Главная »
книги
»
Андрей Патаракин (Энди Таккер) - Время, Джаз-дзен, Блюз или Мантры натощак и не только
Андрей Патаракин (Энди Таккер) - Время, Джаз-дзен, Блюз или Мантры натощак и не только
07.07.2013
Осторожно пробуя ногой зыбкую почву, я вновь берусь за рецензирование книги поэзии. И «виновником» тому вновь является подмосковный автор, в далеком прошлом (увы!) рок-музыкант, барабанщик, навсегда взявший с собой в литературное путешествие прозвище из тех времен наряду с подлинным именем: Андрей Патаракин – Энди Таккер. В 2008 году, когда Jazz-Квадрат еще существовал в бумажном обличье, мне довелось писать о второй по счету книге Андрея «Джаз-дзен для мертвых и живых». Сегодня этот текст естественным образом перешел на сайт jazzquad.ru и доступен для всех желающих с ним ознакомиться.
Именно поэтому я не буду здесь повторять краткую биографическую информацию об авторе. Но, как и раньше, именно принадлежность (с натяжкой) к общему поколению, вступавшему во взрослую жизнь в конце 60-х – начале 70-х годов, во многом общие вкусы, формировавшиеся в тот период, любовь к музыке, ставшей мощным источником свежего воздуха в достаточно затхлой общественной атмосфере, общие флюиды, формировавшие систему ценностей и противодействующие холуйской гибкости позвоночника, позволяют мне надеяться на надежность компаса, с которым я двигался сквозь поэтические строчки Андрея Патаракина (Энди Таккера).
Новая книга, появившаяся спустя шесть лет после «Джаз-дзен для мертвых и живых», - четвертая (чуть было не написал в дискографии) для Андрея. Трудно, однако, удержаться от других музыкальных аналогий: в терминологии музыки, которую мы оба любили, я бы сравнил ее с альбомом типа Greatest Hits или Best Of…Значительную часть книги составили избранные стихи из предыдущих книг: «В поисках обретенного времени» (2005) – стихи 1970-2005 годов, «Джаз-дзен для мертвых и живых» (2007) – стихи 2005 – 2006 годов, «Блюз как диагноз» (2008) – стихи 2006 – 2008 годов. При этом, в отличие от упомянутых выше компиляционных альбомов, составлявшихся и издававшихся, как правило, лейблами, с целью выжать побольше из имен музыкантов, находящихся на пике популярности, в данном случае сам автор отобрал для этой книги те вещи, которые представляются ему самыми важными и дорогими. Но рецензент чуть лукавит в этом сравнении. Дело в том, что в новой книге Андрея Патаракина есть еще один, и не маленький, раздел. Называется он «Из послекнижия» и составлен из стихов, родившихся в 2008 – 2009 годах и ранее не издававшихся. Так что, эта часть книги – то ли, как это модно сейчас говорить, пилотный проект к будущей книге, куда войдут и более поздние стихи (а они, я знаю, у Андрея есть), то ли просто творческий отчет автора о работе за определенный период времени.
Период этот, надо сказать, был для автора знаковым: в 2009 году Андрею Патаракину исполнилось 60. Понятно, в этом возрасте редко круто меняют творческие приоритеты. Вот и основные мотивы стихов Андрея, и часто короткая, квази-восточная форма, в которую они выливаются, насколько можно судить по данной книге, не меняются на протяжении всей жизни. Но меняется с годами сам автор, и его взгляд на некоторые вечные темы тоже меняет свой ракурс. Вот как, к примеру, писал о любви (а я думаю, что это именно о любви) ранний Таккер:
Часы идут, и каждый шаг
Раскалывает время на две части,
И остаются сзади торосы прошлого,
А будущее впереди.
Я знаю только его имя,
Дрожащее у губ,
Как бабочка на привязи,
Как огонек свечи
На сквозняке…
А вот так попозже:
Привычно и уютно, отдышавшись после
Любви, расслабиться в постели, покурить вдвоем,
Быть чуточку умней, чем Буриданов ослик,
И помолчать, но каждый – о своем…
И совсем недавно:
Здесь тень твоя ласкала стол,
И стулья и кровать, паркетный пол,
Комод, обшарпанные стены.
Боюсь помять воспоминание о тени.
