От переводчика: У этого материала две героини. Первая — это известная американская рказовая певица Шейла Джордан, блестящий мастер скэт-вокала, свидетель и участник многих важных событий в джазе, начиная с 50-х годов грошлого века, вторая — итальянская джазовая певица, педагог и журналистка Ева Симонтакки (Eva Simontacchi). Очередная встреча в Милане 20 февраля 2004 года Шейлы Джордан с ее итальянскими ученицами и почитательницами вылилась в большое н интересное интервью. Впрочем, это было, пожалуй, не интервью, аккуратно обструганное и отлакированное для печати, а свободная, очень искренняя беседа. Возможно, беседа не слишком насыщенная фактами, но мне давненько не приходилось читать чего-либо близкого по уровню эмоционального накала, по степени откровенности высказываний, по красочному психологическому портрету героини, который стоит за нижеприведенными строками. Еве оставалось только тактично и ненавязчиво направлять беседу в нужное русло, все остальное о себе Шейла сказала сама. Перу Евы Симонтакки принад лежит как запись самой беседы, так и небольшая биографическая справка о Шейле Джордан. С любезного разрешения Евы мы публикуем эти материалы, впервые появившиеся на jazz- italia.net.
Шейла Джанетт Доусон (Sheila Jeanette Dawson) родилась 18 ноября 1928 года в Детройте, штат Мичиган. Росла она в бедной семье в шахтерских поселках Пенсильвании. Шейла Джордан петь начала еще ребенком, а уже в подростковом возрасте стала работать на полупрофессиональной основе в клубах Детройта. Первым, кто оказал на нее большое влияние, был Чарли Паркер, да и в целом, инструменталисты в значительно большей степени, чем певцы, воздействовали на формирование ее вкусов. Работая преимущественно с темнокожими музыкантами, она встретилась с неодобрением со стороны белой общественности, но не изменила своим привязанностям. Шейла входила в вокальное трио Skeeter. Mitch and Jean (она в этом ансамбле была Jean), исполнявшее версии сольных партий Чарли Паркера в манере, напоминавшей более поздние эксперименты другого трио, Lambert. Hendricks and Ross. Посте переезда в Нью-Йорк в начале 50-х годов, она вышла замуж за работавшего с Паркером пианиста Дюка Джордана (Duke Jordan) и училась музыке у Ленни Тристано (Lennie Tristano). Ее первые записи появились в начале 60-х. Одна из них вышла под ее собственным именем, другая, The Outer View, была сделана с Джорджем Расселом (George Russell) и содержала известную 10-минутную версию You Are My Sunshine.
В середине 60-х она делила свое творчество между джазовыми литургиями, исполнявшимися в храмах, и интенсивными выступлениями в клубах, но круг ее поклонников был узок даже среди знатоков джаза. Лишь к концу 70-х джазовая публика начала находить вкус в бескомпромиссности джазового стиля певицы и, как следствие, ее популярность выросла — она стала чаще записываться, издав в том числе альбомы с пианистом Стивом Кюном (Steve Kuhn), с квартетом которого она сотрудничала, и альбом Номе на стихи Роберта Крили, положенные на музыку и аранжированные Стивом Суоллоу (Steve Swallow).
В 1983 году в дуэте с басистом Харви Суорцем (Harvie Swartz) был записан альбом Old Time Feeling, в который вошел ряд стандартов, постоянно исполняемых Шейлой на ее концертах. В 1990 году появился диск Lost And Found где певица отдала дань своим бибоповым корням. Обе этих работы удачно отражают уникальные особенности вокальной техники певицы. такие, как частые и неожиданшле смены высоты тона, регулярно обескураживаюшие неподготовленную аудиторию. Исключительно своеобразная вокалистка, Шейла Джордан относится к тому узкому кругу истинно джазовых певиц, которые полностью соответствуют этому званию. Свое 75-летие Шейла отметила выпуском в конце прошлого года альбома Little Song на Highnote Records.
