Само название Jazz Philharmonic Orchestra как бы намекает нам, что оркестр работает при Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки, а значит — работает в консервативной парадигме, воспроизводя традиции невозвратного джазового прошлого, а не устремляясь к каким бы то ни было новым горизонтам — тем более, храни Дюк, новаторским. Прослушивание диска с первых же минут звучания подтверждает, что так оно всё и есть. И, в принципе, до конца последнего — десятого — трека ничто и не изменит этого впечатления. Да, это джазовый консерватизм в своей чистейшей форме. Но!
Это очень сильный оркестр, и это очень хороший альбом. Консерватизм — он ведь может быть скучен, замшел и дрябл. И, заметим, слишком часто именно таков и бывает. Но в данном случае мы имеем дело с иным консерватизмом. Этот консерватизм молод, мускулист, здоров и зубаст. Я даже рискнул бы ввести новое понятие: в данном случае мы даже не с консерватизмом имеем дело. Это — джазовый фундаментализм. А фундаментализм, как известно нам на некоторых примерах из современной истории, может быть очень даже мускулист и зубаст.
Интересно, что подобные проекты возникли параллельно в двух городах: такой же консервативно-фундаменталистский оркестр работает и в Москве, только Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова несколько последовательнее, потому что он не принадлежит никакой организации и, следовательно, работает вообще из чистейшей любви к искусству (как ни странно встретить такое в растленной Москве). Оркестр Джаз-филармонии же, появившись на свет в культурной столице России, всё же принадлежит государственному (точнее, городскому) учреждению. В остальном два оркестра сильно схожи: оба работают недавно (около трёх лет), во главе обоих стоят молодые лидеры (в случае с петербургским оркестром это саксофонисты Кирилл Бубякин и Сергей Богданов, которого в буклете альбома кокетливо именуют Серж), да и составы обоих оркестров сплошь молодёжные — немногие в них далеко перевалили за «тридцатник».
Принципиальное различие вот какое: московский оркестр — репертуарный, он готовит и исполняет программы исторических партитур из давних джазовых эпох, играя джазовую классику в точности по классическим оркестровкам далёкой эры. А петербургский оркестр, помимо «золотой классики джаза», играет много оригинальной авторской музыки, написанной в конце XX и в XXI веке, только в консервативно-исторической стилистике полувековой давности. И даже исторические пьесы (Дюк Эллингтон, Василий Соловьёв-Седой или, страшно сказать, «Тихая ночь», написанная австрийским органистом Францем-Ксавером Грубером на Рождество 1818 года) поданы на альбоме в авторских, современных аранжировках. В теории ожидаешь обратного (всё-таки именно Петербург славится как цитадель джазового консерватизма), но, как учит нас Иоганн Вольфганг фон Гёте, «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».
Именно это зелёное-презелёное древо жизни и является источником жизненной силы петербургского оркестра. Да, общая стилистика выдержана в исторических тонах, но импровизаторы при этом полны сил, энтузиазма, знаний и умения, и играют они так, как играют в XXI веке. А импровизаторы тут есть очень сильные, даже если не брать в расчёт приглашённых звёзд, хотя не взять их в расчёт никак не получится: на альбоме трижды солирует Игорь Бутман — два раза на теноре, другой на сопрано, да ещё два раза солирует на флюгельгорне и один раз — на вибрафоне глава С.-Пб. Джаз-филармонии Давид Голощёкин, что альбому «способствовало много к украшенью» (А.С.Грибоедов). Сильно импровизируют оба лидера (Сергей — то есть, простите, Серж — Богданов на баритоне, жаль что мало, всего дважды за альбом, а Кирилл Бубякин — на альте, во вполне удовлетворяющих слушателя количествах). Крепко солируют и другие участники, а единственное соло барабанщика Егора Крюковских вкупе с его надёжной ансамблевой работой заставляет поверить, что в Петербурге наконец-то вырос следующий, после давно перебравшегося в Москву Александра Машина, сильный джазовый барабанщик.
Наконец, общий саунд. Не секрет, что оркестры у нас чаще всего записывают средне. Некоторые суперпрофессиональные московские оркестры, работающие при мощных организациях с собственными отличными студиями, на своих записях звучат при этом как в сарае в 1971 году, до введения ГОСТов, пастеризации молока и обязательного мытья рук. Не секрет и то, что при перечислении хороших современных студий в России Петербургскую студию грамзаписи называют крайне редко. «А вот поди ж ты, любезный читатель!» (Ф.М.Достоевский). Альбом звучит мощно, живо, оркестровый баланс плотнейший, соло выделены изящно — детально читаются, но не торчат, у звуковой картинки есть ощутимая, но не перерастянутая панорама и упругое, плотное, но не раздутое басовое основание, и при этом отчётливо читается объём студии — живой и свежий, не замазанный искусственной реверберацией. Поздравления звукоинженерам альбома (запись — Кира Малевская и Алексей Барашкин, сведение — Борис Рубекин, мастеринг — Никита Иванов-Номан).
