nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Духовная музыка Дюка в Волгограде

Духовная музыка Дюка в Волгограде  Центральным событием осенней музыкальной жизни Волгограда стало открытие IX Джазового сезона в Центральном концертном зале города 6 октября 2002 года. Впервые на Волге (после Москвы, Санкт-Петербурга и Харь­кова) прозвучал "Духов­ный концерт" Дюка Эл­лингтона.

Музыкальное пространство сочинения всемирно извест­ного американца поразило слушателей особой силой эмоционального накала и глу­биной проникновенного смысла. Суть своеобразия зву­чания исполненного на вол­гоградской премьере Концер­та в большой мере была обус­ловлена применением прин­ципа синтеза как исходного при формировании его худо­жественной целостности. Собственно структура компо­зиции монументального про­изведения представляет со­бой соединение самых ярких номеров из трех Духовных концертов, написанных Дю­ком в период с 1965 по 1973 годы и сыгравших на его твор­ческом пути важнейшую роль духовного и профессиональ­ного совершенствования. В музыке Духовных концертов композитор отстранился от бытовой суеты и по-своему воплотил мир, "преображен­ный Божьей благодатью", цен­тральными темами которого стали любовь и стремление к свободе личности. Однако со времен автор­ских исполнений начала 70-х величественные полотна концертов больше не звучали.

Идея воссоединения в од­ном произведении наиболее значимых номеров трех кон­цертов принадлежит извест­ному петербургскому знатоку джаза Владимиру Фейертагу. В 1999 году, в годовщину пра­зднования 100-летия Дюка Эллингтона, версия талант­ливого исследователя была с успехом реализована испол­нением синтезированного монументального единого Концерта духовной музыки из 16 частей.

Далеко не случайно именно данная редакция Духовных концертов ознаменовала на­чало очередного, девятого джазового сезона в Волгогра­де. Творческим и организа­торским стержнем современ­ной волгоградской джазовой перспективы, безусловно, яв­ляется талантливый коллек­тив муниципального оркест­ра "Комбо-джаз-бенд", руко­водимый заслуженным ра­ботником культуры Россий­ской Федерации Анатолием Вороновым. Тонкий музы­кант, прекрасный саксофо­нист, страстный пропаган­дист и летописец волгоград­ского джаза, Анатолий Воро­нов совместно с группой еди­номышленников формируют особую, свойственную Волго­граду "микстовую" джазовую среду, сущность которой за­ключаются в гармоничном синтезировании различных стилей джазовой палитры. В свою очередь именно послед­ний фактор и обусловливает ее панорамный охват. С 1991 года проведено шесть круп­ных фестивалей завоевавше­го популярность волгоград­ского форума "Джазовое ру­копожатие", в каждом из кото­рых делалась опора на синтез многоцветья джазовой стиле­вой радуги. В девяти сезонах в качестве солистов с "Комбо- джаз-бендом" выступали та­кие звезды отечественного джаза, как Георгий Гаранян, Алексей Кузнецов, Даниил Крамер, Александр Фишер, Виктор Епанешников, Игорь Бутман, Николай Панов — представители разных школ и направлений в джазе. Анато­лий Воронов был также ини­циатором гастролей джазо­вых коллективов из многих городов России, США и Герма­нии. Репертуар самого оркес­тра "Комбо-джаз-бенд" вклю­чает музыку различных сти­лей: от оригинальных аран­жировок тем мэйнстрима до экзотических мелодий и рит­мов пьес в стиле фанк, латино и джаз-рок.

Вполне закономерно, что "Комбо-джаз-бенд" вместе со своим бессменным лидером, являясь аккумулятором и ге­нератором джазовых идей в Волгограде, поддержали и развили идею версии "Духов­ного концерта" как синтези­рованного монументального полотна. Полотна, в котором удивительно органичным оказался сплав в музыкальной канве произведения разнооб­разных стилей и манер: спиричуэлс и госпел; вокал, по­этическое слово и инстру­ментальная музыка; ораториальность академической на­правленности и специфич­ная джазовая энергетика; строго выписанные компози­ции и свободные импровиза­ции.

