Квартет итальянского саксофониста и бас-кларнетиста Карло Актиса Дато — постоянный гость нашего журнала в последнее время. И альбомы, и участие в Каунасском джаз-фестивале — казалось бы, отчего такое внимание к музыканту, откровенно говоря, совершенно неизвестному в пределах СНГ? А оттого, что хорошую музыку надо пропагандировать, иначе о ней так могут и не узнать у нас И зря. Синьор Дато — один из самых запоминающихся и самобытных джазовых авангардистов Европы. Кстати, на его счету выступления более, чем на 100 фестивалях по всему миру и свыше тридцати альбомов.
Ну ладно, вступление затянулось, теперь о музыке. Квартет играет, в общем-то, фри-джаз, но очень уж необычный. Он весь построен на разнообразном фольклоре, очень ритмичный, порой даже по-танцевальному (фольк все-таки), и самый веселый из всех джазовых "собак", что мне довелось слышать. Здесь с Дато соперничает разве что только "великий и ужасный" Владимир Чекасин. В общем, этот альбом похож на такой сумбурный, шумный народный южноевропейский праздник, где постоянно меняются мелодии, лица, так и хочется попасть туда и посмотреть, что же, собственно, происходит.
А происходит то, что этот совершенно немейнстримовый разухабистый и действительно свободный джаз слушать занятно, как решать хороший кроссворд. Музыка и выстроена так — нелинейно, разные по логике фрагменты вдруг без предупреждения сменяют друг друга, вот только что была такая залихватская плясовая тема, а через десять секунд уже идет импровизационный "полив" на два духовых голоса одновременно, чтобы совершенно неожиданно перейти в почти традиционный фрагмент... и так по кругу.
Да, итальянцы молодцы — они успешно опровергают представление о фри-джазе как чем-то доступном только сверх-интеллектуальному слуху уставшему от всего классического и жаждущему чистой креативности. Оказывается, можно и по- другому — легко, просто, радостно и с бездной юмора.
В современном джазе как-то привилось достаточно жесткое разделение на "джаз вообще" (забудем на время о стилистических отличиях) и "джаз афро-кубинский" или "джаз латинский". Все, что хотя бы в малейшей степени напоминает латиноамериканские мотивы, ...
Насколько мне не изменяет память, итальянская блюзовая музыка никогда не фигурировала в обзорах нашего журнала. Случилось так, что летом этого года мне довелось познакомиться (заочно) с одной из лучших блюзовых певиц Италии Лаурой Феделе. У нас ...
Честно говоря, рецензировать данный сборник ранних записей двух наиболее знаменитых ансамблей Луи Армстронга должен был бы не я, а кто-то из тех, кто в подробностях знаком с творчеством Армстронга периода 20-х годов. Но в любом случае данное полное ...
Если не ошибаюсь, этот альбом — третий в дискографии арт-джаз-фолк трио "Тригон". По сравнению с предыдущими работами, состав ансамбля несколько изменился: новым басистом стал Александр Мурзак. Впрочем, эта замена ни в общем звучании, ни в ...
Многие пьесы Шекспира буквально нашпигованы звучной итальянской географией. Местом действия или хотя бы завязкой сюжета они, от "Двух веронцев" и до "Бури", тесно связаны с Аппенинским полуостровом. Великий драматург буквально обессмертил некоторые ...
В детстве я не любил губную гармонику, так как она ассоциировалась у меня с кадрами кинохроники начала войны, на которых солдаты фюрера беззаботно ехали по завоеванным землям, пиликая на этих незатейливых инструментах. Попозже, спасибо Бобу Дилану и ...
Представьте себе пожилого слепого темнокожего блюзмена. Представили? А теперь вспомните характерный облик козлинобородого Дяди Сэма, как его любили изображать советские карикатуристы. Затем попытайтесь объединить эти два образа. Не получается? Тогда ...
Очень интересная, тонкая работа швейцарского комбо! Несмотря на то, что альбом имеет подзаголовок "acoustic ambient jazz", определяющий момент эмбиента присутствует в этой спокойной, но полной внутренней энергии музыке скорее скрыто. В целом же она ...
Печальный диск с неоднозначным, особенно в русском переводе, названием, которое, к сожалению, тоже несет именно печальный оттенок. "Последние записи" — это действительно последние прижизненные записи выдающегося гитариста венгерского ...
Все-таки мы привыкли к тому, что традиционный, "корневой", миссиссипский блюзовый стиль сразу же ассоциируется у нас с несколько однообразными, заунывными песнями под достаточно простой, "подвывающий" гитарный аккомпанемент. Однако многие ...
Джон Вуббенхорст — великолепный американский флейтист, ученик знаменитого индийского мастера игры на бамбуковой флейте бансури — Хари Прасада Чаурасьи (Hariprasad Chaurasya). Джон играет в основном индийскую музыку и является виртуознейшим мастером ...