Уже не одно десятилетие имя мультиинструменталиста-духовика и композитора Майкла Мосса связано с авангардной джазовой музыкой Нью-Йорка, так называемой даунтаун-сценой. Он возглавлял такие проекты, как 4 Rivers, Free Energy, Zone, его можно было увидеть на сцене вместе с Сэмом Риверсом, Дэйвом Либмэном, Полом Блеем, Элвином Джонсом, МакКой Тайнером. Музыка и альбомы этого уроженца Чикаго всегда отличаются оригинальностью, необычностью, а зачастую и использованием элементов различных этнических музыкальных культур. Весьма оригинален и его новый проект Helix.
Для его реализации Мосс собрал очень солидный, как по размерам, так и по уровню исполнителей состав – целых 22 человека. Этот импровизационный оркестр получил странное название Accidental Orchestra в честь события, произошедшего, когда Мосс сочинял одну из композиций для будущего альбома, события столь же прозаического, сколь и неприятного – Майкл сломал ногу. Отсюда произошло и название этого состава. Что представляет из себя этот оркестр? Очень большая и представительная группа струнных, достойная камерного академического состава. Из ее участников выделю такого мастера, как Джейсон Као Хванг. Большая группа духовых, в которой характерные для биг-бэнда саксофоны, труба и тромбон вместе с не самым распространенным вариантом кларнета самого Мосса сочетаются с более характерными для симфонического состава гобоем и валторной. Тут сразу привлекает внимание мощная (во всех смыслах) фигура саксофониста Раса Моше Барнетта. И, наконец, большая ритм-группа, включающая помимо традиционных и этнические инструменты, включая табла музыканта из Бангладеш Бадала Роя. Мне этот оркестр по составу напоминает настоящий Ноев ковчег, вместивший самые разные инструменты, которые кажутся порой плохо совместимыми друг с другом. Видно, не зря Мосс назвал свой лейбл 4th Stream Records, т.е. «Четвертое течение», полемизируя заочно с Гюнтером Шуллером, изобретателем термина «третье течение» для музыки, где джаз встречается с классикой.
В Helix вошло всего две, но зато очень объемные, композиции. Первая, сюита в пяти частях, каждая из которых выделена в отдельный трек, называется The Old One. Так в свое время именовал Бога великий физик (и отчасти философ) Альберт Эйнштейн. Сам автор описывает это произведение, как «инициацию в священную землю» и возводит ее к музыке разных народов, связанной с общением с потусторонним миром – от буддистских похоронных ритуалов и обрядов индейцев Северной Америки и до Мессы Баха и еврейской поминальной молитвы Кадиш. Однако, мысли и чувства автора сюиты выражаются на языке фри-джаза, что не делает прослушивание The Old One легким занятием. Если в этой композиции ярко проявилась герметичность и элитарность фри-джаза, то двадцатиминутная See Sharp or Be Flat/C# or Bb отражает другую его черту – юмор. И действительно, слушать эту вещь, где Accidental Orchestra свингует, обыгрывая Norwegian Wood Леннона и МакКартни, I Feel Good Джеймса Брауна и Bags Groove от Modern Jazz Quartet, заметно веселее. В целом – отличный альбом для продвинутых любителей джазовой музыки и, наверное, достаточно сложное произведение для неофитов.
Ветеран нью-йоркской даунтаун-сцены Бобби Превит давно зарекомендовал себя классным барабанщиком. Порукой тому его многочисленные записи с Джоном Зорном, Эллиоттом Шарпом, Джейн Айрой Блум, Уэйном Гурвицем, Марти Эрлихом и другими звездами ...
Во внешности 62-хлетнего Брюса Формэна есть что-то ковбойское. Глядя на его подтянутую фигуру и сухощавое лицо, кажется, что одень ему стетсоновскую шляпу, джинсы и клетчатую рубаху – и получится отличный типаж для очередного вестерна. Ну, а ...
В прошлом году Fantastic Swimmers Виктора Семашко разразились «Лагерными песнями» - мощной импровизационной рефлексией на тему сталинских репрессий. Нынче трио Buben Naruszewicz Baisan ответило альбомом «1937». Там на ...
В прошлом году Леонид Нарушевич «отметился» на нашем сайте двумя очень разными альбомами: Enighet Ensamhet от трио Бубен –Нарушевич – Байсан и Kola в рамках его постоянного проекта „Князь Мышкин». Они словно ...
Классическими инструментами для исполнения классического танго, каким оно сложилось в 30-е – 50-е годы прошлого века в Аргентине, считают фортепьяно, контрабас, скрипку и, прежде всего, бандонеон. Гитара и, тем более, флейта употреблялись чаще ...
Третье появление канадского музыканта кубинского происхождения в нашем СD-обзоре. Последний раз его имя можно было увидеть на наших страницах в 2016-м, в связи с Blues, Etc…, дуэтным альбомом Дель Джанко и Джимми Баускилла. Обзор той работы ...
Исколесив пол-Америки, умудренная опытом певица и актриса Кармела Рапаццо остановилась в наименее американском из городов страны, Новом Орлеане, чтобы воспеть ему хвалу своим новым (шестым в дискографии) альбомом Howlin’ At The Moon. А начался ...
Новый релиз Line Art Records – это новая встреча с американской пианисткой Кэрол Либовиц, исполнительницей с хорошей классической школой и вкусом к импровизационной музыке. Дуэт – один из любимых ее форматов. Ранее мы писали о дуэте ...
Дуэт исполнительниц, из которых творчество одной (Кэрол Либовиц) неплохо знакомо нашим постоянным читателям, а вот с другой (Биргитта Флик) встречаемся впервые. Пианистка из Нью-Йорка с академическим багажом и высокой репутацией в джазовом авангарде ...
Португалия одной из первых в Европе выстроила обширную колониальную империю, раскинувшуюся по трем континентам и одной из последних (в середине 70-х) ее окончательно растеряла. Но остался огромный португалоязычный мир с африканскими Анголой и ...
Ученые-антропологи уверенно утверждают, что прародиной homo sapiens является Африка. Таким образом, где бы мы ни жили и к какой расе не принадлежали, через NNN поколений все мы – родственники с африканцами. С этой точки зрения творческий союз ...
Почти пол-века назад Майлс Дэвис совершил очередной резкий поворот в своей долгой и успешной карьере, дав старт новому направлению, получившему название джаз-рок, именуемому также музыкой фьюжн. Альбомами конца 60-х, в первую очередь In a Silent Way ...