Уже не одно десятилетие имя мультиинструменталиста-духовика и композитора Майкла Мосса связано с авангардной джазовой музыкой Нью-Йорка, так называемой даунтаун-сценой. Он возглавлял такие проекты, как 4 Rivers, Free Energy, Zone, его можно было увидеть на сцене вместе с Сэмом Риверсом, Дэйвом Либмэном, Полом Блеем, Элвином Джонсом, МакКой Тайнером. Музыка и альбомы этого уроженца Чикаго всегда отличаются оригинальностью, необычностью, а зачастую и использованием элементов различных этнических музыкальных культур. Весьма оригинален и его новый проект Helix.
Для его реализации Мосс собрал очень солидный, как по размерам, так и по уровню исполнителей состав – целых 22 человека. Этот импровизационный оркестр получил странное название Accidental Orchestra в честь события, произошедшего, когда Мосс сочинял одну из композиций для будущего альбома, события столь же прозаического, сколь и неприятного – Майкл сломал ногу. Отсюда произошло и название этого состава. Что представляет из себя этот оркестр? Очень большая и представительная группа струнных, достойная камерного академического состава. Из ее участников выделю такого мастера, как Джейсон Као Хванг. Большая группа духовых, в которой характерные для биг-бэнда саксофоны, труба и тромбон вместе с не самым распространенным вариантом кларнета самого Мосса сочетаются с более характерными для симфонического состава гобоем и валторной. Тут сразу привлекает внимание мощная (во всех смыслах) фигура саксофониста Раса Моше Барнетта. И, наконец, большая ритм-группа, включающая помимо традиционных и этнические инструменты, включая табла музыканта из Бангладеш Бадала Роя. Мне этот оркестр по составу напоминает настоящий Ноев ковчег, вместивший самые разные инструменты, которые кажутся порой плохо совместимыми друг с другом. Видно, не зря Мосс назвал свой лейбл 4th Stream Records, т.е. «Четвертое течение», полемизируя заочно с Гюнтером Шуллером, изобретателем термина «третье течение» для музыки, где джаз встречается с классикой.
В Helix вошло всего две, но зато очень объемные, композиции. Первая, сюита в пяти частях, каждая из которых выделена в отдельный трек, называется The Old One. Так в свое время именовал Бога великий физик (и отчасти философ) Альберт Эйнштейн. Сам автор описывает это произведение, как «инициацию в священную землю» и возводит ее к музыке разных народов, связанной с общением с потусторонним миром – от буддистских похоронных ритуалов и обрядов индейцев Северной Америки и до Мессы Баха и еврейской поминальной молитвы Кадиш. Однако, мысли и чувства автора сюиты выражаются на языке фри-джаза, что не делает прослушивание The Old One легким занятием. Если в этой композиции ярко проявилась герметичность и элитарность фри-джаза, то двадцатиминутная See Sharp or Be Flat/C# or Bb отражает другую его черту – юмор. И действительно, слушать эту вещь, где Accidental Orchestra свингует, обыгрывая Norwegian Wood Леннона и МакКартни, I Feel Good Джеймса Брауна и Bags Groove от Modern Jazz Quartet, заметно веселее. В целом – отличный альбом для продвинутых любителей джазовой музыки и, наверное, достаточно сложное произведение для неофитов.
Весной этого года, благодаря любезности Жюльена Фернандеса из 5ive Roses Press, сайт знакомил вас с релизом французского лейбла Dur et Doux - интереснейшим дебютным альбомом коллектива из Лиона Piniol, выдержанным в прог-роковой стилистике альбомом ...
В девять лет уроженец Южной Италии Сальво Лосаппио начал играть на саксофоне. Став постарше, он увлекся джазом, а в девятнадцать уже начал выступать профессионально, гастролируя по всей стране. Играл он тогда на альт-саксофоне, но в 2011 году сменил ...
Третий альбом американского басиста и композитора Сэма Бивена в качестве лидера и полностью авторский при этом. Бивен – очень опытный музыкант, игравший музыку самой разной стилистики, не только джазовую. Но в собственных проектах он ...
Crossing Paths или «Пересечение путей» - название многозначное. Бразильский вариант латинского джаза (а именно в этой стилистике сделан представляемый альбом) – это пересечение путей бразильской традиционной музыки и современного ...
Это будет не совсем обычный обзор, потому что речь идет о не совсем обычной работе. Я даже затрудняюсь сказать, чему он посвящен в большей степени: музыке или истории. Скорее всего, ни тому, ни другому, а рассказу о потрясающей верности человека ...
Джек ДеДжонетт, Боб Минцер, Майк Майниери, Рэйчел Зет… Этот перечень имен выглядит, как список победителей в опросе на тему «лучший джазмен мира» по разным номинациям, но на самом деле это не так. Это список участников проекта Rainbow Gravity, ...
Американский ирландец Шон Патрик Нунан подобен Протею: в каждом новом проекте он иной и пристегнуть его творчество к какой-то определенной стилистике просто невозможно. Перед тем, как писать эти строки я полистал в Сети отзывы критиков о его музыке. ...
В 2016 году живущий в Нью-Йорке бразильский гитарист Серхио Перейра выпустил свой дебютный альбом Swingando. Наш сайт писал о нем, ту рецензию можно найти и прочесть и об альбоме, и о творческом пути самого музыканта, опытного гитариста и ...
Дамы-саксофонистки уже давно не сенсация в современном джазе, но, с другой стороны, в элиту они пока пробираются с трудом. Навскидку могу назвать только блистательную сопрано-саксофонистку Джейн Айру Блум. Кто знает, может быть, играющая ...
Красиво и афористично пел великий блюзмен Мадди Уотерс: «У блюза был сынок, и его назвали рок-н-ролл». Продолжая эту геналогическую линию, поволю себе такое сравнение: … однажды он познакомился с хиллбилли из семейства кантри, и у ...
Уже не раз имя саксофониста / мультиинструменталиста из Чикаго Шоуна Максвелла появляется в нашем «CD-Обзоре», но впервые он гостит с новым своим проектом Shawn Maxwell’s New Tomorrow. Music In My Mind – его второй альбом с ...
В области традиционного свингового джаза, в отличие от авангарда или фьюжн, Америка, родина этой музыки, остается безоговорочным законодателем мод. Но старушка Европа и в этой сфере способна выдвинуть очень ярких исполнителей. К их числу относится и ...