Квартет итальянского саксофониста и бас-кларнетиста Карло Актиса Дато — постоянный гость нашего журнала в последнее время. И альбомы, и участие в Каунасском джаз-фестивале — казалось бы, отчего такое внимание к музыканту, откровенно говоря, совершенно неизвестному в пределах СНГ? А оттого, что хорошую музыку надо пропагандировать, иначе о ней так могут и не узнать у нас И зря. Синьор Дато — один из самых запоминающихся и самобытных джазовых авангардистов Европы. Кстати, на его счету выступления более, чем на 100 фестивалях по всему миру и свыше тридцати альбомов.
Ну ладно, вступление затянулось, теперь о музыке. Квартет играет, в общем-то, фри-джаз, но очень уж необычный. Он весь построен на разнообразном фольклоре, очень ритмичный, порой даже по-танцевальному (фольк все-таки), и самый веселый из всех джазовых "собак", что мне довелось слышать. Здесь с Дато соперничает разве что только "великий и ужасный" Владимир Чекасин. В общем, этот альбом похож на такой сумбурный, шумный народный южноевропейский праздник, где постоянно меняются мелодии, лица, так и хочется попасть туда и посмотреть, что же, собственно, происходит.
А происходит то, что этот совершенно немейнстримовый разухабистый и действительно свободный джаз слушать занятно, как решать хороший кроссворд. Музыка и выстроена так — нелинейно, разные по логике фрагменты вдруг без предупреждения сменяют друг друга, вот только что была такая залихватская плясовая тема, а через десять секунд уже идет импровизационный "полив" на два духовых голоса одновременно, чтобы совершенно неожиданно перейти в почти традиционный фрагмент... и так по кругу.
Да, итальянцы молодцы — они успешно опровергают представление о фри-джазе как чем-то доступном только сверх-интеллектуальному слуху уставшему от всего классического и жаждущему чистой креативности. Оказывается, можно и по- другому — легко, просто, радостно и с бездной юмора.
Все-таки мы привыкли к тому, что традиционный, "корневой", миссиссипский блюзовый стиль сразу же ассоциируется у нас с несколько однообразными, заунывными песнями под достаточно простой, "подвывающий" гитарный аккомпанемент. Однако многие ...
Джон Вуббенхорст — великолепный американский флейтист, ученик знаменитого индийского мастера игры на бамбуковой флейте бансури — Хари Прасада Чаурасьи (Hariprasad Chaurasya). Джон играет в основном индийскую музыку и является виртуознейшим мастером ...
Ох, не верьте этим нежным прикосновениям пальцев к клавишам рояля, этим ленивым пощипываниям струн контрабаса, этим трепетным поглаживаниям щеточками тарелок, которые вы услышите в самом начале альбома! Японка Сатоко Фудзии с чисто азиатским ...
Судя по всему, пример Дайаны Кролл оказался сильно заразительным для еще более молодых по сравнению с ней и куда менее (пока!) известных исполнителей эдакого слегка салонного, мягкого, изящного джаза. Уж больно Тирни Саттон напоминает то, что делает ...
Кенни Нил — блюзмен потомственный. И вышел он из обширного блюзового семейства Нилов из Батон-Ружа, городка, что утопает в болотной топи, в самом сердце тех самых болот Дельты. Блюз Кенни Нила носит звуковой оттиск земли, напоенной песней отчаяния и ...
Такое нечасто услышишь. Уж больно сложно закрученная смесь всего, чего только можно. Нью-Орлеанские традиции и карибские ритмы, прямолинейный джаз-рок, панк, кантри и душераздирающий саксофоновый блюз. Иногда кажется, что такое уже слышал на записях ...
Одна из крупнейших американских независимых звукозаписывающих компаний Rounder Records Group издала в прошлом году несколько интересных альбомов, в том числе и новый очень красивый альбом американского композитора, виолончелиста и клавишника Мартина ...
Новый шедевр всемирно известного синтезаторного гения. Обращаясь к истокам доисторических культур, Джон Серрье продолжает соединять в своей музыке Землю и Космос, на этот раз в соавторстве с флейтистом Гари Строутсосом. Тематически альбом "Hidden ...
Слишком много на сегодняшний день развелось королей блюза. Зато вот блюзовая королева только одна — и зовут ее Коко Тейлор. Так считает (с незначительным преувеличением) американский "Boston Globe". Все, кто не поверит в это, и возьмется слушать ...
Один из самых любопытных проектов прошедшего года. Помимо основного названия, Дон Байрон предпослал своей новой работе подзаголовок: "Arias And Lieder". И первый итальянский, и второй немецкий термины довольно красноречиво указывают на связь проекта ...
Трубач из Милуоки Эдди Аллен пришел в джаз в начале 80-х годов. Как может судить по этой дате сам читатель, это уже весьма опытный музыкант, сложившийся мастер с определенными вкусами и своей индивидуальной манерой игры. Аллен работает в Нью-Йорке и ...