В реализации крупнейшего проекта — исполнении заме­чательного произведения ко­рифея джазового искусства приняли участие Волгоград­ский академический симфо­нический оркестр (солисты — кларнетист Сергей Дереза, фаготист Александр Гольнев, тромбонист Борис Морозов), музыканты "Комбо-джаз-бенда" Андрей Наумкин (клавиш­ные), Виктор Актисов (саксо­фон), Игорь Лымарев (кон­трабас), Евгений Шишкин (ударные), Леонид Белитченко (перкуссия) и гость из Аст­рахани Алексей Назариков (труба). Солисты академичес­кой школы пения Ольга Году­нова (сопрано), лауреат Меж­дународных конкурсов Ната­лья Семенова (меццо-сопра­но), Александр Сиксимов (ба­ритон) и молодежный хор му­ниципального института ис­кусств под руководством за­служенного работника куль­туры Российской Федерации Бориса Плеханова прекрасно провели вокально-хоровую партию концерта. Глубоко прочувствованно, до мель­чайших смысловых нюансов, был исполнен текст Эллинг­тона заслуженным артистом Российской Федерации Алек­сандром Масленниковым (перевод М.Лушниковой и В.Фейертага). Высокий артис­тизм и блестящее мастерство продемонстрировал руково­дитель программы дирижер Вадим Венедиктов — заслу­женный деятель искусств Рос­сийской Федерации. Испол­нение доставило истинное наслаждение всем волгоград­ским поклонникам музыкаль­ного искусства, отныне поко­ренным необычной красотой и глубиной, столь ярко вопло­тившимися в "Духовном кон­церте".

Мария КАРАБАНЬ, канд. искусствоведения



JAZZ-КВАДРАТ NbS,2002


стиль
джаз
страна
Россия
музыкальный стиль
академическая музыка, кроссовер


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела концерты 2001 - 2003 года

  • стиль: джаз, джаз
Китч, по определению Энциклопедического словаря -- дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Резко, однозначно, но... во второй половине ХХ века китч стал одним из направлений искусства, приобрел своих поклонников и ...
  • стиль: джаз, джаз
А вы были 19 апреля в Тольятти? Нет? И зря. Ведь наш город снова посетил заслуженный артист России, выдающийся пианист и композитор, Даниил Крамер. Причём, как выяснилось, он приготовил очень интересный сюрприз для тольяттинцев. Сюрприз по имени ...
  • стиль: джаз, джаз
Чик Кориа и "The Chick Corea New Trio" выступали в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля, 100-летию этого зала как раз и посвященного. "New Trio", то есть ритм-секция большего ансамбля Кориа (The Origin) — контрабасист Авишаи Коэн ...
  • стиль: джаз, джаз
Продюсер и журналист Юрий Решетников вот уже три года известен в Беларуси тем, что регулярно проводит интересные концерты фестивального ти­па под названием "Грифомания", в которых участ­вуют лучшие гитаристы страны — независимо от стиля музыки, ...
  • стиль: джаз, джаз
Необычное для сибирской джазовой братии известие о приезде барабанщика Билли Кобэма внезапно разнеслось по Новосибирску. Наиболее отчаянные студенты Новосибирского музыкального колледжа и музыканты старшего поколения срочно бросились на вокзал, и 27 ...
  • стиль: блюз, блюз
SVET & AL BOOGIE BAND — возможно, самый яркий блюзовый коллектив Мин­ска на сегодняшний день, хо­рошо знакомый столичным поклонникам настоящего, "корневого" блюза. Дельта- блюз, буги-вуги, чикагский блюз, акустические блюзо­вые стандарты 30-х и 40-х ...
  • стиль: джаз, джаз
Органист Джон Хэммонд (Нью-Йорк), недавно выступавший в Москве, благосклонно поделился с "Джаз-Квадратом" своими впечатлениями о первых концертах в России совместно с Игорем Бутманом (саксофон) и Эдуардом Зизаком (барабаны). Мой недавний прйезД в ...
  • стиль: джаз, джаз
Стен Гетц сказал как-то: "Я хотел найти на теноровом саксофоне звук, подобный человеческому голосу". Несомненно, человеческий голос — удивительный музыкальный инструмент, не медный, не деревянный, не струнный, но человеческий — живой, дышащий, ...
  • стиль: джаз, джаз
22 ноября 2001 года в подмосковном Об­нинске, где уже 22 года сущест­вует джаз-клуб, прошла презен­тация нового релиза лейбла Landy Star Jazz—альбома "Mike Ellis: Live in Russia", записанного Майком Эллисом как раз на кон­церте в Обнинске три года ...
  • стиль: джаз, джаз
Кто из джазмено-фэнов не знает легендарной "Синей птицы"? Через этот старейший московский джазовый клуб прошло практически все поколение шестидесятников. О таком явлении я не раз слышала от джазовой братии. Кое-что знала о послужном списке "птички" ...
  • стиль: этно, этно
Монументальный концерт "Дживан Гаспарян и друзья", прошедший в не где-нибудь, а в Большом театре, оставил двоякое впечатление. Во-первых, сам по себе этот концерт является настоящим прорывом: хорошо знакомая московским продвинутым слушателям седая ...
  • стиль: джаз, джаз
1. Столяр вместо "рождествен­ских негров" В последний раз "живые настоя­щие негры" (любимое выраже­ние редактора джазового отдела Новосибирской филармонии Сергея Беличенко) приезжали на гастроли в Новосибирск почти год назад. И после легендарной ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com