nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Notodden Blues Festival 2002-блюзовый праздник-часть 1

стиль:

Notodden Blues Festival 2002-блюзовый праздник-часть 1
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 го­ду я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток послушать настоящую живую музыку и узнал о чисто блюзовом фестивале, который проходит в Норвегии. Написав по первому на фестивальном сайте адресу, я познакомился с генеральным ме­неджером, который после некоторой переписки любезно пригла­сил меня туда в качестве гостя. С фестиваля 98 года я вернулся ошеломленным полученными музыкальными переживаниями, и теперь каждый год меня неудержимо тянет обратно в Норвегию. Несмотря на скромное название неизвестного провинциального города, и страны, которая, казалось бы, к блюзу большого отно­шения иметь не должна, этот фестиваль является самым крупным европейским блюзовым фестивалем. На него съезжается 40000 слушателей, 350 музыкантов в составе различных групп, а концер­ты проходят одновременно на 15 площадках. Писать про нутодденский фестиваль можно каждый год заново, ибо на каждый сле­дующий фестиваль приезжают новые великие музыканты, музыка которых дает новые глубочайшие впечатления. Можно сказать, что за несколько лет в Нутоддене можно услышать большую часть того, что хотелось бы послушать в современном блюзе живьем. А самое интересное — это неожиданно открывать для себя новые имена, порой даже не самых популярных музыкантов. Так было и на этот раз. 15-й по счету Notodden Blues Festival проходил с чет­верга по воскресенье 1-4 авгу­ста 2002 года. Теперь я расска­жу о том, что слышал в этом году.

Sven Zetterberg, KnockOut Greg & Blue Weather

Открылся фестиваль в чет­верг сдвоенным концертом. Первым менее именитым но­мером выступал шведский блюзмен Sven Zetterberg в со­провождении шведского ан­самбля с собственным солис­том KnockOut Greg & Blue Weather. Состав музыкантов не мог не порадовать. Два ги­тариста, бас с ударными и три дудки в классическом наборе: тенор, баритон, а также — тру­ба. О том, что Зеттерберг уме­ет играть, меня предупрежда­ли норвежские приятели-музыканты, и насколько я знаю, они на него молились еще тогда, когда учились играть сами. Однако результат пре­взошел все мои ожидания. Зеттерберг фантастически хорошо поет, почти треть концерта он провел в качест­ве вокалиста, отложив гитару. В репертуаре группы и Зеттерберга были самые разные музыкальные стили: блюз в современной форме с мощ­ной гитарой и духовой секци­ей, наиклассический звук Чи­каго в сопровождении гар­мошки, на которой замеча­тельно еще одну треть кон­церта отыграл сам Грег-вышибала, а также самое инте­ресное — соул без границ. Тут Свен, расхаживая по сцене с микрофоном в руках, почти уделал, на мой взгляд, самого Майти Сэма МакКлейна, если уж не по глубине голоса, то интонированием, эмоцио­нальностью и чувством. Ги­тарный стиль Зеттерберга — пример потрясающего зна­ния, понимания и любви к блюзу. Он играет и смешивает самые различные блюзовые стили, добавляя к блюзу соул с великолепным вкусом. Поми­мо этого меня приятно пора­довал подход к выбору репер­туара этой компании из 8 че­ловек.
Все они — великолепные музыканты, и стремятся к то­му, чтобы звучало здорово. Прекрасно аранжированные песни, никаких гитарных перепилов, а наличие трех гита­ристов на сцене ни разу не по­казалось противоестествен­ным. Очень хорошей мне по­казалась установка, которой так не хватает некоторым му­зыкантам. Главной целью Грега с компанией была музыка для публики при полном от­сутствии ощущения сакраль­ной важности происходяще­го. "Играем, как умеем, и наде­емся, что вам будет весело." И в зале стояло полное и 100%- ное веселье или же непод­дельное душевно-лирическое настроение во время грустно­медленных номеров.

Ко всему следует добавить, что KnockOut Greg & Blue Weather — очень известная группа блюзовых энтузиас­тов с 15-летней историей, ко­торая непрерывно работает над своей музыкой, записала 5 альбомов, разъезжает-по все­му миру с концертами и пери­одически выступает с очень известными американскими и другими блюзменами.

