nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Духовная музыка Дюка в Волгограде

стиль:

Духовная музыка Дюка в Волгограде
Центральным событием осенней музыкальной жизни Волгограда стало открытие IX Джазового сезона в Центральном концертном зале города 6 октября 2002 года. Впервые на Волге (после Москвы, Санкт-Петербурга и Харь­кова) прозвучал "Духов­ный концерт" Дюка Эл­лингтона.

Музыкальное пространство сочинения всемирно извест­ного американца поразило слушателей особой силой эмоционального накала и глу­биной проникновенного смысла. Суть своеобразия зву­чания исполненного на вол­гоградской премьере Концер­та в большой мере была обус­ловлена применением прин­ципа синтеза как исходного при формировании его худо­жественной целостности. Собственно структура компо­зиции монументального про­изведения представляет со­бой соединение самых ярких номеров из трех Духовных концертов, написанных Дю­ком в период с 1965 по 1973 годы и сыгравших на его твор­ческом пути важнейшую роль духовного и профессиональ­ного совершенствования. В музыке Духовных концертов композитор отстранился от бытовой суеты и по-своему воплотил мир, "преображен­ный Божьей благодатью", цен­тральными темами которого стали любовь и стремление к свободе личности. Однако со времен автор­ских исполнений начала 70-х величественные полотна концертов больше не звучали.

Идея воссоединения в од­ном произведении наиболее значимых номеров трех кон­цертов принадлежит извест­ному петербургскому знатоку джаза Владимиру Фейертагу. В 1999 году, в годовщину пра­зднования 100-летия Дюка Эллингтона, версия талант­ливого исследователя была с успехом реализована испол­нением синтезированного монументального единого Концерта духовной музыки из 16 частей.

Далеко не случайно именно данная редакция Духовных концертов ознаменовала на­чало очередного, девятого джазового сезона в Волгогра­де. Творческим и организа­торским стержнем современ­ной волгоградской джазовой перспективы, безусловно, яв­ляется талантливый коллек­тив муниципального оркест­ра "Комбо-джаз-бенд", руко­водимый заслуженным ра­ботником культуры Россий­ской Федерации Анатолием Вороновым. Тонкий музы­кант, прекрасный саксофо­нист, страстный пропаган­дист и летописец волгоград­ского джаза, Анатолий Воро­нов совместно с группой еди­номышленников формируют особую, свойственную Волго­граду "микстовую" джазовую среду, сущность которой за­ключаются в гармоничном синтезировании различных стилей джазовой палитры. В свою очередь именно послед­ний фактор и обусловливает ее панорамный охват. С 1991 года проведено шесть круп­ных фестивалей завоевавше­го популярность волгоград­ского форума "Джазовое ру­копожатие", в каждом из кото­рых делалась опора на синтез многоцветья джазовой стиле­вой радуги. В девяти сезонах в качестве солистов с "Комбо- джаз-бендом" выступали та­кие звезды отечественного джаза, как Георгий Гаранян, Алексей Кузнецов, Даниил Крамер, Александр Фишер, Виктор Епанешников, Игорь Бутман, Николай Панов — представители разных школ и направлений в джазе. Анато­лий Воронов был также ини­циатором гастролей джазо­вых коллективов из многих городов России, США и Герма­нии. Репертуар самого оркес­тра "Комбо-джаз-бенд" вклю­чает музыку различных сти­лей: от оригинальных аран­жировок тем мэйнстрима до экзотических мелодий и рит­мов пьес в стиле фанк, латино и джаз-рок.

Вполне закономерно, что "Комбо-джаз-бенд" вместе со своим бессменным лидером, являясь аккумулятором и ге­нератором джазовых идей в Волгограде, поддержали и развили идею версии "Духов­ного концерта" как синтези­рованного монументального полотна. Полотна, в котором удивительно органичным оказался сплав в музыкальной канве произведения разнооб­разных стилей и манер: спиричуэлс и госпел; вокал, по­этическое слово и инстру­ментальная музыка; ораториальность академической на­правленности и специфич­ная джазовая энергетика; строго выписанные компози­ции и свободные импровиза­ции.

В реализации крупнейшего проекта — исполнении заме­чательного произведения ко­рифея джазового искусства приняли участие Волгоград­ский академический симфо­нический оркестр (солисты — кларнетист Сергей Дереза, фаготист Александр Гольнев, тромбонист Борис Морозов), музыканты "Комбо-джаз-бенда" Андрей Наумкин (клавиш­ные), Виктор Актисов (саксо­фон), Игорь Лымарев (кон­трабас), Евгений Шишкин (ударные), Леонид Белитченко (перкуссия) и гость из Аст­рахани Алексей Назариков (труба). Солисты академичес­кой школы пения Ольга Году­нова (сопрано), лауреат Меж­дународных конкурсов Ната­лья Семенова (меццо-сопра­но), Александр Сиксимов (ба­ритон) и молодежный хор му­ниципального института ис­кусств под руководством за­служенного работника куль­туры Российской Федерации Бориса Плеханова прекрасно провели вокально-хоровую партию концерта. Глубоко прочувствованно, до мель­чайших смысловых нюансов, был исполнен текст Эллинг­тона заслуженным артистом Российской Федерации Алек­сандром Масленниковым (перевод М.Лушниковой и В.Фейертага). Высокий артис­тизм и блестящее мастерство продемонстрировал руково­дитель программы дирижер Вадим Венедиктов — заслу­женный деятель искусств Рос­сийской Федерации. Испол­нение доставило истинное наслаждение всем волгоград­ским поклонникам музыкаль­ного искусства, отныне поко­ренным необычной красотой и глубиной, столь ярко вопло­тившимися в "Духовном кон­церте".

Мария КАРАБАНЬ, канд. искусствоведения



JAZZ-КВАДРАТ NbS,2002


музыкальный стиль
академическая музыка, кроссовер
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2001 - 2003 года
"Саксофонные маньяки" - начало положено Billy Cobham в Сибири: немного истории Christmas Blues Party Jon Hammond о концерте в Le Club
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com