Главная » книги » Андрей Патаракин (Энди Таккер) - Джаз-дзен для мертвых и живых
Андрей Патаракин (Энди Таккер) - Джаз-дзен для мертвых и живых
10.10.2012
Я не большой знаток поэзии и потому брался за рецензирование этой книги с некоторой опаской. К счастью, автор в предисловии, рассказывая о себе, задал некую систему культурных координат: перечислил любимых поэтов, писателей, музыкантов. И когда я увидел в этом списке Стругацких, Баха, Jethro Tull, Pink Floyd и Хендрикса, а также ряд других имен, пусть не столь любимых, но отторжения не вызывающих, на душе отлегло. Значит, я могу попытаться понять творчество, услышать крик души человека, воплощенный в 111 стихотворениях, составивших эту небольшую, но с любовью и со вкусом оформленную книгу.
Андрей Патаракин родился в 1949 году. Постоянно живет в Подмосковье. Мы слушали с ним одинаковую музыку, но по возрасту он годится мне в старшие братья. В молодости, в конце 60-х, он играл в рок-группе на ударных. Второе имя, взятое на обложке в скобки, - Энди Таккер – идет от тех лет, от эффектного прозвища, звучавшего, как имена кумиров. С тех пор прошло много времени. Есть семья, вырастил дочь, успешная карьера. Но память о лихой биг-битовой молодости жива, и с годами становится все острее. Один за одним уходят друзья-музыканты. Печаль, тоска, память о друзьях выливаются в стихи. Скорбный список потерь приведен на первой странице уже второй для Андрея книги стихов, посвященной мертвым и живым друзьям автора, рок-музыкантам.
Для них звучит джаз-дзен Андрея Патаракина. Воплощен он в малоформатные – три-четыре строчки, редко больше, – стихотворения. Все они были написаны в 2005 – 2006 годах. Тематика – круговорот времен года, подступающая старость и связанные с этим фактом мысли о вечном, самоанализ, подчас беспощадно откровенный, и неизбывная печаль об ушедших друзьях, с каждым из которых уходила и частица их общей молодости…
Дзен в стихах Андрея проступает явственнее. Любитель восточной поэзии, он многим своим строкам придал соответствующую форму. А содержание? Самое разное. Для настоящей поэзии, а я возьму на себя смелость утверждать, что в этой книге читателя ждет встреча именно с настоящей поэзий, нет понятий высокого и низкого. И тогда рождаются, к примеру, такие стихи:
Окурок и плевок
Никак не налюбуются собой
В шершавом зеркале
асфальта…
А рядом – совсем другие строки:
Конечны мы.
Когда-нибудь растаем
Снежинками за пазухой
у Бога…
А как же с джазом? – спросит иной читатель. Да, с джазом все не так очевидно. Патаракин не пишет о джазе или джазмэнах. Среди редких прямых посвящений к стихам мы видим имя Петра Мамонова, а не, скажем, Андрея Товмасяна. Но для автора джаз – это сама жизнь, импровизация длиной в отмеренный Создателем человеческий век:
День каждый как последний
проживая
Я «здесь» не отделяю от
«сейчас»
И слышу эту жизнь как джаз
Мне греет душу музыка
живая…
По-разному звучит она у разных людей. Кто-то поражает всех коротким, но ярким соло, кто-то тоскливо и нудно играет скучную и пошловатую тему. Кто-то громко фальшивит, кто-то скромно ведет простенькую, но честную мелодию. Бывший барабанщик Андрей Патаракин остро ощущает ритм своей импровизации и стремится достойно подвести ее к неизбежной коде:
Еще не налетело воронье,
А я уже стараюсь все свое
вранье
За эту жизнь припомнить
вплоть до запятой,
Заблаговременно и тщатель-
но готовясь к той.
Тираж у книги мизерный. Впрочем, когда у поэзии в наши дни бывают большие тиражи?
Это ведь не бульварное чтиво, не детектив, не дамский роман. Но если вы любите поэзию, и вам повезет встретиться с этой книгой, не проходите мимо. Может быть, понятия джаз и дзен для вас с этой поры будут ассоциироваться не только с Джеком Керуаком, но и с Андреем Патаракиным.
Андрей Патаракин (Энди Таккер), Джаз-дзен для мертвых и живых, «Готика», 2007
музыкальный стиль: африканская музыка, традиционный джаз
Исследовать джаз можно с разных точек зрения. У историка будет один взгляд, у социолога – другой, у представителя музыкальной индустрии – третий. Немецкий ученый Альфонс Михаэль Дауэр (1921-2010) любил джаз и был при этом музыковедом и ...
Обложка представляемой нами книги сразу же ориентирует потенциального читателя: на ней воспроизведена оригинальная афиша гастрольных концертов Бенни Гудмана и его джаз-оркестра в СССР. Есть здесь и три ключевые даты: 1962 – 1986 – 2017. ...
В середине июня в книжных магазинах России стартуют продажи книги «Боб Дилан: 100 песен и портретов». Боб Дилан — американский певец и поэт, чье творчество публикой и критикой отнесено к разряду исключительных. Представитель ...
Для покопений, что росли под Вeatles, Rolling Stones, Doors, Jimy Hendricks'a, Led Zeppelin, Pink Floyd и др. джаз так и остался terra incognita. Попытки потом, повзрослев, обратиться к истокам музыки детства, как правило, ни к чему не приводили — ...
Почти вслед за выходом в свет «Антологии армянского джаза», интересующиеся армянским джазом получили еще один подарок. Армянское издательство «ANTARES» напечатала книгу «Джаз в Армении». Автор книги – ветеран армянского джаза, барабанщик, ...
Большинство молодых людей совершенно ничего не знают о некогда популярном жанре музыки – джазе. Однако единожды услышав джазовую музыку, у многих появляется непреодолимое желание узнать больше об этом забытом в наши дни музыкальном стиле. ...
За броским названием романа Дм.Подберезского, известного минского журналиста, одного из старейших авторов нашего журнала и отцов-основателей Минского джаз-клуба еще в 70-е годы, для читателя открывается дверь в целый ряд ...
«Джазовые портреты» Ефима Барбана вышли в 2010 году в издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах. Одна из них представляет собой второе, исправленное издание уже знакомых читателям «Джазовых ...
В советские годы с работами виднейшего джазового теоретика и критика Ефима Барбана был знаком только очень узкий круг любителей джаза. Машинописный журнал «Квадрат», выходивший в Ленинграде почти целиком (а с 1971 года – без всяких ...
Название своей новой книги Ефим Барбан построил по тому же принципу, что и двух предыдущих, но вот содержание тут совсем иное. После двух экскурсов в мир академической музыки, посвященных композиторам («Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ ...
Прочитанная с огромным интересом новая книга Ефима Барбана заставила немедленно освежить в памяти более раннюю его работу «Джазовые портреты», изданную в том же издательстве «Композитор – Санкт-Петербург» в двух книгах ...
Связанные с джазом, основной сферой интересов Е.С.Барбана, книги этого долгие годы живущего в Великобритании российского музыковеда, критика, журналиста, порой требуют, так сказать, парного рассмотрения. Так было со сборником интервью Е.С.Барбана с ...