У Шейлы Джордан был напряженный трудовой день, студия, саундчек.. но вот она среди нас, свежая и улыбающаяся, как всегда. Она наделена невероятным жизнелюбием и энергией, и ведет себя, как подружка среди подружек — нескольких итальянских учениц, не один год прилежно посещающих ее мастер-классы в Италии — Элеонора ДЭттоле, Надя Паццалья, Патриция Сонего. Мы прекрасно пообедали вместе и в ожидании кофе и десерта начали задавать ей вопросы...
Надя Паццалья: Хотелось бы знать, приходилось ли Вам, несмотря на многолетнюю блестящую карьеру и опыт, оказываться в ситуации, когда Вас охватывает неуверенность в себе, или Вы чувствуете отсутствие вдохновения, и как Вы преодолеваете подобные моменты?
Ш.Дж.: Да, мне не раз приходилось попадать в ситуации, когда не удавалось работать достаточно много или, скажем, вообще довольно долго обходиться без работы. Но я всегда знала, что если хочу по-прежнему заниматься музыкой, выступая перед зрителями или просто сохраняя эту любовь в своей душе, я обязательно буду петь, не имеет значения в каких условиях. Если ты действительно предан музыке, она не может стать ненужной. И тогда не имеет значения, поешь ты постоянно или нет. Но при этом надо быть очень осторожной.- В моей жизни были алкоголь и наркотики, этакий услужливый костыль, подворачивающийся в тот момент, когда не удавалось работать так, как тебе хочется,причем дело тут не в деньгах, а в душевной потребности. Потребность в музыке - это как еда для меня, и, я уверена, еще для многих людей, с головой погруженных в музыку. И когда у тебя не хватает пищи, духовной пищи, ощущаешь такую пустоту... Еще раз повторюсь: надо быть очень осторожной, чтобы не поддаться алкоголю и наркотикам в такой ситуации.
Ева Симонтакки: Это своего рода депрессия, из-за которой начинаешь совершать какие-то губительные для себя поступки...
Ш.Дж.: Точно! Это саморазрушение! И наиболее часто разрушается то, что ты любишь больше всего — музыка. Поддержка, вера и программы, предназначенные для людей, борющихся с алкогольной и наркотической зависимостью, помогли мне вернуть веру в себя, но это может произойти снова... Мне очень повезло, потому что я много молилась и старалась общаться с людьми, которые могли мне помочь в преодолении этих кризисов.
Е.С.: Но эти преодоленные кризисы, эти проблемы... Они сделали вас сильнее...
Ш.Дж.: Да... И это есть в моей музыке. Все в музыке — и хорошее, и плохое. Все это опыт, и все это в музыке.
Элеонора Д'Эттоле: Надя спросила Вас о трудных периодах в жизни. А мне хотелось бы знать, какие моменты в жизни были для Вас самыми радостными. Что давало силы и надежду для того, чтобы двигаться вперед...
Ш.Дж: Вы говорите о музыке, которую я слушала,или о музыке, которую я исполняла сама?
Э Д.: Я говорю о том, что больше всего помогало Вам, что придавало энергию и позитивные эмоции.
Ш.Дж.: Что ж.. Это люди, которые понимали, что я пыталась сказать своей музыкой. Всегда находился кто-то, только не считайте меня жадной до комплиментов, просто кто-то подходил и говорил со мной, и говорил, что он слышал то, что я пою, и он почувствовал, о чем я пою... О! Это давало мне веру в себя! Когда я делала первые шаги, меня очень сильно поддержал Чарли Паркер, сказав, что у меня идеальный слух (дословно — million dollar ears — прим. пер.). Он говорил: "Девочка, у тебя все будет хорошо!" А потом были самые разные музыканты, которые приглашали меня на концерты и в клубы, чтобы исполнять музыку. У меня не было ни агентов, ни менеджеров, и всю работу я находила через музыкантов. И это было лучшим комплиментом для меня, когда они звонили мне и спрашивали, не хочу ли я с ними выступить. Это было здорово! Самые счастливые моменты в моей жизни — это когда мое пение сопровождают музыканты, и между нами возникает незримая связь. Мы становимся словно единым целым. Я переживала в таких случаях совершенно неземные ощущения. Не часто, но это были неземные ощущения. Впервые так случилось, когда я соединила голос со звучанием контрабаса. Это было трудно, потому что я исполняла целый концерт только в сопровождении контрабаса, не одну песню, а целый вечер — только голос и контрабас. Такого еще никто не делал. Никто даже не подозревал, что это возможно. И все говорили: "Что? Ты сошла с ума! А где ударник? Где фортепьяно?" и так далее... А я только отвечала: "У меня в голове, ребята! Они у меня в голове! Фортепьяно и ударные — у меня в голове!" (Мы хихикаем, и Шейла тоже усмехается).
