Gunnar Graps - Трубадур, Сошедший с Магистрали, или розы для Гуннара
29.09.2013
Эстония всегда стояла особняком на территории бывшей 1/6 суши планеты, а попросту говоря канувшей в Лету страны, которая называлась СССР. Это касалось всех аспектов жизни и музыки в частности. Она выгодно отличалась даже по сравнению со своими прибалтийскими соседками, Латвией и Литвой. В маленькой стране было бесчисленное множество всевозможных ансамблей и коллективов, которые исполняли очень качественную музыку, будь то рок, джаз, эстрада, народная музыка или хоровое пение. Ни в одной бывшей советской республике не проводился фестиваль хоров, соизмеримый по масштабу с тем, который проходил на знаменитом Певческом поле и собирал поклонников этого жанра со всего бывшего СССР и из-за рубежа.
Наверное, многие еще помнят эстонских эстрадных исполнителей: очаровательную Анне Вески, Яка Йолу (все девочки на наших необъятных просторах называли его нежно Елочка, а он в ответ на эту любовь постоянно рисовал их портреты: "Я рисую, я тебя рисую..."), рок-увальня Тыниса Мяги. А еще было великое множество ансамблей: знаменитый Апельсин с джазово-фолковым уклоном, Руя, Фикс, Касеке (всего лишь Березка, в переводе с эстонского). С последним я был хорошо знаком, неоднократно бывал на их концертах в Москве, которые проходили в основном полу-официально — без афиш, анонсов и билетов в свободной продаже. Просто в начале 80-х безвозвратно ушедшего прошлого столетия в Москве при Центральном доме культуры Всероссийского общества слепых на улице Куусинена, работал Клуб любителей популярной музыки, организованный при участии газеты Московский Комсомолец. Абонементы распространялись через газету и другие, для "посвященных", каналы: раз в месяц меломаны собирались там и знакомились с новинками Мелодии, которые представляли работники фирмы, а музыкальный обозреватель "Звуковой дорожки" (музыкальная рубрика Комсомольца, существующая и поныне) Д. Шавырин рассказывал о зарубежной музыке. Приносил свежие записи (в основном братьев-демократов), нигде не печатавшиеся фотографии музыкантов и т.п. Это была своего рода дискотека, только без танцев.
Подобный абонемент существовал и по джазу (его поочередно вели А.Баташев,А.Петров,Д.Ухов и др.) А в дополнение к ним (вернее в их рамках) устраивались концерты популярной и джазовой музыки на разных сценических площадках Москвы. В основном это были Дворцы и Дома культуры: ’Трехгорка", ставшая печально известной по мюзиклу Норд-Ост, ДК ГПЗ, тот же ЦДК ВОС и др. В общем, жизнь бурлила и кипела.
Тогда же и стали к нам наезжать музыканты из Эстонии. Я впервые знакомился вживую с творчеством северных рок-музыкантов. Было это необычно и странно. Музыка казалась какой- то неуклюжей, громоздкой (знаменитая композиция Касеке 'Танец слона") и холодной. От нее веяло колючим ветром северного Балтийского моря, обдавало неуютными музыкальными волнами, которые перекатывали вперемежку гальку и нешлифованный янтарь. Она производила впечатление зыбкости, эфемерности и дискомфорта. Известный музыковед А. Петров, являвшийся тогда корреспондентом чешского музыкального журнала Мелодие, опубликовал в нем статью о прибалтийской музыке,которую так и назвал —"Ледовый рок Севера" (1983 год).
Но все же эстонская музыка не оставила меня равнодушным, и я начал интересоваться творчеством эстонских музыкантов.
