Запись
Я всегда оцениваю собственные записи с двух сторон: каждая из них является свидетельством роста моего мастерства и расширения сознания. Это документы, отражающие мои музыкальные достижения и возможности, как и моих соратников. И это выражение того, кем я являюсь на данный момент. Человеку, который учится слышать смысл звуков, могут пригодиться следующие характеристики, по которым я оцениваю пластинки:
1. Намерение музыкантов.
2. Общий настрой музыкантов.
3. Индивидуальный настрой музыканта.
4. Внутренняя структура музыки.
5. Смысл каждой пьесы.
6. Чувства, которые они рождают.
7. Правильный выбор того смысла, который может выражать данная музыка.
8. Может ли эта музыка помочь человеку в жизни.
Запомните — все, что кается вам хорошим, необязательно действительно полезно. Только вы ответственны за подбор музыки для себя. То же касается и музыкантов. Многиie исполнители много лет прводят, работая над проблемой "Как играть?". И только разрешив эту проблему, начинают задумываться над вопросом "Зачем?".
Что я имею в виду? Я хочу сказать, что в процессе накопления технического мастерства, музыканты часто теряют мысль. Они много часов репетируют и разучивают мелодии и, годами занимаются техническими упражнениями и разучиванием репертуара, проводят всю жизнь, добиваясь красивого звучания инструмента, изучают гармонию и основы композиции, зачем? Этот вопрос всегда более всего занимал меня. Я всегда задаю своим студентам следующие вопросы:
. Зачем вы занимаетесь музыкой?
Какую цель ставите, когда играете?
Пытаетесь ли вы донести что-то до слушателей, когда играете? Если да, то что? Стараетесь ли вы выразить себя, когда играете?
Что вы пытаетесь выразить? Вы можете выразить себя только в той степени, насколько вы познали самих себя.
Вы выражаете только себя или становитесь проводником чего-то неизмеримо большего, которое проходит через вас?
Вы удивитесь, как много в мире музыкантов высокого класса, которые относятся к этим вопросам поверхностно. Но когда они играют, у них все равно есть что-то в голове и сердце. Ментальные принципы не играют роли в большом искусстве.
Послушайте блюзы или народную музыку. Вы найдете в них и большое искусство, и музыку.
Все это проносилось в моей голове, когда я готовился к записи. Для меня это совсем не умственная работа. Я занимаюсь этим достаточно долго. А практика для любого дела лучше всего.
По-настоящему важно и чудесно во время записи Soul Manifesto было то, что все музыканты чувствовали и сознавали одно и то же. Мы стали одним целым для того, чтобы донести смысл той музыки, что была заложена в нотах. Чувство дружбы и братства в студии было достаточным для того, чтобы записать хорошую пластинку, но общая цель и взаимопонимание сделали ее по-настоящему уникальной. Я еще раз привожу список музыкантов, которые участвовали в записи:
1. Родни Джоунс, гитара.
2. Макео Паркер, альт-саксофон.
3- Артур Блайт, альт-саксофон.
4. Лонни Смит, орган.
5. Лонни Плаксико, бас.
6. Идрис Мухаммад, ударные.
Эта пластинка обладает всеми качествами, которые присущи великому искусству. Soul Manifesto не о притворстве, а о реальной жизни. Музыка в ней настоящая. Исполнители дошли до самых истоков души, а не скользили по верхам. В ней нет придуманных заранее соло, никакой приторной приглаженности. Никакого притворства и фальши. Просто большие музыканты собрались вместе и раскрыли душу, играя джаз. Музыка рождалась в атмосфере радости, братства и любви к своему делу.
Soul Manifesto — музыкальная декларация корней, из которых вырастает музыка. Это выражение того, о чем музыканты говорили годами: страсть, сопричастность, достоинство, правда, духовность и мир музыки!
Запись была назначена на 12 часов. Я всегда прихожу в студию пораньше, чтобы успеть подключиться к аппаратуре и выстроить звук. Мы записывались на одной из самых лучших студий Нью-Йорка Sound On Sound Studios. Я много раз записывался на ней раньше. Моим звукорежиссером был Питер Дарми, обладатель "Грэмми" за свою работу. Он работал также с Джорджем Бенсоном, поэтому я был уверен за звучание гитары на диске.
Один из способов помощи молодым музыкантам, который я считаю очень полезным, заключается в привлечении их к записи пластинок. Для них это возможность послушать игру хороших музыкантов и приобрести бесценный опыт на будущее. Для этой записи я выбрал троих помощников:
1. Майлс Окадзаки, замечательный молодой гитарист и композитор,, который был моим контрольным камертоном, когда я писал музыку для диска, он также распечатал ноты для всех музыкантов.