Dr. John

Вторым концертом в первый день было выступление хедлайнера фестиваля Доктора Джона, везде прописанного большими буквами на втором месте после Бадди Гая. Группа Доктора состоит из трех чер­ных музыкантов, которых с виду только что достали из са­мого традиционно-посконного черного кабака для сво­их. Естественно, я ожидал от них подлинного фанка или чего-нибудь подобного, удач­но дополняющего рояльный талант белого фронтмена. Сам Др. Джон вышел при па­раде — увешанный вуду-амулетами, с тростью и когтями в ушах и бусах. Рояль был дра­пирован черной тканью с кладбища, на нем лежал че­реп, какая-то кость и что-то еще из этого мрачного набо­ра. Сидел Доктор между Хам­мондом и ритуально оформ­ленным роялем, играя то на них по очереди, а иногда и од­новременно. Dr.John — очень хороший пианист, играет много усложненных по фор­ме вещей собственного сочи­нения. И его репертуар никак нельзя назвать банальным, в отличие от того, что играют музыканты с амбицией по­проще. Увы, сам концерт мне слабо запомнился, ибо я очень быстро заскучал от му­зыки вместе с большей час­тью публики. Пляски, конеч­но, были, ибо норвежцы, осо­бенно в подвыпившем состо­янии, народ очень веселый. Но такого буйства, как за пол­часа до этого на концерте шведских блюзменов, опре­деленно не было. Если я чего- то тонкого не в этой музыке не понимаю, то делаю это вместе с народом. Но ведь со мной не раз случалось, когда на концертах очень хороших музыкантов удовлетворение каких-то моих сверхутонченных музыкальных запросов как-то удивительно сочета­лось с общенародным весель­ем в зале. Что-то на этом кон­церте было не так.

Richard Johnston

Молодой Richard Johnston из Мемфиса, Теннеси играет слайдом на необычном инст­рументе — разновидности бо-дидли (diddley bow), в же­сткой демонической манере. Инструмент представляет со­бой сигарную коробку с двумя параллельными палками, вы­полняющими роль грифа, а вдоль них натянуты струны. Если я не ошибаюсь, то у него одна струна басовая (и очень низко, при этом, настроен­ная), а на другой половине грифа — еще две. Ричард — че­ловек-оркестр играет жест­кий ритм на басовой струне большим пальцем с надетым на него когтем-медиатором, на другую долю цепляет подо­бие аккорда на высоких стру­нах, двумя ногами же стучит по бочке и еще по одному ба­рабану. Вокалист, солист, ба­сист и ударник в одном лице. Звук получается очень мощ­ным и убедительным. Разуме­ется, подобный набор инст­рументов накладывает на му­зыкальный стиль специфиче­ские ограничения. Песни по­строены на непростом рит­мическом паттерне, его соче­тании с действительно кру­тым вокалом, слайд играет, разумеется, упрощенными аккордами. Одним словом, как, к примеру, на двухрядной гармонике, что угодно не сыг­раешь. Что в этой музыке нра­вится, так это потрясающее чувство ритма, драйв и вели­колепный вокал. Гармония там весьма специфическая, с "демоническим" уклоном. Но из-за всех технических огра­ничений выходит недоста­точно разнообразно, так что 30-минутное выступление, которое я послушал, хоть ме­ня очень и увлекло, но по про­должительности было как раз в самый раз.

Buddy Guy

Бадди Гай выступал на сцене под названием Roadhouse — на берегу озера под гигант­ским куполом, позаимство­ванном у передвижного цир­ка. По агентурным данным, которыми я располагал еще до концерта, перед выступле­нием должно было произой­ти интересное событие. Жена старого Нутодденского зна­комого Morten Gjerde, кото­рый несколько лет был лиде­ром фестиваля, — самый изве­стный в Норвегии дизайнер экзотических тортов. По слу­чаю дня рождения Бадди, ко­торый состоялся за два дня до концерта в Нутоддене, она из­готовила торт — точную ко­пию его известной всем гита­ры в черно-белую горошину. Торт был выполнен в нату­ральную величину и со всеми возможными гитарными зап­частями, включая струны, из­готовленными из различных кондитерских материалов. Предыдущий страто-торт был изготовлен для Fender, отправлен в Америку, а его фотография красуется где-то на fender.com.

