nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Левон Малхасян - Малхас: явление в жизни

Левон Малхасян - Малхас: явление в жизни  О нем уже давно не пишут и не говорят как о просто великолепном джазовом пианис­те. Или только как об орга­низаторе многочисленных джазовых событий в городе. Левон Малхасян - это «папа джаза», это - «дядь Лева», это «наш Малхас», наконец, это просто замечательный че­ловек. Постоянно улыбаю­щийся, постоянно готовый прийти всем на помощь, постоянно что-то организу­ющий и решающий какие-то музыкальные и околому- зыкальные вопросы. Малхас - из тех людей, которых в городе знают все, от мала до велика, вне зависимости от того, связаны они с музыкой или нет. Малхас - это знак, это бренд, это явление в жиз­ни Армении.

Джаз в Армении любят и играют с 1938 года, с тех са­мых пор, как в Армении был основан ГосДжаз-оркестр Армении п/у композитора Артемия Айвазяна. Кстати, эта дата и считается днем рождения армянского джаза. Ну а потом, лиха беда нача­ло, джаз-коллективы в Ере­ване стали появляться как грибы после дождя - в инс­титутах, на предприятиях, в ДК. Так вот, одним из первых и лучших комбо Армении середины 60-х стал квартет Левона «Малхаса» Малхасяна, организованный им при Институте иностранных языков. В него входили ба­рабанщик Армен Тутунджян, басист Аксель Бакунц, саксо­фонист Александр Захарян и Малхасян на фортепиано. Этот квартет был звездой армянской сцены многие годы подряд.

Без него невоз­можно было представить ни одно молодежное меропри­ятие, ни один конкурс, ни один фестиваль в Ереване. В 70-х они объездили весь Советский Союз, выступали на фестивалях в Куйбыше­ве, Ярославле, Воронеже... Причем, нигде они не были просто участниками. Так на фестивале в Воронеже они завоевали главный приз, а сам Левон Малхасян был признан лучшим пианис­том фестиваля. Его манере присущи экспрессивность и эмоциональность, а в его композициях слушатель всегда легко может чувство­вать его натуру - широкую, яркую, открытую, немного бесшабашную. Но вот при общении с традиционной армянской музыкой он всег­да деликатен, аккуратен и почтителен. Кстати, тогда в Воронеж они повезли рево­люционную по тем време­нам программу, составлен­ную из древних армянских церковных песнопений - шараканов, в собственной обработке. Программа была принята «на ура» жюри и слушателями.

Потом Александр Захарян переехал в Москву, Аксель Бакунц основал Колледж эстрадной и джазовой музыки, которым успешно руководит до сегодняшнего дня. Армен Тутунджян создал коллектив Chico & Friends, 2 сам Левон Малхасян занялся, так сказать, организацией джазовой жизни Еревана Он был основателем и первым Председателем ереван­ского джаз-клуба, одним из организаторов и арт-дирек­тором всех ереванских джа­зовых фестивалей...


После перестройки, в пе­риод последовавших за ней социальных, политических, военных, энергетических потрясений и катаклизмов джаз в Армении отошел на второй план. Но как только жизнь стала налаживаться и джазом, да и культурой вообще, вновь стали интересо! ваться, в столице снова гостеприимно распахнул свои двери «Поплавок». Это одна' из некогда популярных кафе города долгие годы прозябало и находилось в запустении. Но новые хозяева отстроили его заново, потом туда пришел Малхас вместе jco «своим» джазом, и кафе преобразилось, и теперь, чтобы провести там вечер, столик нужно заказывать за пару дней вперед - ведь там играют лучшие джазмены города. В «Поплавке» же проходили джэм-сешны с приезжими музыкантами - Игорем Бутманом, Чиком Кориа, Арменом Донеляном, Феликсом Лахути, Авишаи Коэном, New York Voices, Джеффом Баллардом, Ар­кадием Шилклопером, Сер­геем Манукяном. Все они побывали в гостях у ере­ванских любителей джаза.

