nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Віктар Сямашка ды Кумпанiя - Калядзея

Віктар Сямашка ды Кумпанiя - Калядзея  Предрождественский (23 декабря 2014 года) концерт минского мультиинструменталиста и композитора Виктора Семашко и Компании превратился в новый сетевой альбом под рождественским же названием «Калядзея». Компанию Виктор на этот раз собрал весьма представительную: сразу девять коллег было приглашено к участию в проекте. Очень заметное место, по сравнению с предыдущими работами Виктора, в нем было отведено и поэтическому слову. На рождественский лад настраивала и обложка альбома с работой известного чешского иллюстратора сказок Оты Янечека. Но далеко не все содержание альбома оказалось соответствующим этой праздничной атмосфере.

Правда, основное место в нем заняла очень большая (почти сорок минут звучания) коллективная импровизация всех участников концерта под титульным названием, исполненная в финале. Под традиционные народные колядные тексты Семашко и Компания предложили вниманию публики характерную для творчества Виктора встречу авангардной свободной импровизации с белорусским фольклором. Возможно, концертная форма исполнения придала структуре композиции излишнюю рыхлость, и в студийном варианте, уменьшившись в объеме, «Калядзея» выиграла бы в отточенности деталей, но стихию одного из главных народных праздников концертное исполнение только подчеркнуло. Тематически к этому «основному блюду» я бы присоединил и две стартовые композиции: меланхоличную, с выразительной перкуссией, грустным саксофоном и также народным текстом пьесу «Чужая старана» и чисто инструментальную «Готліб» (немецкое мужское имя или, в переводе, «Божья любовь», что к Рождеству имеет прямое отношение), где Виктор очень эффектно импровизировал на духовых под повторяющиеся ритмические фигуры.

Другую часть альбома (и концерта) составил блок композиций, где под музыку (а в исполнении самого Виктора – и без сопровождения) звучали стихи выдающегося белорусского поэта начала ХХ века Максима Богдановича. Возможно, таким образом Семашко и его коллеги хотели отдать дань месту проведения концерта – минскому музею Богдановича, или просто почтили память знаменитого земляка, но лично мне эта часть альбома показалась наименее убедительной. Допускаю, что тут дело в личных вкусах: мне редко кажутся удачными эксперименты по соединению авангардного джаза и поэтического слова. Правда, есть, на мой взгляд, и весомые исключения – например, работы россиян Алексея Круглова или Леонида Федорова. А еще одно исключение прозвучало здесь же, в альбоме «Калядзея», непосредственно за «богдановичским» циклом.

Три следующих номера – «Хто ты?», «У дым і шэрань» и «Як стаць філёзафам, местачкоўцам, сьвятым» - открыли для меня Виктора Семашко с неожиданной стороны. Это опять мелодекламация, но вот здесь музыка и стихи самого Виктора совпали замечательно. «Хто ты?» - это яркий фри-джаз, выразительные партии контрабаса и гитары – и ироничное изображение некоего официозного интеллектуала. Еще больше сатирических ноток в «Як стаць філёзафам, местачкоўцам, сьвятым», особенно в первой части, где Виктор, сознательно или нет, вслед за братьями Стругацкими в их блестящем и, на мой взгляд, недооцененном памфлете «Второе нашествие марсиан» одел своих героев в древнегреческие хитоны. Но если у Стругацких древнегреческими были только имена героев, то Семашко очень едко и метко превратил в знаменитых древнегреческих философов известные фигуры современной российской элиты. Какие? О, тут, как и в первом случае, автор стихов и музыки предоставляет слушателю широкое поле для догадок. И особо надо сказать о композиции «У дым і шэрань» («В дым и изморозь»), посвященной событиям на юго-востоке Украины. По музыке – тоже авангард, хороши духовые и гитара, по содержанию – мощное антивоенное, пацифистское произведение. Здесь Виктор идет вслед за Ленноном и, на мой вкус, обгоняет его. Когда-то боготворимый мной Джон был очень пылким и увлекающимся человеком, его, как мне сейчас кажется, частенько «заносило». В «У дым і шэрань» у автора очень выверенная позиция, ни словом, ни буквой он не берет ту или иную сторону в украинском конфликте. Зато он находит замечательные, очень сильные образы («… в дыме и изморози исчезают внуки Чернобыля вслед за детьми»). Увы, в дни, когда я пишу об этой вещи, в Донбассе опять льется кровь, зачастую невинная, и строки Виктора «осень войну до весны прекращает» уже не соответствуют ужасной действительности… По-моему, это пик альбома.