Выступление Бадди Гая во многом было похоже на то, что я слышал в Нутоддене в 99 году, правда понравилось мне несколько меньше. С тех пор у него сменился второй гита­рист, новый играл хорошо и эмоционально, но старался быть похожим на Бадди, что было немного во вред общему разнообразию звучания. Пуб­лика встречала Бадди Гая очень горячо, и он это хоро­шо чувствовал. Выступление (уже могу сказать — как обыч­но) началось с его классичес­ких песен Damn Right, I've Got The Blues, Ten Long Years и дру­гих из того же ряда. На этих песнях в контакте с публикой Бадци завелся и играл соло на (как обычно) очень примо­ченной гитаре с жестким зву­ком и ураганным напором, так что, к сожалению, отдель­ных нот не было слышно аб­солютно. Но эмоциональный настрой был очень мощным и все это почувствовали. В сере­дине песни про Damn Right Бадци исполнил свой класси­ческий трюк, который так не­навидит security, — круговая прогулка по залу с гитарой. Причем, ушел он очень дале­ко — куда-то на улицу, потом прошел через пивной павиль­он и, возможно, обошел цирк кругом. Все это время из коло­нок на сцене неслось ураган­ное соло, передаваемое по ра­дио. Второй частью концерта было классическое попурри из блюзовых и рок-стандар­тов. "А теперь посмотрим, как играет Eric Clapton" и дальше — песня Strange Brew в очень смешном полукомическом исполнении. Эту песню как и другие Бадди не заканчивал, а прерывал словами: "Oh, по, по, shi-i-i-t", странно при этом улыбаясь. К сожалению, по ка­кой-то причине сильное вдохновение, которое при­сутствовало первые 40 минут концерта ушло, а неразбор­чивый эмоциональный и по- прежнему очень примочен­ный звук остался. Как резуль­тат, слушать дальше стало тя­жело для уха и не безумно ин­тересно.

Возможно, у меня нет тако­го морального права, но я взял бы на себя смелость назвать талант Бадди Гая словами "ге­ниальное сумасшествие". Во время концерта мне показа­лось, что и сам Бадди и зрите­ли воспринимают его в этом качестве. Бадди — столь силь­но потенциально заряжен­ный музыкант, играющий аб­солютно иррационально, так, что никто не знает, что он вы­кинет дальше. Может полу­читься либо гениально, либо совсем никак. Это чувствует и сам Бадди, странно улыбается на концерте, вскрикивает, когда поет, и делает многие странные неожиданные ве­щи, выясняя при этом по ре­акции публики, которая яедет от него очень многого, на­сколько хорошо у него полу­чилось. Итого, я послушал два почти одинаковых по сет-ли­сту концерта — в 99-м и 2002- м, но тогда было круто, а в этот раз слабовато, на мой взгляд. А завтра может быть опять круто, ибо зависит это от иррационального гения, плоды которого невозможно прогнозировать. Конечно, в 99-м году был интереснее второй гитарист, а также по­трясающее выступление нор­вежца Кнута Рейерсруда, ко­торый тогда на джеме "играл Бадди Гая лучше и больше, чем сам Бадди Гай" (это не мои слова, хотя подобные мысли приходили и мне). Вот такое у меня осталось впечатление, да простят меня блюзовые боги за нигилизм и отсутствие священного тре­пета перед святыми.

KnockOut Greg & Blue Weather, Jonas Goransson

Послушав в первый день за­мечательную шведскую ком­панию Sven Zetterberg вместе с KnockOut Greg & Blue Weather, на следующий день в промежутке между концер­тами нам с норвежскими приятелями удалось на час заглянуть на клубный кон­церт Грега с компанией. В первом отделении он играл свой репертуар с группой без Зеттерберга. На этот раз это был классический West Coast с тремя дудками, гармоникой и полуакустической гитарой. Сам Грег — отличный гита­рист, отложил основной ин­струмент окончательно в сторону в тот вечер и взялся за гармонику. На ней он иг­рал не менее замечательно, с самым правильным класси­ческим звуком хроматики через баллет-микрофон, иногда переключаясь на диа­тоническую. На полуакустике играл "второй гитарист" — скромный парень по имени Jonas Goransson, который, как потом выяснилось, вы­ступает с группой только не­сколько месяцев и собирает­ся играть еще только пару. Ги­тарист Грега, играющий с ним более 10 лет, в последнее время очень устал и попро­сил его на время заменить. Импровизации вышедшего на замену Джонаса меня про­сто потрясли своей лаконич­ностью, сложностью, знани­ем и чувством этой музыки. Тягучий и чуть глуховатый звук полуакустики потрясаю­ще сочетался с духовой сек­цией и остальной группой. От его гитары и концерта в целом я получил огромное эстетическое удовольствие. В West Coast есть очень много тонких нюансов, и чтобы их воспроизвести, нужно очень любить ее, переслушать очень много записей и от­дать много душевных сил для того, чтобы научиться иг­рать. В разговоре с Jonas-oM на следующий день меня приятно удивило и очень по­радовало то, насколько он сильно бредит музыкой. Стиль West Coast и сопряжен­ные вещи он стал тщательно изучать 4 года назад и с тех пор переслушал гигантское количество записей, раска­пывая редкие пластинки и выискивая новые имена. Го­ворил он очень эмоциональ­но, откровенно, с горящими глазами и большим желани­ем. А какие-то соображения, его личные и Джуниора Ват­сона в его пересказе, были мне очень понятны интуи­тивно, и отражают, на мой взгляд, правильный подход к музыке. Постараюсь их пере­сказать: "Чтобы сформиро­вать свой стиль, нужно пере­слушать большое количество разных музыкантов. Обуче­ние как раз состоит в том, чтобы искать и слушать запи­си, пытаясь в разобраться в самых интересных вещах." "Не имеет смысла снимать длинные куски гитарных партий, нужно только брать основные идеи и их комби­нировать. Длинный кусок не­возможно гармонично вста­вить в импровизацию там, где это понадобится", "Когда ты играешь соло West Coast, самое главное — быть очень лаконичным, ни в коем слу­чае — не переиграть, но при этом выразить все то, что ты хотел". "Не нужно задавать дурацкие вопросы о том, на каких струнах ты играешь или на какой гитаре. Это во­прос личного удобства для каждого музыканта, и это не имеет никакого особого зна­чения.".

