nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Армен "Чико" Тутунджян - Барабаны судьбы

Армен "Чико" Тутунджян - Барабаны судьбы  Январь наступившего года выдался богатым на джазовые события. Не успели утихнуть страсти вокруг факта, связанного с аудио-релизом одного дедушки армянского джаза, как подкрался юбилей другого джазового патриарха "музыки для толстых" – Армена "Чико" Тутунджяна.

Наш сегодняшний шестидесятилетний юбиляр – представитель именно того поколения, которое слушало и играло джаз с опасностью если не для жизни, то для карьеры точно. Армен "Чико" Тутунджян начинал играть джаз тогда, когда за подобную музыку исключали из комсомола, подвергали обструкции на профсоюзных собраниях и попадали на страницы журнала "Крокодил". Какой же любовью к этому жанру нужно было обладать, чтобы, несмотря на все это, слушать и играть джазовую музыку! Армен Тутунджян – один из тех, кто пронес эту любовь, а точнее – страсть к джазу через всю свою жизнь и продолжает успешно заниматься джазом по сей день.

Биография нашего сегодняшнего героя выглядит типично для джазменов того времени. Родился 28 января 1944 года, технарь по образованию, сумевший заставить себя получить и высшее музыкальное образование, он начинал играть джаз в трио контрабасиста Артура Абрамяна (пианистом был Левон Малхасян), которого Тутунджян считает своим учителем и идейным вдохновителем. А вот на барабанах он учился играть сам, практически без посторонней помощи. Но кумиром его, как и многих тогдашних армянских музыкантов, был, конечно же, Роберт Александрович Еолчян – барабанщик одного из первых в СССР джаз-оркестров п\у композитора Артемия Айвазяна. Игру Еолчяна он мог наблюдать и слушать часами. И, наверное, именно это определило дальнейшую судьбу Тутунджяна. Позже четверо единомышленников собирают другой состав – Ерванд Ерзнкян (бас), Александр Захарян (саксофон) и Тутунджян с Малхасяном. Этим составом они выступали достаточно долго, а главное, успешно. Частые гости в молодежных кафе, на студенческих вечеринках, эти музыканты очень быстро превратились в кумиров тогдашнего музыкального Еревана. В те времена Армен Тутунджян вместе со своими друзьями-партнерами умудрился объездить с концертами почти весь Советский Союз, принимал участие в частых в те времена всесоюзных джазовых фестивалях в Ереване, Донецке, Ярославле, Тбилиси, Воронеже, Куйбышеве. Несколько раз ереванский квартет признавался лучшим на этих фестивалях, а сам Тутунджян удостаивался звания "Лучшего барабанщика" фестиваля. Так протекала относительно беззаботная первая половина жизни – в творчестве, спорах о путях развития, подготовках к очередным выступлениям и триумфальных гастролях. Были еще выступления и зарубежные гастроли с различными молодежными коллективами – "Крунк", "Виртуозы Армении", "Молодость".

А потом началась жизнь настоящего профессионала. Ежевечерние выступления в ресторанах гостиниц "Ани" и "Армения" не смогли, тем не менее, превратить Тутунджяна в обычного ресторанного лабуха, остановить его профессионального роста и лишить творческого начала. Более того, с середины 80-х Тутунджян начинает играть в оркестре Орбеляна. В составе Государственного эстрадно-джазового оркестра Армении он побывал во многих странах, выступал на многих престижных сценах. Именно Армена Тутунджяна пригласили играть последний прощальный концерт маэстро Орбеляна. Тогда оркестр был уже практически распущен, и для того, чтобы отыграть этот концерт-прощание, бывших музыкантов оркестра собирали по одному. Тогда же Тутунджян и сыграл впервые со многими армянскими, в то время начинающими музыкантами, которые в последствии станут его партнерами по музыкальным коллективам.

