В конце 50-х годов прошлого века на Ямайке возник совершенно уникальный музыкальный стиль, оказавший огромное влияние на последующее развитие многих направлений в музыке последних десятилетий. Назвали его коротко и ярко — ска. Под волнообразный ритм на слабую долю развились впоследствии традиционно ямайские стили: рокстеди. peгги. даб. Своими корнями к этому саунду уходят современная рагга и многие электронные направления. В свое время даже панк и пост-панк увлеченно заимствовали ритмику ска. Возможно, именно из-за огромного влияния на городскую молодежную субкультуру 60-80-х годов этот стиль не принято сегодня ассоциировать с джазовой музыкой. Как ни странио. ее любят-слушают и "растительные" растаманы и "агрессивные" скинхеды. По сути же дела, ска было бы правильно называть ямайским джазом: пусть не столь авангардным, зато в меру аутентичным, профессиональным, импровизационным, а главное - неповторимым.
Гениально закрученная смесь популярных в те времена на островах Карибского бассейна стилей "менто" и "калипсо", американского ритм-энд-блюза, джаза и корневой африканской ритмики стала для самого острова и его жителей подобием самоидентификации. При первых же "волнах" ска, Ямайка возникает в воображении точно также, как возникает Куба при звуках мамбо и сан, а песчаные пляжи Вразилии - при звуках голоса Аструд Жильберто.
Не секрет, что на протяжении четырех столетий рабства единственной отдушиной в жизни для многих чернокожих жителей Нового Света оставались коренные традиции и ритуалы, привезенные ими еще из Африки. В большинстве своем — это были песни и танцы. Рабы таким образом стремились максимально освободится от ужасающей, реальности, окружавшей их жизнь. (Явление характерное, кстати, не только для африканцев — вспомнить хотя бы традиционное русское "с хорошей песней любая работа спорится".) Не исключено, что именно этим с одной стороны и объясняется та удивительная музыкальность чернокожего населения Нового Света. Люди, не имеющие ничего за душой, четыреста лет помня о традициях, совершенствовали себя в песнях и музыке. Как итог: появление джаза и ритм-энд- блюза, не говоря уже о бесчисленном множестве популярных нынче музыкальных стилей, выдуманных именно неграми. Ямайка внесла в общий контекст "черной" музыки довольно весомый вклад.
Известно, что Шамаика (Zamayca или Хаmауаса) — "Земля Источников", как называли остров его исконные жители, индейцы племени "аравак", находится в Вест-Индии и омывается Карибским морем. Большая часть острова плато и горы. Вечнозеленые тропические леса. Запад и юг острова покрывают саванны. Без учета землетрясений (а трясет там нередко) можно считать это место раем на земле.
До 1670 года остров являлся колонией Испании. Кровожадные иберийцы расправились с индейцами довольно быстро. В 1670 остров стал колонией Великобритании.
Культурные традиции негров на Ямайке довольно сильно разнились от американских, несмотря на относительную близость к материку. В США черных рабов насильно обращали в христианство и, соответственно, приобщали к европейской музыке. Вследствие такой "европеизации" черных рабов появились госпелл, спиричуэлс, а потом и блюз.
Черные рабы Вест-Индии в культурном отношении были предоставлены сами себе. Колонизаторы и рабовладельцы не обращали их в христианство и не навязывали европейских обычаев. Сохранение африканской культуры (песнопений, танцев, религии) стало для ямайских рабов единственным способом выживания в новых условиях. Некоторые обычаи и верования рабов, которые исчезли в Африке с наступлением цивилизации (например, культ вуду), сохранились на Ямайке до сих пор.
К середине двадцатого века, то есть именно к тому периоду, с которого непосредственно и начнется весь рассказ, основным населением острова являются мулаты, говорящие на диалекте английского языка. В городах живут около 80% населения. Столица — Кингстон. Большая часть города состоит из гетто, со своими порядками, традициями, стандартами поведения и соответственно своей музыкой. Остров все еще входит в состав Британской империи. Чуть позже, в 1959 году Ямайка добилась внутреннего самоуправления, а к 1962 году стала независимым государством, хотя все еще входила в состав Содружества.
