Камерный зальчик, пианино средней степени paccтроенности. Исполнитель,который почему-то - CTOИТ, а не сидит за инструментом и исполняет джазовые стандарты в крайне анти-академичной манере.
Звучат произведения вполне знакомые, некоторые - до тошноты. Даже прочитать названия без зевоты невозможно: Yesterday; Summertime, I wanna be loved by you, но то, КАК это сделано, повергает в недо- умение. Затем - интригует. А затем - когда ты более-менее начинаешь верить своим ушам - с каждой нотой напоминает тебе какую-то удивительную игру, правила которой написал сам музы кант - Сергей Пукст.
Всегда существует проблема ВПИСАННОСТИ и ВПИСЫВАЕМОСТИ неординарных исполнителей вi рамки каких-либо стилей и направлений. С этим связана причина их относительного «неуспеха», поскольку у людей отсутствует КОД УЗНАВАНИЯ. Разрушены клише бопа или джаза. Собственно, рецепт своей музыки Сергей Пукст раскрыл сам, давая пояснения по ходу одного из концертов: «Я вполне нормально исполняю левую руку и голос, но то, что делает правая рука, как раз и ломает унылую стройность донельзя замыленных эвер- гринов".
Пукст имеет отчетливую джазовую родословную - это исполнители раннего бопа, которые бескомпромиссно ворвались в мир традиционного джаза. Разумеется, они были приняты в штыки старыми мастерами. Пукста тоже принимают далеко не все. Многие из джазовых новичков были самоучками. В известной степени это относится и к Сергею.
Наш герой придерживается мнения, что систематическое джазовое образование губит саму живую основу джаза, и в доказательство этого тезиса он разработал индивидуальный, внятный, веский и нервно-паралитический стиль.- панк-джаз.
Исходя из его следующих слов, вопрос понимания его музыки и целевая аудитория остаются для Сергея полной загадкой.
«У меня пару лет назад был концерт в рамках международной программы «Ночь Музеев». Очень угарное было выступленние. Пришло довольно много людей, в основном - молодые люди где-то до 25 лет. Но после концерта гримерка заполнилась какими-то консерваторскими бабушками с внуками: "Илюша мне сказал, что он не просто там по клавишам рыпает, он очень хорошо играет»... И мы начали на память фотографироваться! Я - в окружении бабушек и их академических внуков!».
Экспрессивность его исполнения временами производит впечатление полной неподготовленности, тем не менее, его концерт в Академии музыки имел колоссальный успех.
"Я полагаю, что именно людям, плотно связанным с музыкой, интересна и притягательна, не побоюсь этого слова, НАГЛОСТЬ, с которой я обращаюсь с тем, что для них забронзовело и покрылось патиной и паутиной. С другой стороны, они, как никто другой, чувствуют: то, что я делаю, не случайно».
Интересно, подумала я, ЧТО Сергей Пукст скажет на ЭТО? И задала вопрос, который вылился в «панк- интервью»:
Сергей, многим (да и тебе самому) кажется, что твой стиль («панк- джаз", как ты его определяешь) на данный момент уникальный. Но - была же (!), была фигура в джазе, делавшая аналогичные вещи! Почти единственная! Это - Жако Пасториус. Не случайно Стэнли Кларк назвал его «Сидом Вишесом джаза». Да и сам Пасториус признался в интервью одному журналу : «Я - панк из Флориды, уличный мальчишка. В течение десяти лет я называл свою музыку панк-джазом", пока эта музыка не появилась в Англии".
Сергей Пукст: Жако Пасториус - это не панк- джаз. Я - панк джаз. И понятие это само по себе очень объемное, очень широкое. Мо-о-ожет быть, где-то еще есть какой-то нигилистический джазмэн, но... Просто тут - вопрос неизбежности, невозможности выбора. Есть нигилистическая составляющая, которая идет от того, что у меня - НЕТ джазовой культуры, я НЕ ЗНАЮ джазовой последовательности, благодаря которой можно обыграть любой стандарт... Это - вопрос джазового образования... И поэтому у меня - собственные способы выкручивания из ситуации, и эти способы я постигал сам. Кому-то они могут показаться радикальными, резкими, малопонятными и могут оставить ощущение полного неумения играть на инструменте... После меня это ощущение остается как после никого! И это, я считаю, - моя заслуга...
