nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

"Саксофонные маньяки" - начало положено

стиль:

 Саксофонные маньяки  - начало положено
Продюсер и журналист Юрий Решетников вот уже три года известен в Беларуси тем, что регулярно проводит интересные концерты фестивального ти­па под названием "Грифомания", в которых участ­вуют лучшие гитаристы страны — независимо от стиля музыки, которую они исполняют. Но уже в этом году он удивил новым своим начинанием, за­думав собрать под "крышей" одного концерта луч­ших саксофонистов Беларуси. Название этому действу он долго не искал. И таким образом боль­шой концерт "Саксомании-2003" собрал как вете­ранов белорусской музыки, так и совсем молодых музыкантов.

Опасения, что концерт этот полу­чится длинным и скучным, не подтвердились, поскольку на по­верку оказалось, что, во-первых, в одном Минске достаточно много интересных, ярких исполните­лей; во-вторых, молодая смена врывается на профессиональную сцену уверенно, со здоровым на­хальством и собственным, ярко выраженным взглядом на совре­менную музыку и место в ней сак­софона.

Прежде всего, об Анатолии Радюкове, ветеране белорусского джаза (1948), который где только не поиграл! Только в Государст­венном концертном оркестре от­работал 12 лет, а сейчас препода­ет саксофон молодым. Он играет вполне спокойную классическую музыку, но вот чувство построе­ния импровизационной линии, размеренность ее проведения и выстроенность фраз могут много чего дать именно начинающим. Он ничего уже давно не ищет. Он нашел, и теперь делится этим с молодежью. Одно его "Misty" — это действительно крепкая шко­ла, без чего настоящим маньяком саксофона не стать никогда.

Из остальных участников кон­церта ближе всего к Анатолию на­ходится, пожалуй, Антон Машкало (1971), участник сразу двух бэндов: мэйнстримового "Дилижанса" и более современных "Но­вых джазеров". Сочетание этих двух стихий и определяет, навер­ное, сегодняшнее творческое ли­цо Антона: он в целом вполне классичен и спокоен, но умеет в нужное время сорваться в стре­мительную импровизацию, за­ставляя свой саксофон звучать уже не столь академично, а с ощу­тимыми забросами в область мо­дернового звукоизвлечения.

Еще более продвинут в совре­менную музыку Андрей Теребеж (1975), который разительно ме­няется, когда выходит на сцену. Его импровизации — сгусток энергии, он очень любит "хулига­нить" в верхах и обожает стреми­тельные темпы, которые для него, такое впечатление, — наиболее оптимальная среда обитания. Он словно вырывается на свободу, что можно понимать чуть ли не дословно, поскольку' в основном Андрей занят в Ансамбле песни и танца МВД. А там такую музыку ему исполнять удается не столь часто.

Андрей Барило (1975), фанат Майкла Брекера и Боба Минцера, любитель баскетбола и пива, уча­стник ансамбля традиционного джаза "Ренессанс". Опять же, раз­двоение души, как говориться, — налицо. В "Ренессансе" — это му­зыка стиля Чикаго и ранний свинг, на "Саксомании" — истяза­ние своего тенора на грани кик­сования и захлебывающих сры­вов время от времени в бархат­ные, густые низы. В эти моменты он словно отключается от внеш­него мира и готов играть без оста­новки. Понимаю, сколь неблаго­дарное дело музыку описывать, но во время заключительного джема, когда последних трое со­шлись на сцене, наиболее ярко было заметно, сколь различна ма­нера этих саксофонистов. Все они известны уже достаточно давно, но этот концерт способст­вовал тому, что показались они совершенно по-новому.

Но вот кто по-настоящему уди­вил, так это молодые и совершен­но молодые. Алексей Малахов (1982) играет, кажется, при лю­бой возможности. Он — словно сжатая манерой, близкой к Гарре­ту, пружина. Страшно заводной и экспрессивный, Алексей все вре­мя в движении, в развитии, даже тогда, когда кажется, что и идти- то вперед уже некуда. А играет он в коллективе ровесников, кото­рый являет собой редчайший для джазовой Беларуси случай, когда каждый из участников бэнда — яркий солист и потенциальный лидер. В этом смысле игра Алек­сея очень ярко оттеняется игрой еще одного участника "Саксома­нии" — тенориста Павла Аракеля­на (1985), высокого роста парня, который на саксофоне начал иг­рать лишь три года назад, пройдя школу в том числе и Анатолия Радюкова. Звук у него — не по годам спелый и точный, а в сочетании со слегка актерской манерой по­дачи музыки, наполненной брэй- ками телодвижений и утрирован­ными позами, его выступление запоминается намертво. Опять же готов играть всегда, все и со всеми.

Учитывая тот факт, что Юрий Решетников по разным причи­нам не получил в программу еще по крайней мере трех сильных музыкантов — Виталия Ямутеева, Антона Боева и Павла Белявского, можно сказать, что "Саксомания" удалась и даже на славу. Жаль только, что под такие проекты де­нег сегодня в Беларуси практиче­ски не найти. Ато был бы шанс пе­реродить эту несомненно пер­спективную идею в фестиваль вполне международного уровня — оригинальный и полезный.

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ

Jazz- Квадрат, №3-2003


авторы
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2001 - 2003 года
Jon Hammond о концерте в Le Club Lera Gehner - Человеческий голос - удивительный музыкальный инструмент Mike Ellis - Второе пришествие в Обнинск В гостях у "Синей птицы"
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com