Сразу же стоит упомянуть, что, то ли из-за знойного климата, то ли из-за врожденного жизнелюбия, то ли из-за сохраненных африканских корней ямайцы всегда любили танцевать. Эту любовь они подарили всему миру в своей музыке. Как говорил Боб Марли: "One good thing about music. When it hits you, you feel no pain", по нашему: "забудь о своих проблемах и просто танцуй". Итак...
Вместе с процессом обретения независимости на Ямайке начала формироваться уникальная музыкальная культура, основанная на смеси различных традиций: от неоафриканских карибских стилей до тогдашней американской джазовой и поп-музыки.
Удивительно, что почти до конца сороковых годов Ямайка была замкнута от всего остального музыкального мира. Доход среднего жителя Ямайки не позволял путешествовать за пределами острова и наблюдать за культурой других стран. Единственным источником информации были лишь американские радиостанции юго- восточных городов Майами, Джексонвилля, Нэшвилла и Нового Орлеана. Океан был в этом значительной помехой. Сигнал радиостанций был настолько слабым, что достигал острова лишь в хорошую погоду. Многие ямайцы стали заядлыми слушателями радиостанций, передававших из США джазовую музыку. То, что им нравилось, они и обрабатывали на свой манер.
Единственным чисто национальным и довольно популярным музыкальным стилем на Ямайке тех лет был менто. Это направление, появившееся еще в начале 20-го века, представляло собой тропический вариант занесенной когда-то из США кадрили, "переваренной" с учетом традиционных африканских песен и танцев. Но из за невозможности записи и распространения дисков с такой музыкой на Ямайке, множество релизов с зажигательным ритм- энд-блюзом начали вытеснять менто. Особой популярностью пользовались композиции "Choo Choo Chi Boogie" Луиса Джордана, "One Scotch, One Bourbon, One Beer" Амоса Милборна, "Blood Shot Eyes" Уйанони Харриса. Интересно, что электрический блюз дельты Миссисипи не нравился ямайцам, так как был, наверное, слишком пессимистичным для островитян.
Америка в то время заслушивалась и сходила с ума от первых рок исполнителей Фэтса Домино, Литтл Ричарда, Чака Уиллиса. Ямайские слушатели предпочитали более взрослый и "черный" ритм-н-блюз. Это сыграло принципиальную роль в формировании ямайской музыкальной культуры двадцатого века. Ведь именно в ритм-н-блюзе впервые произошел перенос акцента с первой и третьей на вторую и четвертую доли такта.
Уже с начала 40-х годов менто и еще один, популярный на Карибах, африканоиберийский стиль калипсо начали изменяться под влиянием американской музыки. К концу десятилетия образовалось множество коллективов, которые играли на танцах и аккомпанировали фильмам немого кино. Это были группы, подобные известному тогда Eric Dean's Orchestra (с тромбонистом Доном Драммондом и гитаристом Эрнестом Рэнглином), которые подражали Каунту Бейси, Эрскину Хоукинсу, Дюку Элингтону, Глену Миллеру, Вуди Херману.
Примерно к этому же времени относится появление на острове первых "саунд-систем", которые изначально представляли собой мобильные танцплощадки с множеством колонок, усилителей и вертушек. Инженеры и владельцы саунд-систем являли собой прообраз современных ди-джеев, с определенным набором пластинок отвечающих вкусам людей которые хотели "оттянуться" на танцах после рабочей недели. Нанять саунд-систему на week-end было дешево и просто. За пластинками "прото"- ди-джеи "гоняли" в Америку.
Владельцы саунд-систем превратились в своеобразных воинов, устраивающих настоящие музыкальные сражения. Они контролировали свои территории, используя оглушительно громкие динамики, звук которых заставлял танцевать толпы народа. Далеко в деревне, благодаря открытому пространству и ночной тишине, звук распространялся в радиусе 3 километров, тем самым мешая спать людям, жившим неподалеку.
Культура саунд-систем, кстати, продолжает существовать на Ямайке до сих пор. Из- за душного тропический климата люди, как правило, много времени проводят на свежем воздухе, а ночью даже малейшее дуновение ветра разносит звук во все уголки острова. Смесь звучания музыки и огромного количества танцующего на улицах народа создает особую атмосферу, которая вытесняет всяческое желание сидеть дома. Периодически полиция получает жалобы о "звуковом загрязнении". В 1997 г. ямайский парламент даже принял закон, по которому музыка должна быть снижена до определенного количества децибел в период с 2 до 6 утра. Закон, конечно, существует, однако попытки полиции привести его в исполнение происходят крайне редко.
