Январь наступившего года выдался богатым на джазовые события. Не успели утихнуть страсти вокруг факта, связанного с аудио-релизом одного дедушки армянского джаза, как подкрался юбилей другого джазового патриарха "музыки для толстых" – Армена "Чико" Тутунджяна.
Наш сегодняшний шестидесятилетний юбиляр – представитель именно того поколения, которое слушало и играло джаз с опасностью если не для жизни, то для карьеры точно. Армен "Чико" Тутунджян начинал играть джаз тогда, когда за подобную музыку исключали из комсомола, подвергали обструкции на профсоюзных собраниях и попадали на страницы журнала "Крокодил". Какой же любовью к этому жанру нужно было обладать, чтобы, несмотря на все это, слушать и играть джазовую музыку! Армен Тутунджян – один из тех, кто пронес эту любовь, а точнее – страсть к джазу через всю свою жизнь и продолжает успешно заниматься джазом по сей день.
Биография нашего сегодняшнего героя выглядит типично для джазменов того времени. Родился 28 января 1944 года, технарь по образованию, сумевший заставить себя получить и высшее музыкальное образование, он начинал играть джаз в трио контрабасиста Артура Абрамяна (пианистом был Левон Малхасян), которого Тутунджян считает своим учителем и идейным вдохновителем. А вот на барабанах он учился играть сам, практически без посторонней помощи. Но кумиром его, как и многих тогдашних армянских музыкантов, был, конечно же, Роберт Александрович Еолчян – барабанщик одного из первых в СССР джаз-оркестров п\у композитора Артемия Айвазяна. Игру Еолчяна он мог наблюдать и слушать часами. И, наверное, именно это определило дальнейшую судьбу Тутунджяна. Позже четверо единомышленников собирают другой состав – Ерванд Ерзнкян (бас), Александр Захарян (саксофон) и Тутунджян с Малхасяном. Этим составом они выступали достаточно долго, а главное, успешно. Частые гости в молодежных кафе, на студенческих вечеринках, эти музыканты очень быстро превратились в кумиров тогдашнего музыкального Еревана. В те времена Армен Тутунджян вместе со своими друзьями-партнерами умудрился объездить с концертами почти весь Советский Союз, принимал участие в частых в те времена всесоюзных джазовых фестивалях в Ереване, Донецке, Ярославле, Тбилиси, Воронеже, Куйбышеве. Несколько раз ереванский квартет признавался лучшим на этих фестивалях, а сам Тутунджян удостаивался звания "Лучшего барабанщика" фестиваля. Так протекала относительно беззаботная первая половина жизни – в творчестве, спорах о путях развития, подготовках к очередным выступлениям и триумфальных гастролях. Были еще выступления и зарубежные гастроли с различными молодежными коллективами – "Крунк", "Виртуозы Армении", "Молодость".
А потом началась жизнь настоящего профессионала. Ежевечерние выступления в ресторанах гостиниц "Ани" и "Армения" не смогли, тем не менее, превратить Тутунджяна в обычного ресторанного лабуха, остановить его профессионального роста и лишить творческого начала. Более того, с середины 80-х Тутунджян начинает играть в оркестре Орбеляна. В составе Государственного эстрадно-джазового оркестра Армении он побывал во многих странах, выступал на многих престижных сценах. Именно Армена Тутунджяна пригласили играть последний прощальный концерт маэстро Орбеляна. Тогда оркестр был уже практически распущен, и для того, чтобы отыграть этот концерт-прощание, бывших музыкантов оркестра собирали по одному. Тогда же Тутунджян и сыграл впервые со многими армянскими, в то время начинающими музыкантами, которые в последствии станут его партнерами по музыкальным коллективам.