И всем этим беспокойным хозяйством много лет заве­довал Малхас. Параллельно он организовывал Междуна­родные джазовые фестива­ли, на которые съезжались мировые звезды первой величины. А кроме того, зани­мался будущим армянского джаза - молодым поколением армянских джазмэнов. На всех мероприятиях, будь это концерт или фестиваль, он обязательно выпускал хотя бы один состав начинающих музыкантов. Именно благодаря такой его под­вижнической деятельности в Ереване узнали пианиста Рубена Сатяна, квартет нео­джаза INTO, джаз-рок секс­тет Art Voices...

При этом сам Левон Мал­хасян продолжает довольно активно музицировать - вы­ступает на крупных концер­тах, фестивалях в качестве солиста в составе ГосДжаз- оркестра, с различными группами, выезжает на гас­троли в Россию, Украину, Америку, Юго-Восточную Азию... Он частый гость на ТВ и радио, герой газетных и журнальных статей и даже снимается в клипах.

Несколько лет тому назад он стал Почетным гражда­нином Еревана, и руководс­твом Республики Армения ему был вручен престижный орден Мовсеса Хоренаци за заслуги перед армянской культурой.

С огромным энтузиазмом любители джаза в позапрош­лом году восприняли но­вость о том, что Левон Мал- хасян, наконец-то, выпустил свой дебютный (!!!) сольный альбом. Там он играет вместе с биг-бэндом и участниками лучшего армянского трио - басистом Никогаесом Варданяном, барабанщиком Александром Агамяном, а па­рочку композиций - вместе с лидером этого трио, лучшим на сегодняшний день армян­ским пианистом Ваагном Айрапетяном. Альбом вклю­чает в себя как стандарты, так и произведения армян­ских авторов, и называется без претензий, простенько, но со вкусом - «Малхас».

В самом начале прошлого года Левон Малхасян открыл новый джаз-клуб в Ереване - «Малхас» (естественно!) и перебрался из «Поплав­ка» туда. За ним потянулись все элитные слушатели и лучшие музыканты. Распо­ложенный в самом центре столицы Армении, клуб этот являет собой место, где слушают музыку, общают­ся, встречаются, где можно увидеть кого угодно - от ря­дового любителя джаза до Президента Республики, ко­торый, кстати, очень любит джаз и достаточно частый гость на джаз-фестивалях и в джаз-клубах. А главное, вне зависимости от того, какой коллектив «дежурит» в клу­бе, сам Малхас обязательно на «боевом посту» и после полуночи, и до самого утра - всегда за клавишными.

Левон Паруйрович, а как, все-таки, все начи­налось?

Левон Малхасян: Как вез­де. «Голос Америки», Уиллис Конновер, «джаз на ребрах», настоящие «фирменные» диски (по воспоминаниям многих музыкантов, при­чем, не только армянских, благодаря многочисленным родственникам на Западе достать «фирму» в Ереване было легче, чем даже в Мос­кве - прим. автора), домаш­ние концерты, извечные споры на кухне до одурения в духе «у кого техника выше - у Питерсона или Гарне­ра, чья ритм-группа лучше - Дюка или Каунта?» И все такое прочее.

Кстати, за все, что я знаю и умею в джазе - моя искренняя благодар­ность канадскому виртуозу. Это мой первый и послед­ний кумир. В моей домаш­ней коллекции были и есть все его записи на фирмен­ных пластинках. Теперь все те же альбомы я имею и на лазерках (при этом винилы я тоже сохранил!). Творчест­во Оскара Питерсона я знаю наизусть и, чего греха таить, на начальном этапе мно­гое у него перенял. Помню, однажды я на спор, будучи в Америке, устроил своеоб­разное «Угадай мелодию»: мне включали отрывок ка­кой-то композиции в ис­полнении трио Питерсона продолжительностью в 1-2 минуты, и я безошибочно называл альбом, год записи, название композиции, со­став исполнителей. Сейчас, конечно, многое, названия, например, я подзабыл, но вот продолжить играть за Питерсона, если вдруг оста­новят запись, я могу и сейчас. Конечно, потом были и дру­гие увлечения, но Питерсон так и остался тем самым од­ним, единственным. Кстати, когда мы организовывали предпоследний фестиваль, я очень хотел пригласить его, хотя бы в качестве почетно­го гостя - уж очень хотелось пожать ему руку. Переговоры шли, но потом пришла весть о его тяжелой болезни...