Помню, однажды контрабас и голос полностью слились, это был абсолютно единый звук, и я словно оказалась вне своего тела. Полностью воспарила над ним. Я не помнила кто я, где я, откуда идет звук, как это произошло — не знаю, но это было самое невероятное чувство, которое я когда-либо испытывала! Это трудно описать. Мне кажется, таких моментов в моей жизни было примерно пять, я счастливыи человек. И невозможно предугадать, когда произойдет такое. Ты не знаешь. Может пройти двенадцать лет и вдруг—такое случается и это прекрасно! Также как сама музыка, очень волнуют встречи г большими музыкантами. Мне сложно выделить какую-то конкретную ситуацию, но я стараюсь перед выходом на сцену не нервничать, гоню от себя мысли типа: "О Боже, хоть бы кому-нибудь понравилось мое пение!" Я стараюсь исходить из того, что я люблю эту музыку и для меня важно с ее помощью донести людям послание. Я чувствую себя медиумом. Когда я преподаю или пою, я — транслятор этой музыки. Вот так я себя ощущаю, и я остаюсь таковой, пока говорю с вами, пока мы беседуем, пока эти молодые певицы рассказывают мне о себе и о своих чувствах, и я говорю им о своих. Это тоже послание, которое я стремлюсь передать, так же, как и на сцене. Это послание.
Е.С.: Шейла, а что стоит за музыкой? Что за ней спрятано?
Ш.Дж: Что ты имеешь в виду?
Е.С.: Ну, вот мы говорим о музыке. Но ведь это не только ноты и звуки... Что придает им смысл?
Ш.Дж: Ваша душа! Ваша душа! Вотчем это всегда было для меня! Забудьте про ноты! Ноты — это только ступень к тайникам души!
Е.С.: Да! Мы говорили об этом, но как-то вскользь... Было бы очень интересно обсудить этот вопрос подробнее...
Ш.Дж: Да, это душа! Я говорю об эмоциях.. Другими словами, все, что происходит в твоей жизни, хорошее или плохое, отражается в музыке, если музыка уже стала частью души. Все это преломляется в создаваемых тобой звуках. И мое послание еще и в том, чтобы не обращать внимания на то, легко или тяжело тебе, хватает ли у тебя площадок, где тебя готовы слушать, всегда ли к тебе одинаково ровно относятся другие музыканты, инструменталисты... Ты веришь в это? Ты веришь, что тебе дан дар, которым надо делиться с людьми? Ты веришь в это? Если да, то нельзя позволить кому бы то ни было уводить тебя с намеченного пути. Надо быть выше этого. Временами бывает очень тяжело, но я никогда не поддавалась обстоятельствам. Понимаете? Никогда! И мне часто приходилось слышать: "Зачем тебе это петь? Есть другая музыка! Можно заработать хорошие деньги". Я отвечала: "Эй, да дело не в деньгах... Я могла бы найти работу и в офисе и печатать письма!" Если бы хотела! Но мне не это надо. Я стараюсь. поддерживать ту музыку, которую я люблю, а она когда-нибудь поддержит меня. Может быть, этого и не случится, но я навсегда останусь с ней, потому что люблю ее и верю в нее. Музыка для меня — способ жить.