Вернемся в 50-е. Особой популярностью саунд-системы начали пользоваться, когда на американской сцене на замену биг-бэндам пришли небольшие коллективы, которые интенсивно использовали в своей музыке боповые и блюзовые ритмы и интонации. Ямайские саунд-продюсеры последовали модной тенденции и решили ставить на танцах именно такие пластинки.
Музыка на острове стала постепенно изменяться, хотя ямайские продюсеры и музыканты пока лишь копировали американские ритм-н-блюз и буги. Но идея о соединении менто, ритм-н-блюза, джаза и буги (которые давно игрались на всех танцполах острова) в единую музыкальную форму давно витала в воздухе.
Подтолкнуло новомодное увлечение. В конце 50-х - начале 60-х в США произошла окончательная трансформация ритм-н-блюза в "белый" рок-н-ролл. Однако, под такую музыку ямайцам было сложно танцевать, так как она была чуждой для большинства местных музыкантов. Поэтому доминирующим стилем на острове оставался ритм-н-блюз.
К концу 50-х из слияния джаза, ритм-н-блюза и менто появился новый стиль, который можно назвать прото-ска или ска-буги. На самом деле это было очень похоже на популярный в то время шаффл, правда сыгранный на ямайский манер. Ска-буги играли такие исполнители и группы, как Нэвилл Эссон, Оуэн Грей, The Overtakers, The Matador Allstars, Duke Reid Group, Дживинг Джуниорс. Появилось множество студий звукозаписи, которые разыскивали новые таланты. Ямайская радиовещательная корпорация начала активно использовать в своих эфирах записи новых музыкантов.
Ключевую роль в становлении ямайского саунда конца 50-х — начала 60-х годов сыграли два человека: продюсер и музыкант Дюк Рейд и владелец саунд-системы Клемент Сеймор Додд.
Артур (Дюк) Рейд родился на Ямайке в 1915 году. В свои молодые годы он около десяти лет проработал полицейским. Затем стал владельцем винного магазина Treasure Isle ("Остров сокровищ") на Бонд-стрит в центре Кингстона. И вот, однажды, в своем магазине Рейд начинает ставить популярные мелодии американского соул и ритм-н-блюза, для того, чтобы привлечь покупателей. Неизвестно, как после такой маркетинговой компании развивалась торговля спиртным, но результатом увлечения Рейда американской музыкой стала постоянная ритм-н-блюзовая передача "Treasure Isle Time" на ямайской радиостанции, которую сам Рейд и вел.
Уже в середине 50-х он решил переключиться на музыкальный бизнес и основал свою собственную саунд-систему. Для транспортировки оборудования по острову от одной концертной площадки к другой Дюк Рейд использовал большой грузовик с фургоном — The Trojan (на таких в то время рекламировали известный чай Брук Бонд). Название грузовика стало как прозвищем самого Рейда, так и названием для его саунд-системы, а потом и всемирно известного лейбла, выпускающего музыку ска на пластинках в 78 оборотов.
Первыми исполнителями на лейбле стали Duke's Cookies and Chuck и Dobby "Cool School". Рейд сформировал и собственную группу Duke Reid Group, в которой участвовали такие известные вокалисты как Деррик Морган и Дживинг Джуниорс. На его студии с начала 60 до середины 70-х (Дюк Рейд тяжело заболел в 1974 году и умер в начале 1975) записывалось громадное количество ямайских музыкантов играющих в разных стилях от ска и рокстеди- бита до даба и реггей.
Вторая знаменитость — Клемент Сеймор Додд. Родился 26 января 1932 года. Его мать, так же как и Дюк Рейд, управляла винным магазином в Кингстоне. Последовав примеру Рейда, Додд начал ставить самую модную музыку для привлечения покупателей. В 1954 году он попадает в Нью-Йорк, где слышит последние записи бопа, джаза, и конечно же ритм-н-блюза. В то же время он понимает, что большей популярностью на Ямайке пользуется шаффл и танцевальные стили, замешанные на местных фолк- традициях, и начинает играть именно такую музыку.
