...Мы ведем разговор в тихом и уютном кафе Старой Риги. Иногда, в плавно текущей беседе, делаем паузу – раздается нежная трель мобильника. Марис необычайно занятый человек. Сегодня наиболее востребованный барабанщик. Лидер джазового квинтета. Руководитель отдела звукозаписи на Латвийском радио, ведет и преподавательскую работу. Он в менеджменте "Центра современной музыки", а с 2001 года еще и директор Международного фестиваля "Рижские ритмы".
Знакомы мы с Бриежкалнсом много лет. Еще с той поры, когда в середине 70-х в Риге открылся джаз-клуб и начали проводиться джазовые фестивали "Ритмы лета". В нем всегда подкупала интеллигентность, доброжелательность, деловитость...
Только что завершились 5-ые, уже ставшие традиционными, "Рижские ритмы" и я прошу Мариса напомнить как все начиналось, как родилась идея проведения этих фестивалей.
– Должен сказать, я всегда понимал: джаз требует от исполнителей высочайшего мастерства. Ведь не случайно, например, Фрэнк Синатра приглашал на записи своих песен джазовых звезд: Квинси Джонса, Рея Брауна, Лайонела Хемптона... Однако, музыканты высокого класса с неба не падают. Их надо готовить, создавать среду для их роста. Как-то, отправляясь на концерты за границу, я долго не мог найти себе замену в оркестре Латвийского телевидения и радио, где постоянно работал. Все мои кандидатуры отклонялись. В конце концов все разрешилось. Но стало ясно: необходимо готовить молодежь. И тогда с коллегами- барабанщиками Раймондом Калниньшом и Талисом Гжибовским мы стали проводить в Саулкрасты джазовые фестивали Drums Summer. Кроме концертов, основной акцент делался на организацию мастер-классов. В качестве педагогов выступали известные зарубежные джазмены. Вскоре увидели плоды своего труда – появилось несколько молодых, интересных барабанщиков. Когда Drums Summer окреп и набрал силу мы решили с партнерами разделиться: я взялся за организацию фестиваля "Рижские ритмы".
Уже первый фестиваль "Рижские ритмы" был проведен Бриежкалнсом и его командой на достойном уровне. Яркие исполнители из разных стран, мастерклассы по ударным инструментам, фортепиано, вокалу... Четкая организация концертов, джем-сешн, пресс-конференций.
Спрашиваю Мариса о роли барабанщика в оркестре, какими качествами он должен обладать, насколько сложно исполнять разный ритм одновременно двумя руками и двумя ногами, и что делать, если вдруг в процессе игры выпадают или ломаются палочки, заедают педали, отказывает "хай-хет"...
– Во-первых, у барабанщика должна быть душа. Во-вторых, есть такое выражение "мама оркестра". Это о нас. Мы первыми приходим на репетиции, концерты и последними уходим. Ведь пока соберешь-разберешь ударную установку... Постоянно одному напоминаешь: "смотри не опаздывай", другому-"не вздумай выпить"... Барабанщик настоящий дирижер и генератор оркестра, человек, на которого всегда можно положиться. Твой мозг должен быть чистым, необходимо трезво мыслить. Что-то покурил, выпил и все... В звучании бэнда все сразу слышно. Надо стараться находиться всегда в хорошей физической форме. Устал, нездоров, играешь вяло, без подъема, и это сразу сказывается на игре оркестра.
Безусловно, одновременно исполнять руками и ногами разный ритм не так просто, над этим надо серьезно и кропотливо работать. Проблема - все контролировать. Занимаясь с учениками вижу: все у парня идет хорошо, однако, как только прошу его изменить ритм, начинаются проблемы. И тогда убеждаешь молодого человека в необходимости много времени заниматься индивидуально. Конечно, черным музыкантам легче. У них есть преимущество, данное природой. Другие эмоции, ритмы... А сколько у африканцев разнообразных ударных инструментов! Сотни. У нас - четыре, пять. Однако, выдающихся барабанщиков среди белых не меньше, чем среди черных: Джин Крупа, Бадди Рич, Мел Льюис, Луи Белсон... А если во время игры что-то ломается или отказывает – не волноваться. Надо продолжать играть. Хоть и одной палочкой. Ведь оркестр играет и ритм не должен останавливается. Во всех случаях надо выходить из положения. Помню, как-то на "Рижских ритмах", перед дневным концертом на пароходике "Миссисипи", обнаружилось – забыли привезти малый барабан. Что делать? А уже отошли от причала и поплыли. Но мы из этой ситуации сумели выкрутится. И без него наши американские гости играли замечательно.
Прошу своего собеседника вспомнить о первых шагах в музыке и почему из многих инструментов он выбрал именно барабаны...
