14 марта 2018 года в Кембридже умер английский физик-теоретик и космолог Стивен Хокинг, почитаемый многими, как самый выдающийся ученый нашего времени, сравнимый по масщтабу своих работ с Альбертом Эйнштейном. 20 марта московский дуэт экспериментальной импровизационной музыки Der Finger выпустил свой новый альбом Das Zeit. Его участники, Антон Ефимов и Евгения Сивкова, физики по образованию, посвятили эту работу памяти Хокинга.
Не знаю, изначально ли связывали Антон и Евгения свой новый проект с развитием теории относительности, предложенной Хокингом или только смерть ученого стала поводом для посвящения, но, как мне показалось, идеи альбома явно перекликаются с хокинговской космогонией. Возьмите хотя бы традиционную напутственную притчу от Der Finger к этому альбому: «Предлагается мысленный эксперимент: возьмем ящик, стенки которого являются горизонтами событий черных дыр, образованными в момент времени А; затем возьмем другой такой ящик, образованный в момент времени Б и поместим в него кролика. А теперь поместим ящик Б в ящик А. В таком случае кролик окажется в двух моментах времени (А и Б) одновременно.»
Впрочем, когда я слушал Das Zeit, собственная фантазия, подкрепляемая названиями четырех больших треков альбома, увела меня от космогонии Хокинга к космогонии древнегреческой мифологической. Я вспоминал бога Хроноса, прародителя Времени, ставшего основой всего сущего в нашем мире, в том числе и пространства. Das Zeit («Время») – это первый трек альбома. Если моя версия соответствует замыслам музыкантов, то, надо признать, они поставили перед собой задачу просто дерзновенную: с помощью звуков передать момент зарождения Времени из ничего. Неудача здесь была бы вполне естественной, а удача никогда не может быть полной – с чем сравнивать? Похоже – не похоже: на что? Но версия Der Finger (или то, что я предполагаю в качестве версии), выглядит впечатляющей: плотная аморфная звуковая масса, замешанная на эффектах, словно пузыри на поверхности, всплывают из нее какие-то вскрики-всхлипы духовых, какие-то стоны-шепоты. Тотальное отсутствие каких-либо ритмических опор, каких-либо тематических намеков – абсолютное электронно-акустическое фри-действо. Таким мог бы быть саундтрек к новой версии «Соляриса», если забыть о том, что мыслящий океан Лема мог возникнуть только через мириады лет после Времени, а Антон и Евгения делают «саундтрек» к началу всех начал. Второй трек Ather («Эфир») подкрепляет мою «древнегреческую» версию альбома: Эфир – одно из первых порождений Хроноса. Здесь звуковая ткань чуть-чуть разрежается, чуть меняются акценты импровизации, чуть больше звуков высоких и, если можно так выразиться, условно прозрачных. Но по-прежнему все происходящее – это безграничный хаос, заставляющий вспоминать, что другим порождением Хроноса был именно он, Хаос. Если в первых двух треках моей основной эмоцией было удивление, то третий, Entropie («Энтропия»), на мой вкус, просто жутковат. Дарк-джаз от Der Finger здесь программно мизантропичен, хотя воздействует на слушателя не менее мощно, чем в первых двух композициях. И, наконец, Chrononenfluss – финальная пьеса, где впервые возникающий устойчивый ритмический рисунок легко подсказывает слушателю картину мерного и безжалостного бега времени, в жерновах которого смалываются царства и империи, гении и злодеи, народы и расы.
… После целой серии альбомов в рамках проекта «Бестиарий» Der Finger обратился к теме иной, но, очевидно, очень важной для участников дуэта – не зря же они впервые, насколько я могу судить, поместили на обложку альбома свои портреты, пусть и в силуэтном виде. Не могу оценивать Das Zeit в категориях «понравился – не понравился». Здесь эта мерка просто не подходит. Впечатлил – да, вызвал сильный эмоциональный отклик – да, а так называемой «красивой музыкой» дуэт не занимается в принципе. Так что, потенциальный слушатель, оценивайте эту мощную и спорную работу исходя из этого.
P.S. Читающим этот текст, надеюсь, будет интересно уточнение, сделанное Евгенией Сивковой в письме автору обзора:
"А вот насчет обложки надо добавить, что тут тоже была задумка. Дело в том, что это не первое появление наших портретов на обложке, а второе. Самый первый наш альбом был с точно такими профилями, но повернутыми в другие стороны, то есть образующими не песочные часы, а единое целое."
На календаре сентябрь, а за окном продолжается удивительно теплое для наших краев лето. Наверное, это не самое лучшее время для прослушивания альбома The Second Time Around американской певицы Джудит Лорик. Мне представляется, что эти десять ...
Этномузыколог и перкуссионист из Вермонта Джулиан Герстин много лет изучает музыкальные культуры разных народов. Основной предмет его интересов – музыка Карибских островов, Латинской Америки (прежде всего Бразилии), их связи с европейской и ...
Этот альбом стал для меня одним из самых приятных и самых неожиданных открытий в области биг-бэндового джаза за последние годы. И «виной» тому корейский композитор, аранжировщик и бэнд-лидер Чой Чжун Су. Десять лет Чой провел в Европе, ...
Слушатель этого альбома должен любить (и, желательно, одновременно) три вещи: творческие поиски в электронно-авангардной стилистике, гитарную музыку и импровизацию. Именно в этом случае вы сможете оценить по достоинству альбом Just Visitin’ ...
Американской вокалистке Кэти Козинс опыта не занимать. Уроженка Хайленд-Парка, Мичиган, Кэти росла под звуки мотауновского варианта музыки соул, пышно расцветшего в те годы в близлежащем Детройте. Поэтому, когда она начала петь профессионально в ...
Хотя в названии нового альбома Келли Грин и присутствует «единичка», Volume One – это не первый, а второй альбом пианистки, певицы и композитора из Флориды, ныне живущей в Нью-Йорке. Первым был альбом 2017 года Life Rearranged, о ...
От Джулиуса Уоткинса до Аркадия Шилклопера – у валторны уже есть своя, пусть и довольно короткая история в джазе. Небольшая группа ведущих джазовых валторнистов продолжает сегодня укреплять традиции этого инструмента, каждый в своем стиле. ...
Если человек в течение десяти лет, вплоть до кончины выдающегося мастера, играет на гитаре в гастрольном бэнде Рэя Чарльза и записывается с ним на двух альбомах, то этот факт уже сам по себе соответствующим образом аттестует его исполнительский ...
Есть категория людей, и довольно значительная, которая не ходит в дорогие рестораны не только по финансовым соображениям. Им неуютно в атмосфере таких заведений. Куда проще и демократичнее McDonald’s, Burger King, Pizza Hut, KFC… Hot ...
Кевин Куинн начал играть на гитаре довольно поздно: ему было уже 18 лет. Интерес непосредственно к джазу проснулся в нем, когда он поступил в нью-йоркский университет New Paltz. Среди педагогов Кевина там были Марк Дзюба, автор многочисленных ...
Для начала процитирую два отрывка из большого интервью, которое дали создатели этого проекта, российские музыканты Константин Самоловов и Алексей Сысоев, шефу выпустившего альбом лейбла Intonema Records Илье Белорукову. Итак, Алексей Сысоев: ...
Колледж Беркли – знаменитая на весь мир кузница джазовых кадров. Они встретились здесь в 1981 году, а через шесть лет поженились. Он был профессором, руководил программой по развитию музыкального слуха у студентов, считался прекрасным ...