А видите ли вы разли­чия между сегодняш­ними музыкантами и джазмэнами вашего по­коления?


Конечно! Молодежь се­годня образованная, техни­чески и профессионально более подкованная. Все с консерваторским образо­ванием. Прекрасно разби­раются в стилях, направ­лениях, имеют огромное количество информации - сейчас ведь практически любой диск можно найти в ереванских магазинах, все наши FM-радиостанции и ТВ-каналы имеют джазовые передачи, так что слушай, учись, совершенствуйся сколько влезет. Мы же, в мас­се своей - самоучки, были лишены всего этого, жили в информационных потем­ках, шли вперед на ощупь. Но зато какой-то вот щедрости души, внутреннего жара, эмоций, а главное желания играть было гораздо боль­ше. Сейчас все стали расчет­ливые, деловые, практичные. А мы были бессребниками, играли ради того, чтобы играть, для нас выступить перед слушателем было ра­достным и желанным собы­тием. Мы играли на студен­ческих вечеринках просто так, то, что называется, «за кайф», ради милой улыбки слушательницы или благо­дарного кивка товарища. А сейчас мало кого вытащишь из дома, если бабок нету.

Да и сама музыка стала праг­матичнее. Играют слишком сложно, иногда даже заумно, усложняют ради усложне­ния, чтобы показать себя, не думая о слушателях - ведь те приходят на концерт, чтобы получить удовольствие, а не головоломки разгадывать. Одним словом, мне кажется, что музыка теряет чувствен­ность и эмоциональность, а заменяется это бездушной музыкальной акробатикой. По-моему, музыканты за­были, что главная задача музыканта - это доставить удовольствие слушателям. Entertainer - вот первое и основное предназначение джазмена.

Малхас-джан (я сам не заметил, как к середине разговора перешел на «ты»), давай от теории перейдем к практике. Представь, пожалуйста, сегодняшний армянс­кий джаз.

Музыкантов в Ереване сегодня много, даже очень много. Играют самую раз­ную музыку. Но я бы разделил их на две основные группы. Первая - это музыканты, ко­торые просто играют, пов­торяют кого-то, копируют. Одним словом, не создают ничего своего. Это, так ска­зать, рабочие лошадки жанра - они играют каждый вечер в клубах, на презентациях, на корпоративных вечерин­ках, иногда концертируют и тем самым создают и под­держивают общий уровень джаза в Армении. И вторая группа, состоящая из музы­кантов, которые пытаются создать что-то свое, новое и, конечно, за ними будущее армянского джаза. Многие из них работают с народной музыкой и народными инс­трументами. И я уверен, что им есть на что опираться в своем творчестве - армянс­кий фолклор очень богат, и в нем можно найти достаточ­но материала для развития. Очевидно, не случайно, что сегодня в Ереване лучши­ми являются те коллективы, которые плотно и серьезно работают с армянским мате­риалом. Хотя эго, конечно, не единственное условие успеха.

Что скажешь по пово­ду своего клуба?

Мой клуб набирает силу. У него явно хорошее буду­щее. Причем не только и не столько как лишь у питей­ного заведения. И я не имею в виду, что он ежевечерне забит под завязку. У меня уже есть договоренность с мэрией города открыть где- нибудь неподалеку от клуба, в центре Еревана, нечто вро­де джазовой школы-студии для молодежи. Предполагаю разместить там музыкаль­ную библиотеку и фоноте­ку, малую сцену для выступ­лений, репетиционный зал, студию звукозаписи, чтобы молодые музыканты могли без проблем учиться, зани­маться, записываться и про­двигать себя. Здесь же будет создан информационный центр, услугами которого смогут пользоваться все наши джазмэны, куда бу­дет стекаться информация о фестивалях, концертах, откуда можно будет связы­ваться с агентами и органи­заторами фестивалей и т.д. А в самое ближайшее время хочу, наконец-то, начать выпускать некое печатное издание. Это не будет жур­налом или газетой, а так что-то типа информацион­ного листка, который будет распространяться в клубах, музыкальных магазинах, на концертах. А там, глядишь, и на полноценное издание перейдем. Одним словом, планов много. Да, еще ежегодные фестивали - в этом году есть хорошие задумки, постараемся опять привез­ти звезд первой величины. Т.е. если хотя бы половина из намеченного сбудется - значит джаз в городе будет звучать достаточно громко!