Отдельный репертуарный плюс оркестра — широкое использование авторской музыки музыкантов из Петербурга. Музыканты не «давят» из себя собственные сочинения (хотя наверняка таковые зреют в глубинах оркестра), но играют (шесть треков из десяти!) сочинения живущего в Нью-Йорке басиста-ленинградца Руслана Хаина, перебравшегося в Москву трубача Александра Беренсона и общего для всего петербургского джаза Учителя — легендарного Геннадия Гольштейна. Нешаблонный, сильный и вызывающий уважение ход.
В общем, в России родился и подтвердил своё рождение сильной работой в звукозаписи новый отличный оркестр. Будем следить за его развитием!
(c) 2012 ArtBeat Music
10 tks
(саксофоны: КириллБубякин– альт-и сопрано-саксофоны, флейта, Серж Богданов – баритон-саксофон, бас-кларнет, Мария Арт – альт-саксофон (2-8,10), Андрей Блинчевский – альт-саксофон, флейта (1,9), Юрий Богатырев – тенор-саксофон, Вячеслав Ипатов – тенор-саксофон; трубы: Роман Рожков, Сергей Марголин, Алексей Дмитриев, Роман Квачев; тромбоны: Константин Семенов, Александр Козлов, Павел Цыганков, Валентин Пацюк; ритм-секция: Андрей Зимовец – рояль, Николай Затолочный – контрабас, Григорий Воскобойник – контрабас (1,9), Егор Крюковскиx – ударная установка; Специальные гости: Игорь Бутман – тенор-саксофон (1,10), сопрано-саксофон (6), Давид Голощекин – флюгельгорн (2,5), вибрафон (6).
обзор предоставлен "Клубом Алексея Козлова"
«Hammer Klavier Trio – это сам современный джаз, то, чем он живет и дышит сегодня» - так начинает liner notes к альбому Rocket in the Pocket Ховард Мандель. Оценка весьма лестная, особенно если учесть, что ее дал столь авторитетный ...
Мы привыкаем к предметам, которые нас окружают. Мы прикипаем душой к домашним любимцам – кошкам, собакам, попугайчикам. Мы любим своих родных – маму, жену, детей. Но у всего сущего на земле есть свой срок. Надо ли присутствовать при ...
Седьмой (!) сольный инструментальный альбом известного композитора и гитариста Игоря Бойко «Всё может быть» – абсолютно законченное по музыкальному и эмоциональному изложению сочинение, включающее 11 пьес. Сам автор называет большинство композиций ...
Ах, какой славный альбом для начала Блюзового Нового Года! Тут, конечно, есть некоторая натяжка, ведь Diamonds And Stones поступил в продажу 4 декабря года прошедшего, но, уверен, многие услышат его впервые именно в 2013-м, как это и случилось со ...
Есть блюзовые альбомы, где сразу обращаешь внимание на мастерство одного музыканта – иногда это вокалист, иногда гитарист, часто – гитарист и вокалист в одном лице, реже – харпер. Lather Rinse Repeat от команды Jason Vivone & the ...
музыкальный стиль: авангард, академическая музыка, третье течение
Второй альбом московской авант-проговой группы Jazzator записан в московском культурном центре «ДOM» – отсюда и название. Сведен на этот раз в Берлине, а выпущен – Фондом Алексея Козлова «ArtBeat». Так что в этом смысле по сравнению с предыдущим ...
Автор проекта специально приурочил выпуск этого альбома ко дню Святого Валентина, 14 февраля 2014 года. Очевидно, это его подарок всем влюбленным. Готовился он долго и тщательно. Все записи для Quiet Time были сделаны почти семь лет назад – в ...
Хотя на обложке альбома стоит дата «2012», новый альбом Джона Стейна Bing Bang Boom! только –только, 26 февраля уже этого, 2013 года, поступил в продажу. Американский гитарист, чьи работы регулярно рецензируются на наших страницах, ...
Если можно говорить о мэтрах современного женского джазового вокала, то Джуди Сильвано, безусловно, принадлежит к их числу. И альбом Indigo Moods может подтвердить этот тезис как нельзя лучше. Это особый альбом, особая веха на творческом пути ...
Гэри Престон и Анита Бонковски, участники трио KingmiXers, - заметные фигуры на блюзовой сцене Западного побережья Канады. Живут они в Виктории, столице провинции Британская Колумбия и уже давно играют вместе блюз, добившись известности, как на ...
Новый сетевой альбом минской группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» записывался в мае 2012 года в музее-мастерской известного белорусского скульптора Заира Азгура. Как мне кажется, название этого проекта составлено из инициалов ...
Альбом с лукаво-ироничным названием «Усялякае» («Всякое») появился на белорусском сетевом лейбле HAZE в 2012 году. По контенту он является логическим продолжением Pasiarod, другого сетевого проекта группы интуитивной ...