– Я вырос в Сигулде. Чем мы там только не увлекались. Как-то организовали в школе небольшой ансамбль, а мне предложили сесть за барабаны. Много времени мы отдавали и спорту. Я имел спортивные разряды по пяти дисциплинам в легкой атлетике. Летом играли в футбол, баскетбол. Зимой - хоккей, лыжи, прыгал с трамплина Все мои увлечения совмещались лет до 15-ти. Затем музыка стала брать верх. После окончания сигулдской музыкальной школы продолжил учебу в училище Язепа Мединя по классу ударных инструментов. Стал играть в Сигулде в эстрадном оркестре Яниса Раславса. В начале 70-х мы постоянно принимали участие в лиепайском фестивале эстрадной музыки Liepajas Dzintars и каждый год вели жаркую дуэль с известным оркестром "Октава" из Каунаса. Дважды обойдя литовцев мы занимали первое место. Крутой поворот в моей жизни произошел в 75-ом, когда мне предложил работать в оркестре легкой и эстрадой музыки Латвийского телевидения и радио его руководитель Алнис Закис. Я согласился, понимая, что теперь мне придется трудиться во много раз больше, чем прежде. В те годы в оркестре играли лучшие джазовые музыканты Латвии. Должен честно сказать, до переезда в Ригу джаз особенно не волновал мою душу. Мы в Сигулде толком и не знали его, не понимали и не слушали. По-настоящему познакомился с джазом только в оркестре телевидения и радио. В его составе было несколько джазовых групп: биг-бенд Гунара Розенберга, трио и квинтет Раймонда Раубишко, октет Эгила Страуме. И везде роль барабанщика отводилась мне. Много играя, я постепенно познавал джаз, одновременно понимая, что в это же время происходит и мой творческий рост, как музыканта. В 77-ом с октетом Страуме мы объездили всю Россию, записали одну из первых в Латвии джазовых грампластинок – "Фиеста". Очень много и серьезно работал в трио Раубишко, часами репетируя в джаз-клубе. Раймонд был глубоко проникнут джазом и сотрудничество с ним - бесценная школа. На фестивалях в Ленинграде, Архангельске, Новосибирске нас принимали по статусу звезд: горячо благодарили за игру, рассыпали комплименты... Только работая в оркестре телевидения и радио мы, в те годы, имели возможность выступать и за рубежом.
И я предлагаю Марису поделиться воспоминаниями о самых значительных на его творческом пути зарубежных выступлениях...
– Незабываемой оказалась поездка в 87-ом в составе ансамбля Раймонда Раубишко – Гунара Розенберга на родину джаза в США. Интересные встречи, концерты вместе с Гровером Вашингтоном. На всю жизнь остались в памяти и двухнедельные выступления секстета Раубишко в знаменитом джазовом клубе Ронни Скотта в Лондоне. Уже в первый вечер мы услышали одобрительные слова в свой адрес. Но представляете, с кем мы там вместе играли! Каждый вечер в клубе работали два ансамбля. Первый час играл один, второй час – другой и затем, еще раз, каждый по часу. Так вот первую неделю, кроме нас выступал в клубе и легендарный американский ансамбль Jazz Messengers Арта Блеки, а вторую – квинтет Джона Хендерсона. Вот это была школа для всех нас! Мы много и интересно общались со звездами мирового джаза. По завершению работы в клубе нам предложили, отправиться на представительный фестиваль на Кубу. Но переполненные эмоциями, уставшие от ежедневной работы до трех ночи, мы хотели только одного: скорее вернуться домой в Ригу. Еще раз с суровой жизнью профессиональных джазменов нам пришлось столкнуться на престижном фестивале в финском городе Пори. Как участники мы рассчитывали не только выступать, но хотелось и послушать многих знаменитостей. Однако, нас загрузили по полной программе: вы артисты и приехали не слушать, а работать. И хорошо работать - за это вам платят деньги, вы живете в отличном отеле, получаете прекрасное питание... И все же нам удалось послушать и поиграть на одной сцене с Арт Фармером, Сесил Тейлором и другими известными музыкантами.
Встречи музыкантов на фестивалях – это замечательно. Но меня интересует, почему Бриежкалнс крайне редко принимает участие в джем-сешн...
– Как и концерт, "джем" должен быть хорошо продуман. Ведь это общение, разговор музыкантов, обмен идеями... Но когда у сцены стоят в очередь с десяток музыкантов и, получив соло стараются сыграть его как можно в более быстром темпе и главное погромче, слыша только себя – это не джем-сешн. Мне не нравятся музыканты играющие с каким-то старым мышлением. Давай, давай свинг, только свинг... А ведь в джазе всегда должна быть новизна, неожиданность, яркие краски. Он всегда должен удивлять. Вот об этом я и говорю своим ученикам.
Мне интересно, что думает умудренный опытом музыкант о публике приходящей сегодня на концерты джазовой музыки. Изменилась ли она за последние годы?
