Через три года после выхода своего первого альбома Midnight Sun (обзор ищите на сайте), ансамбль MetaQuorum представляет свой новый альбом Witchcraft Jazz. Многое изменилось за этот сравнительно короткий период. Если ранее MetaQuorum составляли его основатель, клавишник и композитор Дмитрий Ермаков, живущий уже почти четверть века в британском Ньюкасле, и голландский барабанщик Коос ван дер Велде, то в новом альбоме мы видим уже много гостей – в первую очередь Виктора Михеева, старинного партнера Ермакова еще по ряду тогда еще ленинградских команд позднесоветских времен. В Witchcraft Jazz английский и болгарский (Михеев живет и работает в Болгарии) петербуржцы вновь работают вместе в ряде треков. В одной композиции участвует также трубач Эндрю Герен. Кроме того, в MetaQuorum явно проникла семейственность: в одной из композиций мы слышим голос Кэрол Ермаковой, в другой – виолончель Георгия Михеева.
Но это – внешние, очевидные уже по album credits изменения. Чтобы судить о сущностных, надо услышать музыку. Если Midnight Sun я характеризовал в свое время, как электронный фьюжн, то с Witchcraft Jazz дело обстоит иначе. Нет, электроники по-прежнему очень много, и как инструмент творчества, она по-прежнему является основным. Но вот, так сказать, сфера применения заметно расширилась. Фанковые и проговые мотивы заметно потеснили классический фьюжн, а, скажем, в Socket Swing можно наблюдать и изящный реверанс в сторону свинга. Фортепьянный пассаж и интонации классического джаза звучат и в интро к титульной композиции Witchcraft Jazz. Из очевидного упомянем и живое слово от Кэрол и Дмитрия Ермаковых , как дополнительную (и существенную, особенно в Crimson Dreams) краску в ряде треков. Сам Дмитрий Ермаков называет стиль своей музыки meld, то есть «слияние» элементов всех вышеперечисленных направлений под электронной эгидой. Звучание большинства композиций при этом получается у MetaQuorum очень динамичным, акцентированным, полиритмичным, но без этакого давящего утяжеления, характерного для многих коллективов, синтезирующих прог-рок и джаз с металлом. MetaQuorum в этом плане идет другим путем, и такие пьесы, как Swagger, Limping Mathematician или Seven Dwarfs Rock (тут Ермаков и Михеев, соавторы этой пьесы, ввели еще, на мое ухо, и черточки психоделии) показались мне наиболее яркими вехами на этом пути. Ну, и конечно, не могу не вспомнить и прекрасную композицию Jonathan Livingston (по Ричарду Баху), выпущенную в 2016 году в виде сингла и тогда услышанную мной впервые.
Вообще, Witchcraft Jazz – не из тех альбомов, которые пишутся за одну двух-трехдневную сессию. Здесь отобраны композиции, которые записывались несколько последних лет и в самых разных местах – в Англии, России, Болгарии. Если уж вспомнилась география, то надо еще отметить, что мастеринг записей проходил в Техасе и это дело рук Кристофера Лонгвуда. Впрочем, расстояниями сейчас никого не удивишь. Сколько есть примеров, когда музыканты, живущие за тысячи километров друг от друга, монтируют альбом из записей, которые каждый сделал у себя дома. Главное – было бы что предъявить urbi et orbi. А вот с этим у MetaQuorum как раз полный порядок. Настоятельно рекомендую, особенно поклонникам упомянутых выше по тексту стилистик, убедиться в этом.
(Dmitry Ermakov - keyb, key-bass, key-guitar, synth and perc programming, synth-brass, sound-scape, tambourine, shaker, voice; Koos van der Velde – drums, jembe; Carol Ermakova – vocal (tk 3); Victor Mikheyev – b, rhythm-g, perc & synth programming, sound-scape; George Mikheyev – cello (tk 7); Andrew Guerin – tp (tk 11);)
Имена Джеффа Руперта и Ричарда Дрекслера уже появлялись на наших электронных страницах, в чем легко удостовериться, воспользовавшись функцией «Поиск». В этой связи биографические подробности я опускаю. Скажу только, что их дуэт – ...
Елена Йовович – сербская джазовая вокалистка, хорошо известная далеко за пределами своей страны. Родилась она в Белграде и начала выступать на сцене уже в шестнадцатилетнем возрасте. Но настоящую школу джазового вокала Елена прошла в ...
Еще один очень обаятельный и совсем не гадкий утенок на нашем джазово-блюзово-этническом сайте. Да, то, что делает Джоанна Уолфиш, лишь в каких-то черточках соприкасается с джазом, а также с роком и фолк-роком. Эта исполнительница собственных песен ...
Политика и джаз всегда были неразрывны, хотя эта связь в разные исторические периоды и не была очевидной. Представляемый сегодня релиз – яркий и очень актуальный пример использования джаза в качестве инструмента политической борьбы. О яростном ...
Ирландский фолк от одного из самых уважаемых его исполнителей. Британский лейбл ARC Music, специализирующийся на этнической музыке разных народов нашей планеты, открывает издательскую программу 2018 года альбомом ирландского певца, гитариста и ...
У альбома Reminiscence довольно долгая история. Дело в том, что американский тромбонист Джон Федчок (его фамилия, как мне кажется, указывает на то, что предки музыканта прибыли в Америку откуда-то из Восточной Европы) более известен, как мастер ...
Джонайе Кендрик, американская джазовая певица, родилась в Калифорнии, в Сан-Диего. Еще в годы учебы в Университете Западного Мичигана Джонайе получила специальную студенческую премию журнала DownBeat. Потом она продолжала совершенствоваться в ...
Голос, акустическая гитара и Хэнди – да-да тот самый, отец блюза W.C. Handy – так выглядит вкратце альбом Gettin’ Handy with the Blues, трибьют выдающемуся афроамериканскому композитору начала прошлого века. Его записал певец, ...
First Fruit - дебютный альбом молодой американской саксофонистки Джордан Петтей. Правда, несмотря на молодость, она к моменту его записи, уже успела после учебы в родном Техасе закончить в 2014 году нью-йоркский Джульярд, объездить с выступлениями ...
Хорхе Нила играет на тенор-саксофоне, и поэтому именно мастерам своего инструмента он решил воздать должное в трибьют-альбоме Tenor Time. Здесь же в liner notes Нила изображает историю развития тенор-саксофона в джазе в виде яблони, стволом которой ...
… Унылый осенний пейзаж, на который мы смотрим через покрытое дождевыми каплями стекло – так выглядит обложка альбома In November. В этом оформлении (автор – Петулия Матиолли) чудится что-то от ЕСМ-овской эстетики, и, на мой ...
Среди разнообразных новинок бразильской музыки, регулярно представляемых ресурсом Brasil Calling, меня и, надеюсь, в потенциале - наших читателей, особенно заинтересовал альбом гитариста ХотаЭрре ChoraViolla II. Уроженец Пернамбуку и нынешний житель ...