После роспуска оркестра Орбеляна встал вопрос: "А что же дальше?" И "Чико" начинает действовать сам, почти в одиночку. Преподавал в джазовом колледже, играл, где придется. Но жить без настоящего творчества не мог. И вот настал 1992 год – знаменательная веха в творчестве нашего барабанщика. Он собирает коллектив под названием "Chico & Friends", с которым начинает выступать в джаз-клубе гостиницы "Армения", практически единственном тогда очаге музыкальной жизни города. Через этот коллектив прошли, получив боевое крещенние, наверное, все более или менее значимые на сегодняшний день армянские джазовые музыканты – Ваагн Айрапетян, Армен Уснунц, Тигран Пештмаджян, Арсен Нерсисян, Карен Гаспарян. В те же годы он вместе с единомышленниками собирает любителей джазовой музыки в первом настоящем джаз-клубе Еревана, где и играет со своими друзьями. Этот же состав выезжает в Швецию, где дает серию более чем успешных концертов. Тем же коллективом музыканты блестяще выступают на первом после длительного перерыва ереванском джаз-фестивале в 1998 году. Несмотря на то, что музыканты уходят и приходят, коллектив "Chico & Friends" на протяжении уже 12 лет является одним из лучших и наиболее творчески активных в Армении.
К 2001 году состав ансамбля сформировался и устоялся почти окончательно. В него входили Тигран Пештмаджян (вибрафон, фортепиано), басист Симон Долмазян, молодой трубач Ерванд Маркарян и, конечно, сам бэнд-лидер и барабанщик Армен Тутунджян.
Шестимесячный период совместного музыцирования этой четверки увенчался записью альбома – своеобразным творческим отчетом, мерилом потенции любого музыканта. После прослушивания этой записи ни у кого не возникнет сомнений относительно того, что в Армении есть еще один высококлассный джазовый состав. На альбоме, который носит простенькое название "Квартет", записано 12 композиций, среди которых как образцы раннего свинга, так и яркие боповые темы, композиции Джорджа Гершвина, Джерома Керна, Хораса Силвера, Бада Пауэлла и другие. Все они сыграны на одном дыхании, интересно, эмоционально и технично. Слушать эту запись безучастно невозможно: ноги начинают притоптывать, пальцы щелкают в такт, и слушатель к концу второй композиции начинает ощущать себя посетителем одного из баров душной ночью где-нибудь в районе Гарлема. Надо отдать должное бэнд-лидеру – "Чико" не выпячивает себя, не тянет на себя одеяло, как это делают другие, демонстрируя слушателю в первую очередь собственную техничность, выбивая длинные барабанные соло. Он как всегда корректен в своей игре. Великолепно звучит фантастический вибрафон Пештмаджяна. Аккуратность в обращении со звуком, виртуозная техника, певучесть. Каждое его соло представляет собой отдельную если не песню, то уж законченную мелодию – точно. Прекрасно показал себя и молодой трубач. На диске он играет не много, но всегда к месту. А Симон Долмазян, как и полагается настоящему джазовому басисту, крепко держит в своих пальцах гармоническую нить произведения, моментами проявляя себя и как яркий солист. Стилистически выстроенный, идейно законченный и доступный не только заядлому джазмену – вот характеристики данного альбома. К сожалению, продолжения не последовало, и через год-полтора в составе опять произошло изменение – место трубача занял гитарист Александр Маилян. Таким составом квартет выступает и сегодня.
Тутунджян всегда тяготел и к преподавательской деятельности. Это он учил играть на барабанах Григория Балагяна, будущего музыканта трио Давида Азаряна. Большое количество его учеников и сегодня играет в разных коллективах – Александр Агамян, Арсен Нерсисян и другие. А в 1994 году он получил грант на стажировку в мировой джазовой Мекке – Berklee School of Music, где прорабатывал вопросы методики преподавания игры на ударных инструментах.
Наконец, именно Тутунджян стал первым джазовым ведущим на первой в Армении FM-радиостанции в начале 90-х. Признаюсь, в те темные годы (после развала СССР Армения тяжело страдала от нехватки электричества), когда почти не было возможности слушать домашнюю фонотеку из-за отсутствия этого самого электричества, его передачи были отдушиной для всех любителей джаза. Не успокоившись на достигнутом, в 1998 году он организует цикл передач, посвященных джазу, на телеканале "А1+". И хотя сейчас в сетках программ многих телеканалов присутствуют передачи о джазе, авторские программы Тутунджяна были и продолжают оставаться самыми профессиональными.
