Свой 56-й альбом Рэй Коннифф записал в Москве (см. статью автора "Эра свинга: прощальный аккорд", Джаз-квадрат, 1997, #2). Был холодный декабрь 1974 года. 58-летнему Коннифу, основательно подуставшему от бесчисленного тиражирования своих действительно выдающихся хитов 60-х годов, предстояло выпустить альбом современных советских песен в собственной аранжировке. Когда альбом вышел, выяснилось, что в области аранжировки ему фактически не оставили выбора: песни должны были звучать в том виде, в каком их привыкла слышать страна.
Мы не уверены, что точно также думали и те музыканты, с которыми Конниффу предстояло работать, потому что позднее кое-кто из них (в частности, Георгий Гаранян) сожалели, что в аранжировках Конниффа они не обнаружили каких-либо новаций. Но, как бы то ни было, руководство фирмы "Мелодия" могло быть спокойным: никаких фокусов заморский гость не выкинет. На самом же деле, "заморский гость" не продемонстрировал даже того, на что был вообще способен.
Может быть, он не справился с музыкантами, не имевшими опыта такой работы? Вряд ли. В его руках были лучшие исполнители тех лет: джазовый состав "Мелодия" и Московский камерный хор. Записать их так же, как он записывал свои диски, то есть отдельно ритм, отдельно вокал, отдельно духовые, а потом уже, сидя за микшерским пультом, добиваться сляния в одном аккорде голосов людей и музыкальных инструментов,-- он, как прекрасный звукорежиссер, тоже конечно мог. Почему он этого не сделал, остается только догадываться.
У Конниффа и раньше были альбомы, где хор звучал отдельно от оркестра, но никогда этого не делалось настолько нарочито, как в этом, московском. Даже в той, прелестной пьесе, которую он привез с собой из Штатов и включил в московский альбом. Он даже назвал ее "Рэй Коннифф в Москве", что дало название всему альбому.
Фактически ни одна пьеса не отличается от того, что уже было канонизировано советской песенной эстрадой тех лет. Хор либо пропевает весь до боли знакомый всем текст, либо использует вокализацию, а оркестр выполняет лишь аккомпанирующие функции. Все просто и безыскусно, в лучших традициях нашей достаточно кондовой эстрады 70-х. Лишь бит чуть подчеркнут, да кое-где допускается легкое освинговывание ("Мелодия " А.Пахмутовой, "Кони-звери" М.Блантера, "Московские окна" Т.Хренникова). Даже в отношении оркестрового саунда — ничего нового.
Для тех, кто более-менее знаком с творчеством Рэя Конниффа, этот альбом был и по сей день остается разочарованием. В нем много узнаваемого от самого Конниффа, например, его собственные соло на концертино ("Маленький принц М.Таривердиева, "Березовый сок "В.Баснера), почему-то не отмеченные авторами буклета, но ничего оригинального, что делало бы альбом особенным, "заморским". И уж, во всяком случае, к джазу он точно имеет самое минимальное отношение.
Однако для тех, кто ностальгически вот уже четверть века поет "Мгновения" из "Семнадцати мгновений весны" или "Песенку крокодила Гены", этот альбом будет, конечно же, вечным праздником.
Уже далеко не в первый раз в мои руки попадает релиз, изданный лейблом "Instinct Records". Как вы уже наверное догадались, это очередной альбом из серии "This Is Acid Jazz". В принципе, данный диск практически ничем (кроме новых и интересных ...
"Ceredwen" — это дуэт, в составе которого Рене Грей (Rene Gray) и Эндрю Фрайер (Andrew Fryer). Название их проекта — имя кельтской принцессы, которая вдохновляла эти воинственные племена и была матерью Телесина (Taliesin), барда легендарного короля ...
Латиноамериканская музыка переживает очередной бум в Америке. Продюсеры разыскивают все новые и новые произведения бразильских, аргентинских, кубинских,пуэрториканских композиторов и издают эту музыку в исполнении известных коллективов. Джазовые ...
Совершенно особый деликатес приготовил поклонникам блюза чикагский "Alligator" своим очередным релизом. Если, конечно, можно посчитать деликатесом краюху простого ржаного хлеба из муки самого грубого помола после разнообразных свежайших сдобных ...
И фирма "Мелодия", издавшая этот альбом в виниловом варианте в конце 80-х под названием "Время должно измениться", и "Богема", переиздавшая его нынче в виде CD в рамках своей новой серии "N... в Москве", решили, что полное имя Лакшминараяна ...
Этого британского трубача, конечно же, помнят все, кто в советские времена постоянно посещал концерты заезжих интернациональных джазовых звезд. А тогда, как и сейчас, таких здесь бывало немного. Во всяком случае, концерт Кенни Болла в сентябре 83-го ...
Последнее время блюзмены, не без основания опасаясь самоповторений ибанальных штампов, все пытаются разбавить настоящий блюз более-менее родственными направлениями: соул, регги, свинг, кантри, рок-н-ролл и так далее. В итоге получается вполне ...
В советские времена ходила незамысловатая шутка: фильмы бывают хорошие, плохие и киностудии им. Довженко. Если говорить о современном джазе и музыкальном авангарде, то здесь тоже существует одна фирма, работы которой всегда можно выделить в ...
Это голос Нью-Йорка дня сегодняшнего. Здесь иногда он подается раструбом хрипловатого саксофона, а иной раз лихорадочной флейтой. И, конечно, не обошлось без голосов местных негров, которые не столько поют, сколько толкуют о чем-то на своем ...
Михаил Альперин параллельно своим интерпретациям молдавского фольклора и исполнения страстного этноджаза в составе "Moscow Art Trio"развивает, начиная с конца 80–х, еще одну линию — "норвежскую".Он не только прижился в самой Норвегии (переехав туда ...
Брайан Хьюз — нынче восходящая звезда smooth-джазовой гитары. Он канадец, но учился в Лос-Анджелесе. Причем вместе с Эдом Бикертом и Патом Мартино. А теперь уже второй год подряд в своей стране признан лучшим джазовым инструменталистом - ...
Мультидуховик Роско Митчел — весомая фигура в современном постфри–джазе.Он встречался с Альбертом Эйлером на одной сцене в Берлине в 59–ом году,когда об Эйлере еще ничего не знали. Эта встреча, безусловно, повлиялана весь ход музыкальных поисков и ...