Камерный зальчик, пианино средней степени paccтроенности. Исполнитель,который почему-то - CTOИТ, а не сидит за инструментом и исполняет джазовые стандарты в крайне анти-академичной манере.
Звучат произведения вполне знакомые, некоторые - до тошноты. Даже прочитать названия без зевоты невозможно: Yesterday; Summertime, I wanna be loved by you, но то, КАК это сделано, повергает в недо- умение. Затем - интригует. А затем - когда ты более-менее начинаешь верить своим ушам - с каждой нотой напоминает тебе какую-то удивительную игру, правила которой написал сам музы кант - Сергей Пукст.
Всегда существует проблема ВПИСАННОСТИ и ВПИСЫВАЕМОСТИ неординарных исполнителей вi рамки каких-либо стилей и направлений. С этим связана причина их относительного «неуспеха», поскольку у людей отсутствует КОД УЗНАВАНИЯ. Разрушены клише бопа или джаза. Собственно, рецепт своей музыки Сергей Пукст раскрыл сам, давая пояснения по ходу одного из концертов: «Я вполне нормально исполняю левую руку и голос, но то, что делает правая рука, как раз и ломает унылую стройность донельзя замыленных эвер- гринов".
Пукст имеет отчетливую джазовую родословную - это исполнители раннего бопа, которые бескомпромиссно ворвались в мир традиционного джаза. Разумеется, они были приняты в штыки старыми мастерами. Пукста тоже принимают далеко не все. Многие из джазовых новичков были самоучками. В известной степени это относится и к Сергею.
Наш герой придерживается мнения, что систематическое джазовое образование губит саму живую основу джаза, и в доказательство этого тезиса он разработал индивидуальный, внятный, веский и нервно-паралитический стиль.- панк-джаз.
Исходя из его следующих слов, вопрос понимания его музыки и целевая аудитория остаются для Сергея полной загадкой.
«У меня пару лет назад был концерт в рамках международной программы «Ночь Музеев». Очень угарное было выступленние. Пришло довольно много людей, в основном - молодые люди где-то до 25 лет. Но после концерта гримерка заполнилась какими-то консерваторскими бабушками с внуками: "Илюша мне сказал, что он не просто там по клавишам рыпает, он очень хорошо играет»... И мы начали на память фотографироваться! Я - в окружении бабушек и их академических внуков!».
Экспрессивность его исполнения временами производит впечатление полной неподготовленности, тем не менее, его концерт в Академии музыки имел колоссальный успех.
"Я полагаю, что именно людям, плотно связанным с музыкой, интересна и притягательна, не побоюсь этого слова, НАГЛОСТЬ, с которой я обращаюсь с тем, что для них забронзовело и покрылось патиной и паутиной. С другой стороны, они, как никто другой, чувствуют: то, что я делаю, не случайно».
Интересно, подумала я, ЧТО Сергей Пукст скажет на ЭТО? И задала вопрос, который вылился в «панк- интервью»:
Сергей, многим (да и тебе самому) кажется, что твой стиль («панк- джаз", как ты его определяешь) на данный момент уникальный. Но - была же (!), была фигура в джазе, делавшая аналогичные вещи! Почти единственная! Это - Жако Пасториус. Не случайно Стэнли Кларк назвал его «Сидом Вишесом джаза». Да и сам Пасториус признался в интервью одному журналу : «Я - панк из Флориды, уличный мальчишка. В течение десяти лет я называл свою музыку панк-джазом", пока эта музыка не появилась в Англии".
Сергей Пукст: Жако Пасториус - это не панк- джаз. Я - панк джаз. И понятие это само по себе очень объемное, очень широкое. Мо-о-ожет быть, где-то еще есть какой-то нигилистический джазмэн, но... Просто тут - вопрос неизбежности, невозможности выбора. Есть нигилистическая составляющая, которая идет от того, что у меня - НЕТ джазовой культуры, я НЕ ЗНАЮ джазовой последовательности, благодаря которой можно обыграть любой стандарт... Это - вопрос джазового образования... И поэтому у меня - собственные способы выкручивания из ситуации, и эти способы я постигал сам. Кому-то они могут показаться радикальными, резкими, малопонятными и могут оставить ощущение полного неумения играть на инструменте... После меня это ощущение остается как после никого! И это, я считаю, - моя заслуга...
