Знаменитый саксофонист сам рассказывает о своем новом альбоме, уже восьмом по счету — "Passage Of Time", выпущенном фирмой "Warner Brothers" в начале 2001 г.
Импровизация — основа всего В сравнении с моими предыдущими работами "Passage Of Time" похож на сюиту и поэтому более цельный. Когда я садился за фортепиано и сочинял музыку, то не планировал ничего подобного. Вообще самые лучшие мои композиции всегда получались тогда, когда я совершенно не занимался планированием. В студии мне приходят в голову самые неожиданные мысли, и некоторые из них становятся новой музыкой. Именно таким образом и возник этот альбом. Первая вещь с него, "Before", стала такой основой для всей работы. Когда я начал развивать эту тему и подумал, что приближаюсь к финишу, то нашел начало следующей темы и поэтому продолжал дальше. А потом оказалось, что это уже не одна вещь, а две. И так было все время, пока альбом не был завершен. На протяжении всей работы я осознавал, что его структура сложнее, чем просто набор пьес.
Эмоциональное путешествие "Passage Of Time" — это большое повествование. Он рассказывает вам истории — каждый раз другую. Прекрасно, что инструментальная музыка не замыкается в произвольности ее интерпретации, но и не навязывает никаких конкретных дословных образов и значений. Звуки просто несут какое-то послание, которое невозможно напрямую переложить в слова. В джазе то, что сымпровизировано и записано в данный момент — то, что хотел выразить музыкант — меняется от прослушивания к прослушиванию. Никакой строгости и определенности — ничто не звучит одинаково два раза подряд. Это — джаз! Поэтому значение этого альбома для меня меняется в зависимости от моего настроения и самочувствия. Иными словами, "Passage Of Time" — эмоциональное путешествие, где пьесы представляют собой схему пути. Когда мы играем, то знаем только начальный и конечный пункты, а также остановки в дороге. И совершенно не знаем — это и является источником вдохновения — какими тропинками мы направимся к цели.
Музыка и время Музыка — моментальная форма искусства, потому что живет во времени. Она использует само время как рассказчика, повествователя, и этим она отличается от остальных видов искусства. Конечно, когда ты читаешь книжку, смотришь картины, то время тоже уходит, но ты можешь в любой момент прерваться, а потом возвратиться к тому же моменту… а с музыкой так нельзя. В джазе время значит еще больше, потому что он создается артистом в каждое отдельное мгновение. Когда ты присутствуешь на джазовом концерте, ты являешься свидетелем интимного процесса — творчества. С классикой, например, совсем иначе. Если я слушаю симфонию Малера в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра, то я знаю, что процесс творчества на самом деле происходил раньше, Малер сочинил произведение давно, а оркестр репетировал и добивался какого-то идеального, на его взгляд, звучания. В самом лучшем джазе мы слышим не просто сиюминутное импровизационное творчество, но и его непосредственную связь с прошлым, и обязательно брошенный взгляд вперед, в будущее. Джаз заключает в себе все времена, в нем большее значение имеет поиск, а не сама находка. Поиск никогда не заканчивается, а результаты становятся только маленькими этапами пути. Великие джазмены потому и великие, что они ни на мгновение не теряют эту связь.
Джаз и история Фильм Кена Бернса "Джаз" в своей категории — просто шедевр. Он привлекает внимание людей к джазовой истории и делает это очень популярно и привлекательно. Конечно, он адресован прежде всего людям, не очень разбирающимся в джазе — потенциальной джазовой публике. Посмотрев фильм, они смогут уяснить себе историческое значение этой музыки и ее вес в культуре США. Так что это не музыкальный, а чисто исторический фильм и с этой точки зрения он Кену Бернсу удался. Ни в коем случае нельзя воспринимать его как исчерпывающую хронику джаза. 1900 — 1960 года рассмотрены подробнее, более поздний период — лишь пунктирно. Более того, в нем полностью игнорируется неамериканский джаз — подход Бернса исключительно патриотический и обобщающий. Отсюда уже недалеко до создания стереотипов. Хотя и простое разделение на американский и европейский джаз кажется мне другим стереотипом. Каждый настоящий музыкант имеет что сказать слушателю, и когда я слушаю джаз, меня совершенно не интересует происхождение артиста, гораздо важнее то, что он делает.
