Фьюжн от "Троiцы" или радикальная белорусская культура
23.12.2012
Два года этно-трио ’Троща" не выступало в Минске с большими сольными концертами. За этот долгий период ожидания Иван Кирчук, Юрий Павловский и Юрий Дмитриев щедро расплатились с многочисленными почитателями своего творчества двухчасовым концертом вечером 29 октября 2006 года в концертном зале "Минск", в ходе которого музыка лилась со сцены практически непрерывно.
Интерес к концерту у минчан, изголодавшихся по живому звуку "Трощы", наблюдался изрядный. Зал был если и не набит битком, то зиял пустотами лишь на нескольких местах в наиболее дорогих рядах партера. Впрочем, по ходу концерта и эти места постепенно заполнились предприимчивыми обитателями галерки. Перед началом действа все с интересом поглядывали на сцену с уже подготовленными и терпеливо ожидающими своих владельцев предметами звукоизвлечения в количестве нескольких десятков, включая в это внушительное число разнообразные дуделки-сопелки Кирчука и перкуссионный арсенал Павловского. Внушительный ряд гитар Дмитриева добавлял энтузиазма тем, кто ожидал увидеть сегодня "Трощу" во всей красе. Оптимисты не ошиблись.
Появившись на сцене под аплодисменты публики, музыканты заняли свои места и сразу, не тратя времени на ритуальные раскланивания и вступительные слова, приступили к работе. Это слово я употребил не случайно. "Отработать" концерт можно по-разному. Музыканты "Трощы" на сцене именно работали, профессионально и красиво делали свое дело, и каждый в зале чувствовал, что работа у этих людей спорится, что взаимопонимание у них великолепное и дело свое они знают и любят. "Перекуров" в виде продолжительных бесед с залом не было. Даже фронтмэн группы Кирчук был в этот вечер не очень разговорчив. Да и само построение программы позволяло "Троще" ограничиться непосредственно музыкой. Перед каждой композицией теплый женский голос на хорошем белорусском языке как бы обозначал в одну-две фразы тему пьесы. Голос рассказывал о прошлом, далеком и не очень, о жизни, нравах, быте людей, живших и живущих между Неманом, Днепром и Двиной, о народе, людях, которые зовутся белорусами.
О том же, вслед за ним, говорила с залом и музыка. Один раз обладательница голоса появилась и на сцене. Это произошло, когда "Троща" исполняла состоящую из нескольких частей композицию "Казка" — этакий белорусский вариант истории про кота в сапогах, где главным героем выступал сметливый заяц-сват, который помогал влюбленным устроить свое счастье, преодолевая алчность потенциальной тещи. Сам Кирчук позволил себе прокомментировать ход программы только однажды: к тому времени уже отзвучала встреченная "на ура" известная композиция группы "Сем чарак гарэлки", и Иван Иваныч представил публике отысканную в одной из деревень на Белосточчине, в Польше, песню, герои которой собираются цедить ту самую "гарэлку" "ад панядзелка да панядзелка". Кирчук шутливо добавил, что еще несколько таких находок, и группа сможет записать целый тематический застольный альбом. Впрочем, он тут же заметил, что, по его наблюдениям, в Беларуси пьют поменьше, чем в других странах. Что ж, учитывая диапазон гастрольных маршрутов 'Трощы" и количество стран, где она побывала, пришлось поверить ему на слово.
А вот причины, по которым "Троща" является столь желанным гостем в дальних и ближних странах, были очевидными для всех собравшихся в концертном зале "Минск". Очень плотный звук, богатейшая, красочная сонористика, мощная энергетика, излучаемая в зал, динамичность, совершенно необычный вокал Кирчука, никак не помещающийся в рамки стандартного представления о пении, идущая от джаза импровизационность. Играет свою роль в общем впечатлении от сценического образа трио и облик ее лидера, необычное одеяние и толстовская борода которого придают ему нечто профетическое. Кирчук напоминает жреца некоего культа, отправляющего религиозную церемонию в окружении своих ассистентов.
В основе каждой композиции трио — народный белорусский мелос, старинные песни, добываемые в нату- ральных этнографических экспедициях в белорусскую глубинку. Но это — только фундамент. Я сознательно дал этим заметкам несколько провокационное название. Да, на мой взгляд, музыка 'Трощы" — это действительно фьюжн, сплав, в широком понимании этого английского термина. Она разительно не похожа ни на аутентичную этнику, ни на то, что изображают в белорусской поп-музыке многочисленные эпигоны "Песняров". В музыке "Трощы" можно расслышать и влияние американского кантри-блюза, и переклички с балканским фолк-джазом Бреговича-Кустурицы, и даже какие-то отголоски хасидских напевов — ниггуним. Да вдобавок и исполняется это все с использованием инструментов как классических, так и народных, причем опять-таки самого разнообразного этнического происхождения. Это музыка людей, живущих в XXI веке, в эпоху глобальной интеграции, и стремящихся, чтобы голос их народа не затерялся в общем хоре, чтобы он был услышан, понят и оценен. И говорят они со своим слушателем тоже на языке своего века, когда обостренный интерес к этническим корням сочетается с техническими и коммуникационными возможностями, предоставляемыми нашим непростым временем. По аналогии с тем, что делают в Нью-Йорке Джон Зорн и его единомышленники, я бы определил творчество 'Трощы", как феномен радикальной белорусской культуры.