Если Рейд сосредоточился в основном на записи музыкантов и поддержке своего лейбла, то Додд занимался примерно тем, что сейчас называется продюсерской или промоутерской деятельностью. Его саунд-система Sir Coxsone's Downbeat стала настоящей "кузницей талантов" ямайской музыки. Из студии Додда вышли такие звезды как Принс Бастер, Боб Марли и Ли Перри. Имя этого человека напрямую связано не только с рождением и становлением самого стиля ска, но и с изобретением рэггей, даба и, что самое интересное, рэпа. Именно Додд стал первым заказывать специальные пластинки с одной инструментальной композицией на каждой стороне и начитывать во время их проигрывания текст, бывший как бы комментарием, пояснением к той музыке, которая звучит.
Существует несколько версий возникновения ска в своем чистом виде. Первая связана с экспериментами Додда. Своими музыкальными идеями он поделился с басистом Клюэтом Джонсоном—лидером одной из популярных ямайских групп Clue J and the Blues Blasters, который и заиграл в новой манере. Свои выступления Clue J сопровождал приветствием "Skavoovie!". Видимо это слово было проассоциировано слушателями с "чавкающей" гитарой в композициях рождающегося стиля и сокращено до всем известного "ska".
Есть и другая история. В 50- х годах на ямайской сцене появляется легендарный продюсер и исполнитель. Звали его Сесил Бастамент Кэмпбелл, который позднее стал известен, как Prince Buster.
В 1960 году Сесил Кэмпбелл уходит от Коксона Додда, с которым он проработал несколько лет, для того, чтобы основать собственную саунд- систему — The Voice of the People. Новой, даже такой сильной системе, как The Voice of the People потеснить Кокссона Додда было очень сложно. Однако Buster с энтузиазмом окунулся в запись своих композиций на студиях ямайской радиостанции RJR. Выходят такие его хиты, как "Oh Carolina", "They Got To Go", "Thirty Pieces of Silver".
Кэмпбелл, как и Додд, понимал необходимость привнесения новых идей в существующие музыкальные формы. В результате экспериментов он совершает настоящее открытие, одновременно простое и гениальное: его гитарист Джа Джерри вместо традиционного акцентирования сильной доли, начинает выделять слабую. Этот звук стал необходимым условием при формировании и дальнейшем развитии ска, а также рокстеди и реггей. Акцентирование слабой доли и по сей день является обязательным атрибутом ямайского синкопирования.
На самом же деле бесполезно выяснять, кто именно раньше заиграл ска. Точную дату его рождения не скажет никто. Но так или иначе типичное звучание этой музыки (акцентируемые барабанами 2-я и 4-я доли, гитара, подчеркивающая слабые доли, "шагающий" бас и мощные духовые инструменты) впервые появляется на записях Кокссона Додда, Принса Бастера, Clue J и Дюка Рейда примерно в конце 60-го в начале 61 года.
Новая музыка сразу же открыла множество талантов. Это были уже известные вокалисты Оуэн Грей, Лоурэлл Эткин, дуэты Higgs and Wilson, Bunny and Skitter, Дживинг Джуниорс, гитарист Джа Джерри Хайнс, пианист Обри Эдэмс. Басисты: Клюэт Джонсон и Ллойд Бреветт. Барабанщики: Ллойд Нибс и Drum-bago. Трубачи Рэймонд Харпер, Джэки Вилласи и "Диззи" Джонни Мур. Тромбонисты Дон Драммонд и Рико Родригес, тенор-саксофонист Роланд Альфонсо. (Большинство из вышеперечисленных музыкантов работали в студиях Додда или Рейда. Они участвовали практически во всех записях, как сессионные или студийные музыканты).
В 1962 году из США на Ямайку возвращается профессиональный джазовый саксофонист Томми МакКук. Вскоре он становится одним из ведущих музыкантов, играющих ска. Годом позже МакКук, Драммонд и Альфонсо собирают состав, поднявший ска как стиль на новый профессиональный уровень. В коллектив вошли Лестер Стерлинг, Джеки Митту, Ллойд Бреветт, Ллойд Нибс, гитарист Джа Джерр. Позже к ним присоединился трубач Джонни Мур.
Еще не имея названия, группа начала записываться на студии Кокссона Додда — Studio One. Так как МакКук был самым разумным из отцов-основателей, именно ему официально было предложено возглавить коллектив, хотя с такими "зубрами" как Драммонд и Альфонсо, которые к томуже увлекались алкоголем и были в неладах с властями, это по видимому было нелегко. Так в июне 1964 года появились легендарные Skatalites. В таком составе они отыграли всего 14 месяцев (уже в 1965 году группа распалась), но тот вариант ска, который они предложили и по исполнению и, особенно, по саунду, во многом отличался от первых опытов других ямайских исполнителей. Считается, что The Skatalites — первые, кто исполнял эту музыку в чистом виде.