Твоя фишка...
Можно так сказать. На самом деле, у человека создается полное ощущение свободы. Свободы - да не- свободы!Ялюблю повторять Ингмара Бергмана: любая импровизация должна быть идеально подготовленной! Существуют моменты импровизационные, да. Но - как только ты начинаешь играть ПО-НАСТОЯЩЕМУ импровизационно - ты моментально теряешь мысль. Это - вопрос логики. У меня есть масса знакомых, которые прекрасно знают, КАК идет развитие любой темы, ЧЕМ надо заканчивать, ГДЕ делать кульминацию и т.п. Любой джазовый музыкант это знает! А я этого - НЕ ЗНАЮ... И в этом мой плюс.
А ты ХОЧЕШЬ это знать?
Поскольку я слушаю джаз, то стараюсь находить в джазе то, что отлично, а не то, что - сходно. Я не вывожу правил, а очень люблю людей, которые как раз таки эти правила в джазе ломают... В этом плане такие исключительно классические концепции, как кул-джаз - это все мимо! Все - не для меня. Да, это - красиво. И даже оригинально. Но - нет динамики, хот-джаза... Тут: джаз - и классика, джаз - и еще что-то... Мне это неинтересно. Когда Чик Кореа врезает в импровизацию кусок из Рахманинова - это НЕ ДЖАЗ. Для меня ВОТ ЭТО с джазом не ассоциируется. К сожалению. А когда я слушаю Чарлза Паркера, Гиллеспи, вообще - ранних боперов, которые начинали в те времена, - вот там я понимаю: у людей (именно на раннем этапе) происходит ОТКРЫТИЕ, и эта вот ШЕРОХОВАТОСТЬ открытия - она для меня очень важна... Когда человек впервые что-то находит, нащупывает, само это прикосновение - оно уже очень много несет в себе. Когда начинают потом нещадно эксплуатировать, развивать эту плодотворную идею, то на самом деле сразу становится слышно, что - КУЛЬТУРА ЗВУКА совершенно другая, она превращается в «прикультуреннук», прибранную уже... Они же все это изучили! Представляете себе, что есть академия, где Чарлза Паркера разобрали по нотам?! Уже Чарлзов Паркеров штампуют в Америке! В вузах! Ну и что? Приблизились они к Чарлзу Паркеру?! Я думаю, это чисто протестантский подход к делу: взять - и расчленить, разложить, и вроде бы понять, в чем секрет...
...Это - обычный метод массовой культуры.
Да-да. Можно сказать и так. Но ведь бессмысленно пытаться растиражировать Чарлза Паркера! Чарлз Паркер - это постоянное движение, это - фиксация. Как в даосизме: «Нельзя ни на чем концентрироваться»... Такая же история и с ним происходит. Что касается меня - я в себе тоже провоцирую именно ДВИЖЕНИЕ. Движение мысли. Потому что - на самом деле... (Смущенно.) Я говорю о таких вещах - ВНУТРЕННИХ - сейчас... Такого типа мелодий, музыки, которая является РЕЗУЛЬТАТОМ МЫСЛИ, ее очень немного. По-настоящему плодотворное зерно - оно очень небольшое в каждом произведении. И у меня тоже. Я хоть стараюсь, чтобы таких зерен было побольше в каждой композиции. Стремлюсь достичь какой-то уникальности... Понимаю, что это - невозможно, что ГДЕ-ТО ЧТО-ТО КОГДА-ТО уже игралось. Но тут - вопрос уже не в том, чтобы быть абсолютно оригинальным, а в том, что нужно быть ТАКИМ, каким МНЕ НУЖНО. И я использую любые средства - и даже те, которые были до меня - но я должен быть ИМЕННО ТАКИМ!