Твоя фишка...
Можно так сказать. На самом деле, у человека создается полное ощущение свободы. Свободы - да не- свободы!Ялюблю повторять Ингмара Бергмана: любая импровизация должна быть идеально подготовленной! Существуют моменты импровизационные, да. Но - как только ты начинаешь играть ПО-НАСТОЯЩЕМУ импровизационно - ты моментально теряешь мысль. Это - вопрос логики. У меня есть масса знакомых, которые прекрасно знают, КАК идет развитие любой темы, ЧЕМ надо заканчивать, ГДЕ делать кульминацию и т.п. Любой джазовый музыкант это знает! А я этого - НЕ ЗНАЮ... И в этом мой плюс.
А ты ХОЧЕШЬ это знать?
Поскольку я слушаю джаз, то стараюсь находить в джазе то, что отлично, а не то, что - сходно. Я не вывожу правил, а очень люблю людей, которые как раз таки эти правила в джазе ломают... В этом плане такие исключительно классические концепции, как кул-джаз - это все мимо! Все - не для меня. Да, это - красиво. И даже оригинально. Но - нет динамики, хот-джаза... Тут: джаз - и классика, джаз - и еще что-то... Мне это неинтересно. Когда Чик Кореа врезает в импровизацию кусок из Рахманинова - это НЕ ДЖАЗ. Для меня ВОТ ЭТО с джазом не ассоциируется. К сожалению. А когда я слушаю Чарлза Паркера, Гиллеспи, вообще - ранних боперов, которые начинали в те времена, - вот там я понимаю: у людей (именно на раннем этапе) происходит ОТКРЫТИЕ, и эта вот ШЕРОХОВАТОСТЬ открытия - она для меня очень важна... Когда человек впервые что-то находит, нащупывает, само это прикосновение - оно уже очень много несет в себе. Когда начинают потом нещадно эксплуатировать, развивать эту плодотворную идею, то на самом деле сразу становится слышно, что - КУЛЬТУРА ЗВУКА совершенно другая, она превращается в «прикультуреннук», прибранную уже... Они же все это изучили! Представляете себе, что есть академия, где Чарлза Паркера разобрали по нотам?! Уже Чарлзов Паркеров штампуют в Америке! В вузах! Ну и что? Приблизились они к Чарлзу Паркеру?! Я думаю, это чисто протестантский подход к делу: взять - и расчленить, разложить, и вроде бы понять, в чем секрет...
...Это - обычный метод массовой культуры.
Да-да. Можно сказать и так. Но ведь бессмысленно пытаться растиражировать Чарлза Паркера! Чарлз Паркер - это постоянное движение, это - фиксация. Как в даосизме: «Нельзя ни на чем концентрироваться»... Такая же история и с ним происходит. Что касается меня - я в себе тоже провоцирую именно ДВИЖЕНИЕ. Движение мысли. Потому что - на самом деле... (Смущенно.) Я говорю о таких вещах - ВНУТРЕННИХ - сейчас... Такого типа мелодий, музыки, которая является РЕЗУЛЬТАТОМ МЫСЛИ, ее очень немного. По-настоящему плодотворное зерно - оно очень небольшое в каждом произведении. И у меня тоже. Я хоть стараюсь, чтобы таких зерен было побольше в каждой композиции. Стремлюсь достичь какой-то уникальности... Понимаю, что это - невозможно, что ГДЕ-ТО ЧТО-ТО КОГДА-ТО уже игралось. Но тут - вопрос уже не в том, чтобы быть абсолютно оригинальным, а в том, что нужно быть ТАКИМ, каким МНЕ НУЖНО. И я использую любые средства - и даже те, которые были до меня - но я должен быть ИМЕННО ТАКИМ!
