Те, кто регулярно читает материалы под рубрикой «Историческая серия «Timeless», видимо, обратили внимание, что большинство дисков, изданных в этой серии, тематически можно разделить на две условные группы. Одна — это фонографические портреты, более или менее подробные, различных персонажей из истории джаза, как известных, так и полузабытых. Вторая — диски, посвященные какому-то явлению в истории джаза, их программу объединяет общая стилистика музыки, общая география записей или один временнной период. Альбом, который мы вам сегодня представляем — это некий компромисс между обоими принципами.
Чарли Шейверс (1917 - 1971) — в джазе фигура не рядовая. Талантливый трубач, он умел играть практически любой репертуар, но при этом всегда оставался в рамках свинга, в отличие от, скажем, Харри Джеймса, с которым его часто сравнивали. Шейверс обладал отменной техникой и наряду с Роем Элдриджем может считаться предтечей школы Гиллеспи в джазовом исполнительстве на трубе. Примерно начиная с сороковых годов он выдвинулся в ряды первоклассных аранжировщиков и в творческом плане был связан с самыми различными составами традиционного джаза, но особенно плодотворно сотрудничал с Томми Дорси. Играл Шейверс и в малых составах, в том числе и в качестве лидера.
Но в данном альбоме отражен небольшой и в общем-то незначительный фрагмент его карьеры: здесь Чарли Шейверс выступает, как участник джазового комбо аккомпанирующего исполнителям блюза, преимущественно дамам. В конце тридцатых годов, когда выполнялись эти записи, пик увлеченности блюзом, который пришелся на двадцатые годы, был далеко позади. Большинство маленьких независимых студий, делавших race records, давно разорилось в годы Великой Депрессии. Но зато как раз в это время начинал зарождаться интерес к «подлинной» музыке, который вскоре приведет к возрождению новоорлеанского джаза. Уже ездил по самым отдаленным деревушкам со своей портативной аппаратурой Алан Ломакс, записывавший древних стариков и старух, ни разу в жизни не бывавших в стенах студии, уже имея в своих каталогах записи Армстронга и Бэйзи, молодая в те годы, но амбициозная фирма «Decca» предприняла серию записей вокального блюза, отразивших дух своего времени: в некоторых из них уже заметны элементы будущих ритм-энд-блюза и рок-н-ролла.
Впрочем, открывающие альбом записи Трикси Смит (Trixie Smith) наиболее близки по манере исполнения к блюзам двадцатых годов. С учетом приличного качества звучания «Freight Train Blues», «Trixie Blues» и другие ее записи и сегодня просто восхитительны. Достоинства блюзов в исполнении Трикси Смит подчеркивает прекрасный инструментальный аккомпанемент, где Шейверс соперничает с самим Сиднеем Беше (кларнет). Знаменитый кларнетист только недавно, после большого перерыва, появился в студии, но молодой Шейверс прекрасно с ним взаимодействует и мастер иногда даже ревнует, перехватывая солирующие риффы у Чарли. Отличную ритм-группу здесь возглавляет пианист Сэмми Прайс, а ударника О’Нейл Спенсера можно вместе с Шейверсом обнаружить и в составе секстета Джона Кирби, где они оба параллельно выступали в те годы. Не менее здорово инструменталисты работают и в двух треках, записанных в тот же день (26 мая 1938 г.) в той же студии, но уже с другим вокалом. Дуэт Кут Грант и Кида Уэсли Уилсона (Coot Grant and Kid Wesley Wilson) по своему уровню явно послабее Трикси Смит и это сразу становится заметным в записях.
В марте 1939 года мы обнаруживаем почти ту же команду музыкантов (с заменой Беше на Бастера Бэйли) под названием «Sam Price’s Fly Cats», ассистирующей певице Летер МакГроу (Lether McGraw). Эту певицу пресса именовала «призраком Бесси Смит». Но записей Летер оставила чрезвычайно мало, поэтому два трека с этого альбома, «Do Your Duty» и «Low Down Dirty Groundhog», просто уникальны. Откровенно говоря, сильного впечатления они не произвели, возможно, надо было прослушать эти записи несколько раз, но разглядеть привидение «императрицы блюза» в этом тускловатом вокале мне не удалось.