Знаю, как нелегко приходится молодым певцам, и я говорю им: "Не позволяйте никому и ничему сбить себя с толку Вы найдете свой путь к пению. Найдете свой путь,чтобы выразить... Возможно, не каждый день в неделю, может быть не каждый день в месяц, возможно всего раз за пару месяцев, но вы найдете то место, где сможете создавать музыку. И пока вы боретесь и не опускаете руки, все будет хорошо..." И я это пережила!
Вы знаете, ребенком я росла сама по себе. Я вышла из очень скверной семьи. Очень скверной. Уже с семнадцати лет мне приходилось надеяться только на себя. Взрослеть пришлось очень быстро! В юности я прошла через ужасные, отвратительные расовые предрассудки со стороны людей с белым цветом кожи в Детройте, потому что мне всегда хотелось быть в музыкальной среде, и белые копы постоянно таскали меня в полицейский участок. Я переехала в Нью-Йорк, там меня избили на улице за то, что я была с афроамериканцами... Очень многие молодые люди могли бы сказать: "Ну нет, с меня хватит! Я не хочу, чтобы меня убили из-за этой музыки!" Но для меня было важнее быть с моими друзьями, несмотря на этих мерзких расистов, которые выходили из себя, увидев молодых белых девушек или парней вместе с черными!
Только мои друзья понимали меня и мои устремления, мою любовь к музыке. Так уж случилось, что это была черная музыка. это быт бибоп, это был Чарли Паркер, это был Телониус Монк, Бад Пауэлл, все великаны Так что Можно было сломаться. если не быть сильной. Музыка была для меня самой важной вещью на свете, и я готова была умереть за нее. И сегодня могу повторить эти слова. Эта музыка — самый чудесный способ выразить свои чувства, свою любовь. Не всякая музыка способна передать такие чувства, только джаз. Самые лучшие примеры — это Билли Холидэй, и Чарли Паркер, и Билл Эванс, и все эти великие, величайшие исполнители, которые, к несчастью, попали в тенета наркотиков и алкоголя, и вот этого надо особенно опасаться! Важно не свернуть на эту дорожку, я ходила по ней, и она не ведет никуда. Это тупик. Ты не будешь лучше петь, это не даст тебе расслабления, это ничего не даст. Ты только будешь шаг за шагом опускаться все ниже и ниже. Восемнадцать лет назад я словно пробудилась духовно. Это был голос... Не в обычном смысле слова, это произошло органично, я словно увидела послание "Если ты не будешь беречь дар, который я дал тебе, я отниму его и передам кому-нибудь другому, кто будет уважительнее к нему относиться!" И с тех пор я решила полностъю отказаться от алкоголя и наркотиков. Не важно, как тяжело мне было, какой потерянной чувствовала себя временами, потому что не могла петь должным образом, но я была вознаграждена! Сегодня мне семьдесят пять, я работаю больше и активнее, чем когда-либо ранее, я — живое доказательство, что можно всего добигься, если работать над собой. Если веришь, все получится. Надеюсь, другим не придется так долго бороться за себя, как это пришлось делатъ мне, но даже если так, я — живое доказательство, что все это реально. И девочки знают это.. Эти певицы (обводит взглядом Элеонору Д'Эттоле, Надю Паццалья и Патрицию Сонего) знают это. Мы уже достаточно долго знаем друг друra. и они видели, они много знают обо мне. Это единственный ответ. Это величайшая в мире музыка, и если вы вошли в этот мир... Но нужна самоотдача, а это значит и учеба, никогда не считайте, что вы все знаете. Я в своем возрасте все еще учусь. Учусь постоянно,Учусь каждый раз, когда начинаю петь...
Е.С.: Поскольку мы заговорили об учебе... Вы сейчас работаете над новыми проектами? Новыми записями?