Моя история Мое детство было переполнено музыкой. Моя мама любила самую разную музыку, поэтому я слушал и джаз, и классику, и рок, и соул, и африканскую и даже индийскую музыку. Думаю, что мне страшно повезло с этим. Я всегда знал, что мой отец (Dewey Redman — Прим. ред.) был знаменитым джазменом и часто слушал его записи. Два раза в год он приезжал в наш город и я ходил на его концерты. Я всегда чувствовал свою связь с тем, что он играл, но вот с ним самим я установил прочный контакт только когда перебрался в Нью-Йорк. Даже будучи подростком, я никогда не мечтал о карьере профессионального музыканта. Музыка давала простор моим мечтам, за это я ее и любил. Она всегда позволяла и теперь позволяет мне выразить свои фантазии и уйти от конкретной действительности.
Саксофонист и флейтист Карлос Уод (Carlos Ward) родился 1 мая 1940 года в Анконе (Панама). С 1953 по 1960 обучался игре на кларнете. В 1961 году был послан в составе военной миссии на американскую военную базу в Германии. Переезд в Европу ...
Вряд ли нужно специально представлять нашего сегодняшнего собеседника. Ян Гарбарек — попросту один из лидеров европейского джаза, а в 70-80-е годы — вероятнее всего, и вовсе единоличный лидер. И вот, благодаря содействию компании "Богема Мьюзик" и ...
От переводчика: Это интервью Саймон Саргсян из JazzBluesNews.Space взял у австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман в конце 2017 года. К этому времени вышел ее альбом Momentum, а Мюриэль уже работала над следующим проектом. Им стал альбом Golden ...
Это интервью было взято незадолго до смерти музыканта. Нью-йоркский трубач Кен Фрэдли (Кеn Fradley) встретился со своим кумиром на следующее утро после того, как Таррентайн участвовал в концерте памяти Милта Джексона. Стенли Тэррентайн выходит из ...
Большой неожиданностью на музыкальном рынке Польши в 2003 году стало появление очередного альбома Збигнева Намысловского, который называется незатейливо "Стандарты". Знаменитый польский саксофонист вообще редко, как исключение из правил, ...
Школа Беркли не нуждается в особом представлении. Попасть туда — мечта каждого начинающего джазовый путь музыканта. И все же у многих сложилось устойчивое мнение: нет необходимости долго учиться в бостонской школе. Вполне достаточно побывать месяца ...
Впервые с Алексеем Кругловым мы встретились на совместном выступлении. Презентовали авторскую программу – композиции Леши, его друзей и наставников, кое-что из моего… С первых же сыгранных нот стало понятно, что этот артист относится к творческому ...
Анатолий Вапиров родился в 1947 в Бердянске, Украина. На саксофоне начал играть в 13 лет. В 1971 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу кларнета, а в 1979 — аспирантуру по классу саксофона. С 1976 по 1982 работал в Лениградской ...
Отсутствие информации о музыканте в широкой печати еще не означает его отсутствие или его несостоятельность. Армянский саксофонист Армен Уснунц яркий тому пример. Великолепный музыкант, талантливый педагог, одинаково хорошо исполняющий ...
Екатерина Рамжаева — саксофонист, композитор и преподаватель, бэнд-лидер ансамбля «Kate & Friends», а также выпускница престижнейшего музыкального колледжа США «Berklee College of Music» (Boston). Многочисленный призер и участник фестивалей ...
Игорь Бутман родился в 1961 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В 11 лет начал играть на кларнете в детской музыкальной школе. В 1976 г. поступил в музыкальное училище им. Мусоргского по классу саксофона. Будучи студентом, играл в ансамбле Давида ...
Александр Островцов: Павел, страна должна знать своих героев. Расскажи, пожалуйста, о себе: где родился, как пришел к музыке, почему выбрал именно духовые? Павел Аракелян: Я родился в городе Баку. Мой отец Юрий Павлович Аракелян — музыкант, он ...