– Конечно, публика изменилась. В основном на концерты приходит молодежь. Образованная, у которой много источников информации: новые диски, радио, интернет... И все же, живую джазовую музыку у нас не ценят так как за рубежом. В той же Эстонии публика очень заинтересовано идет слушать джаз. В Таллине постоянно много финских туристов. Думаю и это играет свою роль. Эстонцы постоянно проводят интереснейшие фестивали, концерты и всегда у них аншлаг. Продюсеры часто звонят нам, предлагая интересных исполнителей. Вспоминаю, как несколько лет назад в маленьком эстонском городке Пярну выступала всемирно известная вокальная джазовая группа Manhattan Transfer. Нам ее тоже предлагали, но мы взять не рискнули. К сожалению, у нас не всегда полные залы собирают даже знаменитые джазмены.
Прошу Мариса рассказать о работе на радио, о музыкальных проектах сезона...
– Латвийское радио получило инвестиции и у нас сегодня самая лучшая студия звукозаписи во всей Балтии. Невероятно хороший звук. Мы заключили много договоров с разными группами, оркестрами, солистами. Записываем и саундтреки для фильмов.
Весной провели, в очередной раз, джазовый конкурс для молодых исполнителей стран Балтии Sony Jazz Stage, а в июле состоялось главное действо сезона: 5-ый международный фестиваль "Рижские ритмы". По сложившийся традиции, на фестивале каждый раз выступают известнейшие исполнители из разных стран. В прошлые годы публика получила огромное удовольствие от встречи с непревзойденным мастером губной гармошки Тутсом Тилемансом, трубачом Тэд Керсоном, пианистом Майком Де Ферро, вокальным квартетом New York Voices, певицами Ли Гибсон, Нормой Уинстон, Сесиль Верни, Патти Остин выступавшей с биг-бендом ВВС... В этом году на фестивале блистали органист Джой ДеФранческо, трубач Джеймс Моррисон, афроамериканская вокалистка Мэнди Гейнс. По завершению "Ритмов лета" наш квинтет (Марис Бриежкалнс – ударные, Денис Пашкевич - тенорсаксофон, Виктор Ритов – фортепиано, Андрис Грунте – контрабас, Интарс Бусулис – вокал, тромбон) второй год подряд выступали на фестивале в Пори. Что дальше? Много интересных проектов и на ближайшее время...
Но об этом говорить уже будем завтра.
В современном музыкальном мире далеко не каждому удаётся оставить после себя значительный творческий след, или, вернее, наследие, к которому обращались бы потомки, заимствуя и совершенствуя идеи, продолжающие жить после своего создателя... Tata ...
Это имя — не из тех, что фигурируют во всех джазовых энциклопедиях. Не найдешь его и в списках победителей многочисленных опросов читателей и критиков различных музыкальных изданий, даже и в категории типа "Талант, заслуживающий большего ...
Когда-то, давным-давно, появился первый музыкант: то ли пещерный человек случайно дунул в найденную на морском берегу раковину и поразился необычному звуку, то ли неожиданно уловил первую ритмическую фигуру, постукивая пальцами или ладонями себя по ...
Январь наступившего года выдался богатым на джазовые события. Не успели утихнуть страсти вокруг факта, связанного с аудио-релизом одного дедушки армянского джаза, как подкрался юбилей другого джазового патриарха "музыки для толстых" – Армена "Чико" ...
2 марта на 63 году жизни скончался барабанщик и перкуссионист Николай Николаевич Гончаров, по мнению Владимира Фейертага, один из самых темпераментных биг-бэндовых барабанщиков 60-х. Николай Гончаров родился Киргизии, жил в Восточной Пруссии, учился ...
"Как только Питер Эрскин стал частью "Weather Report", группа достигла своей высшей точки", — вспоминает бывший клавишник и основатель "Прогноза погоды" Джо Завинул. — Все дело, конечно, было в Джако: для его бас-гитары нужно было еще поискать ...
Британские музыкальные критики, как и британцы в целом, не отличаются особым чутьем на виртуозность, возможно, поэтому регулировщики музыкального движения были весьма скромно представлены в Фестивал Холл прошлым месяцем, когда там выступали два ...
Ритм-компьютер — изобретение замечательное. Электронный ударник безукоризненно держит желаемый темп, безупречно рисует заданные ему ритмические фигуры. Он никогда не собьется, не допустит ни малейшей ошибки, он молчаливо корректен по отношению ...
Эстония всегда стояла особняком на территории бывшей 1/6 суши планеты, а попросту говоря канувшей в Лету страны, которая называлась СССР. Это касалось всех аспектов жизни и музыки в частности. Она выгодно отличалась даже по сравнению со своими ...
В прошлом году Jazz-Квадрат писал о книге "Блюз для своих" известного питерского барабанщика и неустанного популяризатора джаза Валерия Мысовского. В конце статьи, помнится, мы посетовали на то, что вышла она мизерным тиражом в сто экземпляров, а ...