"Как только Питер Эрскин стал частью "Weather Report", группа достигла своей высшей точки", — вспоминает бывший клавишник и основатель "Прогноза погоды" Джо Завинул.
— Все дело, конечно, было в Джако: для его бас-гитары нужно было еще поискать барабанщика. Акуна был хорош на студийных сессиях "Black Market" и "Heavy Weather", а вживую на концертах он, похоже, не догонял всех нюансов басовых импровизаций. Джако, знаете ли, был ведь величайшим мастаком. У нас уже как-то имелась схожая ситуация, когда с басовым своеобразием Мирослава Витуса все никак не укладывались никакие ударные. Перебрали лучших на тот день перкуссионистов, а в итоге все равно пришлось уйти Мирославу. Но дать уйти Джако было бы преступной ошибкой, — продолжал Завинул. — И вот объявился Эрскин, и все пошло. Будто бы они с Джако с рождения играли вместе. 100-процентное взаимодействие. Джако Пасториус всегда очень заводился на публике, а Эрскина это только подстегивало. На концертах они вдвоем выделывали чудеса. В студии все выглядело слегка побледнее. Концертный двойной альбом — вещь рискованная для любой группы.Но мы знали, что здесь провала не будет. "8:30" — это, бесспорно, лучшая наша запись.
Завинул улыбнулся в свои пышные усы и добавил:
— Это не я один так считаю. Ведь "8:30" единственный наш альбом-лауреат премии "Грэмми". Золотой период "W.R." длился не более трех лет— как раз то время, когда в группе на ударных был Питер. Мы все тогда много времени проводили вместе. Не так даже в студии, чаще в бассейне. А бывало, гоняли целыми днями в баскетбол. Все мы стали друзьями. Это отражалось и в музыке. Ведь фьюжн очень взаимочувствителен к тому, что музыканты воспринимают друг друга. Это, знаете ли, еще и такая смесь всяких личностных ощущений. Ну, а потом мы вновь остались вдвоем с Вейном. И я, помнится, сказал тогда: "Никто из нас никогда в отдельности, ни я, ни Вейн, ни Джако, ни Питер, никогда не достигнем того, чем мы были тогда вчетвером". И сейчас вот, похоже, я оказался пророком, когда говорил это, — закончил Джозеф Завинул, и его глаза затуманились какими-то воспоминаниями.
Уж если такие легендарные фигуры, как Джо Завинул, Вейн Шортер и Джако Пасториус не смогли в одиночку свершить что-нибудь значительнее "Weather Report", то что уж говорить о барабанщике Питере Эрскине. Да и куда он с тех пор подевался? А никуда. Он всегда на виду. И последние два десятка лет он слывет самым занятым ударником в мире. Питер Эрскин не стал чем-то большим, чем "W.R.", но, кажется, он уже перестал укладываться в понятие "барабанщик". Он так размахнулся своими палочками, причем в самых разных направлениях, что все его подвиги и не перечислишь. Сейчас, в первую очередь, Эрскин, конечно же, создатель трио, в котором, помимо ударных, есть фортепиано и бас. Все эти инструменты доминируют в равной степени, исполняя музыку композитора Питера Эрскина.
А чем, кроме музыки, занимается еще композитор?
— Пишу, — отвечает Эрскин. — То есть, если не пишу музыку, то пишу книги.
— А что это за книги? Мемуары?
— Нет, пока еще не мемуары, — смеется Питер. — В основном, это учебники. Руководства по технике барабанного боя. Самая последняя книга "The Drum Perspective", кажется, наиболее удачная.
И ко всем печатным изданиям прилагается еще и специальное наглядное пособие на видео, где Питер рассказывает и показывает сам все свои движения и приемы. Похоже, что это ценное видео для начинающего, да и зрелого мастера также.
И все же сочинительство музыки, кажется, основное увлечение Питера Эрскина в свободное от гастролей и студийных сессий время. И здесь неожиданно открылась его страсть к Уильяму Шекспиру. Еще в 87-м Питер создал музыкальный сценарий к двум шекспировским драмам: "Король Ричард II" и "Сон в зимнюю Полночь". И за это он удостоился специального приза.
