Уже не одно десятилетие имя мультиинструменталиста-духовика и композитора Майкла Мосса связано с авангардной джазовой музыкой Нью-Йорка, так называемой даунтаун-сценой. Он возглавлял такие проекты, как 4 Rivers, Free Energy, Zone, его можно было увидеть на сцене вместе с Сэмом Риверсом, Дэйвом Либмэном, Полом Блеем, Элвином Джонсом, МакКой Тайнером. Музыка и альбомы этого уроженца Чикаго всегда отличаются оригинальностью, необычностью, а зачастую и использованием элементов различных этнических музыкальных культур. Весьма оригинален и его новый проект Helix.
Для его реализации Мосс собрал очень солидный, как по размерам, так и по уровню исполнителей состав – целых 22 человека. Этот импровизационный оркестр получил странное название Accidental Orchestra в честь события, произошедшего, когда Мосс сочинял одну из композиций для будущего альбома, события столь же прозаического, сколь и неприятного – Майкл сломал ногу. Отсюда произошло и название этого состава. Что представляет из себя этот оркестр? Очень большая и представительная группа струнных, достойная камерного академического состава. Из ее участников выделю такого мастера, как Джейсон Као Хванг. Большая группа духовых, в которой характерные для биг-бэнда саксофоны, труба и тромбон вместе с не самым распространенным вариантом кларнета самого Мосса сочетаются с более характерными для симфонического состава гобоем и валторной. Тут сразу привлекает внимание мощная (во всех смыслах) фигура саксофониста Раса Моше Барнетта. И, наконец, большая ритм-группа, включающая помимо традиционных и этнические инструменты, включая табла музыканта из Бангладеш Бадала Роя. Мне этот оркестр по составу напоминает настоящий Ноев ковчег, вместивший самые разные инструменты, которые кажутся порой плохо совместимыми друг с другом. Видно, не зря Мосс назвал свой лейбл 4th Stream Records, т.е. «Четвертое течение», полемизируя заочно с Гюнтером Шуллером, изобретателем термина «третье течение» для музыки, где джаз встречается с классикой.
В Helix вошло всего две, но зато очень объемные, композиции. Первая, сюита в пяти частях, каждая из которых выделена в отдельный трек, называется The Old One. Так в свое время именовал Бога великий физик (и отчасти философ) Альберт Эйнштейн. Сам автор описывает это произведение, как «инициацию в священную землю» и возводит ее к музыке разных народов, связанной с общением с потусторонним миром – от буддистских похоронных ритуалов и обрядов индейцев Северной Америки и до Мессы Баха и еврейской поминальной молитвы Кадиш. Однако, мысли и чувства автора сюиты выражаются на языке фри-джаза, что не делает прослушивание The Old One легким занятием. Если в этой композиции ярко проявилась герметичность и элитарность фри-джаза, то двадцатиминутная See Sharp or Be Flat/C# or Bb отражает другую его черту – юмор. И действительно, слушать эту вещь, где Accidental Orchestra свингует, обыгрывая Norwegian Wood Леннона и МакКартни, I Feel Good Джеймса Брауна и Bags Groove от Modern Jazz Quartet, заметно веселее. В целом – отличный альбом для продвинутых любителей джазовой музыки и, наверное, достаточно сложное произведение для неофитов.
Почти пол-века назад Майлс Дэвис совершил очередной резкий поворот в своей долгой и успешной карьере, дав старт новому направлению, получившему название джаз-рок, именуемому также музыкой фьюжн. Альбомами конца 60-х, в первую очередь In a Silent Way ...
За появлением этого альбома стоит драматичная творческая судьба его создателя… В конце 80-х годов молодой тогда альт-саксофонист Кристофер Холидей (р. 1970) считался одним из «молодых львов» джаза. Его имя называли в одном ряду с ...
Питерская группа Ciolkowska ведет отсчет своей истории с 2012 года. Названием своим она обязана понятно кому. Но Константин Эдуардович здесь не только для «красного словца». Идеи космизма, который развивал этот уникальный русский ученый, ...
Еще ни разу в своих обзорах я не цитировал в полном объеме пресс-релизы. Впервые делаю это для команды Club Cactus и ее одноименного дебютника, уж больно емко, информативно и почти исчерпывающе. Итак: «Два французских ударника: Антуан Лягерр ...
Первая для нашего сайта встреча с «молодыми львами» польского джаза из группы Confusion Project. Этот коллектив образовался в Гданьске в 2013 году. Составили его пианист Михал Цесельски, бас-гитарист Петр Гершевски (оба закончили ...
В 2003 году украинский пианист Юрий Сыч уехал в Германию, во Франкфурт-на-Майне, для продолжения образования в области академической музыки. Однако, здесь, уже через три года, в 2006-м, Юрий организовал со своими немецкими партнерами и друзьями, ...
Альбомом с не очень оптимистичным названием The Future Ain’t What It Used To Be мы знакомимся с Дэном Бонсанти и его The 14 Jazz Orchestra. Саксофонист Дэн Бонсанти закончил в свое время университет Майами во Флориде. В качестве исполнителя и ...
Пестрое этническое происхождение (итало-португалец, родившийся в 1989 году в Лондоне) уже само по себе делает пианиста и композитора Дана Косту «Человеком Мира». Путь Дана к познанию секретов музыки тоже полон странствий. Впрочем, об ...
Даниэль Ротем – представитель многочисленной израильской джазовой диаспоры в США. В Израиле этот саксофонист и композитор получил отличное образование, но затем сменил Тель-Авив на Бостон, отправившись повышать джазовую квалификацию в ...
The Beatles, King Crimson, Боб Дилан и Рави Шанкар – их музыка служит источником вдохновения для участников нью-йоркской группы Datura Road. Компания, как видите, весьма солидная, а сочетание этих имен и названий делает музыку Datura Road ...
Не перестаю удивляться потрясающей творческой активности Дэйва Либмэна. Один из самых выдающихся джазовых музыкантов современности, мастер, за плечами которого долгая карьера, в ходе которой он работал с Майлсом Дэвисом и Чиком Кориа, Элвином ...
Конечно, абсолютно черную обложку Symphony of the Form , нового альбома петербургской группы Dead Frank, можно считать репродукцией самой известной работы Казимира Малевича, но я предпочел бы толковать ее иначе. В моем понимании, это символ, ...