nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

XXI Stockholm Jazz Festival

стиль:

XXI Stockholm Jazz Festival
17-24 июля в Стокгольме про­шел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 кон­цертов и клубных выступле­ний на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву счи­тающийся "сердцем" Сток­гольма. Пожалуй, это одна из лучших фестивальных площа­док в Европе. К тому же на Skeppsholmen расположены три прекрасных музея, в том числе — известнейший Moderna Museet — Museum of Modern Art, вновь открытый в этом году. Все они работали и как концертные площадки.

Часть выступлений прохо­дили на Olympic Stadium (на­пример, концерт Стива Уандера 17 июля) и в Konserthuset (The Concert Hall), три — в Kungstradgarden, несколько джемов в Scandic Continental и в самом популярном джаз-клубе Фэшн.

На шведском фестивале по­бывал известный джазовый фотограф Павел Корбут. Он не только поделился фотографи­ями и информацией для жур­нала Jazz-Квадрат, но и пода­рил весьма оригинальный бук­лет. Интересно, что помимо краткой информации о музы­кантах и концертах (на швед­ском языке, по сему о многом мне приходилось только дога­дываться), имелась несколько раз повторяющаяся пометка: детям до 10 лет вход бесплат­ный.

J.Q.: Павел! Ты уже пять лет появляешься на этих фестивалях. Чем они отли­чаются от российских?


Павел Корбут: Прежде всего, они достаточно продолжительные. Прошлый, например, шел 9 дней, потому что был юбилейным — двадцатым. В этом году — чуть поменьше. Открытая площадка располагалась на острове. Там нет ни­какого жилья, только музеи и учебные заведения. Здесь джаз звучал до часа ночи. Потом все желающие переехали на дже­мы. На закрытой площадке Konserthuset выступали Ulf Wakenius Quartet, Bobo Stenson Trio, Dave Brubeck Quartet.

В этом году рекордное чис­ло слушателей собрал гита­рист Van Morrison (в составе саксофонист Martin Winning, трубач Matt Holland, пианист Richard Dunn, гитарист John Edwards, басист David Hayes и барабанщик Robert Trehern — здесь и далее примечания автора). Его концерт собрал порядка 10 тысяч человек Впервые при подходе к концертной площадке на острове спрашивали "лишний билетик". Стояли секьюрити и предупреждали, что при отсутствии билета не стоит надеяться на чудо. Кстати, в 2000 выступал В.В. King и собрал около 8 тысяч человек. Но билеты были в кассах. А тут их разобрали до последнего.

На следующий день 8 тысяч собрало выступление певицы Angle Stone. Это такой, я бы сказал, "припопсованный" соул.

А чем был интересен Моррисон?

Наверное, для такого несметного числа пришедших тем, что исполнял традиционные вещи: стандарты, много блюза. Для сравнения: Дэйв Брубек выступал в зале вместимостью до 2 тысяч человек, и при этом много мест остались свободными.

Были и выступления с элементами шоу. В этом плане особенно отличился Jools Holland R & В Orchestra из Великобри­тании. Это было настоящее супер-шоу! Вообще, было много ярких выступлений.

Ты к джазовым музыкан­там относишься и как фо­тограф, и как закоренелый джазфэн.

(Со смехом.) Конечно, я джаз очень люблю. Но могу го­ворить только на уровне чувств и эмоций. Мне, к приме­ру, очень понравилось выступ­ление Бенни Голсона со швед­скими музыкантами (в составе: пианист Antonio Ciacca, басист Christian Spering, барабанщик Petur Ostlund). Мелодические возможности его саксофона просто потрясающи. Играть так в 75 лет!!! Это вообще один из идеологов группы Jazz Messengers (вместе с Артом Блэйки). С 90-х годов он до­вольно часто появлялся в Рос­сии, играл с Пономаревым в Ярославле, Новосибирске, Но­вокузнецке. Я уже не говорю о Москве и Питере. Кстати, Вале­рий очень часто играет пьесу Голсона I Remember Clifford (посвящение Клиффу Брауну).

Очень интересным было трио Боба Стенсона. Уникаль­ный пианист, в значительной степени повлиявший на разви­тие фортепианного джаза в Швеции.

Наряду со студией ЕСМ Стенсон давно уже стал сим­волом в истории современ­ного джаза. Вместе они вы­пустили более 20 релизов. В 1996 году Боб Стенсон за­писал Reflection с Jon Christensson и Anders Jormin. И не удивительно, что диск завоевал массу наград, в том числе Grammy, Gold Disc журнала Orkter-journalen. Тогда по голосова­нию Jazz Radio это был ре­корд. Запись поставила трио Стенсона в ряд миро­вых лидеров. А еще через два года музыканты выпус­тили следующий диск War Orphans, который подтвер­дил "высокую планку", ко­торой достигли джазмены.