Затем последовала музыка к спектаклям "Двенадцатая ночь", "Гамлет" и "Ромео и Джульетта", также отмеченная высшими наградами. Наиболее впечатляющая недавняя работа — это музыкальный сценарий к танцевальному шоу "История барабанов — превращение и изменение в ритме",поставленномуне так давно на сцене Бирмингемского театра в Великобритании. Но вся эта учебно-культурно-просветительская и театрально-композиторская деятельность — скорее хобби Эрскина. Питер очень закручен в студии. Сейчас на его счету 10 сольных именных альбомов. Но, похоже, что все время уходит на совместные проекты. Здесь уж можно со счету сбиться. Под лейблом ЕСМ имя Эрскина мелькает чуть ли не в каждом втором (всего под разными лейблами их насчитывается 250!). А еще вдобавок в начале этого года Питер откликнулся на приглашение занять место барабанщика в группе "Yellowjackets". И это, видимо, скорее способ отдохнуть, избавиться хотя бы на время от бурной всесторонней деятельности.Стать барабанщиком "Yellowjackets" означает "отправляйся в дорогу — путешествуй по всему миру". И прошлым летом Питера можно было наблюдать в некоторых, очень близких к нам географически, странах Европы. Вряд ли он пытается стать значительнее "Weather Report", у него и так дел по горло.
Похоже, хватает ему и успеха. Питеру Эрскину еще только 45 лет от роду, и проживает он в солнечной Южной Калифорнии, он благодушно улыбается на всех своих фотографиях. Часто в кругу семьи: двоих почти взрослых детей и японской жены Муцуко. Видимо, не случайно его самый недавний и, безусловно, самый удивительный альбом обозначен японским словои "Juni". По-японски это означает число 12 — символ достигнутых целей.
В современном музыкальном мире далеко не каждому удаётся оставить после себя значительный творческий след, или, вернее, наследие, к которому обращались бы потомки, заимствуя и совершенствуя идеи, продолжающие жить после своего создателя... Tata ...
Это имя — не из тех, что фигурируют во всех джазовых энциклопедиях. Не найдешь его и в списках победителей многочисленных опросов читателей и критиков различных музыкальных изданий, даже и в категории типа "Талант, заслуживающий большего ...
Когда-то, давным-давно, появился первый музыкант: то ли пещерный человек случайно дунул в найденную на морском берегу раковину и поразился необычному звуку, то ли неожиданно уловил первую ритмическую фигуру, постукивая пальцами или ладонями себя по ...
Январь наступившего года выдался богатым на джазовые события. Не успели утихнуть страсти вокруг факта, связанного с аудио-релизом одного дедушки армянского джаза, как подкрался юбилей другого джазового патриарха "музыки для толстых" – Армена "Чико" ...
...Мы ведем разговор в тихом и уютном кафе Старой Риги. Иногда, в плавно текущей беседе, делаем паузу – раздается нежная трель мобильника. Марис необычайно занятый человек. Сегодня наиболее востребованный барабанщик. Лидер джазового квинтета. ...
2 марта на 63 году жизни скончался барабанщик и перкуссионист Николай Николаевич Гончаров, по мнению Владимира Фейертага, один из самых темпераментных биг-бэндовых барабанщиков 60-х. Николай Гончаров родился Киргизии, жил в Восточной Пруссии, учился ...
Британские музыкальные критики, как и британцы в целом, не отличаются особым чутьем на виртуозность, возможно, поэтому регулировщики музыкального движения были весьма скромно представлены в Фестивал Холл прошлым месяцем, когда там выступали два ...
Ритм-компьютер — изобретение замечательное. Электронный ударник безукоризненно держит желаемый темп, безупречно рисует заданные ему ритмические фигуры. Он никогда не собьется, не допустит ни малейшей ошибки, он молчаливо корректен по отношению ...
Эстония всегда стояла особняком на территории бывшей 1/6 суши планеты, а попросту говоря канувшей в Лету страны, которая называлась СССР. Это касалось всех аспектов жизни и музыки в частности. Она выгодно отличалась даже по сравнению со своими ...
В прошлом году Jazz-Квадрат писал о книге "Блюз для своих" известного питерского барабанщика и неустанного популяризатора джаза Валерия Мысовского. В конце статьи, помнится, мы посетовали на то, что вышла она мизерным тиражом в сто экземпляров, а ...