Свой 56-й альбом Рэй Коннифф записал в Москве (см. статью автора "Эра свинга: прощальный аккорд", Джаз-квадрат, 1997, #2). Был холодный декабрь 1974 года. 58-летнему Коннифу, основательно подуставшему от бесчисленного тиражирования своих действительно выдающихся хитов 60-х годов, предстояло выпустить альбом современных советских песен в собственной аранжировке. Когда альбом вышел, выяснилось, что в области аранжировки ему фактически не оставили выбора: песни должны были звучать в том виде, в каком их привыкла слышать страна.
Мы не уверены, что точно также думали и те музыканты, с которыми Конниффу предстояло работать, потому что позднее кое-кто из них (в частности, Георгий Гаранян) сожалели, что в аранжировках Конниффа они не обнаружили каких-либо новаций. Но, как бы то ни было, руководство фирмы "Мелодия" могло быть спокойным: никаких фокусов заморский гость не выкинет. На самом же деле, "заморский гость" не продемонстрировал даже того, на что был вообще способен.
Может быть, он не справился с музыкантами, не имевшими опыта такой работы? Вряд ли. В его руках были лучшие исполнители тех лет: джазовый состав "Мелодия" и Московский камерный хор. Записать их так же, как он записывал свои диски, то есть отдельно ритм, отдельно вокал, отдельно духовые, а потом уже, сидя за микшерским пультом, добиваться сляния в одном аккорде голосов людей и музыкальных инструментов,-- он, как прекрасный звукорежиссер, тоже конечно мог. Почему он этого не сделал, остается только догадываться.
У Конниффа и раньше были альбомы, где хор звучал отдельно от оркестра, но никогда этого не делалось настолько нарочито, как в этом, московском. Даже в той, прелестной пьесе, которую он привез с собой из Штатов и включил в московский альбом. Он даже назвал ее "Рэй Коннифф в Москве", что дало название всему альбому.
Фактически ни одна пьеса не отличается от того, что уже было канонизировано советской песенной эстрадой тех лет. Хор либо пропевает весь до боли знакомый всем текст, либо использует вокализацию, а оркестр выполняет лишь аккомпанирующие функции. Все просто и безыскусно, в лучших традициях нашей достаточно кондовой эстрады 70-х. Лишь бит чуть подчеркнут, да кое-где допускается легкое освинговывание ("Мелодия " А.Пахмутовой, "Кони-звери" М.Блантера, "Московские окна" Т.Хренникова). Даже в отношении оркестрового саунда — ничего нового.
Для тех, кто более-менее знаком с творчеством Рэя Конниффа, этот альбом был и по сей день остается разочарованием. В нем много узнаваемого от самого Конниффа, например, его собственные соло на концертино ("Маленький принц М.Таривердиева, "Березовый сок "В.Баснера), почему-то не отмеченные авторами буклета, но ничего оригинального, что делало бы альбом особенным, "заморским". И уж, во всяком случае, к джазу он точно имеет самое минимальное отношение.
Однако для тех, кто ностальгически вот уже четверть века поет "Мгновения" из "Семнадцати мгновений весны" или "Песенку крокодила Гены", этот альбом будет, конечно же, вечным праздником.
Музыканты, принявшие участие в записи этой программы, принадлежат восновном к числу молодых исполнителей литовского джаза. Лидер коллектива Дайнюс Пулаускас активно заявил о себе в 1996 году, основа его проектавот уже несколько лет остается почти ...
Диск чрезвычайно любопытный, хотя и имеющий мало общего с джазом как таковым. Трио Гиоры Фейдмана предлагает вам еще один взгляд на явление, которое называется "клезмер ривайвл". Сам Гиора Фейдман (р.1936), уроженец Буэнос-Айреса, - блестящий ...
До чего же приятно осознавать, что где-то еще есть романтики, способные играть музыку, давно отправленную молодым современным поколением в архив! Ежегодно, в мае, в Сакраменто, столице американского штата Калифорния, проводится международный ...
Это двойной аудиодокумент совсем недавней истории блюза, запечатлевший гениального блюзмена Лютера Эллисона в нескольких последних его появлениях перед публикой. Последних, к сожалению, в его жизни в 1995 и 1997 годах на чикагской сцене. Невозможно ...
Разные диски и разными путями попадают в наш "CD-обзор". Большинствопо-хозяйски располагается в соответствующих "апартаментах"-разделах,по праву "прописываясь" на блюзовой, джазовой или ньюэйджевой"жилплощади". Но изредка попадаются и другие диски. ...
Удивительная все-таки студия "Alula Records"! Просто поражает,с какой настойчивостью и любовью эта маленькая независимая компания популяризирует народную музыку из разных уголков мира. Вот и сейчас мне довелось послушатьновый, изданный как всегда ...
Второй альбом этой молодой петербургской группы частично навеял ответна давно вынашиваемый вопрос - перспективно ли у нас развивать чисто американские,без посторонних "примесей", да к тому же еще и не новые традиции? Наверное, да. Первым начал ...
( Себастьян Тападжо - музыкант, не просто впитавший в себя бразильскую музыку с детства, он рожден в 1943 году вблизи Амазонки и крещен в ее водах.Даже его сценический псевдоним - не что иное, как название небольшого притока Амазонки, протекавшего ...
В общем, далеко не первый в истории джаза и музыки академической опыт создания "продукта", находящегося на стыке этих двух направлений музыкального искусства. Не вдаваясь в исторические экскурсы, замечу лишь, что время от времени, начиная еще с ...
Семья актера и певца Дина Мартина, популярного в США в 60-70-е годы, далеко не в восторге от появления странноватой группы, объявившей без всякой видимой связи себя его друзьями. Тем не менее, первые два альбома "ДрузейДина Мартина" разошлись в США ...
"Концерт барокко"... Если вы читали этот поразительный рассказАлехо Карпентьера, то вам проще будет понять фантасмагорически-изощренный мир музыки Майи Хомбургер и Барри Гая. Впрочем, никаких прямых ассоциаций- только дух щемящей высокой грусти и ...
С первого прослушивания поражает: репертуар очень пестрый и совершенно не привычная для нас культура исполнения. Как, впрочем, и само по себе понятие "джазовый хор". Слушается с недоверием: неужели это европейцы (тем более — немцы)? Несколько ...