Само название Jazz Philharmonic Orchestra как бы намекает нам, что оркестр работает при Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки, а значит — работает в консервативной парадигме, воспроизводя традиции невозвратного джазового прошлого, а не устремляясь к каким бы то ни было новым горизонтам — тем более, храни Дюк, новаторским. Прослушивание диска с первых же минут звучания подтверждает, что так оно всё и есть. И, в принципе, до конца последнего — десятого — трека ничто и не изменит этого впечатления. Да, это джазовый консерватизм в своей чистейшей форме. Но!
Это очень сильный оркестр, и это очень хороший альбом. Консерватизм — он ведь может быть скучен, замшел и дрябл. И, заметим, слишком часто именно таков и бывает. Но в данном случае мы имеем дело с иным консерватизмом. Этот консерватизм молод, мускулист, здоров и зубаст. Я даже рискнул бы ввести новое понятие: в данном случае мы даже не с консерватизмом имеем дело. Это — джазовый фундаментализм. А фундаментализм, как известно нам на некоторых примерах из современной истории, может быть очень даже мускулист и зубаст.
Интересно, что подобные проекты возникли параллельно в двух городах: такой же консервативно-фундаменталистский оркестр работает и в Москве, только Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова несколько последовательнее, потому что он не принадлежит никакой организации и, следовательно, работает вообще из чистейшей любви к искусству (как ни странно встретить такое в растленной Москве). Оркестр Джаз-филармонии же, появившись на свет в культурной столице России, всё же принадлежит государственному (точнее, городскому) учреждению. В остальном два оркестра сильно схожи: оба работают недавно (около трёх лет), во главе обоих стоят молодые лидеры (в случае с петербургским оркестром это саксофонисты Кирилл Бубякин и Сергей Богданов, которого в буклете альбома кокетливо именуют Серж), да и составы обоих оркестров сплошь молодёжные — немногие в них далеко перевалили за «тридцатник».
Принципиальное различие вот какое: московский оркестр — репертуарный, он готовит и исполняет программы исторических партитур из давних джазовых эпох, играя джазовую классику в точности по классическим оркестровкам далёкой эры. А петербургский оркестр, помимо «золотой классики джаза», играет много оригинальной авторской музыки, написанной в конце XX и в XXI веке, только в консервативно-исторической стилистике полувековой давности. И даже исторические пьесы (Дюк Эллингтон, Василий Соловьёв-Седой или, страшно сказать, «Тихая ночь», написанная австрийским органистом Францем-Ксавером Грубером на Рождество 1818 года) поданы на альбоме в авторских, современных аранжировках. В теории ожидаешь обратного (всё-таки именно Петербург славится как цитадель джазового консерватизма), но, как учит нас Иоганн Вольфганг фон Гёте, «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».
Именно это зелёное-презелёное древо жизни и является источником жизненной силы петербургского оркестра. Да, общая стилистика выдержана в исторических тонах, но импровизаторы при этом полны сил, энтузиазма, знаний и умения, и играют они так, как играют в XXI веке. А импровизаторы тут есть очень сильные, даже если не брать в расчёт приглашённых звёзд, хотя не взять их в расчёт никак не получится: на альбоме трижды солирует Игорь Бутман — два раза на теноре, другой на сопрано, да ещё два раза солирует на флюгельгорне и один раз — на вибрафоне глава С.-Пб. Джаз-филармонии Давид Голощёкин, что альбому «способствовало много к украшенью» (А.С.Грибоедов). Сильно импровизируют оба лидера (Сергей — то есть, простите, Серж — Богданов на баритоне, жаль что мало, всего дважды за альбом, а Кирилл Бубякин — на альте, во вполне удовлетворяющих слушателя количествах). Крепко солируют и другие участники, а единственное соло барабанщика Егора Крюковских вкупе с его надёжной ансамблевой работой заставляет поверить, что в Петербурге наконец-то вырос следующий, после давно перебравшегося в Москву Александра Машина, сильный джазовый барабанщик.
Наконец, общий саунд. Не секрет, что оркестры у нас чаще всего записывают средне. Некоторые суперпрофессиональные московские оркестры, работающие при мощных организациях с собственными отличными студиями, на своих записях звучат при этом как в сарае в 1971 году, до введения ГОСТов, пастеризации молока и обязательного мытья рук. Не секрет и то, что при перечислении хороших современных студий в России Петербургскую студию грамзаписи называют крайне редко. «А вот поди ж ты, любезный читатель!» (Ф.М.Достоевский). Альбом звучит мощно, живо, оркестровый баланс плотнейший, соло выделены изящно — детально читаются, но не торчат, у звуковой картинки есть ощутимая, но не перерастянутая панорама и упругое, плотное, но не раздутое басовое основание, и при этом отчётливо читается объём студии — живой и свежий, не замазанный искусственной реверберацией. Поздравления звукоинженерам альбома (запись — Кира Малевская и Алексей Барашкин, сведение — Борис Рубекин, мастеринг — Никита Иванов-Номан).