Радикализм этот особого свойства. Он вбирает многое извне и отвергает только пошлость, пустоту и внешний глянец. ’Троща" не одинока в этом радикализме, есть и другие исполнители, интересно и плодотворно ищущие свои пути, но Кирчук и его коллеги представляются мне безусловными лидерами этого течения. Этно-трио вроде бы и не участвует в каких-то политических акциях, но уже само его творчество, его духовный авторитет ставят коллектив в оппозицию официозному искусству, тлетворному запаху гниения, идущему от обласканной вниманием власти попсовой эстрады. Концерт в зале "Минск" снимался первым каналом белорусского телевидения, но я очень сомневаюсь в его шансах получить прайм-тайм на местном телеэкране...
...Отыграв основную программу, "Троща" откликнулась на горячие аплодисменты публики "показательными выступлениями". Было исполнено несколько композиций из готовящегося к выпуску нового альбома группы. Для работы над этим проектом музыканты "Tpoiцы" привлекли целый ряд гостей. Один из них в этой части концерта присоединился к трио, превратив его, таким образом, в квартет с двумя гитарами. Что сказать о прозвучавшей музыке? Она несколько отличается от той, к которой уже приучены поклонники коллектива. Не сильно, но отличается. Музыка "Трощы" и раньше была акустико-электрической, но в исполненных пьесах "электричества" стало ощутимо побольше. Я не уверен, пойдет ли новая концепция на пользу, общий саунд стал более предсказуемым, что ли, начало размываться ощущение чуда, сопутствовавшее до того музыке группы. А вместо него стали появляться мысли, что нечто подобное где-то когда-то уже приходилось слышать. Впрочем, нельзя судить о будущем альбоме по нескольким сыгранным на концерте композициям. Кроме того, имеет место и естественный консерватизм слушателя: к новому надо привыкнуть, разобраться обстоятельнее, послушать пару-тройку раз. Да и на творческий эксперимент музыканты имеют полное право. Так что, будущий альбом будем ждать с нетерпением не меньшим, чем новых концертов этно-трио 'Троща".
Tuck and Patti уже выступали раньше в клубе Blue Note в Милане и вернулись сюда с хорошей вестью: недавно вышел их новый DVD под названием Tuck & Patti Live in Holland, который содержит 2 CDs – концертные записи их последних альбомов: Chocolate ...
О концертах Макферрина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всём мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
Человеческая память устроена весьма избирательно. Проводить покойного в последний путь обычно собирается много народу. По православным обычаям многие приходят потом и на девять дней, потом на сорок. А потом… потом память о человеке, как ...
Don`t Worry. К вам приехал Бобби МакФеррин. Be Happy Now. 12 мая 2005 года московский КЗ им. Чайковского встречал Бобба МакФеррина с программой, которую трудно назвать таковой, учитывая исполненные номера, включившие буквально всё – от оперных ...
Что еще должен сделать Бог, чтобы разбудить тебя? - думала я на концерте Кевина Махогани и Игоря Бутмана (март, 2005 г), - Да, пожалуй, уже ничего. Просто слушай джаз… Тогда-то я и поняла, что изменить монотонную жизнь, в которой не хватает ...
В заполненном до отказа зале рижского Дома Конгрессов с оглушительным успехом прошел концерт уникального джаз-оркестра, руководимого легендарным российским джазовым музыкантом Геннадием Гольштейном. Последний раз музыкант выступал на рижской сцене ...
Холодным мартовским вечером в Ереване произошло событие, достойное внимания всех любителей музыки: в помещении Дома журналистов открылся клуб авангардной фолк-музыки. Но— обо всем по порядку. Представлять Арто Тунчбояджана (Arto Tunçboyaciyan), я ...
Одним из самых значительных музыкальных событий марта в Нижнем Новгороде стал международный фестиваль "Триумф джаза" (16-17 марта 2006 года,Нижегородская Филармония им. Ростроповича, Кремлевский концертный зал). По масштабу и качеству он, с ...
"Единственный концерт в северной Европе" красуется на афишах. Это про Санкт-Петербург. С точки зрения индийской музыки – действительно всё равно. Петербуржцы ничем не хуже Европы в своей отдалённости от культурных традиций Востока – их тоже надо ...
7 марта в Одессе в рамках цикла концертов, организуемых "Клубом Высокой Музыки", состоялось совместное выступление двух замечательных пианистов -- Анатолия Кролла (Россия) и Юрия Кузнецова (Украина). Концерт носил название "Мы из Джаза". Как это ни ...
Так (в стилистике вестерна или крутого детектива!) обозначил сущность уникального дарования и статуса этого музыканта Владимир Фейертаг — гуру джаза. Он произнес это со сцены одесской филармонии, где проходил IV Международный "Джаз-карнавал в ...
Посетив с гастролями Киев, всемирно известный джазовый вокалист, сказал, что главное, что он увезет с собой - это вид на Днепр с обзорной площадки города. "Я не хочу делать фото, я знаю, что буду хранить это в памяти. Я могу забыть, где я видел ...