Зато почти обречены на успех у самого привередливого филофониста пять композиций, записанных летом того же года Розеттой Ховард (Rosetta Howard) со студийной группой, выступавшей под псевдонимом «Harlem Blues Serenaders». Именно в ее манере исполнения особенно заметны ростки нового и, скажем, «The Jive Is Here» вполне можно, не зная реалий, отнести к эпохе раннего рок-н-ролла. А вот инструментальная часть этих записей повергла автора liner notes альбома Менно Даамса в пространные размышления: дело в том, что участие Шейверса в этих записях остается под сомнением. Трубач работает здесь в основном полуоткрытым звуком, что было не очень характерно для Шейверса, однако ряд других факторов говорят в его пользу. Вопрос идентификации трубача так и остался нерешенным, что, надеюсь, не помешает вам с удовольствием послушать записи Розетты Ховард.
И завершают альбом шесть композиций в исполнении знаменитой Элберты Хантер (Alberta Hunter), записанные в августе 1939 года. Здесь инструментальный аккомпанемент сомнений у специалистов не вызывает. Шейверс почти в каждом треке выдает отличные соло (особенно ярко — в «Fine And Mellow»), Бастер Бэйли экспериментирует с теплотой тона своего кларнета, а Лил Армстронг за роялем и Уэллмэн Брауд на басу четко держат нужный ритм. Что же до вокалистки, то Хантер в тот период находилась в пике своей творческой формы, что особенно эффектно проявилось в «Down Hearted Blues» и в том же «Fine And Mellow». Однако подробнее об этой певице здесь говорить не стоит: я адресую читателя к «Jazz - Квадрату» №7/2000, где шла речь о другом диске «Timeless», полностью посвященном вокалисткам 30-х годов. Среди прочих, там была представлена, причем значительно шире, чем в данном альбоме. Элберта Хантер. А в целом, оба этих диска хорошо слушать подряд, вместе они дают наиболее полное впечатление о вокальном джазе конца тридцатых.
по материалам «Timeless Records» подготовил Леонид АУСКЕРН
Хэрри Лиллис Кросби, известный всему миру как Бинг Кросби (1904 - 1977), является одной из величайших фигур в истории американской популярной музыки. Наряду с Синатрой и Армстронгом он входит в большую тройку вокалистов, царивших на американской ...
Многие музыканты и джазфэны старшего поколения сейчас испытывают нечто вроде ностальгии по старым добрым временам, когда джаз был, с одной стороны, вполне определенным жанром, а с другой стороны, имел больше пространства для внутрижанрового ...
Пианист, композитор и аранжировщик Алекс Хилл был достаточно заметной фигурой на джазовой сцене в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Заметной — но не более, да и то в основном лишь в профессиональных кругах. Некоторым уже тогда ...
В первые годы после того, как "Original Dixieland Jass Band" выпустил свою историческую серию пластинок на фирме "Victor", популярную музыку записывали в основном малые составы из пяти-шести исполнителей, во многом подражавшие ODJB. Однако к ...
Вряд ли вы припомните, уважаемый читатель, такую коллизию в истории любой из стран мира, когда время породило бы целую плеяду блестящих царедворцев, дипломатов, деятелей науки и искусства, полководцев, чьи имена до сих пор у всех на устах, и при ...
Неизвестный с трубой... Точнее, с корнетом. Сколько их в истории джаза - с трубами и кларнетами, контрабасами и тромбонами, гитарами и так далее! Музыкальные археологи могут, к сожалению, далеко не все. В середине 70-х еще были живы люди, работавшие ...
Все 20-е и самое начало 30-х лет средний покупатель джазовых танцевальных пластинок мало интересовался именами музыкантов или названиями ансамблей - его больше интересовали сами композиции. Все последние хиты моментально тиражировались разными ...
Уже вроде бы и неудобно еще раз констатировать, что историческая серия "Timeless" является уникальным собранием редкостей. Но даже внутри этой коллекции записи, включенные в данный альбом, необходимо выделить особо. Если для многих история джаза на ...
Больше чем через полстолетия после своей смерти в 1941 году, Джелли Ролл Мортон остается не только исполнителем, притягивающим интерес всех, кто интересуется джазовой классикой, но и одним из первых значительных джазовых композиторов. Его музыку ...
Нельзя сказать, что имя Адриана Роллини (Adrian Rollini) начисто забыто джазовыми историками. Книги, рассказывающие о традиционном джазе, не обходятся без его упоминания. Но, как правило, звучит это имя в длинном ряду, перечисляющем "и других"; его ...
Уже самая первая пластинка Армстронга, записанная компанией "OKeh" в 1925 г., стала сенсацией. До того он был, что говорится, широко известным в узких кругах - музыкантов и завсегдатаев танцхоллов и ночных клубов, где играли и "King Oliver Jazz ...
Эти два экспоната из джазовой галереи фирмы "Timeless" просто невозможно отделить один от другого. По временным рамкам и по месту действия они великолепно дополняют друг друга, выстраивая впечатляющую панораму чикагского джаза 20–х годов. ...