Само название Jazz Philharmonic Orchestra как бы намекает нам, что оркестр работает при Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки, а значит — работает в консервативной парадигме, воспроизводя традиции невозвратного джазового прошлого, а не устремляясь к каким бы то ни было новым горизонтам — тем более, храни Дюк, новаторским. Прослушивание диска с первых же минут звучания подтверждает, что так оно всё и есть. И, в принципе, до конца последнего — десятого — трека ничто и не изменит этого впечатления. Да, это джазовый консерватизм в своей чистейшей форме. Но!
Это очень сильный оркестр, и это очень хороший альбом. Консерватизм — он ведь может быть скучен, замшел и дрябл. И, заметим, слишком часто именно таков и бывает. Но в данном случае мы имеем дело с иным консерватизмом. Этот консерватизм молод, мускулист, здоров и зубаст. Я даже рискнул бы ввести новое понятие: в данном случае мы даже не с консерватизмом имеем дело. Это — джазовый фундаментализм. А фундаментализм, как известно нам на некоторых примерах из современной истории, может быть очень даже мускулист и зубаст.
Интересно, что подобные проекты возникли параллельно в двух городах: такой же консервативно-фундаменталистский оркестр работает и в Москве, только Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова несколько последовательнее, потому что он не принадлежит никакой организации и, следовательно, работает вообще из чистейшей любви к искусству (как ни странно встретить такое в растленной Москве). Оркестр Джаз-филармонии же, появившись на свет в культурной столице России, всё же принадлежит государственному (точнее, городскому) учреждению. В остальном два оркестра сильно схожи: оба работают недавно (около трёх лет), во главе обоих стоят молодые лидеры (в случае с петербургским оркестром это саксофонисты Кирилл Бубякин и Сергей Богданов, которого в буклете альбома кокетливо именуют Серж), да и составы обоих оркестров сплошь молодёжные — немногие в них далеко перевалили за «тридцатник».
Принципиальное различие вот какое: московский оркестр — репертуарный, он готовит и исполняет программы исторических партитур из давних джазовых эпох, играя джазовую классику в точности по классическим оркестровкам далёкой эры. А петербургский оркестр, помимо «золотой классики джаза», играет много оригинальной авторской музыки, написанной в конце XX и в XXI веке, только в консервативно-исторической стилистике полувековой давности. И даже исторические пьесы (Дюк Эллингтон, Василий Соловьёв-Седой или, страшно сказать, «Тихая ночь», написанная австрийским органистом Францем-Ксавером Грубером на Рождество 1818 года) поданы на альбоме в авторских, современных аранжировках. В теории ожидаешь обратного (всё-таки именно Петербург славится как цитадель джазового консерватизма), но, как учит нас Иоганн Вольфганг фон Гёте, «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».
Именно это зелёное-презелёное древо жизни и является источником жизненной силы петербургского оркестра. Да, общая стилистика выдержана в исторических тонах, но импровизаторы при этом полны сил, энтузиазма, знаний и умения, и играют они так, как играют в XXI веке. А импровизаторы тут есть очень сильные, даже если не брать в расчёт приглашённых звёзд, хотя не взять их в расчёт никак не получится: на альбоме трижды солирует Игорь Бутман — два раза на теноре, другой на сопрано, да ещё два раза солирует на флюгельгорне и один раз — на вибрафоне глава С.-Пб. Джаз-филармонии Давид Голощёкин, что альбому «способствовало много к украшенью» (А.С.Грибоедов). Сильно импровизируют оба лидера (Сергей — то есть, простите, Серж — Богданов на баритоне, жаль что мало, всего дважды за альбом, а Кирилл Бубякин — на альте, во вполне удовлетворяющих слушателя количествах). Крепко солируют и другие участники, а единственное соло барабанщика Егора Крюковских вкупе с его надёжной ансамблевой работой заставляет поверить, что в Петербурге наконец-то вырос следующий, после давно перебравшегося в Москву Александра Машина, сильный джазовый барабанщик.
Наконец, общий саунд. Не секрет, что оркестры у нас чаще всего записывают средне. Некоторые суперпрофессиональные московские оркестры, работающие при мощных организациях с собственными отличными студиями, на своих записях звучат при этом как в сарае в 1971 году, до введения ГОСТов, пастеризации молока и обязательного мытья рук. Не секрет и то, что при перечислении хороших современных студий в России Петербургскую студию грамзаписи называют крайне редко. «А вот поди ж ты, любезный читатель!» (Ф.М.Достоевский). Альбом звучит мощно, живо, оркестровый баланс плотнейший, соло выделены изящно — детально читаются, но не торчат, у звуковой картинки есть ощутимая, но не перерастянутая панорама и упругое, плотное, но не раздутое басовое основание, и при этом отчётливо читается объём студии — живой и свежий, не замазанный искусственной реверберацией. Поздравления звукоинженерам альбома (запись — Кира Малевская и Алексей Барашкин, сведение — Борис Рубекин, мастеринг — Никита Иванов-Номан).
