Впервые доводится мне писать об альбоме, который одновременно вышел на двух авангардно-экспериментальных лейблах – московском Topot Records и петербургском Intonema Records (знатоки разберутся на каком из составляющих этого определения стоит ударение для каждой из фирм). При идентичном контенте у каждого издания свое оформление. Соответственно, сразу же возник вопрос, какую из них ставить в титул обзора. После долгих сомнений выбор был сделан в пользу русскоязычной «топотовской» обложки (по примитивному принципу «кто раньше встал – того и тапки»: линк из Москвы пришел на мой электронный ящик первым), зато все данные по релизу приведены по-английски – как у Intonema).
Ну, а теперь переходим к самому обзору. Итак, Wozzeck существующий с 2007 года проект питерского музыканта Ильи Белорукова, в котором сегодня участвуют также Михаил Ершов и Константин Самоловов. Все эти имена хорошо известны в российском и, особенно, петербургском экспериментальном андеграунде, а Илья является еще и основателем лейбла Intonema. Извините за капельку культуртргерства, но мне почему-то кажется, что не для всех наших читателей название проекта - говорящее. А оно именно таково. «Воццек» - так называлась написанная в 1922 году опера Альбана Берга, одного из лидеров тогдашнего академического авангарда – новой венской школы, считающаяся одной из вершин авангардного искусства ХХ века. В рамках этого проекта (далеко не единственного для Белорукова), было издано шесть альбомов под одинаковым названием Act c порядковым номером, стилистика которых менялась от затейливых свободных импровизаций в духе Джона Зорна до столь радикальных экспериментов, по сравнению с которыми чародей из нью-йоркского Даунтауна выглядит почти замшелым традиционалистом. Диски Wozzeck выходили не регулярно, а последние три года проект не проявлял активности. Изменения настали летом 2017 года, когда в формате трио Wozzeck возродился, чтобы выступить на концерте с московской группой «Бром» (птенец из «топотовского» гнезда). Альбом был записан живьем 5-6 июля 2017 года и содержал музыку разных лет, написанную Ильей Белоруковым и объединенную в единое целое под удачным названием Fact I – тут и связь с прошлым (отличие в одну букву), и многозначительное объявление о начале новой серии записей.
Сложную структуру записи я бы кратко охарактеризовал, как «метаморфозы звука» с постоянной «игрой на понижение» (не в биржевом, понятно, смысле) его громкости, внедрением в саунд все новых и новых элементов – нойза, конкретных записей и вплоть до полной тишины. Начинается Fact I с мощного и ритмически четко организованного мат-рока, где синтезатор, бас-гитара и ударные не на шутку испытывают крепость барабанных перепонок слушателей. Эта часть длится примерно минут десять, причем накал страстей медленно и почти незаметно снижается, пока, ко второй трети композиции, вы уже со всей ясностью не обнаруживаете, что инструменты играют гораздо тише, выверенная «линия партии» распадается на отдельные невнятные «тропинки», густо усеянные конкретными звучаниями, а к концу композиции, напряженно вслушиваясь в почти абсолютную тишину, вы с удивлением обнаруживаете, что слышите в основном совершенно посторонние звуки (в моем случае – работающего на кухне телевизора и хлопот жены по приготовлению ужина). Понятно, что при каждом новом прослушивании эта финальная часть постоянно будет меняться и будет абсолютно индивидуальной для каждого слушателя. Именно так и задумывали эту вещь Илья Белоруков и его коллеги. Не хочу превращать скромный обзор в коллекцию цитат, а потому просто сошлюсь на большое интервью, данное музыкантами Wozzeck Евгению Галочкину, где создатели музыки очень подробно рассказывают о Fact I: https://syg.ma/@tawpot/khochu-zdies-bliuz-ili-poshumim-tikhonko-intierviu-s-ghruppoi-wozzeck. Любителям авангардных экспериментов очень рекомендую почитать и, конечно же, послушать эту работу.
В издательской программе британского лейбла ARC Music особое место занимает серия Musical Explorers, которую курирует редактор журнала Songlines Саймон Брафтон. Е сли в целом деятельность ARC Music посвящена этнической музыке со всех уголков мира, ...
Эффектная обложка этого альбома вполне может вызвать ассоциации с саундтреком к какому-то мистическому триллеру об оборотнях-вервольфах, но – ничуть не бывало! Речь идет о новом, творческом и весьма оригинальном прочтении известнейшей ...
Наш очередной визит в мир чикагского джаза. Если как определение стиля понятие «чикагский джаз» давно, еще с 20-х годов прошлого века, осталось достоянием джазовой истории, то современная джазовая сцена Города Ветров по-прежнему весьма ...
Хип-хоп родился не вчера, а джаз – даже не позавчера. У каждого из этих направлений в музыке есть свой устоявшийся круг поклонников, часть которых весьма ревностно относится к «чистоте жанра» и даже мысли не допускает об их ...
Свой восьмой альбом итальянский гитарист, диджей, композитор и бэнд-лидер Никола Конте издал на возродившемся легендарном немецком лейбле MPS Records. Девизом этой компании всегда был слоган Jazz Meets the World, и он как нельзя лучше подходит к ...
В джазе хорошо известна израильская джазовая семья Коэн (два брата и их суперуспешная сестра Анат), но ближневосточная страна экспортировала на родину джаза еще и пару таланливых сестер Форт. Если старшая, пианистка Анат Форт, уже давно сделала себе ...
Название трио, сыгравшего эту программу в нью-йоркском клубе «Стоун» в апреле 2016 года, - это первые буквы фамилий его участников - живущей в Нью-Йорке японской скрипачки Мег Окура, ее супруга, американского сопрано-саксофониста Сэма ...
Одни коллективы рождаются не быстро, с долгой, порой мучительной «притиркой» партнеров друг к другу, другие возникают в одночасье. Так произошло с OKB Trio. Летом 2010 года барабанщик Брайан Вудраф выступал в одном из клубов Куинса, где ...
Отличная возможность для слушателей, живущих не на родине этой музыки, представить себе уровень американского студенческого джаза на примере одного из самых ярких коллективов - One O'Clock Lab band. Университет Северного Техаса в Далласе развивает ...
Дебютный альбом одноименного коллектива, который можно назвать интернациональной супергруппой – ведь все его участники до Other Animal уже получили известность в других проектах. Так что, для начала представим всех четверых. Братья Майеры, ...
Можно сколько угодно говорить о кризисе музыки фьюжн, об отсутствии свежих идей, о творческом тупике. Но вот я слушаю Fusiolicious, понимаю, что скроен этот альбом по лекалам, изобретенным еще в 70-х годах, в эпоху расцвета джаз-рока, вспоминаю ...
Аргентинского басиста Пабло Аслана наши читатели могут помнить по совместному альбому с Роджером Дэвидсоном, который обозревал jazzquad.ru. Аслан, уже много лет живущий в США, хорошо известен, как большой мастер полистилистки, успешно сочетающий ...