, мощный, да и соло он умел играть, хотя тайно готовил их дома заранее. К сожалению, все его электронные приспособления были самодельные — то ломались, то начинали завывать, то отключались. Очень часто, когда нужно было уже начинать, Эдик вдруг поворачивался задом к публике и начинал ковыряться в проводах. Публика ждет, Лыткин бесится, со всех стоpoн бегут с паяльниками, один только Эдик спокоен и важен". "Но. несмотря на все это, он был настоящий джазмен, готовый всегда схватить инструмент и ринуться в бой."
Игру Валерия Мысовского, кроме упомянутого CD "Ностальгия", мы можем услышать на записях "Джаз-ансамбли Ленинграда" (1980), "Осенние ритмы-83, пл. 2". "Осенние рнтмы-85, пл. I", "Коллаж-2" (1985) и "Коллаж Джазовые пианисты Ленинграда" 87-го.
"Мы были энтузиастами, фанатиками, а это — основное в любом деле. Сколько было сыграно джаза, сколько замечательных бесед за бутылкой, сколько мы совершили "набегов" в разные широты нашей страны! — и вот Барабаны Судьбы по-прежнему в моей комнате, но нет уже ни Юры, ни Эдика, а Рома так далеко..."
В современном музыкальном мире далеко не каждому удаётся оставить после себя значительный творческий след, или, вернее, наследие, к которому обращались бы потомки, заимствуя и совершенствуя идеи, продолжающие жить после своего создателя... Tata ...
Это имя — не из тех, что фигурируют во всех джазовых энциклопедиях. Не найдешь его и в списках победителей многочисленных опросов читателей и критиков различных музыкальных изданий, даже и в категории типа "Талант, заслуживающий большего ...
Когда-то, давным-давно, появился первый музыкант: то ли пещерный человек случайно дунул в найденную на морском берегу раковину и поразился необычному звуку, то ли неожиданно уловил первую ритмическую фигуру, постукивая пальцами или ладонями себя по ...
Январь наступившего года выдался богатым на джазовые события. Не успели утихнуть страсти вокруг факта, связанного с аудио-релизом одного дедушки армянского джаза, как подкрался юбилей другого джазового патриарха "музыки для толстых" – Армена "Чико" ...
...Мы ведем разговор в тихом и уютном кафе Старой Риги. Иногда, в плавно текущей беседе, делаем паузу – раздается нежная трель мобильника. Марис необычайно занятый человек. Сегодня наиболее востребованный барабанщик. Лидер джазового квинтета. ...
2 марта на 63 году жизни скончался барабанщик и перкуссионист Николай Николаевич Гончаров, по мнению Владимира Фейертага, один из самых темпераментных биг-бэндовых барабанщиков 60-х. Николай Гончаров родился Киргизии, жил в Восточной Пруссии, учился ...
"Как только Питер Эрскин стал частью "Weather Report", группа достигла своей высшей точки", — вспоминает бывший клавишник и основатель "Прогноза погоды" Джо Завинул. — Все дело, конечно, было в Джако: для его бас-гитары нужно было еще поискать ...
Британские музыкальные критики, как и британцы в целом, не отличаются особым чутьем на виртуозность, возможно, поэтому регулировщики музыкального движения были весьма скромно представлены в Фестивал Холл прошлым месяцем, когда там выступали два ...
Ритм-компьютер — изобретение замечательное. Электронный ударник безукоризненно держит желаемый темп, безупречно рисует заданные ему ритмические фигуры. Он никогда не собьется, не допустит ни малейшей ошибки, он молчаливо корректен по отношению ...
Эстония всегда стояла особняком на территории бывшей 1/6 суши планеты, а попросту говоря канувшей в Лету страны, которая называлась СССР. Это касалось всех аспектов жизни и музыки в частности. Она выгодно отличалась даже по сравнению со своими ...