2. Джош Макси, очень способный гитарист, который стал моим помощником в подготовительной работе. Он занимался вопросами транспорта для всех участников записи и взял на себя миллион разных дел в студии, чтобы я мог сосредоточиться только на музыке.
3. Сайрус Пэйс, чудесный молодой гитарист, который помогал Джошу и поддерживал мой проект с самого начала.
Я упомянул этих троих молодых ребят потому, что их помощь была неоценимой. Они помогали нам с радостью, с молодым задором и искренностью.
Первым на запись приехал Артур Блайт. Он вошел в студию и, поздоровавшись со всеми, стал разыгрываться. Это можно было записать на отдельный компакт-диск, настолько потрясающе он это делал. Он тут же оживил студию рыдающими нотами и свободно льющимся звуком. Я был в восторге.
Следующим появился Лонни Смит! Студия теперь стала нагреваться. Поприветствовав нас с Артуром, он сел за орган и зажег небольшой музыкальный костер. Я забеспокоился, не пойти ли за огнетушителем. Я почти чувствовал запах жареного цыпленка и чувствовал вкус сладкого чая со льдом на губах.
Когда где-нибудь появляется Идрис Мухаммад, вы сразу это чувствуете. Он весь переполнен добродушием и юмором. Когда он появился в студии, сразу стало весело и посыпались шутки. Мы все долго смеялись над историей о робком парне, который всегда носил с собой нож, смазанный чесноком, чтобы, если дойдет до дела, раны противника долго не заживали. Это было настолько смешно, что мы долго не могли успокоиться.
Лонни Плаксико появился следующим. Он подключился и стал разыгрываться. Я чуть не побежал за пленкой, чтобы это записать. Любовь, искренность и страсть в студии стали почти осязаемыми. А Макео все не было.
Макео Паркер! Это не имя, это гимн! Это гимн не только полной душевной самоотдаче и страсти, это гимн самому бытию такого великого человека. Когда он вошел в студию, было такое впечатление, что мы оказались в другом мире. Он действует на людей, как никто другой. Я включил в запись диска немного смеха и шуток, которые возникли при его появлении. Этот жизнерадостный настрой настолько чувствуется в музыке, что я решил, вам будет забавно услышать голоса и смех музыкантов. Я "торчу" каждый раз, когда слушаю это.
А тогда смех и шутки вышли из-под контроля. Мы кайфовали от того, что были вместе, готовые творить музыку для всего мира, и все помещение было переполнено любовью. Я ощущал гордость и огромную честь записываться с такими музыкантами. А ведь еще вдобавок это была моя собственная пластинка! Я смотрел на них и думал про себя: "Запомни это. Это будет чем-то особенным".
Запись, часть 2
А теперь расскажу обо всем более подробно.
Макео мог присутствовать на записи только один день, поэтому мы сначала записывали те пьесы, в которых он был занят. Мы начали с двух частей Groove Bone.
С кем бы я ни записывался раньше, в первой вещи обычно все нервничают. Уровень звучания только устанавливается, музыканты слышат все через наушники, микрофоны только настраиваются и так далее. И все музыканты переполнены беспокойной энергией.
Но ничего этого не было во время нашей записи. С первых нот Groove Bone мы ощутили контакт. Это было так естественно. Звуки, которые рождались у Макео, озарили студию, как только он взял первую ноту. Как будто он заговорил с нами на понятном только нам языке. Мы чувствовали волны, исходящие от Макео, как свои собственные, и все вступили и полетели вслед за ним. После исполнения мелодии мы все высказались соло, и это было самым волнующе прекрасным моментом. Мы записали первую часть и закончили, повторив ее с репризой. Это было по- настоящему хорошо.
После первой записи мы все двинулись в аппаратную прослушать, что получилось. Нам всем было легко и радостно. Питер Дарми, который работал над записью, выслушал все наши пожелания по поводу звучания инструментов. Когда работает такой профессионал, как Дарми, он сам становится музыкантом. Он подчеркивает звучание и корректирует наш звук, давая возможность звучать, как мы хотим. И часто делает даже лучше, чем мы ожидаем.
