nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Jimmy Smith "Hammond"

Приезд Джимми Смита, пожалуй, второе после концерта Маклафлина и его Remember Shakti, потрясающее событие нынешнего лета. Второе не по значимости, совсем нет. Впрочем, сравнения здесь и неуместны. Просто и гитарный виртуоз Махавишну и уже при жизни историческая личность, "Мичурин", прививший Хэммонд на джазово-блюзовой почве, Джеймс Оскар Смит впервые внезапно и почти одновременно обратили свои прославленные взоры в сторону отечества нашего.

Проект Маклафлина дал в Москве единственный концерт в двухтысячеместном Дворце Молодёжи, до отказа набитом поклонниками музыкального гуру. А что делал три вечера кряду в кратно малогабаритном клубе Смит? Что делал старец, чей год рождения подзабыли и перепутали энциклопедии и критики? Ответ прост: являл чудеса героизма, какими вряд ли станут баловать своих межконтинентальных поклонников современные звёзды мировой сцены, доживи они до возраста нынешнего Смита. После таких выступлений вопрос какого-нибудь приятеля-"меломана" "Ну как? Стоит сходить?", признаться, ставит в тупик. Перефразируя, получается "А нужен ли нам Джимми Смит?" - no comments. Другой вопрос – зачем на 76 году жизни, после полувековой гастрольной деятельности Смиту понадобилась российская аудитория?

А так как даже слово "прессконференция" в данном случае не упоминалось – возможно стоит теперь вечно благодарить пионера-героя Петю, грозу волков, воспетого в творении великого русского композитора Прокофьева, перекроенном Смитом на джазовый лад. Видимо и личные качества Джеймса Оскара дают о себе знать. Силы духа ему не занимать. Когда в далёкие годы Дикий Билл Дэйвис сулил самонадеянному юнцу 15 лет работы над техникой педальной игры - упрямцу хватило трёх месяцев. А желанию играть на собственном Хэммонде не помешало даже дуло пистолета кредитора, ставшее непременным атрибутом выступлений Смита вплоть до полного расчёта.

Но вернёмся в наше тысячелетие, где Джимми Смит – звезда, три дня светившая в Москве исключительно всем желавшим. Вместо излюбленного трио Смит на сей раз демонстрировал так называемый "Jimmy Smith Quintet". "Так называемый" потому, что в качестве контрабасиста здесь неожиданно выступил участник квартета Игоря Бутмана - Виталий Соломонов, чьё имя маэстро Смит выяснял прямо по ходу выступления. Наш соотечественник с достоинством выдержал все испытания: от проблем с озвучиванием контрабаса до длительного соло, лишённого всякого аккомпанемента со стороны западных коллег. Ещё к слову о музыкантах. Каждый очередной анонс предлагал свой вариант состава смитовского квинтета.

В итоге "бил в барабаны" тёзка Смита – Джимми Джексон, кстати, прекрасно справившийся и с ролью вокалиста в лирической балладе "Wish I Do". Этот "конёк" голосистого ударника Смит не первый раз использует в концертной программе. Остальные музыканты не отставали. Знаменитый "Сент-Луисский блюз" Хэнди был прекрасно исполнен в качестве сольного номера гитаристом Филом Апчерчем, принимавшим участие в записях музыкантов от Бади Гая до Майкла Джексона. Нередко записывался он и со Смитом. Вместо ожидаемого нью-орлеанского саксофониста Хермана Райли (Herman Riley) в Москве по неизвестным причинам выступил менее именитый Mornington Lockett. В ходе концерта на его долю нередко выпадала роль солиста и надо признать, публика не осталась в обиде.

После двух композиций, предваривших выход маэстро, программа была официально открыта "Back At The Chicken Shack". В первом же отделении меломанов также порадовала "Satin Doll". Однако довольно скоро стало ясно, что мистер Смит имеет своё собственное представление о том, что надо играть, чего не надо, а что можно повторить и дважды. Принцип отбора остался неизвестен, но количество хитов, которые должны были войти в список, до концерта представлялось несколько большим. Впрочем, и это не удивительно. "Виновник торжества" Джимми Смит в первый день выступлений выглядел довольно усталым – сказался длительный перелёт. Травма левой руки и вовсе, казалось бы, сводила задачу московских концертов к "отыграть ровно". Но подобно Оскару Питерсону, Смит справился в прямом смысле "одной правой". Лишь поначалу маэстро играл больше аккордовое сопровождение или просто внимательно слушал коллег.

