О нем уже давно не пишут и не говорят как о просто великолепном джазовом пианисте. Или только как об организаторе многочисленных джазовых событий в городе. Левон Малхасян - это «папа джаза», это - «дядь Лева», это «наш Малхас», наконец, это просто замечательный человек. Постоянно улыбающийся, постоянно готовый прийти всем на помощь, постоянно что-то организующий и решающий какие-то музыкальные и околому- зыкальные вопросы. Малхас - из тех людей, которых в городе знают все, от мала до велика, вне зависимости от того, связаны они с музыкой или нет. Малхас - это знак, это бренд, это явление в жизни Армении.
Джаз в Армении любят и играют с 1938 года, с тех самых пор, как в Армении был основан ГосДжаз-оркестр Армении п/у композитора Артемия Айвазяна. Кстати, эта дата и считается днем рождения армянского джаза. Ну а потом, лиха беда начало, джаз-коллективы в Ереване стали появляться как грибы после дождя - в институтах, на предприятиях, в ДК. Так вот, одним из первых и лучших комбо Армении середины 60-х стал квартет Левона «Малхаса» Малхасяна, организованный им при Институте иностранных языков. В него входили барабанщик Армен Тутунджян, басист Аксель Бакунц, саксофонист Александр Захарян и Малхасян на фортепиано. Этот квартет был звездой армянской сцены многие годы подряд.
Без него невозможно было представить ни одно молодежное мероприятие, ни один конкурс, ни один фестиваль в Ереване. В 70-х они объездили весь Советский Союз, выступали на фестивалях в Куйбышеве, Ярославле, Воронеже... Причем, нигде они не были просто участниками. Так на фестивале в Воронеже они завоевали главный приз, а сам Левон Малхасян был признан лучшим пианистом фестиваля. Его манере присущи экспрессивность и эмоциональность, а в его композициях слушатель всегда легко может чувствовать его натуру - широкую, яркую, открытую, немного бесшабашную. Но вот при общении с традиционной армянской музыкой он всегда деликатен, аккуратен и почтителен. Кстати, тогда в Воронеж они повезли революционную по тем временам программу, составленную из древних армянских церковных песнопений - шараканов, в собственной обработке. Программа была принята «на ура» жюри и слушателями.
Потом Александр Захарян переехал в Москву, Аксель Бакунц основал Колледж эстрадной и джазовой музыки, которым успешно руководит до сегодняшнего дня. Армен Тутунджян создал коллектив Chico & Friends, 2 сам Левон Малхасян занялся, так сказать, организацией джазовой жизни Еревана Он был основателем и первым Председателем ереванского джаз-клуба, одним из организаторов и арт-директором всех ереванских джазовых фестивалей...
После перестройки, в период последовавших за ней социальных, политических, военных, энергетических потрясений и катаклизмов джаз в Армении отошел на второй план. Но как только жизнь стала налаживаться и джазом, да и культурой вообще, вновь стали интересо! ваться, в столице снова гостеприимно распахнул свои двери «Поплавок». Это одна' из некогда популярных кафе города долгие годы прозябало и находилось в запустении. Но новые хозяева отстроили его заново, потом туда пришел Малхас вместе jco «своим» джазом, и кафе преобразилось, и теперь, чтобы провести там вечер, столик нужно заказывать за пару дней вперед - ведь там играют лучшие джазмены города. В «Поплавке» же проходили джэм-сешны с приезжими музыкантами - Игорем Бутманом, Чиком Кориа, Арменом Донеляном, Феликсом Лахути, Авишаи Коэном, New York Voices, Джеффом Баллардом, Аркадием Шилклопером, Сергеем Манукяном. Все они побывали в гостях у ереванских любителей джаза.
И всем этим беспокойным хозяйством много лет заведовал Малхас. Параллельно он организовывал Международные джазовые фестивали, на которые съезжались мировые звезды первой величины. А кроме того, занимался будущим армянского джаза - молодым поколением армянских джазмэнов. На всех мероприятиях, будь это концерт или фестиваль, он обязательно выпускал хотя бы один состав начинающих музыкантов. Именно благодаря такой его подвижнической деятельности в Ереване узнали пианиста Рубена Сатяна, квартет неоджаза INTO, джаз-рок секстет Art Voices...
При этом сам Левон Малхасян продолжает довольно активно музицировать - выступает на крупных концертах, фестивалях в качестве солиста в составе ГосДжаз- оркестра, с различными группами, выезжает на гастроли в Россию, Украину, Америку, Юго-Восточную Азию... Он частый гость на ТВ и радио, герой газетных и журнальных статей и даже снимается в клипах.
Несколько лет тому назад он стал Почетным гражданином Еревана, и руководством Республики Армения ему был вручен престижный орден Мовсеса Хоренаци за заслуги перед армянской культурой.