Следующей записью стала мелодия Ману Дибанджо Soul Makossa. После проигрывания Макео сказал мне: "Эй, дружище, а могу я тоже сыграть в этой пьесе?" Я подумал, что это будет великолепно. Когда Макео нравится пьеса, он творит чудеса. Я был просто потрясен. Макео Паркер и Артур Блайт сыграют вместе! На моей памяти Макео ни разу не записывался ни с кем из альт-саксофонистов, а тем более с таким талантливым авангардистом, как Артур. Они были грандиозными вместе. Я радовался, слыша их "саксофонный разговор" и совместную игру. Музыка лишается ограничений, когда творят мастера. Их совместная игра вызывала благоговение. Хотя они совершенно разные по стилю, у них одинаковые корни и понимание того, что музыка должна идти от самого сердца, быть искренней и проникновенной. Когда вы услышите, как они играют, вы поймете, что я имею в виду.
Песня Ain't No Sunshine мне нравится в версии Билла Уинтера. Когда я гастролировал с Макео, на каждом концерте кульминацией было исполнение мелодии Children's World, его личной версии It's Man's World Джеймса Брауна. Я никогда не слышал, чтобы саксофон играл с большим чувством, чем играл тогда Макео. Если вы не сможете понять его душу в этой пьесе, значит, вы просто глухой!
Я мог бы бесконечно рассказывать о том, как проходила запись, но стоит ли об этом говорить? Музыка говорит сама за себя. Это была чистая магия и гениальная простота, рожденная бесконечными часами занятий, преданностью, слезами и смехом. Все остальные пьесы были записаны точно, как часы. Не было никаких заранее придуманных соло, никакой приторной приглаженности. Мы играли искреннюю музыку, записываясь в момент, полный страстности и любви.
Представление сырого материала студии Blue Note
Момент истины для большинства джазовых музыкантов наступает, когда закончена запись. После того, как вы выложились в студии, вы посылаете "сырые" (rough tapes) пленки на студию своей фирмы и ждете отзыва. Вы надеетесь, что руководителям студии понравится то, что вы записали, потому что если да, они окажут вам настоящую поддержку, такую, на которую вы рассчитываете. С тем составом исполнителей, который у меня был, я почти не сомневался в победе, но все равно от волнения чувствовал себя как на иголках. Я не нуждался в подтверждении руководством Blue Note качества нашей музыки, но от поддержки и заинтересованности компании зависели финансовые возможности раскрутки и коммерческий успех диска.
Я сидел и размышлял, как мне отослать им запись, намекнув на содержание музыки, чтобы обратить на нее внимание. Каждый раз, когда я слушал эту музыку, она казалась мне настоящим "пиром души". И вдруг я понял, что мне делать! Я отправился в ресторан "Негритянская кухня" (Soul Food) Сильвии здесь, в Нью-Йорке, который был открыт одним из первых в стране, и принес оттуда некоторые покупки. Я купил:
1. Горячий соус
2. Смешанный соус
3. Консервированные листья капусты
4. Консервированный сладкий батат
5. Кукурузную лепешку
6. Пластмассовые вилки
7. Салфетки
8. Меню ресторана" Негритянская кухня"
9- Подарочный сертификат на 25$ на продукты от Сильвии.
Я взял упаковочную коричневую бумагу, завернул в нее пленку и вложил вместе с этими предметами в мешок. Я считал, что этот пакет должен помочь им догадаться, что я хотел сказать этой музыкой. Кроме того, я вложил туда сопроводительное письмо:
Soul Manifesto — диск, в котором есть все качества и элементы, присущие настоящему искусству. Эта музыка не притворяется, она живет. Музыка "Манифеста души"- настоящая, рожденная музыкантами, которые чувствуют самую суть джаза, а не скользят по верхам. В ней нет ни одного заранее придуманного соло, никакой приторной приглаженности, нет притворства и фальши. Просто настоящие музыканты подошли к самым истокам души, чтобы выразить ее глубину.
Музыка рождалась из чувства солидарности и радости музыкантов, занимающихся любимым делом.
Слово "душа" объясняется в словаре, как:
(1) источник жизненной силы в человеке;
(2) духовный центр и живая часть всего существующего;
(3) эмоциональное и чувственное восприятие;
(4) наличие в человеке невидимой духовной субстанции.
"Манифест" определяется как публичное высказывание принципов или намерений. Поэтому, Soul Manifesto (Манифест души) — музыкальное высказывание того, из каких истоков рождается музыка. Это музыкальное выражение того, где содружество музыкантов, представленных на этом диске, добивалось много лет: глубины, проникновенности, достоинства, искренности, духовности и мира музыки.
1. "Манифест души" — это не вера... Это сопричастность.
2. Музыка меняет мышление. "Манифест души" — жизнь.
3. Без "Манифеста души"... Вы не постигнете истины.