Роланд Альфонсо — тенор- саксофон. Основатель и лидер. Родившийся 12 января 1931 года, Роланд еще в детстве понял, что его дар и призвание — музыка. В отличие от других будущих участников Skatalites, всей компанией учившихся в Alpha Boys School (музыкальная школа в Кингстоне), Роланд посещал Stony Hill Industrial School. Сначала он брал уроки игры на трубе, но на 15-летие мать купила ему саксофон. Она даже не подозревала, как этот подарок изменит жизнь ее сына... В начале 50-х Роланд поступил в оркестр "Colony Club", который возглавлял Эрик Динc. Чуть позже он соберет свой собственный бэнд, "Upsetters and the Alley Cats". Они играют "музыку дня": буги-блюз, джаз.
Джеки Митту (фортепиано) и Ллойд Ниб (ударные) пытались уговорить его организовать вместе с ними новую команду, в то время как бэнд, состоявший из самого Роланда Альфонсо и Дона Драммонда вместе с басистом Ллойлом Бреветтом искал нового лидера. Наконец, в июне 1964-го, к ним присоединился Томми МакКук, и на свст появились Skatalites.
Дон Драммонд (тромбон) — второй отец-основатель. Драммонд работал учителем музыки в Кингстоне и образовывал, кстати, и некоторых из будущих участников группы. Дон был автором значительного числа мелодий, исполняемых Skatalites, в том числе и знаменитой Guns of Navarone, с которой ямайцы попали в британский хит-парад в 1967 году. Представьте себе хит-парад 67-го: первые альбомы Тне Doors и Pink Floyd, Sgt. Pepper, Arthur Brown, Hendrix, да и еще бог знает чего там в 67-ом наворочено было — и тут между ними Guns Of Navarone, прямиком из Ямайки!!! Драммонд, злоупотреблявший наркотиками и алкоголем, скончался в 1969 году при невыясненных обстоятельствах, оставив много прекрасных записей и целый ряд великолепных тем, которые до сих пор играются с удовольствием многими музыкантами. Бытует мнение, что именно он изобрел "правильные" соло духовых в ска.
Еще имена: Лестер "Ска" Стерлинг (саксофон-альт), Томми МакКук (саксофон-тенор и флейта), Рико Родригес (тромбон), Баба Брукс (труба). Участие этих музыкантов в записях многих ямайских исполнителей того периода гарантировало наличие характерного саунда, волшебных соло и ска-вибраций. Следует отчетливо представлять себе, что альбомов Skatalites того периода как таковых не существует. Группа много времени проводила в студии днем, записывая песни, которые тут же расходились в виде синглов. По вечерам музыканты концертировали с разными составами. Записи продюсировали знаменитые Клемент Дод д и Дюк Рейд.
Так группа существовала всего год с 1964 по 1965 г. Записи, сделанные в этот период доступны на многочисленных сборниках, выпускаемых разными фирмами. Далее все смешалось. Была сделана куча сольных записей, в которых частенько участвовали сразу по нескольку членов знаменитой духовой секции. В частности, доступен забавный альбом 67-го года; на котором the Skatalites практически полным составом подыгрывают неизвестным еще Wailers: Бобу Марли, Питеру Тошу и Банни Ливингстону.
В 1967 году Альфонсо создает новый проект Soul Vendors. "Соул Вендорc" — команда, подарившая нам Rock Steady — название придумано Клементом Доддом. Это принципиально новый саунд, гораздо медленнее обычного ска, с сильной басовой линией и постоянным мощным шаффловым ходом, богато украшенным сольными партиями саксофона, трубы и органа. Добавьте к этому крайне душевный вокал, характерный для американских записей ритм- н-блюза и соула того времени — и вот вам "Rock Steady" — диск, выпущенный в 1967, давший рождение (и название) новому музыкальному стилю. Повторяющиеся гитарные риффы, ходы духовой секции, переплетающиеся с вокальными партиями, великолепные соло на саксе, прекрасный бэк-вокал — все весьма органично. В том же году Soul Vendors совершили успешное турне по Англии. В это же время Томми МакKук и Дон Драмонд выступают на Ямайке со своими собственными проектами.