Очень интересным был шведский тромбонист Nils Landgren. Он достаточно изве­стен в Европе, ведет музыкаль­ные программы. В этом году он выпустил диск Funky ABBA. С этой же программой выступил на фестивале. Когда записывал диск, то приглашал одного из музыкантов группы ABBA на консультацию. Отдавая пред­почтение фанку, он и группу свою назвал Funk Unit. Силь­ная группа. Там есть и "свой" Колтрейн, только клавишник и Magnum.

Совершенно уникальный трубач "от Бога" Jon Faddis.

О, я никогда не забуду, как он играл с Диззи Гилле­спи. Это был потрясаю­щий поединок. Сначала Диззи дает развернутое и весьма замысловатое соло с уходом в запредельный верхний регистр. А Фэддис в ответ предлагает свой ва­риант и еще выше. Джон играл практически со все­ми знаменитостями, по­том надолго погрузился в студийную работу. К кон­цертной деятельности вер­нулся где-то лет 20 назад. Но еще он и музыкальный директор Carnegie Hall Jazz Orchestra.


Фэддис был единственным музыкантом, который попро­сил организаторов допустить к нему всех, кто хотел погово­рить или получить автограф. Такое бывает крайне редко. В прошлые годы я как-то там встречал Ренди Бреккера. Мы разговорились, и я спросил, что он думает по поводу встреч со зрителями. Он мне ответил: "Я почти месяц в турне по Ев­ропе, измотался до невозмож­ности. Нет никаких сил ни об­щаться, ни автографы разда­вать. Мне бы лишь до постели добраться скорее!"

Фэддису отвели специаль­ное место для встреч, постави­ли "секьюрити", которые запу­скали по 2-3 человека. Я тоже поговорил с Джоном и отдал фотографии, которые сделал три года назад. Передал привет и от Валерия Пономарева. По­смеялись вместе. Потому что наше знакомство было самым тесным образом связано с этим именем. Когда при пер­вой встрече Фэддис узнал, что я из России, он сразу сказал: "Не спать".

Это единственное, что он знал на русском. А научился этой фразе он как раз у По­номарева. Во время репети­ций тот постоянно повторял ее, стараясь привести музы­кантов в активное состоя­ние. Так что и я Фэддиса по­приветствовал этой же фра­зой!

Перед началом выступления Джон, вероятно, решил поздо­роваться на шведском языке. Спросил что-то у шведского .музыканта, тот ему сказал ка­кую-то фразу. "Repeat once люге, please", — попросил тру­бач. Тот повторил. Ничего не поняв, Фэддис махнул рукой и :казал просто: "Hello, Stocknolm".

А как сегодня звучит Дейв Брубек. Ему же за 80!

84 года. Он спокойно вышел на сцену, старческой походкой мелкими шажками подошел к роялю. Но когда сел и взял первые аккорды — куда все подевалось. Это было "су­пер"! И возраст ’улетел" незна­мо куда. Эмоции захлестывали весь зрительный зал.

Был ли кто-то совершен­но неожиданный?

Певица и слайд-гитаристка Bonnie Raitt. Рыжая и очень эксцентричная. С ней высту­пал гитарист George Marinelli. Они на пару "зажигали" зал. Это было нечто! Бонни завое­вала 9 Гремми за альбом Niick оf Тime. В ее репертуаре и кант­ри, и фолк, и блюз.

А как ты вообще попал на эти фестивали?

В 97-м или 98-м году, во вре­мя очередного визита к брату, который живет в Стокгольме, я попытался выяснить, какие джазовые события проходят в Швеции.

Нашел джаз-клуб Фэшн, jazz-pub, нашел организаторов джаз-фестиваля. Весной в мае отправил запрос с просьбой аккредитоваться, они присла­ли приглашение, и "колесо за­крутилось’ ’. С тех пор я там каж­дый год.

После своего первого ви­зита ты предоставил фото­графии, они куда-то попа­ли...

Естественно, фотографии дал. А вот куда они пошли — не знаю. Но вторая аккредитация была уже без проблем, хотя и надо лишний раз напомнить о себе.

И все же интересно было б узнать судьбу фотогра­фий...

В этом году на концерте Стива Уандэра, который был на стадионе, я встретился с пресс-атташе. Она сказала, что организовала какую-то мою выставку. Знаю, что мой английский не достаточно хорош...

Хотя и лучше, чем шведский!!!

Да, причем, гораздо (смеется). И все же я так и не понял, о какой выставке шла речь. Потсму что для этого необходимы фотографии как минимум 30 на 45. И так бы ничего не понял, если бы не пришел в специальную комнату для прессы. На стене в большой раме висел коллаж из моих фотографий. И подписан "Стокгольм. Джаз-фестиваль 2000. Фотограф Павел Корбут."

Ну это же просто памятник пребыванию г-на Корбута в Швеции!


Ольга КОРЖОВА

Jazz-Квадрат, №6/2004


авторы
Ольга КОРЖОВА
страна
Швеция
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2002 - 2004 года
Vilnius Jazz' 2004 - Осень авангарда Единство в различиях Испанские парни не танцуют фламенко Клезмер Фест 2004 в Минске
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com