nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Kim Nazaretov's Big Band &…

стиль:

Kim Nazaretov's Big Band &… Когда экспериментируют малые российские джаз-составы, приглашая в проект special guests, это уже никого не удивляет. С биг-бэндами же, за исключением бутмановского, такое случается крайне редко. А вот муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова из Ростова-на-Дону, по-видимому, просто выбрал такой стиль жизни – экспериментальный. Более 40 лет он открыт к самому разному творческому сотрудничеству. В свое время с ним выступали саксофонисты Георгий Гаранян (г. Москва) и Анатолий Вапиров (г. Варна, Болгария), мультиинструменталист Давид Голощёкин (г. Санкт-Петербург) и трубач Валерий Колесников (г. Донецк, Украина), вокалисты Леонид Серебренников, Ирина Отиева и Лариса Долина (г. Москва), тромбонист Виктор Бударин (г. Новосибирск) и скрипач Михаил Фадеев (г. Москва), бэндлидеры Николай Голощапов (г. Одесса, Украина), Анатолий Кролл (г. Москва) и Уве Плат (г. Дортмунд, Германия), композиторы, народный артист России Юрий Саульский и народный артист СССР Мурад Кажлаев.
Ростовчане даже рискнули на создание Международного биг-бэнда "Дортмунд – Ростов-Дон", в который вошли музыканты JAGB (Джазовая Академия Глена Бушманна) п/у Уве Плата и муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова п/у Андрея Мачнева (художественный руководитель Юрий Кинус). А спустя три месяца реализовался совершенно уникальный проект – Dennis Rowland & Kim Nazaretov's big-band в программе Swinging The Blues For Count Basie к 100-летию великого "Графа". Но – обо всем по порядку.

Российско-немецкий эксперимент

Международный биг-бэнд "Дортмунд – Ростов-Дон" был задуман год назад. Об истории этого проекта уже писал Джаз-Квадрат (№ 1, 2003). Напомню лишь, что познакомились музыканты 6 лет тому назад. Время от времени их пути перекрещивались то в Ростове, то в Дортмунде. А в прошлом году, когда саксофонист и бэндлидер Уве Плат приехал поздравить своих друзей из New Centropezn jazz-quartet с 15-летием, решили сделать российско-немецкий коллектив.
Репертуар предложили дортмундские музыканты. В основе преимущественно джазовая классика (John Coltrane "Moments Notice", John Fedchock "The Grove City Groove", Karl Suessdorf "Moonlight in Vermont"...) и кое-что из оригинальных аранжировок Уве.
Среди немецких солистов – совсем молодые студенты Академии и уже завоевавшие не одну награду педагоги. К примеру, Ондрей Штверачек (Ondrej Stveracek) – победитель конкурсов 2003 года в Варшаве (The European Saxophon) и Брюсселе (The European Jazz Contest). Уве Плат (Uwe Plath), обучаясь в Conservatory Rotterdam/Jazz-and Worldmusic (педагог Dick de Graff), дважды побеждал на конкурсах в Брюсселе, благодаря чему стал стипендиатом знаменитой Berkley School of music (класс педагога Bill Pierce). Трубач и флюгельгорнист Маттиас Бергманн (Matthias Bergmann) выступал с концертами в Голландии, Бельгии, Люксембурге, Испании, Польше, Англии, Швеции, Югославии, Китае, Индии, Шри-Ланке, Мексике, Бангладеш... Участвовал в записи CD с Dianne Reeves, New York Voices, Charlie Mariano, Till Brönner, Peter Weniger, Wolfgang Haffner, James Morrison, Judy Niemack, Greetje Kauffeld, Marlena Shaw...
Настоящим украшением интернационального оркестра стал вокалист Франк Шелле (Frank Scheele). Бархатный голос, море обаяния и прекрасная манера держаться на сцене. И это притом, что основная специальность Франка – дизайнер. А музыка – хобби, переросшее в искреннюю любовь. Совсем в духе Фрэнка Синатры прозвучала в его исполнении It Had to Be You (Isham Jones).
Не менее впечатляет и российская сторона проекта. Помимо того, что джаз-оркестр Кима Назаретова является одним из старейших в России (на 2-м месте после оркестра Олега Лундстрема), в нем до сих пор работают музыканты, когда-то начинавшие вместе с Кимом Аведиковичем: заслуженный артист России альтист Владимир Попов, трубач Евгений Медведев, тенорист Виктор Попов. Сегодня в нем играет и много талантливой молодежи: лауреат международных конкурсов гитарист Ара Родица, ученик известного достаточно далеко за пределами России Виктора Борилова (нынче он в Америке с концертами), лауреаты Всероссийских конкурсов и прошлогоднего в испанском Гецко трубач Евгений Речкалов, тромбонист Евгений Белин и саксофонист Денис Кренц. Ну и, конечно же, New Centropezn jazz-quartet – победитель Всероссийских конкурсов, лауреат конкурса в Бельгии (1994, 5-е место и специальный приз "Самая перспективная молодая группа"), гран призер в Ливеркузене (1995) и в Гецко (1998), в составе которого – неизменные Андрей Мачнев (саксофоны), Арам Рустамянц (клавишные), Виталий Перов (бас), Григорий Дерацуев (ударные).
Совместная почти десятидневная работа оказалась весьма результативной. У российских музыкантов была возможность проанализировать особенности немецкой системы преподавания джаза. Конечно же, это более наглядно проявлялось в импровизациях. Уве Плат считает, что в основе джаза лежит мелодический минор. И все свои соло строит с опорой на этот лад. Матиас Бергман остается приверженцем хроматической концепции.
Немецкие музыканты полюбили горячую манеру исполнения ростовских джазменов. Но более всего их поразили бескрайние просторы России. 14-го сентября интернациональный бэнд выехал сначала на Международный фестиваль "Джазовая платформа" в Самару, а затем принял участие в днях немецкой культуры в Волгограде. Почти двое суток пути по более чем своеобразным российским дорогам!!!
Несмотря на все дорожные приключения, обе стороны остались довольны результатами. А руководители проекта пришли к убеждению: надо продолжить сотрудничество, но только с "российским" репертуаром и на немецкой земле. А по окончании – непременно записать CD.