Ты хочешь сказать, что когда исполняешь ту или иную свою вещь, ясно видишь тот самый «свет в конце туннеля», который притягивает тебя, и на который ты ведешь своего слушателя?
Свет в конце туннеля в моем исполнении возникает там, где возникает НЕРЕГУЛЯРНОСТЬ: как только ломается квадрат и прерывается КРУГЛОСТЬ какая-то, округлость произведения, мелодии... То есть: как только у меня играется консонанс - можно считать, что это провал... Мной руководит всегда сильная тяга к обострению, к музыкальному напряжению, комбинации звуков, которая ни в коем случае не должна звучать проходно! Можно даже в принципе бросить тему, не развивать, можно оставить, законсервировать звуковую комбинацию и - просто ее послушать, вслушаться! Я часто ловлю себя на мысли, что играю СЛИШКОМ БЫСТРО. Люди просто не успевают услышать то, что когда-то услышал я...
Для этой твоей «шероховатости», «нерегулярности», о которых ты говоришь, неплохо бы придумать некий термин, облегчить работу критикам, обозначать, так сказать, флажком: «явление Пукста», к примеру, как в физике...
Подозреваю, что в условиях современной массовой культуры это придется делать именно так К сожалению, все привыкли к «флажкам», «инди», «нео-хард-боп-джаз»... Какой-то КРИТИКАНТСКИЙ термин обязательно должен быть придуман. Но я думаю (и знаю!), что за этими словами (и в это верю!) - стоит достаточно большая культура, и, возможно, даже НЕ ИМЕЮ ПРАВА придумывать некий абсолютно новый термин, потому что тут я как раз не новатор, за этим уже стоит большой джазовый авторитет - боповский, когда традиционный джаз сменился хард-боповым. И то, что Луис Армстронг пропел: «Смерть би-бопу..» - это не случайно. Он ненавидел боперов! Его колбасило ужасно, когда при нем называли Диззи Гиллеспи. Он, как представитель настоящего традиционного джаза, все это отвергал. И я в этом плане - на стороне боперов.
Культура, которая стоит у тебя за плечами, - на кого ты опираешься?
Чарлз Паркер, я уже говорил, Диззи Гиллеспи, конечно, и, как ни странно, как ни ПАРАДОКСАЛЬНО, - я опираюсь на совершенно удивительного, универсального человека, такого, как Дюк Эллингтон, который нашел в себе силы уже в престарелом возрасте взять - и все- таки сыграть с Колтрейном: тот уже был представителем совершенно новой, следующей джазовой формации! Есть люди, по-своему всеобъемлющие и уникальные. Почему у Эллингтона получилось? Да потому что он - это была ДВИЖУЩАЯСЯ ВЕЛИЧИНА, он НИКОГДА не застывал. Он всегда шел вперед, отталкиваясь от обстоятельств, и это - то, за что можно в принципе уважать музыкальную личность. Это - то качество, которое я хочу сохранить и развить в себе.
Ты считаешь, что твой джаз можно популяризовать? Что он может быть доходчивым?
Под определенным соусом - ДА, поскольку я всегда стремлюсь к ясной и относительно емкой мелодии. Пусть даже - нестандартной, неудобной, резкой... Но я уверен (!), что это легко можно популяризировать, поскольку эта джазовая сладость, джазовая слабость, «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ» ужасно надоел уже, и мне страшно представить, как он надоест в будущем...
А какое будущее - у твоей музыки? Не загонишь ли ты сам себя в рамки постоянного обновления? Это ведь очень напряженно, даже - изнурительно?
