Elena Vashkevich and TransformerGroup - Jass in Clazzic. Time to speak
02.12.2012
Озорная игра с переменой мест в словах двух сдвоенных букв Z и S помогает уже на уровне обложки этого очень элегантно оформленного в черно-белой «фортепьянной» гамме альбома понять, какого рода музыка вас ждет. Не знаю, кому принадлежит идея этой игры – оформлявшему альбом знаменитому белорусскому художнику и дизайнеру Владимиру Цеслеру, автору проекта Елене Вашкевич или кому-то из команды «Ковчега», издавшего альбом, - но идея просто «на пять с плюсом»!
Именно так: джаз и классика, неразрывно переплетенные друг с другом. Так они звучали в зале Белгосфилармонии в Минске, где в 2011 году пианистка Елена Вашкевич и TransformerGroup давали концерт, запечатленный этим альбомом. Естественно, программа концерта была подобрана соответствующая.
Основу составили произведения двух композиторов – россиянина Николая Капустина и француза Клода Боллина. Капустин в свое время одиннадцать лет проработал в биг-бэнде Олега Лундстрема и его сочинения идеально иллюстрируют вышеприведенный тезис. На концерте Елена Вашкевич исполнила его «Прелюдию для фортепьяно», в дуэте с виолончелистом Алексеем Афанасьевым – «Элегию» и «Бурлеск», а вместе с еще одним пианистом, Александром Музыкантовым – парафраз на известную тему Диззи Гиллеспи Manteca. На мой вкус, как раз этот, небольшой по времени звучания номер, стал одним из главных украшений и концерта, и альбома. Мятежный и парадоксальный дух музыки Диззи, облеченный Капустиным в строгую академическую форму, вроде бы распадающуюся с каждым новым тактом, но удивительным образом остающуюся цельной, Елена и Александр передали просто блестяще.
Клод Боллин, композитор и актер, сочетает в своей музыке джаз и классику с истинно галльской легкостью и изяществом. Для концертной программы Елена Вашкевич и ее партнеры отобрали два отрывка из его «Сюиты для виолончели и джазового фортепьянного трио», а также самое объемное произведение концерта – двадцатитрехминутную «Сонату №1 для двух фортепьяно», также прозвучавшую с джазовой ритм-секцией. Игривая воздушность композиций Боллина, при неизменно безукоризненном исполнении музыкантами, удачно оттенила глубину сочинений Капустина. Елена Вашкевич и TransformerGroup наглядно продемонстрировали, сколь разным по настроению, подходу, идеям, может быть симбиоз джаза и академической музыки.
Ну, а в завершение концерта (и альбома) музыканты обратились к заокеанскому гению, творчество которого стало символом такого симбиоза – Джорджу Гершвину. Были исполнены, можно сказать, хиты этого направления - «Концертная фантазия на темы оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» замечательного композитора и скрипача Игоря Фролова, а также Rhapsody In Blue в транскрипции для джазового фортепьянного трио. Здесь слилось все – блеск музыки, яркость исполнения и, разумеется, - джаз и классика!
…Если бы стояла задача охарактеризовать эту работу одной фразой, то мой вариант был бы таков: очень красивый альбом. Во всех смыслах.
Альбом-ретроспекция живой легенды нашего джаза и его знаменитого коллектива. В высшей степени интересен как подборкой пьес, так и их пронзительной человечностью. Данный альбом, согласно последним убеждениям Алексея Козлова, представляет собой яркий ...
Во второй половине последнего десятилетия прошлого века мне довелось три с половиной года проработать на московской радиостанции «РаКурс». Её нет в эфире с 1998 года, а жаль: это было, пожалуй, самое свободное радио в истории российского радиоэфира ...
«Масуд Талебани – курдский музыкант-инструменталист, певец и композитор из Ирана. Сейчас живет в Беларуси. Проснувшись одним прекрасным утром, весной 2006 года, созвонился с белорусскими друзьями-музыкантами. Пригласил их играть музыку, ...
Barbacana – первый альбом одноименного ансамбля, англо-французского квартета, существующего с 2009 года. Островную часть квартета представляют два достаточно известных музыканта. Духовик Джеймс Олсоп работает и записывается с командами The ...
Кристоф Мельен и Виктор Семашко подобрали удачное оформление обложки своего совместного проекта: альбом называется «Натюрморты», а соответствующая работа Хаима Сутина, уроженца Смилович и одного из видных мастеров Парижской школы, как ...
Бывает так – неосторожно откроешь окно, и резкий ветер с улицы врывается в дом, сорвет со стола и раскидает по полу бумаги в одной комнате, резко хлопнет полуоткрытой дверью в другой – словом, нашалит. Примерно такой эффект вызвало ...
Немецкий пианист Бернд Лхотцки и живущий с раннего детства в Германии саксофонист и пианист американского происхождения Крис Хопкинс – почти ровесники, оба они находятся в самом расцвете сил и оба посвятили свое творчество традиционному джазу. ...
Великий польский ученый Николай Коперник изменил представление людей об окружающем их мире, предложив гелиоцентрическую картину мира. Он, как писали современники, «остановил Солнце и привел в движение Землю». Нью-йоркский поэт и философ ...
Переиздание второго по счету в дискографии Коперника альбома Victim Of The Sky, в ходе которого был выполнен ремастеринг старых записей, изданных ранее только на виниле, хорошо передает дух времени и круг тем, волновавших Джозефа Смалковски (он же ...
Музыку французского композитора Эрика Сати (1866-1925) можно сравнить с вином того сорта, которое набирает лучший вкус только после длительной выдержки. Современник Дебюсси и Равеля, он был значительно менее известен широкой публике при жизни. Между ...
Новейший, четвертый по счету альбом Дэнниса Джонса My Kinda Blues вышел, как и все предыдущие, на лейбле Blue Rock Records – Дэннис верен фирме, которая первой поверила в его талант и поддержала в уже относительно далеком 2003 году молодого ...
Dice Factory – дебютный альбом одноименного джазового квартета из Лондона. Ансамбль этот образовался в 2009 году, основали его саксофонист Том Челленджер и пианист Джордж Фогель. Вскоре к ним присоединились басист Том Фармер и барабанщик Джон ...