Ты хочешь сказать, что когда исполняешь ту или иную свою вещь, ясно видишь тот самый «свет в конце туннеля», который притягивает тебя, и на который ты ведешь своего слушателя?
Свет в конце туннеля в моем исполнении возникает там, где возникает НЕРЕГУЛЯРНОСТЬ: как только ломается квадрат и прерывается КРУГЛОСТЬ какая-то, округлость произведения, мелодии... То есть: как только у меня играется консонанс - можно считать, что это провал... Мной руководит всегда сильная тяга к обострению, к музыкальному напряжению, комбинации звуков, которая ни в коем случае не должна звучать проходно! Можно даже в принципе бросить тему, не развивать, можно оставить, законсервировать звуковую комбинацию и - просто ее послушать, вслушаться! Я часто ловлю себя на мысли, что играю СЛИШКОМ БЫСТРО. Люди просто не успевают услышать то, что когда-то услышал я...
Для этой твоей «шероховатости», «нерегулярности», о которых ты говоришь, неплохо бы придумать некий термин, облегчить работу критикам, обозначать, так сказать, флажком: «явление Пукста», к примеру, как в физике...
Подозреваю, что в условиях современной массовой культуры это придется делать именно так К сожалению, все привыкли к «флажкам», «инди», «нео-хард-боп-джаз»... Какой-то КРИТИКАНТСКИЙ термин обязательно должен быть придуман. Но я думаю (и знаю!), что за этими словами (и в это верю!) - стоит достаточно большая культура, и, возможно, даже НЕ ИМЕЮ ПРАВА придумывать некий абсолютно новый термин, потому что тут я как раз не новатор, за этим уже стоит большой джазовый авторитет - боповский, когда традиционный джаз сменился хард-боповым. И то, что Луис Армстронг пропел: «Смерть би-бопу..» - это не случайно. Он ненавидел боперов! Его колбасило ужасно, когда при нем называли Диззи Гиллеспи. Он, как представитель настоящего традиционного джаза, все это отвергал. И я в этом плане - на стороне боперов.
Культура, которая стоит у тебя за плечами, - на кого ты опираешься?
Чарлз Паркер, я уже говорил, Диззи Гиллеспи, конечно, и, как ни странно, как ни ПАРАДОКСАЛЬНО, - я опираюсь на совершенно удивительного, универсального человека, такого, как Дюк Эллингтон, который нашел в себе силы уже в престарелом возрасте взять - и все- таки сыграть с Колтрейном: тот уже был представителем совершенно новой, следующей джазовой формации! Есть люди, по-своему всеобъемлющие и уникальные. Почему у Эллингтона получилось? Да потому что он - это была ДВИЖУЩАЯСЯ ВЕЛИЧИНА, он НИКОГДА не застывал. Он всегда шел вперед, отталкиваясь от обстоятельств, и это - то, за что можно в принципе уважать музыкальную личность. Это - то качество, которое я хочу сохранить и развить в себе.
Ты считаешь, что твой джаз можно популяризовать? Что он может быть доходчивым?
Под определенным соусом - ДА, поскольку я всегда стремлюсь к ясной и относительно емкой мелодии. Пусть даже - нестандартной, неудобной, резкой... Но я уверен (!), что это легко можно популяризировать, поскольку эта джазовая сладость, джазовая слабость, «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ» ужасно надоел уже, и мне страшно представить, как он надоест в будущем...
А какое будущее - у твоей музыки? Не загонишь ли ты сам себя в рамки постоянного обновления? Это ведь очень напряженно, даже - изнурительно?