4. "Манифест души" невозможно изучить... Его надо уловить.
5. "Манифест души" — не ритм... Он — вибрация души.
6. Душа — ваше истинное состояние. "Манифест души" — ее кредо.
Состав исполнителей "Манифеста души":
1. Родни Джоунс — гитара.
2. Макео Паркер — альт-саксофон
3. Артур Блайт — альт-саксофон
4- Лонни Смит — орган
5. Лонни Плаксико — бас
6. Идрис Мухаммад — ударные
Содержание:
1. Groove Bont Part 1
2. Soul Makossa
3- Soul Manifesto
4. One Tlirnip Green
5. Ain't No Sunchine
6. Mobius 3
7. Soupe Bone
8. Soul Eyes
9- Groove Bone Part 2
Прислушайтесь к глубине- Прислушайтесь в душе... И вы все поймете.
Я отправил 12 пакетов в правление компании Blue Note и стал ждать.
Отклик был фантастическим! Все без исключения, кто прослушал запись, уловили значение "Манифеста души". Отзывы были положительные, прогнозы оптимистичными. Ура! Теперь, когда этот важный рубеж был перейден, я мог вернуться к самому важному — прослушиванию и сведению пластинки.
Прослушивание и Сведение.
У меня был дома первый, сырой материал диска, поэтому я мог внимательно его прослушать и выявить все ошибки, чтобы внести замечания перед сведением. Но у меня не было ни одного замечания! Просто необходимо было кое-где вывести звук, смикшировать запись, чтобы до вас она дошла в самом идеальном варианте, но это не было такой уж тяжелой работой. Это просто профессиональный стандарт.
» [AZZ-KBAflPAT №4 (41)’2002
Я должен был дать послушать эту запись всем, кого я знал. Хотя причина этого в основном кроется в естественном волнении автора, но при этом всегда полезно опробовать запись "свежими" ушами. Когда вы сами участвуете в записи и сами создаете музыку' всегда есть опасность, что вы привыкаете к звучанию и теряете свежесть восприятия. Так как вы слышали эту музыку много раз, вы уже не воспринимаете звучание музыки само по себе, вы слышите ее так, как она должна звучать для вас! И это часто становится причиной того, почему сами музыканты часто записывают свою музыку не лучшим образом.
У меня всегда есть по крайней мере два человека, которым я доверяю прослушивание и контроль за тем, что происходит на всех стадиях работы над записью диска. Когда ваш слух устает от такого обилия звуков и музыки, свежесть восприятия притупляется. Я испытал это на себе неоднократно. Сегодня я слышу свою гитару так, а на следующий день, слушая то же самое, я хватаюсь за голову: "О чем я только думал вчера!"
Я также люблю, чтобы мою запись послушал и "средний" слушатель, так как именно для него в конечном счете пишется музыка и выпускаются пластинки. Очень часто он слышит в музыке то, что не способны уловить и услышать профессиональные музыканты. Короче, чем больше человек вы можете заставить прослушать вашу запись, тем больше полезной информации вы получите. Но, естественно, когда вам надо принимать решение, как 1учше сводить свою музыку, то больше доверяйте собственному инстинкту и тому, что вам подсказывает сердце.
Первым отзывом, который я получил после прослушивания записи, было мнение, что надо больше вывести звук барабанов и баса и немного убрать аккорды. Я принял это к сведению, когда начал работать над сведением диска.
Сведение.
Этот диск был записан на студии "Sound on Sound’ в Нью-Йорке, которая является одной из лучших, так как там опытная команда и прекрасное оборудование.
Давайте немного поговорим о форматах, которыми пользуются, когда делают записи.
Простой двухканальный.
Простым двухканальным способом записи часто пользуются начинающие музыканты, потому что он самый простой. Использование этого способа записи при живом исполнении в студии напоминает запись на кассетный стереомагнитофон. Инженер сразу записывает живое исполнение, когда оно звучит. При этом способе вы не сможете ничего переделать или добавить, потому что все инструменты смешаны на двух стереодорожках (каналах). Это метод.- что слышим, то и пишем. Это интересно для слушателей, но сейчас почти никто из профессионалов этим методом не пользуется. Хотя в прошлом почти вся джазовая классика была записана именно так, и я рад этому. Все действительно зависело от инженера звукозаписи и исполнителей.
