nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Noc Bluesowa - Через возрасты - в звезды

стиль:

Noc Bluesowa - Через возрасты - в звезды
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться перед серьезным жюри специалистов, но и познакомиться с ровесниками, такими же в основном любителями из разных стран Европы.

Профессиональные музыкан­ты заинтересованы предста­вившейся возможностью по­казаться перед организатора­ми иных фестивалей опять же из европейских стран и таким образом проложить в будущем новые гастрольные маршруты. Но и те, и другие прежде всего заинтересованы показать себя как можно лучше: Noc bluesowa
— отличная стартовая площад­ка даже для польского блюзо­вого рынка, который сегодня, такое впечатление, развивает­ся пускай и не семимильными шагами, но достаточно уверен­но и целенаправленно.

Одно из подтверждений этого — создание в недавнем прошлом Польского блюзово­го общества, во главе которого стал известнейший музыкант, шоу-мэн, журналист Славек Вешхольский, лидер классной команды Nocna zmiana bluesa. Noc bluesowa, находясь отны­не под патронатом в том числе и ПВО, смотрит в будущее с до­статочным оптимизмом. Тем более что фестиваль 2005 года станет в чем-то юбилейным, поскольку состоится в 15-й раз. Для небольшого польско­го городка — это событие само по себе значительное.

Впрочем, значение этого фе­стиваля для Польши и тем более для Европы не стоит переоце­нивать, несмотря на его образ­цовую организацию и профес­сиональное радушие организа­торов. Подобного ранга блюзо­вых фестивалей на протяже­нии года случается в Польше с десяток. Но! Noc bluesowa, судя по всему, имеет далеко идущие амбиции, которые нацелены на то, чтобы придумать собст­венную "изюминку", а потому— выйти на новый качественный уровень прежде всего со сторо­ны представительства гостевой части. Впрочем, насколько эти амбиции будут подтверждены с финансовой стороны, покажет май 2005 года. При этом важно отметить: в этом году на прове­дение фестиваля город не по­тратил ни одного злотого из своего бюджета. Все средства поступили от спонсоров и рек­ламодателей. Вот это уже — ин­тересный, признаться, сюжет! Вы можете себе представить фестиваль действительно ев­ропейского представительст­ва, который проходит в каком-нибудь нашем городке ранга в лучшем случае районного, но при этом не тратит ни копейки всегда обязательных для по­добных "Дажынак" бюджетных средств? Я —нет!

Итак, Noc bluesowa-2004. И на этот раз белорусская деле­гация добиралась до резиден­ции князей Мазовецких не без приключений. На конкурс за­явился дуэт из Гомеля "1 блюз 1" — два молодых парня, испол­няющих корневой блюз в акус­тическом варианте. Гомель­скую "мафию" возглавлял ме­стный блюзовый "дон Карлеоне" — гитарист Александр Цы­ганок, воспитавший многих гомельских гитаристов. Но что-то в "семье" не сложилось: одна блюзовая единица дуэта накануне конкурса надолго исчезла и объявилась лишь тогда, когда решать визовый вопрос было уже слишком по­здно. Конкурс же в Раве Мазовецкой проходит среди кол­лективов. Вот и пришлось са­мому Цыганку, который давным-давно отвык что-то дока­зывать другим, выйти на сцену и подыграть молодому, еще не достигшему 17 лет Саше Бондареву в первой пьесе.

Бондарев остался на сцене один и попробовал окунуть в музыку дельты не только слу­шателей, но и жюри, которое, памятуя о внушительном вы­ступлении белорусов в про­шлом году (напомню, что трио Big Val, Svet & А1 безоговорочно выиграло тогда конкурс), с не­которым опасением ожидало выступления прибывших от чернобыльских плантаций бе­лорусского юга музыкантов.

Нет, на сей раз поразить не удалось: Александр Бондарев в естественную силу возраста пробить сердца прожженных профи от блюза просто не мог. Хотя его заряженность на на­стоящий блюз, желание и не присущие возрасту музыкаль­ные ориентации были отмече­ны должным образом. Жюри постановило присудить два спе­циальных приза, один из которых достался Александру в купе с хорошей магнитолой, которую ему презентовала местная FM- станция. Согласитесь, что для начинающего музыканта итог первого выезда за границу—бо­лее чем удачный. Тем более, что, по признанию самого Алексан­дра, в Польшу он ехал одним че­ловеком, а вот возвращался со­вершенно иным. Это было за­метно даже внешне: волнение охватило его уже после того, как были вручены призы. И можно дать почти 100%-ю гарантию, что одним музыкантом, испол­няющим правильную музыку, в Беларуси стало больше.

