Elena Vashkevich and TransformerGroup - Jass in Clazzic. Time to speak
02.12.2012
Озорная игра с переменой мест в словах двух сдвоенных букв Z и S помогает уже на уровне обложки этого очень элегантно оформленного в черно-белой «фортепьянной» гамме альбома понять, какого рода музыка вас ждет. Не знаю, кому принадлежит идея этой игры – оформлявшему альбом знаменитому белорусскому художнику и дизайнеру Владимиру Цеслеру, автору проекта Елене Вашкевич или кому-то из команды «Ковчега», издавшего альбом, - но идея просто «на пять с плюсом»!
Именно так: джаз и классика, неразрывно переплетенные друг с другом. Так они звучали в зале Белгосфилармонии в Минске, где в 2011 году пианистка Елена Вашкевич и TransformerGroup давали концерт, запечатленный этим альбомом. Естественно, программа концерта была подобрана соответствующая.
Основу составили произведения двух композиторов – россиянина Николая Капустина и француза Клода Боллина. Капустин в свое время одиннадцать лет проработал в биг-бэнде Олега Лундстрема и его сочинения идеально иллюстрируют вышеприведенный тезис. На концерте Елена Вашкевич исполнила его «Прелюдию для фортепьяно», в дуэте с виолончелистом Алексеем Афанасьевым – «Элегию» и «Бурлеск», а вместе с еще одним пианистом, Александром Музыкантовым – парафраз на известную тему Диззи Гиллеспи Manteca. На мой вкус, как раз этот, небольшой по времени звучания номер, стал одним из главных украшений и концерта, и альбома. Мятежный и парадоксальный дух музыки Диззи, облеченный Капустиным в строгую академическую форму, вроде бы распадающуюся с каждым новым тактом, но удивительным образом остающуюся цельной, Елена и Александр передали просто блестяще.
Клод Боллин, композитор и актер, сочетает в своей музыке джаз и классику с истинно галльской легкостью и изяществом. Для концертной программы Елена Вашкевич и ее партнеры отобрали два отрывка из его «Сюиты для виолончели и джазового фортепьянного трио», а также самое объемное произведение концерта – двадцатитрехминутную «Сонату №1 для двух фортепьяно», также прозвучавшую с джазовой ритм-секцией. Игривая воздушность композиций Боллина, при неизменно безукоризненном исполнении музыкантами, удачно оттенила глубину сочинений Капустина. Елена Вашкевич и TransformerGroup наглядно продемонстрировали, сколь разным по настроению, подходу, идеям, может быть симбиоз джаза и академической музыки.
Ну, а в завершение концерта (и альбома) музыканты обратились к заокеанскому гению, творчество которого стало символом такого симбиоза – Джорджу Гершвину. Были исполнены, можно сказать, хиты этого направления - «Концертная фантазия на темы оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» замечательного композитора и скрипача Игоря Фролова, а также Rhapsody In Blue в транскрипции для джазового фортепьянного трио. Здесь слилось все – блеск музыки, яркость исполнения и, разумеется, - джаз и классика!
…Если бы стояла задача охарактеризовать эту работу одной фразой, то мой вариант был бы таков: очень красивый альбом. Во всех смыслах.
Если можно говорить о мэтрах современного женского джазового вокала, то Джуди Сильвано, безусловно, принадлежит к их числу. И альбом Indigo Moods может подтвердить этот тезис как нельзя лучше. Это особый альбом, особая веха на творческом пути ...
Гэри Престон и Анита Бонковски, участники трио KingmiXers, - заметные фигуры на блюзовой сцене Западного побережья Канады. Живут они в Виктории, столице провинции Британская Колумбия и уже давно играют вместе блюз, добившись известности, как на ...
Новый сетевой альбом минской группы интуитивной импровизации «Князь Мышкин» записывался в мае 2012 года в музее-мастерской известного белорусского скульптора Заира Азгура. Как мне кажется, название этого проекта составлено из инициалов ...
Альбом с лукаво-ироничным названием «Усялякае» («Всякое») появился на белорусском сетевом лейбле HAZE в 2012 году. По контенту он является логическим продолжением Pasiarod, другого сетевого проекта группы интуитивной ...
Классическая музыкальная форма, полифоническая фактура, опережающее время электронное пространство, по плотности и сложности соперничающее с Ozric Tentacles, виртуозные гитарные партии, отсылающие к гитарному шреду, откровенно металлически-карданный ...
Музыка Кайла Брендерса, мультиинструменталиста из Торонто, бесконечно далека от джаза не только Армстронга и Эллингтона, но и Хэнкока с Шортером. Сегодня музыку такого рода и вообще джазом-то не всегда считают, употребляя чаще очень размытый термин ...
Вы все еще накачиваетесь кофе по утрам, чтобы взбодриться? Вы все еще употребляете сомнительные энергетические напитки, чтобы восстановить силы? Полно! Просто послушайте этот совсем небольшой по объему альбом – он наверняка окажется ...
Первая для нас встреча с продукцией независимого лейбла из Нью-Йорка MoonJune Records и также первая - с музыкой из Индонезии. Уверен, что для большинства наших читателей индонезийская музыка ассоциируется со словом «гамелан». Но если вы ...
Поиск общего вектора для джаза и академической музыки – история с очень длинной бородой, ведущая начало с идеи «третьего течения», выдвинутой в свое время Гюнтером Шуллером. Чуть короче борода у попыток связать джаз с одним из ...
Если смешать вместе даже самые вкусные блюда, результат чаще всего получается просто малосъедобным. Но вот у канадской группы Mahogany Frog из Виннипега, Манитоба такой эксперимент в музыке выглядит вполне убедительно. Своим шестым по счету альбомом ...
Альбом импровизационного джаза в самом прямом смысле этого слова, но при этом не авангард, а пост-боп в чистом виде. Дело с его записью обстояло так. Как-то раз, а точнее во вторник 26 июня 2012 года пианист Майк Лонго в своем привычном формате трио ...
Лидер проекта о себе и альбоме "Far Away Story": Меня зовут Николай Моисеенко, я музыкант, мой инструмент – саксофон, и мне посчастливилось, что моим педагогом сначала был мой отец, а после, в академии имени Гнесиных – Александр Викторович Осейчук. ...