Да, хотя... Ну, не так много я еще сделал в плане джаза... Я не скажу, что у меня вышло три-четыре альбома. У меня есть определенное количество ремиксов, стандартов, определенные вещи, которые играются в моем стиле. Я стараюсь их исполнять. А вообще - у моей музыки есть будущее до тех пор, пока в ней присутствует человеческая, звериная ЛЮБОВЬ К ЗРИТЕЛЮ, с помощью которой я стараюсь донести самого себя. Это и диссонанс, и разлад, который происходит во мне самом... Да, конечно, на самом деле эта музыка - трудная, и моя скромная задача - просто увеличить на один, на два, на пять человек число тех людей, которые будут способны (и которые заболеют!) восприятием трудной музыки НАКОНЕЦ-ТО! То есть, когда они научатся все-таки УМЕТЬ СЛУШАТЬ... Пусть они не будут любить меня, пусть я буду у них каким-то определенным этапом, ступенькой к тому, чтобы, так скажем, диапазон восприятия у человека расширился, - для меня это очень важно. Может быть, я говорю очень абстрактно, но - тем не менее...
И последний вопрос: музыка для тебя - это мыслительный процесс или скорее эмоциональный? Что ты предполагаешь больше отдать слушателю - мысли или чувства?
С помощью чувства я каждый раз планирую донести мысль. Потому что через чувства на каком-то подсознательном, эмоциональном и энергетическом, не побоюсь этого слова, уровне я собираюсь вколачивать... ну, не вколачивать (смеется) - ВНЕДРЯТЬ свою идею.
Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления. Его композиции "Утро земли", "В пути", ...
Имея в виду дилемму, то и дело пенящуюся на гребне жарких околомузыкальных прений, способен ли хороший музыкант, не теряя профессионального уровня, успешно заниматься организованной деятельностью, можно смело утверждать, что Даниил Крамер способен. ...
Сегодня Юрий Кузнецов борется с репутацией Одессы как "джазовой провинции" Перед летней поездкой в Одессу я получила задание редакции: отыскать джазовую жизнь в Одессе. Нашла — на открывающем второй сезон "Клуба высокой музыки" концерте Юрия ...
Не так уж много у нас джазовых музыкантов и композиторов-полистилистов, которым ничто не чуждо и которые с равным успехом сочиняют и играют рок-оперы, джаз-рок, мэйнстрим и нью-эйдж. Представляем вам одного из них. Какая джаз-рок-фьюжн группа была ...
Меняются джазовые ветры, множатся джазовые школы, расширяется джазовая география, рождаются феноменальные импровизаторы. В сложном стилистическом лабиринте современного импровизационного искусства немудрено заблудиться и эксперту: джаз все время ...
В этом году на фестивале "Славянский базар" произошло невероятное событие: в составе жюри конкурса молодых исполнителей оказался знаменитый композитор и пианист Вячеслав Ганелин. Он не только судил, но и выступил в фестивальном джаз-клубе с почти ...
Среди польских джазовых музыкантов, которые концертировали в Минске, пианист Доминик Ваня – безусловный рекордсмен. Здесь он выступал раз шесть в составе различных коллективов. Прошлый год принес Доминику очередное пополнение званий и наград. К двум ...
Не могли бы вы рассказать о вашем музыкальном детстве в Бразилии? Мне повезло, ведь я выросла в очень музыкальной семье. Моя мать была классической пианисткой, обожавшей джаз, поэтому джаз всегда звучал в нашем доме. В те времена как раз ...
Кенни Баррон — один из тех,кого можно назвать "скромными звездами": он не рекламирует себя, за него говорят его блестящие композиции и мощный импровизационный стиль игры на фортепиано. Его место в истории джаза легко определить по его резюме, от ...
Лешек Можджер – человек многогранный и активный, сегодня он является одним из лидеров польской джазовой сцены. Это личность во многом уникальная, его жизнь необычайно насыщенна, он все время в движении, застать его на месте крайне сложно. ...
Разумеется, речь у нас пойдет не о притягательной силе языка древних римлян. Хотя без него, пожалуй, не возникло бы понятие «латинская культура» и мы не смогли бы говорить о постоянном взаимодействии с нею музыкальных направлений, возникавших в США. ...
Просто поразительно, как может музыкант, начавший свою карьеру с Cannonball Adderley, игравший 22 года с Диззи Гиллеспи, все еще не быть всемирно известным. Но таков Майк Лонго. Этот нью-йоркский пианист записал 16 сольных альбомов, его авторству ...