Да, хотя... Ну, не так много я еще сделал в плане джаза... Я не скажу, что у меня вышло три-четыре альбома. У меня есть определенное количество ремиксов, стандартов, определенные вещи, которые играются в моем стиле. Я стараюсь их исполнять. А вообще - у моей музыки есть будущее до тех пор, пока в ней присутствует человеческая, звериная ЛЮБОВЬ К ЗРИТЕЛЮ, с помощью которой я стараюсь донести самого себя. Это и диссонанс, и разлад, который происходит во мне самом... Да, конечно, на самом деле эта музыка - трудная, и моя скромная задача - просто увеличить на один, на два, на пять человек число тех людей, которые будут способны (и которые заболеют!) восприятием трудной музыки НАКОНЕЦ-ТО! То есть, когда они научатся все-таки УМЕТЬ СЛУШАТЬ... Пусть они не будут любить меня, пусть я буду у них каким-то определенным этапом, ступенькой к тому, чтобы, так скажем, диапазон восприятия у человека расширился, - для меня это очень важно. Может быть, я говорю очень абстрактно, но - тем не менее...
И последний вопрос: музыка для тебя - это мыслительный процесс или скорее эмоциональный? Что ты предполагаешь больше отдать слушателю - мысли или чувства?
С помощью чувства я каждый раз планирую донести мысль. Потому что через чувства на каком-то подсознательном, эмоциональном и энергетическом, не побоюсь этого слова, уровне я собираюсь вколачивать... ну, не вколачивать (смеется) - ВНЕДРЯТЬ свою идею.
"Минский зритель очень тепло принял польских музыкантов... Свободная и романтичная музыка польского трио завораживала и создавала медитативное пространство, погружаясь в которое напрочь забываешь о мирских проблемах... От минского слушателя польские ...
"Черный" парижанин Джеки Террассон - джазмен одновременно и европейский, и американский. Европейский по рождению, месту жительства и особому музыкальному шарму, а американский по настроению и стилю. И это сочетание притягивает к нему внимание коллег ...
Аркадий Эскин родился в апреле 1939 года в Харькове. Джаз начал играть в возрасте 13 лет в составе ресторанного ансамбля, когда еще учился в школе. Позже часто и надолго выезжал в Москву, где работал на "бирже", то есть каждый вечер в составе разных ...
Пианист Мэтью Шипп впервые познакомился с клавиатурой рояля в возрасте пяти лет. Было это в Уилмингтоне, штат Делавэр, где он родился. С 1984 года он стал частью нью-йоркского джазового мира, и частью весьма заметной. Шипп сотрудничает с Дэвидом ...
Пианист Фред Херш одинаково успешно играет в последние годы как соло, так и в различных составах. Его последний сольный альбом для "Nonesuch Records" под названием "Let Yourself Go" демонстрирует отменную технику пианиста в сочетании с тонким ...
Для легендарного джазового музыканта Рэмзи Льюиса 2005-й год стал годом значительных вех, как в жизненном, так и в творческом плане. В 2005-м Рэмзи отметил 50-летие работы в шоу-бизнесе, выпустил свой 71-й альбом, причем это был первый альбом в ...
За немецкой джазовой органисткой Барбарой Деннерлайн я "гонялся" с тех пор, как три года назад она приезжала в Ереван с единственным концертом. Тогда встретиться не удалось. На сей раз, благодаря компьютерной связи, все оказалось легче. Два месяца ...
Японская пианистка и композитор Кейко Матсуи – из тех музыкантов, которые не нуждаются в представлении. Потому что ее музыку либо благоговейно почитают, либо не принимают вовсе. Столь выраженное неравнодушие – лучшая реклама для творца. В ...
Мне выпала счастливая возможность попасть на концерт этого исполнителя. О нем я узнала два года назад, когда Москву посетил со своим бэндом всемирно известный флейтист Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Чуть позже удалось послушать несколько альбомов этого ...
...Отыграл — подарил очередную программу "Simultaneamente" ("Одновременно") (с перерывом на антракт), вышел в фойе — простуженный, обессилевший. В уме нарисовалась забавная тенденция: за последние три года Ганелин приезжает в Беларусь третий раз, ...
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла под-робно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена – обычный рекламный трюк современного ...
Удивительное дело: с каждым годом джазовая часть международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" становится не только все более солидной, но и привлекает все больше публики. Вплоть до того, что больше привлечь уже и не в состоянии: ...