Ш. Дж.: О да, собираюсь поработать в студии и сделать запись нескольких песен с трио E.S.P. (Кипелли, Занчи, Каццола) и Паоло Фрезу. Когда они пригласили меня, я была очень занята, у меня даже не было времени для подбора материала. Мой лэйбл настаивает на этой записи, но я хочу сделать еще один альбом, где будут звучать только голос и контрабас... концертный альбом. Так что особого времени для поисков у меня не было... Что я хочу записать? Я знаю множество песен, многие записывала, многие нет, но у меня свое, особое звучание и особый подход, пусть даже множество людей исполняли их ранее. Я ведь всегда сама подбираю песни для своих учеников — и это разные песни, с разным темпом, разными чувствами, которые они несут. Конечно же, я отбираю те песни, которые мне нравятся, но я никогда не помышляла о том, чтобы записать их все... И вот теперь возникла идея, я сказала себе: "Послушай, а почему бы и не записать такие-то песни, ведь они тебе по душе". Я бы никогда не стала давать своим ученикам песни, которые мне было бы неинтересно исполнять самой. Этого не делаю. Но я достаточно честный человек: если кто-то из учеников обращается ко мне: "Вам нравится эта песня, я сама ее подыскала... Вам нравится?", а песня не в моем вкусе, то я прямо говорю об этом. Другой вопрос, что это ничего не значит... если вам нравится композиция, если вы ее чувствуете, вы будете ее петь.
Мне всегда хотелось записать что-то из балладного репертуара, без бешеного скэта. Что-то вроде легких босса-нов и баллад, в темпе свинга, что-то этакое... И вот теперь этим займусь. Я собираюсь петь, как будто меня будут слушать только мои коллеги — певцы... (улыбается). Это мое маленькое посвящение певцам во всем мире, которые любят свое дело и еще тем, кого я учила, это и им особое посвящение. Вот такие у меня планы. А еще хочу сделать концертный альбом с музыкой для голоса и контрабаса, потому что у меня осталось много не изданных композиций такого рода, и я хочу их записать. Смотрю на это так- звучит здорово, а я помню о своем возрасте... Сколько лет мне еще осталось? Конечно, все начинают говорить: "Перестань! О чем ты, ты еще поживешь..." Но нет. Все идет своим чередом, через пару лет мне стукнет восемьдесят. И есть вещи, которые хочется оставить после себя... Запись ради записи мне не нужна, я не гонюсь за этим. Своего последнего CD дожидалась четыре года, по многим причинам. Не была уверена в подборе репертуара, не знала точно, с кем мне хотелось бы работать... Знала только, что с удовольствием поработала бы со Стивом Кюном, если свободные "окна" в наших планах совпадут. Это знала. Я ведь не работаю по принципу "нужно срочно выпустить диск, потому что иначе моя популярность поползет вниз", это меня не волнует. Запись надо делать в нужное время. Надо иметь, что сказать своей записью. Мне всегда есть что сказать на живом концерте, потому что здесь ситуация непредсказуема, но в записи мне не интересно снова и снова записывать одни и те же мелодии, (за исключением концертных записей), если я не откопала в них что-то новое. Так что, записываюсь не часто. И не потому, что мой лэйбл не слишком хочет этого, они-то всегда "за"...
Но мне частенько приходится говорить им: "Я еще не готова... Мне еще надо думать..." Я тяну время, но это не пустое промедление, в определенном смысле надо быть очень осторожной. Очень легко начинать, но как там все еще пойдет... Неизвестно, как сложится запись. Но когда меня просят сделать с кем-то запись, чувствую себя польщенной! Я говорю: "О да! Конечно, хочу!" Вот и сейчас мы только начинаем, посмотрим, что из этого получится... Может мы еще и в тупик забредем. Но, надеюсь, найдется кто-нибудь, кто высмотрит выход из него. Со мной будут работать прекрасные музыканты, так что посмотрим. Но опять-таки, если бы сегодня молодые вокалисты побольше думали о том, что они хотят сказать и поменьше — о своих записях... "О Боже, что если я не получу записи?", "Я буду лучше пробивать очередную запись"... И все такое, вы понимаете... Сессий хватит. Певцы, вы еще сможете записать то, что вы хотите! Можно найти клуб и там получить вечер, хотя бы раз в месяц показывать свое мастерство... Это было бы чудесно! Если была б моложе и не работала сегодня столь интенсивно, я обязательно бы так поступила! Сделала бы клуб, свой собственный клуб! Обязательно!