В настоящее время Армен "Чико" Тутунджян переживает прямо-таки вторую молодость. У него есть любимая программа на телеканале "АР", он преподает искусство игры на ударных инструментах в Ереванской консерватории, руководимый им коллектив находится на подъеме, а самое главное – пять дней в неделю он работает в джаз-клубе. С одинаковой любовью и качеством он играет и боп, и свинг, и американскую песенную классику. Играет любимый им джаз. Он не любит вспоминать прошлое: "Какой смысл говорить о прежних заслугах, о пройденном когда-то пути? Говорить надо о дне сегодняшнем и думать о завтрашнем. Только так можно всегда оставаться в форме".
Меня всегда интересовало, откуда взялось прозвище "Чико". Совсем недавно услышал такую версию: в детстве близкие называли его "Арменчик". Армен-Арменчик-Чик-Чико. Насколько это верно – не знаю, но в 2000 году, когда Тутунджян брал интервью у Чика Кориа, было весьма забавно смотреть на двух Чиков – армянского и американского. Два джазмена, два мастера своего дела мило болтали. Таким людям всегда есть о чем поговорить. И возраст им не помеха: они молоды душой.
В современном музыкальном мире далеко не каждому удаётся оставить после себя значительный творческий след, или, вернее, наследие, к которому обращались бы потомки, заимствуя и совершенствуя идеи, продолжающие жить после своего создателя... Tata ...
Это имя — не из тех, что фигурируют во всех джазовых энциклопедиях. Не найдешь его и в списках победителей многочисленных опросов читателей и критиков различных музыкальных изданий, даже и в категории типа "Талант, заслуживающий большего ...
Когда-то, давным-давно, появился первый музыкант: то ли пещерный человек случайно дунул в найденную на морском берегу раковину и поразился необычному звуку, то ли неожиданно уловил первую ритмическую фигуру, постукивая пальцами или ладонями себя по ...
...Мы ведем разговор в тихом и уютном кафе Старой Риги. Иногда, в плавно текущей беседе, делаем паузу – раздается нежная трель мобильника. Марис необычайно занятый человек. Сегодня наиболее востребованный барабанщик. Лидер джазового квинтета. ...
2 марта на 63 году жизни скончался барабанщик и перкуссионист Николай Николаевич Гончаров, по мнению Владимира Фейертага, один из самых темпераментных биг-бэндовых барабанщиков 60-х. Николай Гончаров родился Киргизии, жил в Восточной Пруссии, учился ...
"Как только Питер Эрскин стал частью "Weather Report", группа достигла своей высшей точки", — вспоминает бывший клавишник и основатель "Прогноза погоды" Джо Завинул. — Все дело, конечно, было в Джако: для его бас-гитары нужно было еще поискать ...
Британские музыкальные критики, как и британцы в целом, не отличаются особым чутьем на виртуозность, возможно, поэтому регулировщики музыкального движения были весьма скромно представлены в Фестивал Холл прошлым месяцем, когда там выступали два ...
Ритм-компьютер — изобретение замечательное. Электронный ударник безукоризненно держит желаемый темп, безупречно рисует заданные ему ритмические фигуры. Он никогда не собьется, не допустит ни малейшей ошибки, он молчаливо корректен по отношению ...
Эстония всегда стояла особняком на территории бывшей 1/6 суши планеты, а попросту говоря канувшей в Лету страны, которая называлась СССР. Это касалось всех аспектов жизни и музыки в частности. Она выгодно отличалась даже по сравнению со своими ...
В прошлом году Jazz-Квадрат писал о книге "Блюз для своих" известного питерского барабанщика и неустанного популяризатора джаза Валерия Мысовского. В конце статьи, помнится, мы посетовали на то, что вышла она мизерным тиражом в сто экземпляров, а ...