Беседовал Армен МАНУКЯН



JAZZ-KBAДPAT № 2'2007


стиль
джаз
автор
Армен МАНУКЯН
страна
Армения
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с пианистами, органистами, клавишниками

  • стиль: джаз, джаз
Аркадий Эскин родился в апреле 1939 года в Харькове. Джаз начал играть в возрасте 13 лет в составе ресторанного ансамбля, когда еще учился в школе. Позже часто и надолго выезжал в Москву, где работал на "бирже", то есть каждый вечер в составе разных ...
  • стиль: джаз, джаз
Пианист Мэтью Шипп впервые познакомился с клавиатурой рояля в возрасте пяти лет. Было это в Уилмингтоне, штат Делавэр, где он родился. С 1984 года он стал частью нью-йоркского джазового мира, и частью весьма заметной. Шипп сотрудничает с Дэвидом ...
  • стиль: джаз, джаз
Пианист Фред Херш одинаково успешно играет в последние годы как соло, так и в различных составах. Его последний сольный альбом для "Nonesuch Records" под названием "Let Yourself Go" демонстрирует отменную технику пианиста в сочетании с тонким ...
  • стиль: джаз, джаз
Для легендарного джазового музыканта Рэмзи Льюиса 2005-й год стал годом значительных вех, как в жизненном, так и в творческом плане. В 2005-м Рэмзи отметил 50-летие работы в шоу-бизнесе, выпустил свой 71-й альбом, причем это был первый альбом в ...
  • стиль: джаз, джаз
За немецкой джазовой органисткой Барбарой Деннерлайн я "гонялся" с тех пор, как три года назад она приезжала в Ереван с единственным концертом. Тогда встретиться не удалось. На сей раз, благодаря компьютерной связи, все оказалось легче. Два месяца ...
  • стиль: джаз, джаз
Японская пианистка и композитор Кейко Матсуи – из тех музыкантов, которые не нуждаются в представлении. Потому что ее музыку либо благоговейно почитают, либо не принимают вовсе. Столь выраженное неравнодушие – лучшая реклама для творца. В ...
  • стиль: джаз, джаз
Мне выпала счастливая возможность попасть на концерт этого исполнителя. О нем я узнала два года назад, когда Москву посетил со своим бэндом всемирно известный флейтист Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Чуть позже удалось послушать несколько альбомов этого ...
  • стиль: джаз, джаз
...Отыграл — подарил очередную программу "Simultaneamente" ("Одновременно") (с перерывом на антракт), вышел в фойе — простуженный, обессилевший. В уме нарисовалась забавная тенденция: за последние три года Ганелин приезжает в Беларусь третий раз, ...
  • стиль: джаз, джаз
В пресс-релизе нью-йоркского ансамбля клавишника Эдама Клиппла под-робно представлен весьма солидный послужной список лидера и его коллег, в котором почти отсутствуют так называемые "раскрученные" имена – обычный рекламный трюк современного ...
  • стиль: джаз, джаз
Удивительное дело: с каждым годом джазовая часть международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" становится не только все более солидной, но и привлекает все больше публики. Вплоть до того, что больше привлечь уже и не в состоянии: ...
  • стиль: джаз, джаз
Как "бывшие наши джазмены" чувствуют себя на родине джаза, какова их судьба, планы, возможности? Эти вопросы всегда волновали и любителей, и профессионалов от музыки. Сегодня вы имеете возможность заочно "пообщаться" с музыкантом, ранее прекрасно ...
  • стиль: джаз, джаз
Предлагаем вашему вниманию интервью, недавно взятое у одного из ведущих питерских джазменов, которого давно и хорошо знают не только в его городе, но и во всей России и за рубежом. Андрей Кондаков ныне - арт-директор санкт-петербургского JFC-клуба, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com