Вот такие разные «блоки» составили альбом «Калядзея». С одной стороны, вроде бы не очень стыкуются они друг с другом. Но это как поглядеть. Рефлексия талантливого белорусского музыканта и поэта и по поводу Коляд, и стихов Богдановича, и событий за окном – разве это не общий фундамент для альбома Виктора Семашко и его Компании?

2015 Tuzin.FM
11 tks / 79 mins
(Віктар Сямашка – voice (5, 8 – 10), wind instruments (1 – 4, 6 – 11), perc (2 – 4, 6, 7, 11), monotron (11); Васіль Панкратаў – voice (6, 7), perc (1, 10, 11), patefon (11), monotron (2, 11); Эрык Арлоў-Шымкус – b (2, 4, 6, 7, 8 – 11); Дзяніс 'Сінія Горы' – g (8 – 11), perc (11); Максім Іўкін – voice (4, 11), melodica (10, 11), perc (11); Уладзіслава Хаўратовіч – hapi dr (1, 6, 7, 11); Фрыд Самотны – sax (1, 11), perc (11); Павал Сілівончык, Ганна Сілівончык – voice (1, 11); Міхал Бараноўскі –voice (3), sound (1 – 11);)
Линк предоставил Виктор Семашко


Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Беларусь
музыкальный стиль
авангард


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано в 2015г.

  • стиль: джаз, джаз
Дуэт – весьма специфичный формат. Про комбо любого иного состава всегда можно сказать: «N является безусловным лидером группы» или «NN несколько не дотягивает до уровня своих партнеров». В дуэте не так. Хороший ...
  • стиль: этно, этно
Термин saudade не поддается однозначному переводу. Приблизительно, это что-то вроде переполняющего душу любого бразильца чувства сладко-щемящей грусти о несбывшемся. Saudade присутствует в любом виде бразильской музыки. Опять-таки приблизительно его ...
  • стиль: джаз, джаз
Очень необычный джазовый привет из штата Коннектикут. Пианист, композитор и педагог Рекс Кэдвалайдер хорошо здесь известен. Рекс помогал студентам овладевать тонкостями фортепьянного джаза не только в различных американских университетах, но и в ...
  • стиль: джаз, джаз
Американский гитарист Рез Аббаси родился в Пакистане в 1965 году, но рос и учился музыке уже в Калифорнии, в США, куда переехали его родители. С 1987 года Аббаси живет в Нью-Йорке, где стал заметной фигурой на местной джазовой сцене. В искусстве ...
  • стиль: джаз, джаз
С новой работой композитора, пианиста и поэта из Нью-Йорка Ричарда Бливаса я знакомился с особым интересом. Практически обо всех его предыдущих работах можно прочесть на сайте. Последний по времени выпуска альбом Water E. Bee and The Haunted Rag ...
  • стиль: джаз, джаз
Лейбл MPS (расшифровывается, как Musik Produktion Schwarzwald, т.е. "Музыкальная продукция из Шварцвальда») был основан Хансом-Георгом Бруннер-Швером в Виллингене (регион Шварцвальд) в 1968 году и стал первым немецким лейблом, издававшим ...
  • стиль: джаз, джаз
Ну как можно было пройти мимо альбома со столь забавной обложкой: на зеленом поле муравьишка геройски поднимает на мощных жвалах радиоприемник не то что до-компьютерной, а скорее, до-телевизионной эры! Так я успел познакомиться сам и представить ...
  • стиль: джаз, джаз
Огромная, вторая по территории в мире, страна к северу от США, Канада в культурном плане большинством соотечественников воспринимается, как часть Штатов. Канадский хоккей – да, знают все, а вот канадский джаз – увы, немногие. Оскар ...
  • стиль: джаз, джаз
Не для каждого уха предназначена новая (вторая по счету после альбома Photosphere (2005) работа американо-немецкого дуэта Роберт Дик – Урсель Шлихт, это очень «высоколобый» альбом для знатоков и ценителей авангардного нового джаза ...
  • стиль: джаз, джаз
У саксофониста Рокко Джона Яковоне были прекрасные учителя, но – очень непохожие друг на друга. Рокко играл у яркого адепта фри-джаза Сэма Риверса в Orchestral Explorations, а, с другой стороны, брал уроки у такого мастера кул-джаза, как Ли ...
  • стиль: этно, этно
Второй альбом из серии концертных записей, выполненных в нью-йоркском «Кафе Вивальди», расположенном в богемном квартале Гринвич Вилледж. С 2012 года, каждую среду пианист и композитор Роджер Дэвидсон выступает в этом кафе и с 2013 года ...
  • стиль: джаз, джаз
Известный колумбийский перкуссионист и композитор Самуэль Торрес удивил новым альбомом Forced Displacement. Это, насколько я знаю, первое обращение Торреса к крупным формам (альбом представляет собой сюиту из десяти частей, в которой есть и ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com