nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Der Finger - Das Zeit

Der Finger - Das Zeit  14 марта 2018 года в Кембридже умер английский физик-теоретик и космолог Стивен Хокинг, почитаемый многими, как самый выдающийся ученый нашего времени, сравнимый по масщтабу своих работ с Альбертом Эйнштейном. 20 марта московский дуэт экспериментальной импровизационной музыки Der Finger выпустил свой новый альбом Das Zeit. Его участники, Антон Ефимов и Евгения Сивкова, физики по образованию, посвятили эту работу памяти Хокинга.

Не знаю, изначально ли связывали Антон и Евгения свой новый проект с развитием теории относительности, предложенной Хокингом или только смерть ученого стала поводом для посвящения, но, как мне показалось, идеи альбома явно перекликаются с хокинговской космогонией. Возьмите хотя бы традиционную напутственную притчу от Der Finger к этому альбому: «Предлагается мысленный эксперимент: возьмем ящик, стенки которого являются горизонтами событий черных дыр, образованными в момент времени А; затем возьмем другой такой ящик, образованный в момент времени Б и поместим в него кролика. А теперь поместим ящик Б в ящик А. В таком случае кролик окажется в двух моментах времени (А и Б) одновременно.»

Впрочем, когда я слушал Das Zeit, собственная фантазия, подкрепляемая названиями четырех больших треков альбома, увела меня от космогонии Хокинга к космогонии древнегреческой мифологической. Я вспоминал бога Хроноса, прародителя Времени, ставшего основой всего сущего в нашем мире, в том числе и пространства. Das Zeit («Время») – это первый трек альбома. Если моя версия соответствует замыслам музыкантов, то, надо признать, они поставили перед собой задачу просто дерзновенную: с помощью звуков передать момент зарождения Времени из ничего. Неудача здесь была бы вполне естественной, а удача никогда не может быть полной – с чем сравнивать? Похоже – не похоже: на что? Но версия Der Finger (или то, что я предполагаю в качестве версии), выглядит впечатляющей: плотная аморфная звуковая масса, замешанная на эффектах, словно пузыри на поверхности, всплывают из нее какие-то вскрики-всхлипы духовых, какие-то стоны-шепоты. Тотальное отсутствие каких-либо ритмических опор, каких-либо тематических намеков – абсолютное электронно-акустическое фри-действо. Таким мог бы быть саундтрек к новой версии «Соляриса», если забыть о том, что мыслящий океан Лема мог возникнуть только через мириады лет после Времени, а Антон и Евгения делают «саундтрек» к началу всех начал. Второй трек Ather («Эфир») подкрепляет мою «древнегреческую» версию альбома: Эфир – одно из первых порождений Хроноса. Здесь звуковая ткань чуть-чуть разрежается, чуть меняются акценты импровизации, чуть больше звуков высоких и, если можно так выразиться, условно прозрачных. Но по-прежнему все происходящее – это безграничный хаос, заставляющий вспоминать, что другим порождением Хроноса был именно он, Хаос. Если в первых двух треках моей основной эмоцией было удивление, то третий, Entropie («Энтропия»), на мой вкус, просто жутковат. Дарк-джаз от Der Finger здесь программно мизантропичен, хотя воздействует на слушателя не менее мощно, чем в первых двух композициях. И, наконец, Chrononenfluss – финальная пьеса, где впервые возникающий устойчивый ритмический рисунок легко подсказывает слушателю картину мерного и безжалостного бега времени, в жерновах которого смалываются царства и империи, гении и злодеи, народы и расы.

… После целой серии альбомов в рамках проекта «Бестиарий» Der Finger обратился к теме иной, но, очевидно, очень важной для участников дуэта – не зря же они впервые, насколько я могу судить, поместили на обложку альбома свои портреты, пусть и в силуэтном виде. Не могу оценивать Das Zeit в категориях «понравился – не понравился». Здесь эта мерка просто не подходит. Впечатлил – да, вызвал сильный эмоциональный отклик – да, а так называемой «красивой музыкой» дуэт не занимается в принципе. Так что, потенциальный слушатель, оценивайте эту мощную и спорную работу исходя из этого.