Amund Maarud Band

Познакомились мы с герои­ческим Джонасом, когда вме­сте с ним и журналистками из Blues News на следующий день после поразившего ме­ня концерта Грега оказались "at the right place" — в выезд­ном варианте небольшого, но известного в Осло клуба "Muddy Waters" на концерте Amund Maarud Band — быст­ро восходящей норвежской звезды. Молодого, но уже по­трясающе хорошего гитари­ста Омунда Морюда, который играет со своим братом Хен­риком Морюдом — ударни­ком 18-ти лет (и он стучит не по годам хорошо!) и бас-ги­таристом, кажется, из Амери­ки. Периодически группа вы­ступает с другим очень моло­дым и почти гениальным норвежским музыкантом — гармонистом Arne Rassmussen, который играл с Бюс- ком три года, но потом ушел из группы доучиваться в шко­ле. Именно эта компания — Amund Maarud Band & Arne Rassmussen в прошлом году привлекла все мое внимание своей музыкой, когда я слу­чайно услышал их из окна библиотеки в процессе запи­си интервью с Масселвайтом. После чего я не мог долго пе­реключить внимание обрат­но на разговоры Андрея и Чарли о блюзе в Чикаго. По словам знающих людей, Amund Maarud со своим юным братом заметно при­бавили за прошедший год, в чем я смог убедиться лично. Гитарный стиль Омунда Мо­рюда можно сравнивать со стилем Бюска во времена первых его альбомов. Но, ра­зумеется, только отчасти. Об­щим является богатство блю­зовых элементов, которые они, возможно, слышали у од­них и тех же музыкантов, иг­равших в Норвегии. В качест­ве разницы я бы назвал более классическое гитарное блю­зовое звучание. Гитара у Омунда звучит удивительно мягко, и в то же время очень проникновенно и разнооб­разно. Меня очень удивило на этом концерте то, как инте­ресно может звучать гитар­ное трио, абсолютно не надо­едая в течении целого кон­церта, абсолютно без пере- пилов, затронув самые чувст­вительные струны моей ду­ши. Песня-медляк "She loves me not" была так сыграна и спета, что чуть не выжала из меня вполне искреннюю сле­зу. Если честно, то мне редко доводилось слушать концер­ты чисто гитарных групп, ко­торые бы совсем-совсем не грузили меня перепилами или не балансировали на зыбкой грани эмоциональ­ности и излишнего количест­ва жестких нот, извлекаемых из примоченной гитары. На самом деле, группа Морюдов совсем не подпадает под классический шаблон гитар­ного трио хотя бы тем, что Омунд играет на Гибсоне, де­лает это 100% разборчиво на не слишком примоченном звуке и много поет. А реперту­ар абсолютно свеж и не со­держит ни одного замыленного стандарта типа "Honey Hush" или чего-то вроде.

Федор Романенко

Jazz-Квадрат, №2/2003


авторы
Федор РОМАНЕНКО
страна
Норвегия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2002 - 2004 года
1-й Московский фестиваль «Все звезды джаза». Сакс уже в провинции! Сыграй мне джаз, бэби… Третий фестиваль "Джаз-карнавал в Одессе-2003"
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com