У Александра Бондарева есть ощущение стиля, он прилично владеет гитарой, поет пока не совсем уверенно (опять же с поправкой на возраст, по­скольку в его годы у нас приня­то исполнять лишь "сирот­ские" шлягеры). При этом он готов в любой момент испол­нить обширное "меню" настоя­щих блюзовых стандартов, но, что самое главное, — настроен на то, чтобы учиться дальше, внимательно слушать тех, кто достиг в блюзе больше него.

Всего 10 команд из шести стран были представлены в конкурсе. На сей раз, в отличие от прошлого года, доминировали поляки. Teenage Beat из Гливиц занял первое место. Гармошечник группы Томаш Румпель также был отмечен призом жюри, хотя звук его гармоники показался понача­лу невыразительным. Но за счет пульсирующих ритмом песен группа в целом смотре­лась очень неплохо. Второе ме­сто заняли словаки из Mojo & Mahortu Band с мощно акцен­тированной ритмикой и очень выразительным, "корневым" голосом солиста. В музыке, ос­нованной на четких риффах, была явно ощутима африкан­ская атмосфера наряду с некой медитативностью. На третьем месте по количеству отданных жюри голосов оказалась Lost In Blues из Щецина, исполнявшая энергичный буги-блюз. В груп­пе обратил на себя внимание леворучный гитарист, кото­рый играл, охватывая гриф сверху. Лишь на концерте лау­реатов я увидел, что, собствен­но, ладонь левой руки у музы­канта... отсутствовала. Но на му­зыке это никак не сказывалось.

Исполнители из пяти стран были представлены в гостевой программе. Белорусские Mojo Blues, усиленные гармошечником Светом, уже достаточно хорошо известны в Польше, ку­да на протяжении последних двух лет наведываются посто­янно. Немудрено, что после окончания фестиваля музы­канты отправились на целый клубный тур по югу Польши, который продлился около двух недель. А вот сам Свет со своим Boogie Band, усиленным Виг Валом, уже через неделю ока­зался в числе участников очень крупного и престижного фес­тиваля в Чехии "Блюз в лесу", при этом успев между Польшей и Чехией дать два концерта в Москве. Знай наших!

В первый же вечер после чуть ли не 20-летнего перерыва вы­ступала позабытая звезда поль­ской музыки Эльжбета Мелчарэк. Она исполняла чуть ли не интимного характера, весьма субтильную музыку, в которой джаза было все же больше, чем собственно блюза. Причем эта музыка, по-моему, не очень от­вечала ночному концерту под открытым небом, а рассчитана была на камерную аудиторию. Бенко Шолт и Bluesrivers из Венгрии исполняли блюз с от­четливым роковым оттенком, что весьма возбуждающе воз­действовало на аудиторию. Следует отметить, что за те че­тыре года, как белорусские му­зыканты стали наведываться в Раву Мазовецкую, это было первое появление венгерских блюзменов на данном фести­вале. Вот и еще одна польза от него, поскольку не только бе­лорусы получили какое-то впе­чатление о венгерском блюзе, но и в Венгрию уехали записи наших музыкантов.

Всех гостей послушать, ко­нечно, не удалось, но вот вы­ступление Иренэуша Дудэка. организатора ведущего поль­ского фестиваля Rawa Blues, пропустить было никак нель­зя. Шоу, признаюсь, получи­лось впечатляющим. Дудэк на сцене — словно выпущенный на волю дьяволенок: столько энергии, столько выдумки в показе очень простой в целом музыки, которая корнями ухо­дит в поздние годы эпохи биг­бита. Блюз, рок-н-ролл, заме­шанные на ритмике модных в ту пору молодежных танцев (прозвище у Дудака символич­ное Shakin’ Dudi) при наличии отточенной техники и потря­сающей сценичности лидера и музыкантов его бэнда — все вылилось в незабываемое представление, которое пока­зало, что для настоящего арти­ста возраст — не помеха. Такие работают всегда, даже после десятков лет музыкального стажа, точно так же, будто выходят на сцену впервые!

Именно это я и имел ввиду, говоря о том,что Александр Бондарев уезжал из Польши совершенно иным музыкантом. Поскольку знакомство с такими артистами, как Иренеуш Дудэк, дает начинающим музыкантам столько, сколько не дадут и десятки прослушанных записей мэтров блюза. Уже ради одного это хочется бывать на фестивале Noc Bluesowa еще и еще...

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ

Jazz-Квадрат, №6/2004


авторы
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
страна
Польша
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2002 - 2004 года
Vilnius Jazz' 2004 - Осень авангарда Единство в различиях Испанские парни не танцуют фламенко Клезмер Фест 2004 в Минске
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com