ADATs or DA-88
ADATs и DA-88 — две мультиканальные цифровые аппаратуры. Каждая из них способна записывать до 8 отдельных частей, и аппаратура в идеале-может записывать до 96 дорожек одновременно. Эти два записывающих устройства произвели революцию в звукозаписи, потому что дали возможность делать записи профессионального качества огромному числу маленьких студий и отдельным музыкантам. Теперь за сумму от 25 ООО $ до 75 ООО в час любой может сделать цифровую многоканальную запись того же качества, что и на больших студиях с оплатой за час от 200 ООО до 400 ООО $. Этот метод позволяет сводить вместе сразу все дорожки вместе, поэтому требуется много времени. Так что многие молодые, но целеустремленные исполнители получили возможность записываться качественно за не очень дорогую плаТу.
24-канальный аналог.
Как это часто случается в жизни, люди с нежностью вспоминают прошлое и говорят: "В те старые добрые времена". В случае с записывающей техникой это часто оказывается правдой. Многие профессиональные музыканты отвергают цифровую многоканальную аппаратуру записи последних разработок и используют старую добрую аналоговую ленту. Аналоговая лента при записи звучит намного теплей и естественней. Это трудно объяснить, но, как и в случае с проникновенностью музыки, если вы послушаете, вы поймете сами.
Прежде чем цифровая запись вошла в обиход, практически все профессиональные записи были сделаны именно на аналоговой ленте. Это звучание, к которому привыкло большинство людей старше 20 лет. Цены на такую запись стали гораздо умеренней после появления цифровой записи.
Комбинирование.
Этот путь я использовал при записи "Манифеста души". Я записал всю музыку на аналоговую 24-канальную ленту. Затем я "запрыгнул" (то есть переместил) ее в цифровой формат для сведения. После того, как я смикшировал запись, я вернул ее опять в аналоговую ленту для производства. Таким путем я взял лучшее из двух способов записи.
В цифровом формате мы стали сводить запись. Мы сводили композицию за композицией, в большинстве случаев начиная со звучания барабанов. Затем шли от инструмента к инструменту, отрабатывая звучание каждого, прибавляя к остальному. После того, как все инструменты были сведены, мы работали над общим звуковым балансом, меняя его в пользу солирующего инструмента, а потом регулируя все это в как можно более естественную динамику, которая была при записи. Просто, чтобы дать вам представление о том, что это за работа, скажу, что на все это ушло около 100 часов времени. По джазовым стандартам это очень много. По стандартам поп-музыки это одна третья часть одной песни. Ну что ж...
После сведения диска мы провели много времени, прослушивая запись. Я проиграл сведенные записи очень большому количеству слушателей, отзывы которых были в основном положительными. Питер Дарми поражает тем, что у него уши музыканта и техническая требовательность специалиста. Он был главной причиной успеха сведения диска.
После этой работы осталось выбрать последовательность композиций на диске и довести его технически до выпуска.
Последовательность и подготовка к выпуску
После того, как все композиции были сведены, следовало выбрать их последовательность на будущем диске. Задача была ясна — все должно было звучать естественно и производить наиболее сильное впечатление. Это очень важно, как в жизни — правильные вещи не срабатывают, когда момент выбран неправильно. Я несколько раз менял последовательность композиций, слушал и менял ее в поисках лучшей. Я привлек к этому процессу много советчиков и в конце концов сделал выбор. Мне очень помогла глава рекламного отдела JR Rich, советы которой оказались ценными. Я выбрал следующую последовательность композиций:
Soul Manifesto:
1. Groove Bone, Part 1
2. Soul Makossa
Wake Up Call (Interlude)
3- Soul Manifesto
Roll Call (Interlude)
4. One Turnip Green
5. Ain't No Sunshine
6. Mobius 3
7. Soup Bone
8. Soul Eyes
9- Groove Bone, Part 2
Last Cali (Interlude)
Доведение записи до выпуска — последний процесс, который необходим, прежде чем запись пойдет в производство и тиражирование. В этом процессе определяется общий баланс записи и уровень баланса каждой композиции. Инженер, который занимается доводкой, должен удостовериться, что баланс остается прежним в каждой композиции и что EQ's записи соответствует тому, чтобы звучать одинаково хорошо на аппаратуре самого широкого спектра возможностей: от телевизионного оборудования до обычной домашней аппаратуры. Инженером был Майкл Дрейер, который проделал огромную работу. Я добивался того, чтобы все каналы буквально "впрыгивали вам в уши", и он помог мне добиться этого результата. В этом процессе еще определяется время пауз между композициями и конечная пауза.
И заключительный этап — тщательная проверка всех надписей на диске и всех выходных данных записанного диска.
Родни ДЖОУНЗ
Jazz-Квадрат, №4,2002