Здесь память, сны обняв мои из плоти и крови,
Живет. Здесь очень тесно от любви…
Блюз явственно звучит во многих стихах Андрея, не только взятых из соответствующей книги. Минор вообще соответствует настроению его поэзии, грусть, память о прошлом постоянно присутствуют в поэтических строчках. Новую книгу он посвятил памяти очень рано, в 27 лет ушедшего брата. В 2013-м с той черной даты минуло тридцать лет, но притупившаяся боль остается болью, и не дает покоя брату, оставшемуся жить. Это тоже очень блюзовое чувство. Попробуйте включить старые акустические блюзы – Ледбелли, Блайнд Лемон Джефферсона или Бесси Смит – и вы увидите, как идеально лягут на эту музыку такие строчки:
Двадцать пять лет назад
Зачем-то умер мой брат.
Лет уже десять во сне
Он не приходит ко мне.
Так нелегко одному
Жить без него по уму…
Или такая, очень знакомая, и в то же время очень блюзовая зарисовка:
Бомжи со шлейфами из разных ароматов –
Живые персонажи стародавних драм,
Спросонок тихо переругиваясь матом,
С полотен Босха сходят по утрам…
Влияние восточной философии – и по форме многих стихов, и во взгляде на природу, и в осмыслении собственного бытия – тоже достаточно очевидно. Что же касается джаза, то он «запрятан» заметно глубже, выглядывая порой между строчек. Если попытаться повторить «блюзовый» эксперимент, то ни жестко-ритмичный фанк-фьюжн, ни патриархальный диксиленд, ни замкнутый на себя боп, здесь, на мой взгляд, не дадут желаемого эффекта. Лучшим фоном для стихов Андрея, по-моему, могла бы стать современная импровизационная музыка, авангард с его алеаторикой, гармонической и ритмической свободой самовыражения. Вот прислушайтесь:
Уже – не явь, еще – не сон,
А только зыбкость пограничья,
И тишина звучит непрозаично
Сама с собою в унисон…
А вот еще две «этнические» по форме и очень «наши» по содержанию импровизации:
Смотрю в окошко.
Ночь. Снежинки.
Ни ангела…
Синица – в одной руке,
В другой – журавль.
На небо не хватило рук…
И, наконец, memento mori. Тема неизбежного для всех конца проходит рефреном через очень многие строки Андрея Патаракина. Здесь чрезвычайно легко скатиться к банальностям. Но Андрей, не без помощи опять-таки дзен-фатализма, находит свой взгляд и на этот вечный вопрос:
О будущем нет смысла врать,
И жизнь свою – импровизацию
На тему «быть, а не казаться»
Красиво постараюсь доиграть.
Вот такая книга. Не возьмусь за выставление каких-либо оценок чисто литературного свойства стихам Андрея Патаракина, не могу судить о том, под чьим влиянием складывалось его творчество или к какому направлению его можно отнести. Знаю только, что у этого человека есть свой голос, свои, выстраданные, а не заимствованные мысли. Тот факт, что его предыдущие книги попадали в список наиболее востребованных поэтических работ в сетевом магазине OZON, убеждает в том, что так думаю не я один. Мне кажется, и эта книга у Андрея получилась. А достоинства стихов в новой работе замечательно подчеркнуты очень стильным и близким по духу поэзии автора оформлению и иллюстрациям Евгении Котляровой (как написал мне Андрей, это дочь художницы, оформлявшей «Блюз как диагноз» - любопытная и не тривиальная преемственность). Остается только пожелать книге – побольше читателей, автору – здоровья и новых стихов!
Андрей Патаракин (Энди Таккер)
Время, Джаз-дзен, Блюз или Мантры натощак и не только
«Готика», 2013
Леонид Аускерн
стиль джаз
автор Леонид АУСКЕРН
страна Россия
Расскажи друзьям:
Ещё из раздела книги
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, ...
Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие ...
«Джаз в новом тысячелетии – живой и здравствующий» - так оптимистично назвал свою книгу журналист и писатель из Техаса Рик Митчелл. Рик пишет о музыке уже более сорока лет. Он является автором уже трех увидевших свет книг, ...
Список ста лучших джазовых альбомов за всю фонографическую историю джаза впервые был опубликован в августовском 2006 года номере британского журнала Jazzwise. При всей условности подобных отборов, этот список быстро стал для многих любителей джаза ...
|