Перед обедом мы говорили об обозревателях. В давние времена, в не лучший период моей жизни, отрицательные рецензии глубоко задевали меня... у меня тогда был очень низкий уровень самоуважения, из-за той жизни, которую я вела, из-за многих вещей, многих жестоких ударов... Сегодня, когда мне попадается отрицательная рецензия, не скажу, что остаюсь к этому равнодушна. Меня задевает, если остается непонятым смысл моей музыки. Если же просто человеку не нравится, как я пою, это другое дело... Меня это не трогает (улыбается). Это прекрасно! Мне кажется, у меня не самое легкое для восприятия звучание. Но вот когда кто-то не понимает концепцию музыки, ругает тексты или... "они, наверное, все были пьяные во время исполнения"... Мой последний CD получил несколько весьма теплых отзывов, но одну рецензию написал парень, явно не разобравшийся по существу. Там у меня есть песня, посвященная моей матери, умершей от алкоголизма. И моя бабушка, и моя мать были пьяницами, вы понимаете... алкоголичками. И я спела в память о них песню под названием When I Grow Too Old To Dream. Это старая песня, они часто пели ее, когда напьются... И этот парень в своей рецензии пишет: "Ее голос звучит так, словно она была пьяной во время исполнения песни"... Представляете, каково это читать излечившемуся алкоголику? (Смеется.) Мне хотелось его убить! Он говорит, что если бы я не старалась, сознательно не старалась изобразить пьяного человека, то была бы гением. Похоже, что я действительно гений, потому что я не пыталась имитировать пьяного! Потом, я исполнила песню Fair Weather, написанную Кенни Дорэмом. прекрасным трубачом, который умер совсем молодым. Это песня о расовом равенстве, о том, как однажды люди собираются вместе и находят взаимопонимание. А парень этот опять не понял. Он пишет, что это банальный текст. А что это значит для меня, он не смог понять_ Кенни Дорэм... Эх, парень, тебе бы оказаться на улицах таких пслных предрассудков городов. как Детройт и, частично, Нью-Йорк, где тебя избивали и унижали полицейские за то. что ты веришь в расовое равноправие- Вот о чем эта песня, о том. что однажды будет прекрасный день, и мы пройдемся по улицам, взявшись за руки, все вместе. А парень не въехал! Он обругал эту песню.
Он говорил, что я хорошая скэт-вокалистка. Не думаю, что я выдающаяся исполнительница в манере скэт... Я думаю, Бетти Картер — это выдающаяся скэт-вокалистка. Бобби МакФеррин — это великий скэт-певец. Думаю, Курт Эллинг и Марк Мэрфи — отличные исполнители скэт. Я не считаю себя великим мастером скэт-вокала... Ему это нравится, но он не представляет себе, что прекрасный черный голос может звучать ничуть не хуже... он не смог этого понять. Он не въехал.
Дело то в том, что много лет назад я была пьяницей и накачивала себя наркотиками. Мне было очень нелегко подниматься со дна и этот парень не понял, что мне хотелось выразить песней. Причем я точно знаю, что в ней отражена подлинная история. Дело не в том, хорош голос или плох, но меня шокировало, что он слушает мой скэт, думает, что я отличная скэт-вокалистка и не слышит, что в моих балладах есть смысл. Я не пою пустышки. Не пою! Я не пою песни, в которых нет смысла Сегодня я смеюсь. Вы еще станете старше... Должна ли я была написать ему? Должна ли я была напиться, позвонить и обругать его? Нет! Но раньше бы, возможно, так и поступила. Теперь говорю себе нечто вроде: "Знаете, это не моя проблема. Это его проблема И если он не решил ее. очень жать, но я не рассчитывала. что наша работа понравится всем без исключения Но для них (показывает на девушек), людей, которые поют, для всех молодых вокалистов вроде тебя, очень важно не позволить сломать себя. Это самое главное, чего я избегаю на своих уроках. А многие педагоги, многие критики, многие му'зыканты делают это. Для меня это, как предумышленное убийство. Это — духовное убийство (сопровождая эти слова, Шейла стучит ладонью по столу). Если я буду учить других петь путем принуждения, то и петь мне самой придется точно также, а я не хочу этого. Я не привыкла к этому. А знаю многих педагогов, которые словно соревнуются со своими учениками, словно боятся, что те запоют лучше их. Как же не хотеть, чтобы у них все получалось? Как же не хотеть, чтобы ученики не повторяли твои ошибки, и пошли дальше тебя? Как же не вдохнуть в них смелость и решительность? Но многие педагоги не делают этого. Им нельзя преподавать! Если ты подавляешь волю ученика, тебе нельзя преподавать! И кто сказал "лучше"? Что это? Что это значит? У каждого из нас своя собственная история, которую он стремится рассказать. У некоторых голоса мощнее или лучше резонируют... Но это не значит, что они лучше.