С огромным энтузиазмом любители джаза в позапрошлом году восприняли новость о том, что Левон Мал- хасян, наконец-то, выпустил свой дебютный (!!!) сольный альбом. Там он играет вместе с биг-бэндом и участниками лучшего армянского трио - басистом Никогаесом Варданяном, барабанщиком Александром Агамяном, а парочку композиций - вместе с лидером этого трио, лучшим на сегодняшний день армянским пианистом Ваагном Айрапетяном. Альбом включает в себя как стандарты, так и произведения армянских авторов, и называется без претензий, простенько, но со вкусом - «Малхас».
В самом начале прошлого года Левон Малхасян открыл новый джаз-клуб в Ереване - «Малхас» (естественно!) и перебрался из «Поплавка» туда. За ним потянулись все элитные слушатели и лучшие музыканты. Расположенный в самом центре столицы Армении, клуб этот являет собой место, где слушают музыку, общаются, встречаются, где можно увидеть кого угодно - от рядового любителя джаза до Президента Республики, который, кстати, очень любит джаз и достаточно частый гость на джаз-фестивалях и в джаз-клубах. А главное, вне зависимости от того, какой коллектив «дежурит» в клубе, сам Малхас обязательно на «боевом посту» и после полуночи, и до самого утра - всегда за клавишными.
Левон Паруйрович, а как, все-таки, все начиналось?
Левон Малхасян: Как везде. «Голос Америки», Уиллис Конновер, «джаз на ребрах», настоящие «фирменные» диски (по воспоминаниям многих музыкантов, причем, не только армянских, благодаря многочисленным родственникам на Западе достать «фирму» в Ереване было легче, чем даже в Москве - прим. автора), домашние концерты, извечные споры на кухне до одурения в духе «у кого техника выше - у Питерсона или Гарнера, чья ритм-группа лучше - Дюка или Каунта?» И все такое прочее.
Кстати, за все, что я знаю и умею в джазе - моя искренняя благодарность канадскому виртуозу. Это мой первый и последний кумир. В моей домашней коллекции были и есть все его записи на фирменных пластинках. Теперь все те же альбомы я имею и на лазерках (при этом винилы я тоже сохранил!). Творчество Оскара Питерсона я знаю наизусть и, чего греха таить, на начальном этапе многое у него перенял. Помню, однажды я на спор, будучи в Америке, устроил своеобразное «Угадай мелодию»: мне включали отрывок какой-то композиции в исполнении трио Питерсона продолжительностью в 1-2 минуты, и я безошибочно называл альбом, год записи, название композиции, состав исполнителей. Сейчас, конечно, многое, названия, например, я подзабыл, но вот продолжить играть за Питерсона, если вдруг остановят запись, я могу и сейчас. Конечно, потом были и другие увлечения, но Питерсон так и остался тем самым одним, единственным. Кстати, когда мы организовывали предпоследний фестиваль, я очень хотел пригласить его, хотя бы в качестве почетного гостя - уж очень хотелось пожать ему руку. Переговоры шли, но потом пришла весть о его тяжелой болезни...
А видите ли вы различия между сегодняшними музыкантами и джазмэнами вашего поколения?
Конечно! Молодежь сегодня образованная, технически и профессионально более подкованная. Все с консерваторским образованием. Прекрасно разбираются в стилях, направлениях, имеют огромное количество информации - сейчас ведь практически любой диск можно найти в ереванских магазинах, все наши FM-радиостанции и ТВ-каналы имеют джазовые передачи, так что слушай, учись, совершенствуйся сколько влезет. Мы же, в массе своей - самоучки, были лишены всего этого, жили в информационных потемках, шли вперед на ощупь. Но зато какой-то вот щедрости души, внутреннего жара, эмоций, а главное желания играть было гораздо больше. Сейчас все стали расчетливые, деловые, практичные. А мы были бессребниками, играли ради того, чтобы играть, для нас выступить перед слушателем было радостным и желанным событием. Мы играли на студенческих вечеринках просто так, то, что называется, «за кайф», ради милой улыбки слушательницы или благодарного кивка товарища. А сейчас мало кого вытащишь из дома, если бабок нету.
Да и сама музыка стала прагматичнее. Играют слишком сложно, иногда даже заумно, усложняют ради усложнения, чтобы показать себя, не думая о слушателях - ведь те приходят на концерт, чтобы получить удовольствие, а не головоломки разгадывать. Одним словом, мне кажется, что музыка теряет чувственность и эмоциональность, а заменяется это бездушной музыкальной акробатикой. По-моему, музыканты забыли, что главная задача музыканта - это доставить удовольствие слушателям. Entertainer - вот первое и основное предназначение джазмена.
Малхас-джан (я сам не заметил, как к середине разговора перешел на «ты»), давай от теории перейдем к практике. Представь, пожалуйста, сегодняшний армянский джаз.