Отдельный репертуарный плюс оркестра — широкое использование авторской музыки музыкантов из Петербурга. Музыканты не «давят» из себя собственные сочинения (хотя наверняка таковые зреют в глубинах оркестра), но играют (шесть треков из десяти!) сочинения живущего в Нью-Йорке басиста-ленинградца Руслана Хаина, перебравшегося в Москву трубача Александра Беренсона и общего для всего петербургского джаза Учителя — легендарного Геннадия Гольштейна. Нешаблонный, сильный и вызывающий уважение ход.
В общем, в России родился и подтвердил своё рождение сильной работой в звукозаписи новый отличный оркестр. Будем следить за его развитием!
(c) 2012 ArtBeat Music
10 tks
(саксофоны: КириллБубякин– альт-и сопрано-саксофоны, флейта, Серж Богданов – баритон-саксофон, бас-кларнет, Мария Арт – альт-саксофон (2-8,10), Андрей Блинчевский – альт-саксофон, флейта (1,9), Юрий Богатырев – тенор-саксофон, Вячеслав Ипатов – тенор-саксофон; трубы: Роман Рожков, Сергей Марголин, Алексей Дмитриев, Роман Квачев; тромбоны: Константин Семенов, Александр Козлов, Павел Цыганков, Валентин Пацюк; ритм-секция: Андрей Зимовец – рояль, Николай Затолочный – контрабас, Григорий Воскобойник – контрабас (1,9), Егор Крюковскиx – ударная установка; Специальные гости: Игорь Бутман – тенор-саксофон (1,10), сопрано-саксофон (6), Давид Голощекин – флюгельгорн (2,5), вибрафон (6).
обзор предоставлен "Клубом Алексея Козлова"
Великий польский ученый Николай Коперник изменил представление людей об окружающем их мире, предложив гелиоцентрическую картину мира. Он, как писали современники, «остановил Солнце и привел в движение Землю». Нью-йоркский поэт и философ ...
Переиздание второго по счету в дискографии Коперника альбома Victim Of The Sky, в ходе которого был выполнен ремастеринг старых записей, изданных ранее только на виниле, хорошо передает дух времени и круг тем, волновавших Джозефа Смалковски (он же ...
Музыку французского композитора Эрика Сати (1866-1925) можно сравнить с вином того сорта, которое набирает лучший вкус только после длительной выдержки. Современник Дебюсси и Равеля, он был значительно менее известен широкой публике при жизни. Между ...
Новейший, четвертый по счету альбом Дэнниса Джонса My Kinda Blues вышел, как и все предыдущие, на лейбле Blue Rock Records – Дэннис верен фирме, которая первой поверила в его талант и поддержала в уже относительно далеком 2003 году молодого ...
Dice Factory – дебютный альбом одноименного джазового квартета из Лондона. Ансамбль этот образовался в 2009 году, основали его саксофонист Том Челленджер и пианист Джордж Фогель. Вскоре к ним присоединились басист Том Фармер и барабанщик Джон ...
Альбом Across The Sky – плод совместного творчества трех представителей европейской фри-джазовой сцены – тенор-саксофониста из Амстердама, американца по происхождению Джона Дайкмэна, немецкого барабанщика Клауса Кугеля (целый ряд ...
Альбом «Никитский бульвар» – первый сольный проект Дмитрия Илугдина: лауреата молодежной премии «Триумф», пианиста и композитора, автора музыки ко многим телефильмам, арт-директора московского клуба «Союз композиторов». Илугдин отлично известен ...
Музыку, как известно, очень трудно, практически невозможно описать словами. Именно поэтому часто приходится прибегать к сравнениям. В данном случае я бы выбрал такой вариант: представьте себе играющих в трио Джими Хендрикса, Рика Уэйкмэна и, скажем, ...
Озорная игра с переменой мест в словах двух сдвоенных букв Z и S помогает уже на уровне обложки этого очень элегантно оформленного в черно-белой «фортепьянной» гамме альбома понять, какого рода музыка вас ждет. Не знаю, кому принадлежит ...
Под рекорд-лейблом «ArtBeat» вышел новый музыкальный продукт – альбом Феликса Лахути «UniversaLove», музыка в пространстве, близком композициям Чика Кореа, Пэта Мэтини и «Weather Report». Основная идея альбома – безграничность вселенской любви, ...
Так уж сложилось, что контакты нашего сайта с итальянским джазом до сих пор были связаны в первую очередь с музыкантами и лейблами с севера Апеннин. И вот, в виде нескольких альбомов, - первое знакомство с авангардным по преимуществу джазом, ...
Альбом известного композитора и продюсера Гарри Вольнова, несмотря на слово «Poetic» в названии, является чисто инструментальным проектом – с той особенностью, что все пьесы навеяны стихами классика «серебряного века» Николая Степановича Гумилева ...