Swingin' the Blues for 'Count' Basie

В России достаточно широко праздновалось 100-летие Каунта Бэйси. Этому событию были посвящены фестивали и концерты, последним из которых стал декабрьский эксклюзив в Ростове-на-Дону.
Появление на ростовской земле Денниса Роуланда – вокалиста оркестра Каунта Бэйси – было из области фантастики. Пожалуй, еще ни разу донская столица не слышала мастера столь высокого уровня: Деннис продемонстрировал колоссальную закалку, устроив потрясающее двухчасовое шоу через час после двухдневной дороги с двенадцатичасовой сменой во времени. "Не знаю, как это я еще не сплю, – сказал Деннис, выйдя на сцену, – мой день начался вчера утром в Нью-Йорке!"
Буквально бегом из самолета: спасибо работникам ростовского аэропорта, компании Люфтганза и таможне во главе с Алексеем Гарбузенко, давшим музыканту "зеленую улицу"!!! 20 минут дороги в музыкальный театр были использованы по максимуму на выяснение рабочих моментов и последовательности композиций в программе. Еще 5 минут – кинуть вещи в гримерку и бегом к оркестру Кима Назаретова. "Может быть, хотите перекусить?", – спрашиваем мы Денниса. "Нет, сначала дело!"
Первое знакомство с оркестром прошло в немыслимом темпе. Переводчица только пыталась осознать слова специфического музыкального текста, а музыканты уже перекладывали партии. Деннис быстро расставлял акценты, рассказывал, как он видит конкретную композицию, что нужно делать вместе и где следует прерваться для его общения с залом.
Несмотря на то, что Деннис знал по-русски только одно слово "нет", он довольно быстро добился взаимопонимания с российскими музыкантами. Он был обаятелен, собран и целеустремлен одновременно. И все же, собираясь только определить темп и наметить пунктиром основные моменты, он зачастую просто не мог остановиться. Будто какой-то двигатель с дрыгателем включались. К примеру, хит Santana 60-х годов Smooth Деннис выдал по максимуму так, что далеко не щупленькая оператор сцены чуть не пустилась в пляс. И это – опять же! – после изнурительного перелета!!!
В красном свитере и кожаной бэйсболке Деннис напоминал раскаленный уголь, всех зажигающий на своем пути. И непременно с улыбкой. "Вы можете забыть, как вас зовут, но здесь вы обязаны помнить: играем три раза!" И вновь бегом: в душ, в костюм, в концерт…
Через 15 минут на сцене появился совсем другой Денннис Роуланд: блистательный, подтянутый, в шикарном черном костюме. И ни тени усталости! "А сейчас мы повеселимся! И я очень надеюсь, что вы получите удовольствие!" И тут же рванул в полный голос: "O'k, All Right"!
Я почитала статьи в интернете и промо-материалы, которые Деннис захватил с собой. Они и в тысячной толике не передают ту колоссальную энергетику, которую излучает этот уникальный актер. Он – как многогранный бриллиант, с каждой композицией поражающий все больше и больше.
Виртуозное владение диапазоном, яркость драматического дарования, разнообразие интонаций ("я чувствую, не все понимают текст, но все понимают интонацию!"), выстроенная на контрасте программа, перемежающаяся колоритными шоу-вставками поминутно взрывали зал аплодисментами и криками "браво". Даже обычно рафинированная публика первых рядов свистела, будто галерка. А Деннис с неизменной улыбкой спрашивал: "Вам это нравится? Я рад. И, прежде всего, спасибо вашему замечательному оркестру", – и поворачивался к музыкантам с поклоном.
Не знаю, для кого этот праздник был более значимым: для десятилетней вокалистки, певшей вместе с американским певцом, муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова, неделю сутками репетировавшего, или самого Денниса, совершившего неимоверно длинный марш-бросок из Феникса для единственного концерта в Донской столице. Но проигравших не было. "Ради такого стоило приехать в Ростов", – говорили знакомые из Сочи, Геленжика, Новороссийска, Небуга, Краснодара… Может быть, вернутся времена, когда на эксклюзивные джазовые концерты будут съезжаться музыканты со всей России… Кто знает. По крайней мере, совместный проект с Деннисом Роуландом на этом не заканчивается!

Фото автора

Ольга КОРЖОВА

2005


авторы
Ольга КОРЖОВА
музыкальный стиль
мэйнстрим, свинг
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2004 - 2006 года
Бобби Макферрин - Голос как чудо Вечер памяти Аркадия Эскина Бобби МакФеррин в КЗ им. Чайковского B в кубе и два саксофона
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com