После роспуска оркестра Орбеляна встал вопрос: "А что же дальше?" И "Чико" начинает действовать сам, почти в одиночку. Преподавал в джазовом колледже, играл, где придется. Но жить без настоящего творчества не мог. И вот настал 1992 год – знаменательная веха в творчестве нашего барабанщика. Он собирает коллектив под названием "Chico & Friends", с которым начинает выступать в джаз-клубе гостиницы "Армения", практически единственном тогда очаге музыкальной жизни города. Через этот коллектив прошли, получив боевое крещенние, наверное, все более или менее значимые на сегодняшний день армянские джазовые музыканты – Ваагн Айрапетян, Армен Уснунц, Тигран Пештмаджян, Арсен Нерсисян, Карен Гаспарян. В те же годы он вместе с единомышленниками собирает любителей джазовой музыки в первом настоящем джаз-клубе Еревана, где и играет со своими друзьями. Этот же состав выезжает в Швецию, где дает серию более чем успешных концертов. Тем же коллективом музыканты блестяще выступают на первом после длительного перерыва ереванском джаз-фестивале в 1998 году. Несмотря на то, что музыканты уходят и приходят, коллектив "Chico & Friends" на протяжении уже 12 лет является одним из лучших и наиболее творчески активных в Армении.

К 2001 году состав ансамбля сформировался и устоялся почти окончательно. В него входили Тигран Пештмаджян (вибрафон, фортепиано), басист Симон Долмазян, молодой трубач Ерванд Маркарян и, конечно, сам бэнд-лидер и барабанщик Армен Тутунджян.

Шестимесячный период совместного музыцирования этой четверки увенчался записью альбома – своеобразным творческим отчетом, мерилом потенции любого музыканта. После прослушивания этой записи ни у кого не возникнет сомнений относительно того, что в Армении есть еще один высококлассный джазовый состав. На альбоме, который носит простенькое название "Квартет", записано 12 композиций, среди которых как образцы раннего свинга, так и яркие боповые темы, композиции Джорджа Гершвина, Джерома Керна, Хораса Силвера, Бада Пауэлла и другие. Все они сыграны на одном дыхании, интересно, эмоционально и технично. Слушать эту запись безучастно невозможно: ноги начинают притоптывать, пальцы щелкают в такт, и слушатель к концу второй композиции начинает ощущать себя посетителем одного из баров душной ночью где-нибудь в районе Гарлема. Надо отдать должное бэнд-лидеру – "Чико" не выпячивает себя, не тянет на себя одеяло, как это делают другие, демонстрируя слушателю в первую очередь собственную техничность, выбивая длинные барабанные соло. Он как всегда корректен в своей игре. Великолепно звучит фантастический вибрафон Пештмаджяна. Аккуратность в обращении со звуком, виртуозная техника, певучесть. Каждое его соло представляет собой отдельную если не песню, то уж законченную мелодию – точно. Прекрасно показал себя и молодой трубач. На диске он играет не много, но всегда к месту. А Симон Долмазян, как и полагается настоящему джазовому басисту, крепко держит в своих пальцах гармоническую нить произведения, моментами проявляя себя и как яркий солист. Стилистически выстроенный, идейно законченный и доступный не только заядлому джазмену – вот характеристики данного альбома. К сожалению, продолжения не последовало, и через год-полтора в составе опять произошло изменение – место трубача занял гитарист Александр Маилян. Таким составом квартет выступает и сегодня.

Тутунджян всегда тяготел и к преподавательской деятельности. Это он учил играть на барабанах Григория Балагяна, будущего музыканта трио Давида Азаряна. Большое количество его учеников и сегодня играет в разных коллективах – Александр Агамян, Арсен Нерсисян и другие. А в 1994 году он получил грант на стажировку в мировой джазовой Мекке – Berklee School of Music, где прорабатывал вопросы методики преподавания игры на ударных инструментах.

Наконец, именно Тутунджян стал первым джазовым ведущим на первой в Армении FM-радиостанции в начале 90-х. Признаюсь, в те темные годы (после развала СССР Армения тяжело страдала от нехватки электричества), когда почти не было возможности слушать домашнюю фонотеку из-за отсутствия этого самого электричества, его передачи были отдушиной для всех любителей джаза. Не успокоившись на достигнутом, в 1998 году он организует цикл передач, посвященных джазу, на телеканале "А1+". И хотя сейчас в сетках программ многих телеканалов присутствуют передачи о джазе, авторские программы Тутунджяна были и продолжают оставаться самыми профессиональными.