Музыкантов в Ереване сегодня много, даже очень много. Играют самую разную музыку. Но я бы разделил их на две основные группы. Первая - это музыканты, которые просто играют, повторяют кого-то, копируют. Одним словом, не создают ничего своего. Это, так сказать, рабочие лошадки жанра - они играют каждый вечер в клубах, на презентациях, на корпоративных вечеринках, иногда концертируют и тем самым создают и поддерживают общий уровень джаза в Армении. И вторая группа, состоящая из музыкантов, которые пытаются создать что-то свое, новое и, конечно, за ними будущее армянского джаза. Многие из них работают с народной музыкой и народными инструментами. И я уверен, что им есть на что опираться в своем творчестве - армянский фолклор очень богат, и в нем можно найти достаточно материала для развития. Очевидно, не случайно, что сегодня в Ереване лучшими являются те коллективы, которые плотно и серьезно работают с армянским материалом. Хотя эго, конечно, не единственное условие успеха.
Что скажешь по поводу своего клуба?
Мой клуб набирает силу. У него явно хорошее будущее. Причем не только и не столько как лишь у питейного заведения. И я не имею в виду, что он ежевечерне забит под завязку. У меня уже есть договоренность с мэрией города открыть где- нибудь неподалеку от клуба, в центре Еревана, нечто вроде джазовой школы-студии для молодежи. Предполагаю разместить там музыкальную библиотеку и фонотеку, малую сцену для выступлений, репетиционный зал, студию звукозаписи, чтобы молодые музыканты могли без проблем учиться, заниматься, записываться и продвигать себя. Здесь же будет создан информационный центр, услугами которого смогут пользоваться все наши джазмэны, куда будет стекаться информация о фестивалях, концертах, откуда можно будет связываться с агентами и организаторами фестивалей и т.д. А в самое ближайшее время хочу, наконец-то, начать выпускать некое печатное издание. Это не будет журналом или газетой, а так что-то типа информационного листка, который будет распространяться в клубах, музыкальных магазинах, на концертах. А там, глядишь, и на полноценное издание перейдем. Одним словом, планов много. Да, еще ежегодные фестивали - в этом году есть хорошие задумки, постараемся опять привезти звезд первой величины. Т.е. если хотя бы половина из намеченного сбудется - значит джаз в городе будет звучать достаточно громко!
Предлагаем вашему вниманию интервью, недавно взятое у одного из ведущих питерских джазменов, которого давно и хорошо знают не только в его городе, но и во всей России и за рубежом. Андрей Кондаков ныне - арт-директор санкт-петербургского JFC-клуба, ...
Личность Игоря Бриля представляет интерес для всех, кто когда–либо интересовался "русским" джазом. Лауреат многих джазовых конкурсов, пианист и композитор — он всегда входил в число лидеров этого направления. Его композиции "Утро земли", "В пути", ...
Имея в виду дилемму, то и дело пенящуюся на гребне жарких околомузыкальных прений, способен ли хороший музыкант, не теряя профессионального уровня, успешно заниматься организованной деятельностью, можно смело утверждать, что Даниил Крамер способен. ...
Сегодня Юрий Кузнецов борется с репутацией Одессы как "джазовой провинции" Перед летней поездкой в Одессу я получила задание редакции: отыскать джазовую жизнь в Одессе. Нашла — на открывающем второй сезон "Клуба высокой музыки" концерте Юрия ...
Не так уж много у нас джазовых музыкантов и композиторов-полистилистов, которым ничто не чуждо и которые с равным успехом сочиняют и играют рок-оперы, джаз-рок, мэйнстрим и нью-эйдж. Представляем вам одного из них. Какая джаз-рок-фьюжн группа была ...
Меняются джазовые ветры, множатся джазовые школы, расширяется джазовая география, рождаются феноменальные импровизаторы. В сложном стилистическом лабиринте современного импровизационного искусства немудрено заблудиться и эксперту: джаз все время ...
В этом году на фестивале "Славянский базар" произошло невероятное событие: в составе жюри конкурса молодых исполнителей оказался знаменитый композитор и пианист Вячеслав Ганелин. Он не только судил, но и выступил в фестивальном джаз-клубе с почти ...
Среди польских джазовых музыкантов, которые концертировали в Минске, пианист Доминик Ваня – безусловный рекордсмен. Здесь он выступал раз шесть в составе различных коллективов. Прошлый год принес Доминику очередное пополнение званий и наград. К двум ...
Не могли бы вы рассказать о вашем музыкальном детстве в Бразилии? Мне повезло, ведь я выросла в очень музыкальной семье. Моя мать была классической пианисткой, обожавшей джаз, поэтому джаз всегда звучал в нашем доме. В те времена как раз ...
Кенни Баррон — один из тех,кого можно назвать "скромными звездами": он не рекламирует себя, за него говорят его блестящие композиции и мощный импровизационный стиль игры на фортепиано. Его место в истории джаза легко определить по его резюме, от ...
Лешек Можджер – человек многогранный и активный, сегодня он является одним из лидеров польской джазовой сцены. Это личность во многом уникальная, его жизнь необычайно насыщенна, он все время в движении, застать его на месте крайне сложно. ...
Разумеется, речь у нас пойдет не о притягательной силе языка древних римлян. Хотя без него, пожалуй, не возникло бы понятие «латинская культура» и мы не смогли бы говорить о постоянном взаимодействии с нею музыкальных направлений, возникавших в США. ...