В 1980 году в Тбилиси случился знаменитый фестиваль популярной молодежной музыки "Весенние ритмы. Тбилиси-80", на который съехались коллективы и исполнители из некоторых республик бывшего СССР. Это было грандиозное по своим масштабам событие, которое ни до, ни после повторить не удалось, хотя попытки и предпринимались (например, в 1981 году в Ереване). На фестиваль приехали Автограф и Машина Времени из Москвы, Акварииум из Ленинграда, Интеграл из Саратова, знаменитый Гунеш из Туркмении, были команды из Горького, Ростова и других городов. А вот Эстонию представлял ансамбль Магнетик Бэнд и ее лидер Гуннар Грапс. Именно тогда я узнал о существовании этой эстонской группы и влюбился в творчество незаурядного музыканта.
Согласитесь, очень редко барабанщик становится лидером ансамбля. А Гуннар был настоящим лидером, который выгодно отличался от своих коллег напористостью, бешеным темпом, экстраординарным поведением на сцене, ярким имиджем и прочими атрибутами, присущими данному жанру музыки.
Признаюсь: на самом фестивале мне побывать не удалось. Но я внимательно следил за ним, откапывал всю мыслимую и немыслимую информацию. МБ в Тбилиси выступил блестяще и разделил первое место с московской MB А Макаревича. Это был звездный час и триумф Эстонии в советском роке. Жюри, возглавляемое недавно ушедшим от нас композитором Ю. Саульским, отметило незаурядное мастерство и талант северных музыкантов.
Год спустя (по тогдашним меркам это не так и долго) появился звуковой документ, запечатлевший лауреатов того знакового действа: фирма Мелодия выпустила двойной альбом "Весенние ритмы. Тбилиси - 80". На нем были представлены две композиции группы Магнетик Бэнд - Леди-Блюз и Трубадур на Магистрали. С тех пор тот диск стал филофонической редкостью, отразившей необычайно важное событие нашей не такой уж богатой по тем временам музыкальной молодежной культуры.
В том же 1981 году ансамбль впервые приехал в Москву с концертом, который проходил на Малой спортивной арене Лужников. МБ выступал во втором отделении, на разогреве был Круиз. Стоит ли говорить, что "пипл" привалил именно для того, чтобы воочию увидеть и услышать знаменитых эстонских блюз-рокеров и их виртуозного лидера-барабанщика?..
Ничего не могу с собой поделать: мне всегда жаль ребят, которые работают на разогреве. Ведь и они стараются, хотят понравиться, но в благодарность (как правило) получают неодобрительный свист и насмешки зрителей. Но надо отдать должное: Круиз работал не плохо, очень тепло была встречена песня памяти тогда еще недавно ушедшего В. Высоцкого и другие композиции (сейчас, по прошествии 23-24лет, уже и не вспомню их названий), но, все-таки, реакция зрителей была вялой. Все ждали Магнетик..
Первое отделение окончилось. Небольшая пауза В зале абсолютная темнота, и вдруг резкий луч прожектора выхватил и осветил в глубине сцены длинноволосого плотного человека, взгромоздившегося за громадную барабанную установку. Он был в черном — майка, джинсы — и напоминал рок-мессию потустороннего мира, казался ирреальным и недостижимым для нас.
Дальше пошло-поехало. Сказать, что концерт ошеломил меня, значит не сказать ничего. У меня абсолютно изменилось отношение к эстонскому року и блюзу, я понял, что нордический темперамент может быть совсем другим, Гуннар работал самозабвенно: он не только играл, но пел, выдавал стойки и кульбиты, по ходу комментировал свои песни и делал их переводы. Это был 1 час и 20 минут действа под названием Эстонский Блюзовый Рок Довольно сильный акцент придавал неповторимость и колорит (мы все тогда стремились к манящему "забугорью", даже пускай к полу-родному прибалтийскому) и Грапс оправдывал эту нашу тягу.
"Вы думаете, букеты роз заслуживают только женщины? — заявил эстонец. — Ничего подобного, папам тоже иногда надо дарить цветы".И грянула Roosid Papale (Розы для Папы).Затем была антивоенная Алчный Голубь, шуточные Приключения Одиссея и Доктор Ноорман, уже упоминавшаяся знаменитая Леди-Блюз, еще один потрясный Осенний Блюз и другие композиции.
