Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной тематике) —и это замечательно. Тем не менее, грядущий в сентябре Parliament Jazz Festival — событие из ряда вон выходящее, ибо в России подобных джазовых празднеств еще, несомненно, не было. Ибо участвуют в фестивале фигуры действительно культовые — причем в таких причудливых сочетаниях, что даже не верится в самоотверженные изыскания организаторов — очень уж все гладко.
Известно, что торговая марка Parliament и компания Philip Morris (которая эти сигареты в том числе и выпускает) очень трепетно и чувственно относится к джазовому феномену и при случае очень искренне помогает при организации подобных мероприятий. Поэтому сентябрьский фестиваль — событие действительно мирового уровня — многие артисты (о них речь ниже), которых смогут "вживую" услышать зрители, являются обладателями "Гремми" (и не единожды!), а стили, которые будут представлены на нем, относятся не только к традиционному джазу. Организаторы и идеологи фестиваля (в том числе и Игорь Бутман, без которого сейчас ни одна серьезная джазовая Вещь в России не обходится—и это не ирония, восхищение скорей) специально продумали все таким образом, чтобы можно было послушать все стили, имеющие отношение к джазу — Fusion, Funk, Soft Jazz, Latino Jazz, Electronic и даже Acidjazz.
На пресс-конференции, которая вследствие глобальности мероприятия проходила еще в июле (в том самом, ведомом Бутманом, клубе Le Club, где постоянно выступают потрясающие музыканты, признанные всем джазовым миром), организаторы фестиваля подробно рассказали о своих планах. Организаторы — это Jerome Flandinette (компания Phillip Moris — главный партнер фестиваля), Игорь Бутман и Александр Иванов (компания "International Concert Agency" — концертное агентство, не раз привозившее в Москву космического уровня артистов). Рассказывали о долгой дружбе "Парламента" и джаза, а сам Джером очень залихватски высказался по русски (практически без акцента) о том, что в Le Club уже выступило просто невероятное количество джазовых звезд (кстати, легендарному джазовому клубу на днях исполнилось пять лет!) — и теперь пришло время сделать что-то действительно потрясающее — в чем он, Джером, судовольствием поможет коллегам по джазовому мировосприятию. Общего, по его мнению, у сигарет "Парламент" и джаза довольно много — а главное — это роскошь и элитарность, особый эстетический взгляд на мир.
Фестиваль будет проходить с 19 по 22 сентября в концертном зале "Россия". Причем сцена будет не одна — перед входом планируется соорудить еще одну сцену, поменьше, для выступления молодых и менее известных джазовых коллективов из России (это будет проходить в фойе перед главными концертами — что- то вроде разогрева), а после концертов вся компания будет перемещаться в какой-нибудь клуб или кафе — и там джемовать до утра. Это будет называться Parliament After Show Party. А в первый день фестиваля будет устроено грандиозное торжественное открытие — соберутся все, от политиков и бизнесменов до ведущих российских музыкантов и прочей творческой элиты. В последний день (после грандиозного гала-концерта с участием всех участников — ну, или всех, кто не против) зрителям будет радовать глаз праздничный фейерверк.
Если говорить о тех, кто будет присутствовать на фестивале, стоит первым делом отметить такой критерий выбора, как доступность артиста (ведь не всякий находится в турне аккурат на момент фестиваля!). Изначально рассматривались практически все значимые для джаза кандидатуры, но окончательный выбор был нижеследующим.
Gotan Project. Эта группа известна даже не особо увлекающейся джазом молодежи — ибо эти аргентинцы используют в своей музыке самые модные электронные ритмы и технологии. Играют они что-то вроде смеси фьюжна, аргентинского танго, хауса и электронной музыки — все это с ярко выраженной джазовостью. Их композиции с последнего альбома "La Revancha Del Tango" занимают высшие позиции не только в джазовых хит-парадах, но и в танцевальных — а также входят в самые модные музыкальные сборники прогрессивной музыки.
Ronny Jordan. Известный лондонский гитарист и композитор, один из самых влиятельных современных джазменов, играющих в стилях acid-funk и soul-jazz. Музыка этого исполнителя крайне популярна и относится скорей к мзйнстримовой культуре, чем к авангарду — но хуже она от зтого не становится. Да и потом — всегда приятно, когда джазовые музыканты занимают первые места в чартах 'Биллборда" и многократно становятся претендентами на Трэмми", что неоднократно происходило с Джорданом.