Начиная с 67-го и вплоть до начала 90-х музыканты работали порознь и не записывались под названием Skatalites, если не считать несколько разовых акций. Однако...
В 90-х годах вновь начинают появляться записи группы. На этот раз это альбомы, выходящие периодичностью примерно раз в год, записанные на студии легендарного лейбла The Island уже в новом современном качестве. Стиль — Root Jamaican Ska... Даже смерти Альфонсо и МакКука, который правда ушел из музыки раньше, не стали препятствием к деятельности группы...
На протяжении четырех десятилетий музыка ска трансформировалась и менялась неоднократно. Вслед за первой ямайской джазовой "волной", появился уже более панковый британский ска. (группы "Madness", "Specials", "Bad Manners"). Потом была и третья волна. Кроме того, всю ямайскую музыку принято сегодня ассоциировать с движением растафари. Сразу же всплывает бессмертный Боб Марли, которого так любят переиначивать многие джазовые музыканты. Однако основные ходы регги были придуманы и использованы еще в ска. Неспроста, когда ставишь старую запись Skatalites, охватывает чувство волшебства и хочется забыть обо всем и танцевать.
З а эти три дня было развенчано — отчасти или полностью — столько мифов из области белорусского джазового менталитета, что фестиваль, прошедший в Минске 27—29 октября, вполне можно считать эпохальным. Он не был джазовым, фестиваль Белорусских ...
От редакции сайта Радио 1jazz.ru: Музыкальный журналист и директор концертного агентства Radio 1jazz.ru Виктор Радзиевский, который последние несколько лет активно занимается гастролями зарубежных и отечественных артистов в России, делится своими ...
Белорусские любители джазовой музыки уже давно осознали бесспорный факт: польские музыканты этого жанра - знак наивысшего качества. И поэтому попасть на их концерты стремятся не только обычные фэны, но и музыканты, которые сами работают в джазе. ...
Несколько лет назад мы уже писали о финском джазе (см. "Jazz-Квадрат, №4/99). Однако вернуться к этой теме нас подвигнула неутомимая деятельность Финского информационного музыкального центра, выпустившего в 2002 году очередное, уже шестое по счету, ...
У меня дома, на стене, растет большое джазовое дерево. Оно называется «Европейское джазовое сообщество». Его «высадил» в 1999 году известный немецкий джазовый «садовник» Петер фон Бартковски, автор еще одного ...
Пусть не усмехаются почитатели знаменитого в 60-х годах репортажа-воспоминаний Романа Вашко "Джаз с фронта и кухни" (WASCHKO R., Jazz od frontu I od kuchni. Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Krakow, 1962), в котором речь идет, главным образом, о музыке ...
Всякий раз, бывая в Тель-Авиве, я непременно иду в этот переход. Там и сейчас поигрывают музыканты, но поодиночке и без аншлага. Время, может быть, серьезное, не столь располагающее к веселью. Поиграв вдоволь, все традиционно направлялись к ...
Всякий раз, бывая в Тель-Авиве, я непременно иду в этот переход. Там и сейчас поигрывают музыканты, но поодиночке и без аншлага. Время, может быть, серьезное, не столь располагающее к веселью. И вообще, господа, не отсиживайтесь на своих ...
В самом конце восьмидесятых поклонники прогрессивной музыки были взволнованы выходом пластинки со звуковой дорожкой к фильму знаменитого режиссера Мартина Скорцезе "Последнее искушение Христа" — звучавшая в наших умах музыка Питера Габриеля ...
От редакции. Имя Леонида Нидбальского известно многим джазменам и любителям джаза, прежде всего тем, кто хоть как-то соприкасался с рижским и вообще латвийским джазом. Это человек с техническим образованием, полюбивший джаз с юных лет, и, начиная с ...
В октябре 1997 года мне позвонил мой старый знакомый, вместе с которым в начале 90-х я организовывал и проводил латиноамериканские вечеринки в разных московских клубах. Он сказал, что ему предложили открыть джаз-клуб, и он хочет пригласить меня в ...
Я слежу за джазовой сценой на протяжении довольно долгого времени. Признаюсь, был такой период, когда польский джаз меня практически не интересовал. Случались лишь исключения из этого правила. Но в данное время, последние лет пять, слежу за тем, ...