Роман Кунсман - Ностальгия. Легенда Петербургского Джаза
15.01.2004
Представляю, с каким наслаждением, смешанным с грустью об ушедших годах, слушают этот альбом ветераны эпохи «бури и натиска» в советском джазе - джазмены и джазфэны 50-х и 60-х годов. Впрочем, он, наверное, далеко не всем попал в руки – клубное издание, вышедшее ограниченным тиражом. Но не менее интересно слушать этот альбом и мне, годящемуся по возрасту в сыновья играющим здесь музыкантам, и тем из наших читателей, кто относится уже к поколению внуков, думаю, он тоже придется по душе.
До прослушивания этого альбома приходилось верить на слово мэтрам, утверждавшим, что квартет Романа Кунсмана был одним из лучших в советском джазе 60-х годов. «Живьем» из этой славной четверки мне удалось увидеть только Валерия Мысовского на одном из фестивалей в Минске. Позорно, что даже в вышедшем в «перестроечном» 87-м году толстенном томе «Советский джаз» имя Кунсмана было все еще под запретом.
Впрочем, это я уже не о музыке, а о жизни и ее метаморфозах…
А теперь о музыке. Записи, вошедшие в этот альбом, были сделаны в Таллинне в 1966 году, куда ленинградский квартет приехал на съемки для местного телевидения. Именно поэтому в одной из композиций с музыкантами поет эстонская певица Марью Куут. Кунсман и его коллеги играли программу из классических для бопа и его позднейших модификаций пьес: здесь и Паркер, и Роллинс, и Naima Колтрейна, но больше всего в ней Монка – любимого музыканта питерских джазменов. Красивый, чуть суховатый звук альт-саксофона Романа, отменная сыгранность состава, яркие импровизационные диалоги инструментов – все это делает альбом интересным не только в историческом плане. При этом музыканты играли не только «штатников» - в программе есть и две пьесы самого Кунсмана, в том числе и пронзительное «Одиночество» - одна из самых известных композиций в репертуаре квартета.
Выпуск альбома был приурочен к двум знаменательным датам: 70-летию Валерия Мысовского и 60-летию Романа Кунсмана. И в этой связи только одно замечание. Мне кажется надпись на обложке «Квартет Романа Кунсмана» была бы более уместной и лучше бы отражала содержание этого редкого диска.
(с) 2001 J.C. "Kvadrat"
9 tks / 55 mins
(Р.Кунсман – as; Юрий Вихарев – p; Эдуард Москалев – b; Валерий Мысовский – dr;,Марью Куут –voc (tk.6)
Если кто-то хочет разобраться в причинах популярности и у публики, и у критиков (см. данные опросов «Down Beat») 37-летнего кубинца, живущего ныне в Штатах пианиста Гонсало Рубалькабы, то его новейший альбом подходит для этого просто ...
Грег Осби — саксофонист известный. Под его именем уже скопилась дюжина альбомов. Лейбл Blue Note утверждает, что Осби имеет все шансы стать со временем классиком, ибо, во-первых, он никогда не повторяется, - во-вторых, он находит то, что способно ...
Фонографический дебют трио молодых музыкантов из Гамбурга, исповедующих электронный джаз. Впервые Дювер, Кучевски и Кухель встретились в 1999 году и с тех пор успели приобрести определенный опыт в джазовых клубах Гамбурга, Берлина и Кельна и даже ...
Шансон справедливо считается чисто французским достоянием и поэтому попытки «поженить» его с джазом всегда оставались полем для экспериментов музыкантов - франкофонов, то есть собственно французов, а также отдельных бельгийцев, ...
Праздник! Юбипей! А вы на этом торжестве волей обстоятельств оказались совершенно случайно, никого не знаете: ужасно неуютно. Но после первых двух тостов появляются общие темы для разговора с соседями по стопу, а к концу вечера вы уже ...
Слушать гитариста Игоря Бойко, наверное, уместнее всего в концертном зале: клубная расслабленность никак не вяжется с той почтительностью к инструменту и музыке вообще, которая исходит от этого исполнителя. Редко у неакадемического исполнителя ...
В советское время грамзаписи кубинского джаза (сделанные, разумеется, на самой Кубе) вместе с джазовыми пластинками из стран европейского соцлагеря, собственно говоря, и составляли большую импортную часть предложений этого жанра для тех, кто ...
Последний альбом Jacques Loussier Trio, Baroque Favorites, продолжает линию, начатую в предыдущих работах. Ранее трио записывало интерпретации произведений таких композиторов, как Бах, Вивальди и другие, теперь же альбом посвящен наиболее ...
В последнее время состав трио в джазовой музыке стал ординарным, обыденным, однако продолжают появляться группы, удивляющие слушателя или необычным репертуаром, или манерой игры, или неординарным подбором инструментов. Канадское трио ...
Три весьма известных музыканта составили ансамбль довольно необычный: в этом трио нет ударных, а зато присутствуют сразу два инструмента, которые традиционно "любят" солировать: фортепиано и гитара. Тем не менее, "уживаются" они в этом проекте ...
Стоит лишь раз услышать "Модерн Джаз Квартет", чтобы понять, что его основатель и руководитель, пианист Джон Льюис, ставил своей целью перекинуть мостик между джазовой и классической музыкой. Он никогда не был клубным музыкантом. Его джаз всегда ...
Джон Ричардсон—один из старших родственников известной певицы Пии (Pia). он барабанщик. Как и работы Пии, его новый альбом посвящен Кришне, хотя по необъяснимой для меня случайности обложка альбома Spiritual Rhythms оформлена в буддийско-даосском ...