David Sanborn. Один из главных кумиров Игоря Бутмана (по его словам, написавший музыку к его любимому фильму "Смертельное оружие") и один из самых влиятельных саксофонистов последних двадцати лет в стиле поп, кроссовер-джаз и соул-джаз. Нет смысла объяснять, что и как играет Дэвид — это всем известно. Его трогательная и чувственная манера исполнения вызывает восхищение и восторг. Санборн умудрился поиграть и со Стиви Уандером, и с самим Дэвидом Боуи — а уж премию Трэмми" он получал шесть раз. Недавно у Санборна вышел новый альбом — 'Time Again", композиции из которого явно прозвучат на концерте.
Алексей Козлов. В представлении также не нуждается. Символ советского "подпольного" джаза времен 70-х, потрясающий саксофонист, лидер группы "Арсенал" и один из самых честных джазовых критиков в СМИ. В последнее время выпускает диски на Boheme Music — а с 90-х сотрудничает с музыкантами всевозможных жанров, в том числе и со струнным квартетом Шостаковича.
Ana Caram. Это — более спокойная и более классическая музыка. Анна (родом из Бразилии), обладательница спокойного, прозрачного и чувственного джазового вокала, стала популярной в Нью-Йорке, где в 1989-м году 5ыл издан ее альбом "Rio After Dark". В своем творчестве она сочетает бразильский традиционный джаз, боссанову и классические американские джазовые ритмы.
Gato Barbiery. "Мы все помним его "Европу, — говорил Игорь Бутман, — Мы исполняли ее в ресторанах с пятнадцати лет!". Действительно, этот знаменитый аргентинский саксофонист и композитор оказал огромное влияние на всю джазовую культуру. Его творчество вобрало в себя практически все джазовые традиции Латинской и Северной Америки. Его инструментальный саундтрэк к культовому фильму "Последнее Танго в Париже" является до сих пор актуальным музыкальным шедевром — он даже получил "Грэмми". Неудивительно, что господин Барбьери признан классиком при жизни — его композиции занимают высшие места во всех хит-парадах мира.
Larry Carlton. Один из ведущих джазовых и джаз-роковых гитаристов мира, композитор. Суперзвезда, достижения которого в гитарной музыке находятся по значимости в одном ряду с Эриком Клэптоном и Майлзом Дэвисом. Помимо замечательных соло-альбомов он является очень востребованным студийным гитаристом, умудрившись поиграть и со Стили Дэном, и с Линдой Ронштадт, и с Куинси Джоунс, и даже с Майклом Джексоном! За свое творчество трижды удостоен премии "Грэмми", в том числе и за недавно состоявшийся концерт (совместный со Steve Lukather) — No Substitutions — Live In Osaka.
Stanley Clarke. "Пионер" и непревзойденный мастер слэп-баса, легенда мирового джаза Успел поиграть с Gil Evans, Mel Lewis, Stan Getz, Dexter Gordon, Art Blakey. Участвовал в совместном проекте с Чиком Кориа — "Return То Forever" (фьюжн-квартет), а также во многих других проектах — с Жан-Люком Пон- тии и Эл Ди Меолой. Мастерство этого великого музыканта уже давно является чем-то вроде уникального пособия игры на бас-гитаре.
George Duke — великолепный джазовый пианист, играющий в стилях поп-джаз и кроссовер-джаз. Переиграл практически со всеми известными джазменами (даже со Фрэнком Заппой!). В настоящее время наряду с активным музицированием, занимается и продюсерской деятельностью в области ритм-н-блюз и поп-музыки.
В понедельник будет выступать сам Игорь Бутман, а потом будет концерт Al jarreu (думаю, что все знают, чем данный персонаж отличился и насколько он дорог всем любителям поп-джаза). Закончится все глобальным джемом с участием всех звезд фестиваля.
Организаторы резонно решили, что участникам феста было бы наверняка интересно попробовать поджемовать вместе — тем более, что на зарубежных фестивалях не всегда такое получается. Джемы после концертов также имеют значение — именно поэтому было решено разграничить дни по стилям. Если присмотреться, можно даже заметить, что первый день фестиваля — более нетрадиционный, разрывающий шаблоны. Второй — более классический. А уж третий день — это какой-то "цветник джаз-рока и фьюжна", как сказал Бутман. По его словам, такого фестиваля в России еще никогда не было — да так оно и есть. Фестиваль получится очень масштабным, очень разностилевым и полным сюрпризов (кстати, будут еще и российские музыканты выступать — но на момент верстки журнала об этом нет конкретной информации). Музыкантам будет в кайф поиграть друг с другом (сложно представить даже, что они могут сварганить все вместе!) на одной площадке (в Европе такую форму проведения фестивалей, с клубными джемами после основных концертов, даже особо не практикуют, как уверяли организаторы). А зрителям предоставится уникальная возможность послушать стольких звезд в течение нескольких дней. В общем, встретимся на фестивале!
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...