Elena Vashkevich and TransformerGroup - Jass in Clazzic. Time to speak
02.12.2012
Озорная игра с переменой мест в словах двух сдвоенных букв Z и S помогает уже на уровне обложки этого очень элегантно оформленного в черно-белой «фортепьянной» гамме альбома понять, какого рода музыка вас ждет. Не знаю, кому принадлежит идея этой игры – оформлявшему альбом знаменитому белорусскому художнику и дизайнеру Владимиру Цеслеру, автору проекта Елене Вашкевич или кому-то из команды «Ковчега», издавшего альбом, - но идея просто «на пять с плюсом»!
Именно так: джаз и классика, неразрывно переплетенные друг с другом. Так они звучали в зале Белгосфилармонии в Минске, где в 2011 году пианистка Елена Вашкевич и TransformerGroup давали концерт, запечатленный этим альбомом. Естественно, программа концерта была подобрана соответствующая.
Основу составили произведения двух композиторов – россиянина Николая Капустина и француза Клода Боллина. Капустин в свое время одиннадцать лет проработал в биг-бэнде Олега Лундстрема и его сочинения идеально иллюстрируют вышеприведенный тезис. На концерте Елена Вашкевич исполнила его «Прелюдию для фортепьяно», в дуэте с виолончелистом Алексеем Афанасьевым – «Элегию» и «Бурлеск», а вместе с еще одним пианистом, Александром Музыкантовым – парафраз на известную тему Диззи Гиллеспи Manteca. На мой вкус, как раз этот, небольшой по времени звучания номер, стал одним из главных украшений и концерта, и альбома. Мятежный и парадоксальный дух музыки Диззи, облеченный Капустиным в строгую академическую форму, вроде бы распадающуюся с каждым новым тактом, но удивительным образом остающуюся цельной, Елена и Александр передали просто блестяще.
Клод Боллин, композитор и актер, сочетает в своей музыке джаз и классику с истинно галльской легкостью и изяществом. Для концертной программы Елена Вашкевич и ее партнеры отобрали два отрывка из его «Сюиты для виолончели и джазового фортепьянного трио», а также самое объемное произведение концерта – двадцатитрехминутную «Сонату №1 для двух фортепьяно», также прозвучавшую с джазовой ритм-секцией. Игривая воздушность композиций Боллина, при неизменно безукоризненном исполнении музыкантами, удачно оттенила глубину сочинений Капустина. Елена Вашкевич и TransformerGroup наглядно продемонстрировали, сколь разным по настроению, подходу, идеям, может быть симбиоз джаза и академической музыки.
Ну, а в завершение концерта (и альбома) музыканты обратились к заокеанскому гению, творчество которого стало символом такого симбиоза – Джорджу Гершвину. Были исполнены, можно сказать, хиты этого направления - «Концертная фантазия на темы оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» замечательного композитора и скрипача Игоря Фролова, а также Rhapsody In Blue в транскрипции для джазового фортепьянного трио. Здесь слилось все – блеск музыки, яркость исполнения и, разумеется, - джаз и классика!
…Если бы стояла задача охарактеризовать эту работу одной фразой, то мой вариант был бы таков: очень красивый альбом. Во всех смыслах.
Переиздание второго по счету в дискографии Коперника альбома Victim Of The Sky, в ходе которого был выполнен ремастеринг старых записей, изданных ранее только на виниле, хорошо передает дух времени и круг тем, волновавших Джозефа Смалковски (он же ...
Музыку французского композитора Эрика Сати (1866-1925) можно сравнить с вином того сорта, которое набирает лучший вкус только после длительной выдержки. Современник Дебюсси и Равеля, он был значительно менее известен широкой публике при жизни. Между ...
Новейший, четвертый по счету альбом Дэнниса Джонса My Kinda Blues вышел, как и все предыдущие, на лейбле Blue Rock Records – Дэннис верен фирме, которая первой поверила в его талант и поддержала в уже относительно далеком 2003 году молодого ...
Dice Factory – дебютный альбом одноименного джазового квартета из Лондона. Ансамбль этот образовался в 2009 году, основали его саксофонист Том Челленджер и пианист Джордж Фогель. Вскоре к ним присоединились басист Том Фармер и барабанщик Джон ...
Альбом Across The Sky – плод совместного творчества трех представителей европейской фри-джазовой сцены – тенор-саксофониста из Амстердама, американца по происхождению Джона Дайкмэна, немецкого барабанщика Клауса Кугеля (целый ряд ...
Альбом «Никитский бульвар» – первый сольный проект Дмитрия Илугдина: лауреата молодежной премии «Триумф», пианиста и композитора, автора музыки ко многим телефильмам, арт-директора московского клуба «Союз композиторов». Илугдин отлично известен ...
Музыку, как известно, очень трудно, практически невозможно описать словами. Именно поэтому часто приходится прибегать к сравнениям. В данном случае я бы выбрал такой вариант: представьте себе играющих в трио Джими Хендрикса, Рика Уэйкмэна и, скажем, ...
Под рекорд-лейблом «ArtBeat» вышел новый музыкальный продукт – альбом Феликса Лахути «UniversaLove», музыка в пространстве, близком композициям Чика Кореа, Пэта Мэтини и «Weather Report». Основная идея альбома – безграничность вселенской любви, ...
Так уж сложилось, что контакты нашего сайта с итальянским джазом до сих пор были связаны в первую очередь с музыкантами и лейблами с севера Апеннин. И вот, в виде нескольких альбомов, - первое знакомство с авангардным по преимуществу джазом, ...
Альбом известного композитора и продюсера Гарри Вольнова, несмотря на слово «Poetic» в названии, является чисто инструментальным проектом – с той особенностью, что все пьесы навеяны стихами классика «серебряного века» Николая Степановича Гумилева ...
Британский дуэт Glockenspiel создали в первом десятилетии века гитарист Эдриан Доллемор и барабанщик Стив д’Интон. Оба музыканта до рождения этого совместного проекта набирались опыта в различных составах на британской авангардной сцене ...
«Hammer Klavier Trio – это сам современный джаз, то, чем он живет и дышит сегодня» - так начинает liner notes к альбому Rocket in the Pocket Ховард Мандель. Оценка весьма лестная, особенно если учесть, что ее дал столь авторитетный ...