Главная » книги » Jazz по-ростовски. Время. Даты. Имена
Jazz по-ростовски. Время. Даты. Имена
14.10.2012
Солидно изданная, объемная (32 печатных листа) книга вышла в конце 2007 года стараниями первого председателя Ростовского джаз-клуба и автора идеи фестиваля «Джаз по-ростовски» Рафаиля Туишева. Судя по всему – неимоверными стараниями и усилиями, если судить по тому, сколько людей из разных городов и даже стран он сумел привлечь к работе и, что самое главное, – получить от них обещанное.
Уже то, что книгу открывают вступительные статьи не только самого инициатора издания, но и мэра Ростова-на-Дону М. Чернышева, известных джазовых деятелей Алексея Баташева и Вадима Юрченкова, дирижера Михаила Финберга да журналиста Владимира Каушанского, говорит о серьезности подхода к осуществлению данного очень непростого, но чрезвычайно нужного и благодарного проекта.
Содержание книги составлено из пяти глав: «Из прошлого ростовского джаза» (своеобразный исторический очерк), «Память сердца» (об уже ушедших из жизни джазовых музыкантах Ростова), «Лица ростовского джаза» (портреты здравствующих), «Профессиональное джазовое образование» и «Фестивали ХХI века», в которой разговор идет о фестивалях 2004-2007 годов. Следует отметить, что в числе часто упоминающихся в книге музыкантов – Аркадий Эскин, значительная часть творческой жизни которого связана была с Ростовом-на-Дону. Но связь Ростова с Беларусью не только в этом и даже не в том, что издана книга фирмой с недвусмысленно близким к Беларуси названием. В книге приведена факсимильная копия письма ростовскому фестивалю Михаила Финберга, помещены статьи режиссера Владимира Орлова и вашего корреспондента. А если учесть тот факт, что многие воспитанники ростовской джазовой школы играли и играют в Минске, можно говорить о том, что джазовые музыканты буквально всего мира – это одна большая семья, чьи родственные связи проследить вовсе не так уж сложно.
Конечно, джаз в Ростове-на-Дону, насчитывающий более 30 лет только существования школы систематического преподавания этой музыки, не существовал изолированно. Поэтому в книге есть много информации, далеко выходящей за пределы города. Ведь если вспомнить опять же Беларусь, на тех же фестивалях в Витебске музыканты из Ростова были постоянными участниками. А сколько воспитанников этой джазовой школы разъехались в разные годы и по СССР, а позже – и по всему миру!
Безусловным плюсом книги, кроме потрясающей информативной наполненности в текстах, множества имен и фактов, являются фотографии – своеобразная отдельная экспозиция внутри главного музея. Эти фотографии удачно соединяют прошлое и настоящее, но при этом не выступают застывшими экспонатами. Взятые все вместе, они, будто отдельные кадры на кинопленке, превращаются в занимательный фильм, которому хочется пожелать одного: чтобы заключительного кадра никто и никогда не дождался.
Несет в себе эта книга и еще один приятный сюрприз: компакт-диск с записями участников фестивалей разных лет. Среди них есть и запись трио Аркадия Эскина – пьеса «Гулял казак по Дону», которую он исполнял еще в 60-е годы, и которой, кстати, слышать в Минске мне как-то и не довелось.
Единственное, что не помешало бы этой книге в будущем, если ее содержание будет дополняться и уточняться, так это участие в издании внимательных стилиста и корректора. Досадные опечатки и неточности, разнобой в написании некоторых имен и фамилий то тут, то там бросаются в глаза.
Впрочем, это уже «нытье» старого редактора. А посему, как старый редактор, не могу не отдать должного сделанному. И заметить: подготовить и издать подобного рода книгу в Минске было бы, пожалуй, невозможно. Не потому, что писать не о чем и не о ком. А потому, что очень сложно будет найти людей, способных выкроить время для осуществления столь нужного, но не приносящего ничего, кроме морального удовлетворения, проекта.
Вот почему Ростову остается только по-хорошему позавидовать.
Эта книга — яркий пример и образец того издания, которое просто обязано быть в каждой стране, где есть исполняющие блюз музыканты, где существует блюзовая среда, структура с клубами, фестивалями, издательствами — одним словом, где блюз как вид ...
Эта книга стала одним из главных джазовых бестселлеров 2012 года. Сайт JazzHistoryOnline.com даже назвал ее одной из трех лучших книг о джазе прошедшего года. Она называется Harlem Jazz Adventures - A European Baron's Memoir, 1936-1969 ...
Весной 2012 вышло в свет учебное пособие Игоря Бойко из серии "Мой метод" под названием "Мой метод. Блюз", изданное компанией WWW.RECORDS. Игорь Бойко: "Хочу поделиться особенностями этого пособия. Во-первых, это – не самоучитель игры на гитаре, а ...
Мне было очень любопытно читать эту книгу. Это не история джаза в целом, и даже не история советского или, еще уже, карельского джаза. Это сборник коротких очерков, эссе, эскизов к портретам людей джаза, наших (понимая под этим термином все ...
Выдувая блюз" — так называется эта книга. Есть у нее и подзаголовок: *50 лет в британском блюзе". Читать ее безумно нтересно и одновременно очень грустно. Грустно потому, что 19 декабря прошлого года главного ...
Второе издание книги, впервые появившейся в 1984г. в известном нью-йоркском издательстве Harpers & Row под названием «Willie & Dwike». Название изменилось, но герои те же: Дуайк Митчелл и Вилли Раф. Музыканты. Профессора Йельского ...
Я привел название этой изящно изданной, небольшого удобного формата книги так, как оно выглядит на обложке издания. А мог бы привести его еще в трех вариантах, потому что издана эта книга об азербайджанском джазе с идентичным текстом на четырех ...
С первого же года существования Jazz-Квадрата у нас завязались хорошие контакты с Финским музыкальным информационным центром. С тех пор финны регулярно присылают в Минск свои с интервалом в два-три года издаваемые буклеты, посвященные финскому джазу ...
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я ...
Это название получил роскошный альбом большого формата (американцы придумали для таких книг специальный термин «coffee-table book», т.е. «книга для кофейного столика»), выпущенный дирекцией джазового фестиваля в Монтеррее к ...
Для широкой публики имя Луиса Армстронга уже давно стало символом джаза. Джаза вообще, как вполне определенного вида искусства. А вот критики в отношении Сачмо разделились на два лагеря. Одни принимают и чрезвычайно высоко оценивают все его ...
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...