Гуннар пел, стучал, играл на клавишных Ему все это удавалось на удивление лихо. Да и коллектив был слаженный: вокалист Сулев Куузик, на гитаре Айвар Оя (не знаю, имеет ли он отношение к знаменитому эстонскому киноактеру, роковому' красавцу-мужчине Бруно Оя, уже покинувшему, увы, сей бренный мир), Мати Валдар на саксофоне (потрясающий был музыкант, не знаю, где он сейчас), Рейн Салме на ударных и единственный русский — Александр Сырцов — на бас-гитаре.
Время концерта пролетело незаметно, оставило в душе неизгладимый след и радость соприкосновения с отличной музыкой, называемым блюз-роком.
Вскоре на Мелодии вышел магнитоальбом на советской, жуткого качестве компакт-кассете с еще более отвратительной полиграфией, а вслед за ним (1982 год) и виниловый диск Розы для Папы. Естественно, все это появилось в моей коллекции.
Было много рецензий в молодежных газетах и журналах. У меня накопилась целая папка вырезок Я тогда даже выписывал основные молодежные прибалтийские газеты и журналы на русском языке (стоило все это — сущие копейки). Но как-то со временем растерял их при переездах, сменах матримониальных укладов и прочих жизненных потрясениях и перипетиях (о чем сейчас так жалею!) Рецензии были в основном хвалебные, иногда умеренно-поучительные, плохих не припомню (а может просто не замечал?) Вообще, в нашей молодежной музыке было, пожалуй, лишь две группы, допущенные на державные подмостки и удостаивающиеся хвалебных рецензий: это московский арт-роковый Автограф А Ситковецкого и таллиннский блюз-роковый Магнетик Бэнд Г. Грапса.
Затем последовали концерты по всем необъятным просторам Советского Союза, с частыми заездами в Москву. Самые лихие проходили в Центральном доме туриста, причем МБ продолжал работать в связке с Круизом. Я бывал еще на нескольких концертах, но почему-то запомнился именно первый, о котором написал выше.
Фирма Мелодия дисками нас больше не баловала, хотя ее Таллиннское отделение продолжало что-то выпускать, но все это, похоже, было ориентировано исключительно на Прибалтику и страны "народной демократии", а новые записи Гуннара и его группы, кроме концертов, можно было часто услышать на Radio Moscow World Service.
..А затем произошло то, что и должно было произойти. В нашей стране случилась очередная революция (мои родители до последнего своего вздоха называли все революции переворотами и, пожалуй, это слово, как никакое другое, передает сущность таких процессов в обществе). Следы Гуннара затерялись, я снова уехал в длительную загранкомандировку, увлекся другим блюзом — американским — и практически забыл о существовании своего былого эстонского кумира.
Только в конце 90-х в какой-то молодежной газете (кажется, в МК) промелькнуло довольно пространное интервью с Грапсом, и снова—полное неведение.
Чем же занимался наш герой вчерашних дней? Похоже, что заниматься на маленьком клочке земли после огромных просторов Советского Союза музыканту такого масштаба очевидно стало нечем. Ведь нас тогда захлестнула низкопробная музыка, пластинки, сомнительная информация... Вспомните, как все издания, вплоть до журнала Пионер начали публиковать доморощенные рок-энциклопедии и байки про западных и отечественных звезд? Все это явно отдавало тухлятиной. Многие творческие люди, не выдержав этого испытания, рились кто в алкоголь, кто в наркотики, кто в религию.
Мне трудно сказать, чем занимался Гуннар Грапс. Достоверно известно лишь то,что он эмигрировал в Швецию,где якобы открыл блюзовое кафе. Кто-то утверждал, что он увлекся наркотиками. Рассказывали всякое- разное...