Отдельный репертуарный плюс оркестра — широкое использование авторской музыки музыкантов из Петербурга. Музыканты не «давят» из себя собственные сочинения (хотя наверняка таковые зреют в глубинах оркестра), но играют (шесть треков из десяти!) сочинения живущего в Нью-Йорке басиста-ленинградца Руслана Хаина, перебравшегося в Москву трубача Александра Беренсона и общего для всего петербургского джаза Учителя — легендарного Геннадия Гольштейна. Нешаблонный, сильный и вызывающий уважение ход.
В общем, в России родился и подтвердил своё рождение сильной работой в звукозаписи новый отличный оркестр. Будем следить за его развитием!
(c) 2012 ArtBeat Music
10 tks
(саксофоны: КириллБубякин– альт-и сопрано-саксофоны, флейта, Серж Богданов – баритон-саксофон, бас-кларнет, Мария Арт – альт-саксофон (2-8,10), Андрей Блинчевский – альт-саксофон, флейта (1,9), Юрий Богатырев – тенор-саксофон, Вячеслав Ипатов – тенор-саксофон; трубы: Роман Рожков, Сергей Марголин, Алексей Дмитриев, Роман Квачев; тромбоны: Константин Семенов, Александр Козлов, Павел Цыганков, Валентин Пацюк; ритм-секция: Андрей Зимовец – рояль, Николай Затолочный – контрабас, Григорий Воскобойник – контрабас (1,9), Егор Крюковскиx – ударная установка; Специальные гости: Игорь Бутман – тенор-саксофон (1,10), сопрано-саксофон (6), Давид Голощекин – флюгельгорн (2,5), вибрафон (6).
обзор предоставлен "Клубом Алексея Козлова"
Мы почти смирились с тем, что жанр музыки к кино и для кино перестал быть актуальным для сегодняшних меломанов. Столпы жанра покинули сцену, преданные поклонники переключились на более модные ныне альтернативные команды типа Gang Starr и ...
Этот альбом, если в двух словах, посвящен раннему блюзу и рэгтайму. Но никогда ничего подобного мне еще слышать и писать о таком не приходилось. Блюз, адаптированный для детей, если опять-таки в двух словах, только других - вот суть этой работы. ...
В 2000 году «Jazz-Квадрат» опубликовал рецензию на альбом американского музыканта Ричарда Бливаса Walk the Bike. Как и другие журнальные материалы, в прошлом году она заняла свое место на сайте … и попалась на глаза автору того ...
Сочетание авангардного джаза с этнической музыкой - блюдо острое и не всем может прийтись по вкусу. Но настоящие гурманы, например, те, кому нравится творчество известной Саинхо Намчылак, наверняка заинтересуются и этим альбомом. Здесь тоже на ...
Впервые наши читатели познакомились с этим составом в 2007 году, когда появился альбом Salesny / Schabata / Preuschl + Herbert Joos, на котором австрийское трио записалось с немецким трубачом Хербертом Йоосом. Как видите, через пять лет ...
Да, странная обложка у этого альбома – одновременно мрачная и притягательная: две дамы с черепами вместо голов, а за ними повешенные на деревьях птички и зверюшки. Непроизносимое название проекта пресс-релиз MoonJune Records рекомендует ...
Название этого блюзового ансамбля вроде бы ясно указывает на стилистику, в которой он работает. Но Delta в названии может иметь отношение и к одноименной американской авиакомпании, т.е. «Летуны из «Дельты», по аналогии с известным ...
Место рыжеволосой белой королевы блюза, казалось бы, на веки-вечные закреплено за Джэнис Джоплин, но не переводятся дерзкие и талантливые претендентки на ее место на блюзовом Олимпе. Тереза Джеймс уже достаточно давно штурмует эту вершину, и в ...
Итальянскому композитору и барабанщику Франческо Кузе вполне можно присвоить титул «человека с тысячью лиц». The Beauty And The Grace – третий альбом, а The Assassins – третий проект Кузы, который мне довелось услышать, и ...
Прослушав On А Mission, хочется, уподобившись хулиганистому тинейджеру, взять баллончик с краской и размашисто вывести на стене, пусть и сетевой: джаз-рок жив! Нью-йоркский квартет The Avengers, заимствовавший название и оформление обложки у ...
Проект The Bluesmasters появился в 2007 году. Его идея принадлежала известному блюзовому гитаристу и продюсеру Тиму Такеру. Он задумал The Bluesmasters как серию совместных выступлений и записей маститых ветеранов блюза и талантливых молодых ...
Первый CD-альбом известного российского сетевого проекта, созданного в 2004 году исключительно ради творческого досуга участников. Но музыканты в нем собрались весьма серьезные – и вот некий итог их пути. Диск хочется назвать эзотерическим: ясность ...