nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Jasques Loussier Trio

стиль:

Jasques Loussier Trio Китч, по определению Энциклопедического словаря—дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Резко, однозначно, но... во второй половине ХХ века китч стал одним из направлений искусства, приобрел своих поклонников и вождей. А "изысканность" сделала его желанным в обществе, где принято появляться в вечерней одежде. Именно так следовало одеться на концерт трио знаменитого французского пианиста Жака Лусье из серии "Изысканный китч" 20 октября в Большой зал Консерватории.
Название цикла "Изысканный китч" оказалось в высшей степени точным, а первый персонаж этого цикла именно так воспринимается в течение последних 42 лет. Впрочем, тогда, в 1959 году, первая пластинка "Play Bach" была воспринята с восторгом. Молодой, с хорошей академической подготовкой музыкант пошел на модный эксперимент - самые популярные темы И.С.Баха звучали с вариациями, имеющими явно джазовое происхождение. Начало 60-х годов - удачное время для таких экзерсисов.

"Modern Jazz Quartet" Джона Льюиса (John Lewis), перенявший принципы барочной композиции - в зените славы; в середине 60-; в середине 60-х образовался "Swingle Singers". Молодой пианист, окончивший Парижскую консерваторию по классу профессора Ива Ната и находившийся под сильным влиянием Форе, Сен-Санса и Дебюсси, догадался, что можно привлечь внимание публики салонно- джазовыми обработками И.С.Баха, и не прогадал. В трио вошли великолепные музыканты - известный джазовый контрабасист Пьер Мишло (Pierre Michelot) и ударник Кристиан Гарро (Christian Garros).

Один за другим начали выходить альбомы под общим названием "Play Bach", которые производили впечатление наличием музыкального поиска. Импровизации на повторяющийся круг композиций менялись, музыканты отличались джазовым свингом. К середине 60-х ансамбль Лусье завоевал мировую известность, и последующие 10 лет трио активно привлекало внимание всего мира.

Достаточно заметить, что за 15 лет было продано более 6 миллионов альбомов ансамбля. В этом смысле смешно прозвучало утверждение анонимного корреспондента в преддверии российских гастролей о том, что имя Жака Лусье большинству меломанов ничего не говорит.

Говорит, и очень многое.

Жак Лусье хорошо известен с 60-х годов многим, в том числе и любителям джаза. Тогда, да и позже, смущало одно - практически все джазовые энциклопедии игнорировали это имя. Заговор или неджазовая суть? Насчет сути энциклопедии угадали. Но это произошло позже. А Жак Лусье, как говорят, устав от успеха, уединился на юге Франции в окружении синтезаторов и компьютеров. Новая музыка отодвинула изящные переаранжировки Баха на задний план. Однако 300-летие великого немца в 1985 году вновь вызвало к жизни угасший проект. Теперь мелодии из прелюдий и фуг, гавотов и клавирных концертов обрамились не только джазовыми, но и роковыми оболочками. Сам месье Жак, отвечая на пресс- конференции на мой вопрос, сказал, что он всегда стремился представить музыку И.С.Баха в новых красках, так сказать, дать ей новую жизнь.

Но в применении к другим композиторам подходы пришлось изменить. Действительно, в 90-е годы у пианиста и композитора дошли руки до переаранжировок Вивальди (Antonio Vivaldi) и Сати (Eric Satie), Равеля (Maurice Ravel) и Дебюсси (Achille Claude Debussy) . И если в Баховской музыке принципы композиции, основанной на импровизации, приводили к нормальному джазовому развитию в стиле би-боп, то с импрессионистами Лусье пришлось поступить уже совершенно в композиторском духе. Новые работы хорошо известны в России, среди них есть весьма удачные, и на концерте в Консерватории нам довелось услышать их точное воспроизведение. Джазом, т.е. музыкой импровизационной, там и не пахло.

Это были знакомые миниатюры или более крупные полотна, сыгранные нота в ноту без особого задора и с характерным отсутствием баланса - обычное явление для БЗК при использовании микрофонов и усиления. Программа - сборник работ последних лет: в первом отделении И.С. Бах, включая шлягерную Токкату и фугу ре минор, во втором А. Вивальди, К. Дебюсси, Э.Сати, М.Равель. Первое, баховское отделение оказалось не слишком неживым, а самым неджазовым было длинное соло контрабасиста с красивым именем Бенуа Дюнойе де Сегонзак (Benoit Dunoyer de Segonzac) .

Ничего не зная о музыканте, можно было сразу сказать, что он типичный академический басист, иногда поигрывающий в рок-группах на бас-гитаре. Зато соло барабанщика Андре Арпино (Andre Arpino) показало как раз его джазовую принадлежность, т.е. было осмысленным. Это сразу же оживило "Лето" из "Времен года Вивальди" и вызвало бурную реакцию зала. Впрочем, на реакцию зала маэстро жаловаться не пришлось. За исключением первых минут, когда опоздавшие спокойно рассаживались по местам, не обращая внимания на готовность музыкантов играть и на недоуменные жесты Лусье, 67-летний пианист мог быть доволен.

В отличие от вашего корреспондента, знающего музыку трио лет 35, зал был в восторге, особенно постоянные посетители консерватории и немалое количество лиц, узнаваемых по причине частого появления на телеэкране.

Теперь уже никто не возмущается тем, что можно смело внедряться в сочинения корифеев прошлого. И действительно, они и сами этим нередко баловались, тот же Бах, да и Гуно (Charles Gounod), Лист (Franc Liszt), Бетховен (Ludwig van Beethoven), Щедрин (Родион Константинович), наконец. Это нормально. От этого сама музыка прошлого не страдает. Другое дело, как это происходит, с достаточным ли вкусом. Эту проблему каждый решает сам, что музыкант, что слушатель.

А ведь не случайно Ирина Никитина, президент фонда "Музыкальный Олимп", назвала этот цикл "Изысканный китч". Великолепное название. Даже сам Лусье на это не обиделся. "Это название удивляет, а мне нравится то, что удивляет" - сказал пианист с улыбкой. Ох, и хитрая эта Никитина. В сущности, не заметившей подвоха публике были представлены изящно, мастерски сделанные слоники на буфете, время которых прошло в начале 70-х. Но ведь она предупреждала и не виновата, что мало кто это заметил. "В нашем обществе сейчас возникает потребность жить в едином культурном пространстве со всем цивилизованным миром" - говорится в пресс-релизе нового проекта. Так что будет у нас и дальше возможность приобщаться к изысканному... Вот и славно.

Михаил Митропольский

2003


авторы
Михаил МИТРОПОЛЬСКИЙ
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Франция
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2001 - 2003 года
Christmas Blues Party Jon Hammond о концерте в Le Club Lera Gehner - Человеческий голос - удивительный музыкальный инструмент Mike Ellis - Второе пришествие в Обнинск
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com