Когда поет Ширли Хорн, трепетнь!е паузы между ее артистически исполненными вокальными фразами настолько выразительны, что становятся неотъемлемой частью Музыки. И значение того, что хочет выразить этим певица, всегда доходит до слушателей. "Я ...
Обаятельная вокалистка Шуня Балашова и ее дружный коллектив Shoo – украшение любого концерта. Их с охотой приглашают на крупные фестивали, разогревы и другие значимые музыкальные акции. Свой стиль ребята называют не иначе, как absolute soul, ведь их ...
Первая известность пришла к Силье Нергаард в 16 лет, когда она присоединилась к импровизированному джэм-сейшну на концерте состава Джако Пасториуса (гастролировавшего после его смерти), и неожиданно заслужила международное признание. Это произошло ...
"Джазовая принцесса из Швеции" (так окрестила ее мировая музыкальная пресса) Виктория Толстой по материнской линии приходится праправнучкой великому русскому писателю Льву Толстому. К своему знатному происхождению и причастности к роду Льва Толстого ...
Анна Гофман – личность удивительная. Красивая, изящная, талантливая и многогранная. Художник, дизайнер, певица и основатель музыкальных коллективов Romancero Sefardi и Mazal Bueno Orquesta. По ее собственным словам, всего того, что она успела ...
Пришедшие на концерт "Лера Гехнер бэнд" в Центр им. Кима Назаретова не были разочарованы. То, что они увидели, в точности соответствовало тому, что значилось в афише: "огненный" джаз вкупе с живым шоу звуков и пластики. Леру я слышала уже дважды. ...
29 июля 2017 года в Санкт-Петербурге пройдет самый значительный всероссийский международный музыкальный фестиваль под открытым небом Усадьба Jazz. В этом году фестивалю исполняется четырнадцать лет. Четвертый год подряд мероприятие открывают ...
Ансамбль Samba de Maria из Санкт-Петербурга занимает особое место на российской джазовой сцене. Латинский джаз сегодня популярен во всем мире, в том числе и в России. Многие любят включать в свой репертуар жемчужины бразильского джаза - босса-новы ...
Первым знакомством с Олегом Фришем стал для меня его новый альбом Duets with My American Idols. Но помимо незаурядных чисто вокальных талантов, сильнейшее впечатление на меня произвела биография этого человека, уникальная разносторонность, успехи в ...
Порой, знакомство с чьим-то творчеством, сознательно или не очень, откладываешь долгое время "на потом". А когда открываешь его для себя в полноте, оно тебя захватывает, меняет, и заполняет все внутри. Конечно же, я слышала о Перукуа еще много лет ...
Радик Тюлюш – мастер горлового пения, участник известной на весь мир тувинской группы «Хуун-Хуур-Ту». В 1999-2000 работал в фольклорном коллективе «Тыва», после – в группе «Ят-ха», за время работы в которой выпущено 2 диска и завоевана премия «The ...
В то время, пока современные исполнители экспериментируют в хип-хоп, инди и электронных направлениях, молодая певица Саша Фрид вдыхает новую жизнь в золотой фонд мирового джаза и фанка. В ее интерпретации музыка 60-х начинает звучать по-особенному ...