Впервые доводится мне писать об альбоме, который одновременно вышел на двух авангардно-экспериментальных лейблах – московском Topot Records и петербургском Intonema Records (знатоки разберутся на каком из составляющих этого определения стоит ударение для каждой из фирм). При идентичном контенте у каждого издания свое оформление. Соответственно, сразу же возник вопрос, какую из них ставить в титул обзора. После долгих сомнений выбор был сделан в пользу русскоязычной «топотовской» обложки (по примитивному принципу «кто раньше встал – того и тапки»: линк из Москвы пришел на мой электронный ящик первым), зато все данные по релизу приведены по-английски – как у Intonema).
Ну, а теперь переходим к самому обзору. Итак, Wozzeck существующий с 2007 года проект питерского музыканта Ильи Белорукова, в котором сегодня участвуют также Михаил Ершов и Константин Самоловов. Все эти имена хорошо известны в российском и, особенно, петербургском экспериментальном андеграунде, а Илья является еще и основателем лейбла Intonema. Извините за капельку культуртргерства, но мне почему-то кажется, что не для всех наших читателей название проекта - говорящее. А оно именно таково. «Воццек» - так называлась написанная в 1922 году опера Альбана Берга, одного из лидеров тогдашнего академического авангарда – новой венской школы, считающаяся одной из вершин авангардного искусства ХХ века. В рамках этого проекта (далеко не единственного для Белорукова), было издано шесть альбомов под одинаковым названием Act c порядковым номером, стилистика которых менялась от затейливых свободных импровизаций в духе Джона Зорна до столь радикальных экспериментов, по сравнению с которыми чародей из нью-йоркского Даунтауна выглядит почти замшелым традиционалистом. Диски Wozzeck выходили не регулярно, а последние три года проект не проявлял активности. Изменения настали летом 2017 года, когда в формате трио Wozzeck возродился, чтобы выступить на концерте с московской группой «Бром» (птенец из «топотовского» гнезда). Альбом был записан живьем 5-6 июля 2017 года и содержал музыку разных лет, написанную Ильей Белоруковым и объединенную в единое целое под удачным названием Fact I – тут и связь с прошлым (отличие в одну букву), и многозначительное объявление о начале новой серии записей.
Сложную структуру записи я бы кратко охарактеризовал, как «метаморфозы звука» с постоянной «игрой на понижение» (не в биржевом, понятно, смысле) его громкости, внедрением в саунд все новых и новых элементов – нойза, конкретных записей и вплоть до полной тишины. Начинается Fact I с мощного и ритмически четко организованного мат-рока, где синтезатор, бас-гитара и ударные не на шутку испытывают крепость барабанных перепонок слушателей. Эта часть длится примерно минут десять, причем накал страстей медленно и почти незаметно снижается, пока, ко второй трети композиции, вы уже со всей ясностью не обнаруживаете, что инструменты играют гораздо тише, выверенная «линия партии» распадается на отдельные невнятные «тропинки», густо усеянные конкретными звучаниями, а к концу композиции, напряженно вслушиваясь в почти абсолютную тишину, вы с удивлением обнаруживаете, что слышите в основном совершенно посторонние звуки (в моем случае – работающего на кухне телевизора и хлопот жены по приготовлению ужина). Понятно, что при каждом новом прослушивании эта финальная часть постоянно будет меняться и будет абсолютно индивидуальной для каждого слушателя. Именно так и задумывали эту вещь Илья Белоруков и его коллеги. Не хочу превращать скромный обзор в коллекцию цитат, а потому просто сошлюсь на большое интервью, данное музыкантами Wozzeck Евгению Галочкину, где создатели музыки очень подробно рассказывают о Fact I: https://syg.ma/@tawpot/khochu-zdies-bliuz-ili-poshumim-tikhonko-intierviu-s-ghruppoi-wozzeck. Любителям авангардных экспериментов очень рекомендую почитать и, конечно же, послушать эту работу.
Имена Джеффа Руперта и Ричарда Дрекслера уже появлялись на наших электронных страницах, в чем легко удостовериться, воспользовавшись функцией «Поиск». В этой связи биографические подробности я опускаю. Скажу только, что их дуэт – ...
Елена Йовович – сербская джазовая вокалистка, хорошо известная далеко за пределами своей страны. Родилась она в Белграде и начала выступать на сцене уже в шестнадцатилетнем возрасте. Но настоящую школу джазового вокала Елена прошла в ...
Еще один очень обаятельный и совсем не гадкий утенок на нашем джазово-блюзово-этническом сайте. Да, то, что делает Джоанна Уолфиш, лишь в каких-то черточках соприкасается с джазом, а также с роком и фолк-роком. Эта исполнительница собственных песен ...
Политика и джаз всегда были неразрывны, хотя эта связь в разные исторические периоды и не была очевидной. Представляемый сегодня релиз – яркий и очень актуальный пример использования джаза в качестве инструмента политической борьбы. О яростном ...
Ирландский фолк от одного из самых уважаемых его исполнителей. Британский лейбл ARC Music, специализирующийся на этнической музыке разных народов нашей планеты, открывает издательскую программу 2018 года альбомом ирландского певца, гитариста и ...
У альбома Reminiscence довольно долгая история. Дело в том, что американский тромбонист Джон Федчок (его фамилия, как мне кажется, указывает на то, что предки музыканта прибыли в Америку откуда-то из Восточной Европы) более известен, как мастер ...
Джонайе Кендрик, американская джазовая певица, родилась в Калифорнии, в Сан-Диего. Еще в годы учебы в Университете Западного Мичигана Джонайе получила специальную студенческую премию журнала DownBeat. Потом она продолжала совершенствоваться в ...
Голос, акустическая гитара и Хэнди – да-да тот самый, отец блюза W.C. Handy – так выглядит вкратце альбом Gettin’ Handy with the Blues, трибьют выдающемуся афроамериканскому композитору начала прошлого века. Его записал певец, ...
First Fruit - дебютный альбом молодой американской саксофонистки Джордан Петтей. Правда, несмотря на молодость, она к моменту его записи, уже успела после учебы в родном Техасе закончить в 2014 году нью-йоркский Джульярд, объездить с выступлениями ...
Хорхе Нила играет на тенор-саксофоне, и поэтому именно мастерам своего инструмента он решил воздать должное в трибьют-альбоме Tenor Time. Здесь же в liner notes Нила изображает историю развития тенор-саксофона в джазе в виде яблони, стволом которой ...
… Унылый осенний пейзаж, на который мы смотрим через покрытое дождевыми каплями стекло – так выглядит обложка альбома In November. В этом оформлении (автор – Петулия Матиолли) чудится что-то от ЕСМ-овской эстетики, и, на мой ...
Среди разнообразных новинок бразильской музыки, регулярно представляемых ресурсом Brasil Calling, меня и, надеюсь, в потенциале - наших читателей, особенно заинтересовал альбом гитариста ХотаЭрре ChoraViolla II. Уроженец Пернамбуку и нынешний житель ...