Квартет итальянского саксофониста и бас-кларнетиста Карло Актиса Дато — постоянный гость нашего журнала в последнее время. И альбомы, и участие в Каунасском джаз-фестивале — казалось бы, отчего такое внимание к музыканту, откровенно говоря, совершенно неизвестному в пределах СНГ? А оттого, что хорошую музыку надо пропагандировать, иначе о ней так могут и не узнать у нас И зря. Синьор Дато — один из самых запоминающихся и самобытных джазовых авангардистов Европы. Кстати, на его счету выступления более, чем на 100 фестивалях по всему миру и свыше тридцати альбомов.
Ну ладно, вступление затянулось, теперь о музыке. Квартет играет, в общем-то, фри-джаз, но очень уж необычный. Он весь построен на разнообразном фольклоре, очень ритмичный, порой даже по-танцевальному (фольк все-таки), и самый веселый из всех джазовых "собак", что мне довелось слышать. Здесь с Дато соперничает разве что только "великий и ужасный" Владимир Чекасин. В общем, этот альбом похож на такой сумбурный, шумный народный южноевропейский праздник, где постоянно меняются мелодии, лица, так и хочется попасть туда и посмотреть, что же, собственно, происходит.
А происходит то, что этот совершенно немейнстримовый разухабистый и действительно свободный джаз слушать занятно, как решать хороший кроссворд. Музыка и выстроена так — нелинейно, разные по логике фрагменты вдруг без предупреждения сменяют друг друга, вот только что была такая залихватская плясовая тема, а через десять секунд уже идет импровизационный "полив" на два духовых голоса одновременно, чтобы совершенно неожиданно перейти в почти традиционный фрагмент... и так по кругу.
Да, итальянцы молодцы — они успешно опровергают представление о фри-джазе как чем-то доступном только сверх-интеллектуальному слуху уставшему от всего классического и жаждущему чистой креативности. Оказывается, можно и по- другому — легко, просто, радостно и с бездной юмора.
Похоже, наш, российский эйсид-джаз имеет неплохие перспективы. Во всяком случае, запись нового проекта Николая Винцкевича — Алексея Филимонова, по моему убеждению, одна из лучших в мире в этом жанре за последнее время. Ребята нашли тот баланс между ...
Первый сольный альбом почти шестидесятилетнего ветерана блюзовой сцены. Как-то вот так получилось, что, переиграв с целой толпой знаменитостей, он только сейчас решился на то, чтобы записать свою музыку. Все песни на этом диске — авторства Роджерса, ...
Спорный альбом. В том смысле, что спорить о нем будут поклонники разных стилей и все равно не придут к единому мнению. Фанк, рэггей, эйсид, соул, да и собственно джаз — в нем намешано столько всего, что сразу-то и непонятно, а для кого, собственно, ...
Весьма приятный альбом для любителей традиционной бэндовой музыки. 18 номеров программы — почти сплошь проверенная годами классика жанра, которая представляется Эриком Кунцелем и оркестром с непростым названием в оригинальных аранжировках Нелсона ...
Тяжело-басовый, гитарно-хардовый блюз-рок Крэйга Эриксона, похоже, не претендует ни на что, кроме мускульной энергетики на контрасте лирических отступлений. В основном он демонстрирует железные мышцы своих атлетических песен. Электрогитарные ходы ...
Джо Моррис — один из самых бескомпромиссных авангардных джазовых гитаристов. Его стихия — тотальный фри-джаз, свободный от каких бы то ни было структур и внешних схем. Спонтанная коллективная импровизация, выражающая мгновенные смены эмоционального ...
Третий по счету альбом молодого техасского блюзмена Криса Дуарте вышел самым ярким, мощным и хардовым из всех его работ. Крис слегка растерял доверие своих фанов после облегченного, с фанковым оттенком, предыдущего проекта "Tailspin Headwhak", но ...
Вот же случается: и вроде музыкант с солидным послужным списком, и партнеры у него во время записи — можно только мечтать, и запись преотличного качества, и репертуар разнообразный. А общее впечатление от работы — среднее. Идти на баррикады не ...
При всем уважении к замечательному певцу Кевину Мэхогэни, одному из самых сильных джазовых вокалистов мира, не он, на мой взгляд, стал главным героем этого альбома. И не ветеран-тромбонист Джимми Неппер, и не альт-саксофонист Чарльз Макферсон. И ...
"Спасибо Господу Всемогущему за то, что он позволил этим песням высоко, подобно орлам, взлететь над блюзовым миром и достичь сердец всех подлинных любителей блюза," — так высокопарно открывает свой новый альбом гитарист и певец Рой Гэйнс, ...
При желании можно провозгласить этот альбом, появившийся на грани веков, синтетической музыкой будущего, можно — предвестником конца джаза, а можно — неудачной и претенциозной халтурой. Все зависит от точек зрения, а они по поводу этого ...
У нового альбома Джона Скофилда короткое, как резкий выдох, название. По нему очень легко предположить, что здесь, как и в предыдущем, весьма успешном альбоме Скофилда "A Go Gо" (см. "Jazz-квадрат", № 9-10/ 98) царят фанковые настроения, которые ...