Но несколько лет назад Гуннар вернулся в родную Эстонию и... опять стал знаменитым: в шикарных эстонских витринах замелькали барабанные палочки в руках знаменитого музыканта— Грапс рекламировал какой-то пенсионный фонд. Наверное, получил за это кучу денег...
Он пытался вернуться в музыкальную стихию и возобновить гастроли. Даже записал новый альбом "Сошедший с Трассы.
Планов было громадье, i нелепая смерть оборвала его жизнь.
К нему нельзя применить известный рок-постулат: живи на полную катушку, умри молодым. Ведь ему было уже 52 года и он успешно преодолел все опасные пороги, когда молодого человека, тем более творческого, подстерегает рогатая смерть.
И его уход практически никтоi и не заметил...
Мне вспоминается стихотворение Классические розы поэта Игоря Северянина, который тоже приобрел свое последнее пристанище в Таллинне в 1941 году. Он писал:
Но дни вернутся —
уже стихают грозы
Вернуться в дом
Россия ищет троп
Как хороши,
как свежи будут розы
Моей страной
мне брошенные в гроб!
Не бросила Россия роз ни в гроб Северянина, ни в гроб Гуннара Грапса. Ну и пусть! Все равно они навсегда останутся в сердцах многих поклонников творчества этих людей.
В современном музыкальном мире далеко не каждому удаётся оставить после себя значительный творческий след, или, вернее, наследие, к которому обращались бы потомки, заимствуя и совершенствуя идеи, продолжающие жить после своего создателя... Tata ...
Это имя — не из тех, что фигурируют во всех джазовых энциклопедиях. Не найдешь его и в списках победителей многочисленных опросов читателей и критиков различных музыкальных изданий, даже и в категории типа "Талант, заслуживающий большего ...
Когда-то, давным-давно, появился первый музыкант: то ли пещерный человек случайно дунул в найденную на морском берегу раковину и поразился необычному звуку, то ли неожиданно уловил первую ритмическую фигуру, постукивая пальцами или ладонями себя по ...
Январь наступившего года выдался богатым на джазовые события. Не успели утихнуть страсти вокруг факта, связанного с аудио-релизом одного дедушки армянского джаза, как подкрался юбилей другого джазового патриарха "музыки для толстых" – Армена "Чико" ...
...Мы ведем разговор в тихом и уютном кафе Старой Риги. Иногда, в плавно текущей беседе, делаем паузу – раздается нежная трель мобильника. Марис необычайно занятый человек. Сегодня наиболее востребованный барабанщик. Лидер джазового квинтета. ...
2 марта на 63 году жизни скончался барабанщик и перкуссионист Николай Николаевич Гончаров, по мнению Владимира Фейертага, один из самых темпераментных биг-бэндовых барабанщиков 60-х. Николай Гончаров родился Киргизии, жил в Восточной Пруссии, учился ...
"Как только Питер Эрскин стал частью "Weather Report", группа достигла своей высшей точки", — вспоминает бывший клавишник и основатель "Прогноза погоды" Джо Завинул. — Все дело, конечно, было в Джако: для его бас-гитары нужно было еще поискать ...
Британские музыкальные критики, как и британцы в целом, не отличаются особым чутьем на виртуозность, возможно, поэтому регулировщики музыкального движения были весьма скромно представлены в Фестивал Холл прошлым месяцем, когда там выступали два ...
Ритм-компьютер — изобретение замечательное. Электронный ударник безукоризненно держит желаемый темп, безупречно рисует заданные ему ритмические фигуры. Он никогда не собьется, не допустит ни малейшей ошибки, он молчаливо корректен по отношению ...
В прошлом году Jazz-Квадрат писал о книге "Блюз для своих" известного питерского барабанщика и неустанного популяризатора джаза Валерия Мысовского. В конце статьи, помнится, мы посетовали на то, что вышла она мизерным тиражом в сто экземпляров, а ...