В настоящее время Армен "Чико" Тутунджян переживает прямо-таки вторую молодость. У него есть любимая программа на телеканале "АР", он преподает искусство игры на ударных инструментах в Ереванской консерватории, руководимый им коллектив находится на подъеме, а самое главное – пять дней в неделю он работает в джаз-клубе. С одинаковой любовью и качеством он играет и боп, и свинг, и американскую песенную классику. Играет любимый им джаз. Он не любит вспоминать прошлое: "Какой смысл говорить о прежних заслугах, о пройденном когда-то пути? Говорить надо о дне сегодняшнем и думать о завтрашнем. Только так можно всегда оставаться в форме".

Меня всегда интересовало, откуда взялось прозвище "Чико". Совсем недавно услышал такую версию: в детстве близкие называли его "Арменчик". Армен-Арменчик-Чик-Чико. Насколько это верно – не знаю, но в 2000 году, когда Тутунджян брал интервью у Чика Кориа, было весьма забавно смотреть на двух Чиков – армянского и американского. Два джазмена, два мастера своего дела мило болтали. Таким людям всегда есть о чем поговорить. И возраст им не помеха: они молоды душой.

Армен МАНУКЯН, Jazz-Квадрат, №1 (49), 2004


стиль
джаз
автор
Армен МАНУКЯН
страна
Армения
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела барабанщики, перкуссионисты

  • стиль: джаз, джаз
В современном музыкальном мире далеко не каждому удаётся оставить после себя значительный творческий след, или, вернее, наследие, к которому обращались бы потомки, заимствуя и совершенствуя идеи, продолжающие жить после своего создателя... Tata ...
  • стиль: джаз, джаз
Это имя — не из тех, что фигурируют во всех джазовых энциклопедиях. Не найдешь его и в списках победителей многочисленных опросов читателей и критиков различных музыкальных изданий, даже и в категории типа "Талант, заслуживающий большего ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда-то, давным-давно, появился первый музыкант: то ли пещерный человек случайно дунул в найденную на морском берегу раковину и поразился необычному звуку, то ли неожиданно уловил первую ритмическую фигуру, постукивая пальцами или ладонями себя по ...
  • стиль: джаз, джаз
...Мы ведем разговор в тихом и уютном кафе Старой Риги. Иногда, в плавно текущей беседе, делаем паузу – раздается нежная трель мобильника. Марис необычайно занятый человек. Сегодня наиболее востребованный барабанщик. Лидер джазового квинтета. ...
  • стиль: джаз, джаз
2 марта на 63 году жизни скончался барабанщик и перкуссионист Николай Николаевич Гончаров, по мнению Владимира Фейертага, один из самых темпераментных биг-бэндовых барабанщиков 60-х. Николай Гончаров родился Киргизии, жил в Восточной Пруссии, учился ...
  • стиль: джаз, джаз
"Как только Питер Эрскин стал частью "Weather Report", группа достигла своей высшей точки", — вспоминает бывший клавишник и основатель "Прогноза погоды" Джо Завинул. — Все дело, конечно, было в Джако: для его бас-гитары нужно было еще поискать ...
  • стиль: этно, этно
Британские музыкальные критики, как и британцы в целом, не отличаются особым чутьем на виртуозность, возможно, поэтому регулировщики музыкального движения были весьма скромно представлены в Фестивал Холл прошлым месяцем, когда там выступали два ...
  • стиль: джаз, джаз
Ритм-компьютер — изобретение замечательное. Электронный ударник безукоризненно держит желаемый темп, безупречно рисует заданные ему ритмические фигуры. Он никогда не собьется, не допустит ни малейшей ошибки, он молчаливо корректен по отношению ...
  • стиль: блюз, блюз
Эстония всегда стояла особняком на территории бывшей 1/6 суши планеты, а попросту говоря канувшей в Лету страны, которая называлась СССР. Это касалось всех аспектов жизни и музыки в частности. Она выгодно отличалась даже по сравнению со своими ...
  • стиль: джаз, джаз
В прошлом году Jazz-Квадрат писал о книге "Блюз для сво­их" известного питерского барабанщика и неустанного популяризатора джаза Вале­рия Мысовского. В конце статьи, помнится, мы посетовали на то, что вышла она ми­зерным тиражом в сто экземпляров, а ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com