Поразило с каким равным уважением и чуткостью "легенда Хэммонда В-3" аккомпанирует как звёздам первой величины, нередко принимавшим участие в записи его альбомов, так и музыкантам без громких титулов. Уже к середине первого выступления Смит "разыгрался" и исполненные в дальнейшем ежедневные "Got My Mojo Workin'" на тарабарском языке, чтение рэпа и пересчёт до восьми и обратно в "8 Counts for Rita" - стали тем самым долгожданным общением, которого ждали его верные поклонники. Ведь что такое, по сути, час задержки концерта и ещё час перерыва между отделениями, когда выпал такой шанс – воочию, а не с диска познакомится с творчеством Джимми Смита. Человека, чьё имя вошло в историю вместе с маркой электрооргана Хэммонд В-3, покорившей его душу раз и навсегда.

Зотова Мария

2004


стиль
джаз
автор
Мария ЗОТОВА
страна
США


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела концерты 2004 - 2006 года

  • стиль: джаз, джаз
Когда экспериментируют малые российские джаз-составы, приглашая в проект special guests, это уже никого не удивляет. С биг-бэндами же, за исключением бутмановского, такое случается крайне редко. А вот муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова из ...
  • стиль: джаз, джаз
Традиция, будь то столетиями формировавшийся народный музыкальный уклад или же просто приверженность, отнесенность к единому инструментальному "клану" – дело великое и опасное. Общность корней, генетические связи, протянувшиеся в двух плоскостях – ...
  • стиль: джаз, джаз
Давно я не делал музыку с замечательным контрабасистом из сибирского Томска - Асхатом Сайфуллиным, только слышал о его крупных продюсерских успехах. А тут звонок и я выезжаю. С Асхатом я участвовал в своём первом CD в начале 90 х. "Ночной спектакль ...
  • стиль: джаз, джаз
Конечно, Ремарк был прав, говоря, что "человек велик в намерениях, а не в их осуществлении". И всё же иногда эту крылатую фразу хочется укоротить. Ибо непостижимы повороты судьбы, когда над всем этим стоит мечта и вера в недостижимое. Могли ли ...
  • стиль: джаз, джаз
В Москве не составляет труда найти место, где вечером можно послушать джаз. Открыв любую афишу с анонсами концертов или посетив джазовые сайты, каждый поклонник этого рода музыки (будь то любитель-меломан или искушённый джазофрен) найдёт место и ...
  • стиль: джаз, джаз
Группа Take 6 образовалась из организованного Клодом МакНайтом (Claude McKnight) в 1980-м году Gentlemen's Estate Quartet (позаимствовавшего свое название от названия жилого комплекса для первокурсников) в Oakwood College – небольшой христианской ...
  • стиль: блюз, блюз
Tuck and Patti уже выступали раньше в клубе Blue Note в Милане и вернулись сюда с хорошей вестью: недавно вышел их новый DVD под названием Tuck & Patti Live in Holland, который содержит 2 CDs – концертные записи их последних альбомов: Chocolate ...
  • стиль: джаз, джаз
О концертах Макферрина хочется писать подробно, не упуская ни одну грань этого искрящегося экспромтами алмаза, но столь же виртуозно, сколь заслуживает тема. С Богом! Его концерты во всём мире похожи на чудо. И вот уже второй раз удача выпала на ...
  • стиль: джаз, джаз
Человеческая память устроена весьма избирательно. Проводить покойного в последний путь обычно собирается много народу. По православным обычаям многие приходят потом и на девять дней, потом на сорок. А потом… потом память о человеке, как ...
  • стиль: джаз, джаз
Don`t Worry. К вам приехал Бобби МакФеррин. Be Happy Now. 12 мая 2005 года московский КЗ им. Чайковского встречал Бобба МакФеррина с программой, которую трудно назвать таковой, учитывая исполненные номера, включившие буквально всё – от оперных ...
  • стиль: джаз, джаз
Что еще должен сделать Бог, чтобы разбудить тебя? - думала я на концерте Кевина Махогани и Игоря Бутмана (март, 2005 г), - Да, пожалуй, уже ничего. Просто слушай джаз… Тогда-то я и поняла, что изменить монотонную жизнь, в которой не хватает ...
  • стиль: джаз, джаз
В заполненном до отказа зале рижского Дома Конгрессов с оглушительным успехом прошел концерт уникального джаз-оркестра, руководимого легендарным российским джазовым музыкантом Геннадием Гольштейном. Последний раз музыкант выступал на рижской сцене ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com