2018

4 tks / 45 mins

(Anton Efimov - g, b, effects; Evgenia Sivkova - saxes, dr, cl, bass cl, voice, tp, mandoline, effects;)

Линк предоставлен Der Finger

P.S. Читающим этот текст, надеюсь, будет интересно уточнение, сделанное Евгенией Сивковой в письме автору обзора:

"А вот насчет обложки надо добавить, что тут тоже была задумка. Дело в том, что это не первое появление наших портретов на обложке, а второе. Самый первый наш альбом был с точно такими профилями, но повернутыми в другие стороны, то есть образующими не песочные часы, а единое целое."

Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Россия
музыкальный стиль
авангард





Ещё из раздела издано в 2018г.

  • стиль: джаз, джаз
Джонайе Кендрик, американская джазовая певица, родилась в Калифорнии, в Сан-Диего. Еще в годы учебы в Университете Западного Мичигана Джонайе получила специальную студенческую премию журнала DownBeat. Потом она продолжала совершенствоваться в ...
  • стиль: блюз, блюз
Голос, акустическая гитара и Хэнди – да-да тот самый, отец блюза W.C. Handy – так выглядит вкратце альбом Gettin’ Handy with the Blues, трибьют выдающемуся афроамериканскому композитору начала прошлого века. Его записал певец, ...
  • стиль: джаз, джаз
First Fruit - дебютный альбом молодой американской саксофонистки Джордан Петтей. Правда, несмотря на молодость, она к моменту его записи, уже успела после учебы в родном Техасе закончить в 2014 году нью-йоркский Джульярд, объездить с выступлениями ...
  • стиль: джаз, джаз
Хорхе Нила играет на тенор-саксофоне, и поэтому именно мастерам своего инструмента он решил воздать должное в трибьют-альбоме Tenor Time. Здесь же в liner notes Нила изображает историю развития тенор-саксофона в джазе в виде яблони, стволом которой ...
  • стиль: джаз, джаз
… Унылый осенний пейзаж, на который мы смотрим через покрытое дождевыми каплями стекло – так выглядит обложка альбома In November. В этом оформлении (автор – Петулия Матиолли) чудится что-то от ЕСМ-овской эстетики, и, на мой ...
  • стиль: этно, этно
Среди разнообразных новинок бразильской музыки, регулярно представляемых ресурсом Brasil Calling, меня и, надеюсь, в потенциале - наших читателей, особенно заинтересовал альбом гитариста ХотаЭрре ChoraViolla II. Уроженец Пернамбуку и нынешний житель ...
  • стиль: джаз, джаз
Любой новый проект одной из ведущих джазовых вокалисток современного джаза – а именно таковой является Джуди Сильвано, четырежды занимавшая места в первой десятке в этой номинации в анкетах читателей журнала DownBeat – интересен сам по ...
  • стиль: джаз, джаз
На календаре сентябрь, а за окном продолжается удивительно теплое для наших краев лето. Наверное, это не самое лучшее время для прослушивания альбома The Second Time Around американской певицы Джудит Лорик. Мне представляется, что эти десять ...
  • стиль: этно, этно
Этномузыколог и перкуссионист из Вермонта Джулиан Герстин много лет изучает музыкальные культуры разных народов. Основной предмет его интересов – музыка Карибских островов, Латинской Америки (прежде всего Бразилии), их связи с европейской и ...
  • стиль: джаз, джаз
Этот альбом стал для меня одним из самых приятных и самых неожиданных открытий в области биг-бэндового джаза за последние годы. И «виной» тому корейский композитор, аранжировщик и бэнд-лидер Чой Чжун Су. Десять лет Чой провел в Европе, ...
  • стиль: джаз, джаз
Слушатель этого альбома должен любить (и, желательно, одновременно) три вещи: творческие поиски в электронно-авангардной стилистике, гитарную музыку и импровизацию. Именно в этом случае вы сможете оценить по достоинству альбом Just Visitin’ ...
  • стиль: джаз, джаз
Американской вокалистке Кэти Козинс опыта не занимать. Уроженка Хайленд-Парка, Мичиган, Кэти росла под звуки мотауновского варианта музыки соул, пышно расцветшего в те годы в близлежащем Детройте. Поэтому, когда она начала петь профессионально в ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com