Конечно, абсолютно черную обложку Symphony of the Form, нового альбома петербургской группы Dead Frank, можно считать репродукцией самой известной работы Казимира Малевича, но я предпочел бы толковать ее иначе. В моем понимании, это символ, применяя физический термин к миру музыки, этакого «абсолютно черного тела», поглощающего, вбирающего в себя все последовательно излучаемые в него порции «звуковых потоков». Результатом этого «поглощения» и стала «Симфония формы». А дальше, для восприятия этого альбома не обойтись без длинной цитаты лидера Dead Frank из письма к автору этих строк. Кстати, по этой же причине я привожу в выходных данных диска полный список всего использованного инструментария и оборудования в том виде, как он выложен самими музыкантами в Bandcamp.
Итак, Данила Плащев: «…всё та же техника абсолютной и свободной импровизации, что и на предыдущих альбомах. Последовательность действий: 1 запись - абсолютная импровизация, 2 запись - импровизация на тему 1-й записи, 3-я запись - импровизация на тему 2-й записи, 4-я запись - импровизация на тему 3-й записи. Каждая запись внимательно прослушивалась перед записью последующей, но последующая запись никак не обсуждалась. После прослушивания 4-й записи, я - Данила, Алексей и несколько независимых слушателей единогласно пришли к выводу, что получилась не просто очередная импровизационная запись, а музыка сама собой приобрела форму, близкую по духу Симфонии №1 Альфреда Шнитке. Использование уменьшенных, увеличенных, симметричных ладов, перечисленных цитат, зарождение FM-синтеза и микрохроматика во время игры на бас-гитаре в стандартном строе с использованием лишь перечисленных в описании инструментов, добавление и развитие через всю запись собственных музыкальных мыслей - способствовало определению данной записи, как "Симфония Формы".»
Я не музыковед, поэтому оставлю специалистам анализ авторского видения этой работы. Буду говорить только о своих впечатлениях. Первое, и главное, - это совершенно новый этап в творческом развитии Dead Frank, ничего похожего ранее мне слышать у группы не доводилось. При этом шаг совершен, так сказать, не в сторону, а вглубь, переводя на новый уровень dark-музыку коллектива. Dead Frank предстает в данном случае в виде дуэта, где к Даниле Плащеву примкнул ударник Алексей Богданов – новое, если не ошибаюсь, лицо в летописи группы. Вдвоем Данила и Алексей создали масштабную, весьма впечатляющую и по объему, и по содержанию работу, в основе импровизационную, но вобравшую в себя (опять «абсолютно черное тело»!) элементы и дарк-эмбиента, и нойза, и doom-metal, и академического авангарда. Не чужды музыканты и характерных для постмодернистских проектов коллажных техник: в музыке, как они сами пишут об этом, использованы музыкальные цитаты. Характерен для понимания альбома и набор этих цитат: тут и классический флойдовский Interstellar Overdrive, и норвежский дарк от Burzum ( Ea, Lord Of The Depths), и норвежский же фри от Ultralyd ( Geodesic Portico), и очень известный образчик итальянской техно музыки Satisfaction от Бенни Бенасси. На мой взгляд, Symphony of the Form – новый этап не только для коллектива, но и для Данилы Плащева персонально. Его бас-гитара вкупе с эффектами еще не звучала, как мне кажется, столь мощно, разнообразно и свободно. «Держать» внимание слушателя почти час при творческой и тоже очень достойной поддержке ударных Алексея Богданова – это дорогого стоит.
В моем понимании, и чисто в музыкальном плане Symphony of the Form заслуживает самого пристального внимания, причем не только у поклонников авангарда. Во всяком случае, выставляя этот текст на сайт, я без колебаний рядом с тэгом «авангард» ставлю и еще один: «академическая музыка». Кстати, посвятили эту работу музыканты памяти Николая Римского-Корсакова и Альфреда Шнитке.
Еще один релиз от Leo Records 2018 года на наших страницах. В данном случае Лео Фейгин представляет альбом американского пианиста и композитора Пата Баттстоуна The Last Taxi: In Transit. Будучи уже немного знакомым с творчеством Баттстоуна и зная ...
Новый альбом хорошо знакомого нашим читателям голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде по структуре своей напоминает сразу две его недавние работы: альбом 2016 года A Kind Of… и большой бокс-сет из четырех дисков Master of Lyric. ...
Свои первые музыкальные альбомы британцы Пола Рэй Гибсон и Кит Даунс выпустили в одном и том же году – 2007-м, но ни тогда, ни в течение долгого времени после этого их творческие пути не пересекались. Пола Рэй Гибсон сделала себе имя, как ...
Живущий в Нью-Йорке аргентинский басист и композитор Педро Жиродо сотрудничает с лейблом Zoho Records не первый год, но 2018-й в этом плане стал особенно урожайным, принеся сразу два новых альбома под логотипом этой компании. С одним из них, An ...
«Аргентинец в Нью-Йорке» - это Педро Жиродо о себе. Он родился на севере Аргентины, в Кордове, втором по величине городе страны, но уже более двадцати лет, с 1996 года, живет в Нью-Йорке и стал за это время весьма заметной фигурой на ...
Четыре года, четыре лучших года в истории группы, с 1978 по 1982-й провел барабанщик Питер Эрскин (р.1954) в составе Weather Report. Составляя фантастическую ритм-секцию вместе с Жако Пасториусом, он принимал участие в записи пяти альбомов ...
Тромбонист Питер Лин родился в Батон-Руж, Луизиана, он американец китайского, а точнее – тайваньского происхождения. Тонкости джазового искусства Питер постигал в нескольких университетах. У него были отличные учителя – Кертис Фуллер, ...
Petrolio – проект, основанный в 2015 году итальянским музыкантом Энрико Черрато. Первый альбом Petrolio под названием Di Cosa Si Nasce был выпущен в апреле 2017 года и получил неожиданно теплый прием в Италии и за ее пределами. Правда – ...
Новый релиз петербургского лейбла авангардной и экспериментальной музыки Intonema Records увековечил визит своего шефа Ильи Белорукова в Барселону. Там летом 2017 года саксофонист и электронщик Белоруков, один из лидеров петербургской ...
Впервые приступая к прослушиванию диска, изданного лейблом со столь оригинальным названием, как ears&eyes Records, я предполагал, что и музыку он должен издавать нетривиальную. Что же, в случае с Филом Шаргером эти надежды оправдались. The Waters ...
С французским авангардистом и мультинструменталистом, но в первую очередь электронщиком, Филиппом Пети мы познакомили наших читателей пару лет назад при обзоре его альбома Multicolored Shadows (2015, Aagoo Records). С тех пор в творческой жизни ...
Жили-были во французском городе Лионе два музыкальных коллектива. Один назывался Poil, это было трио с очень разнообраными интересами – от Заппы до Шопена, а другой назывался Ni, это был квартет, питавший пристрастие к тяжелой полиритмической ...