nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Николай Ооржак - "Магический" джаз

стиль:

Николай Ооржак -  Магический  джаз
Уже в пятый раз в Киев приез­жает тувинский шаман-музы­кант Николай Ооржак Зна­комство с украинской столи­цей он начал в стенах Школы джазового и эстрадного ис­кусств, где делился своими на­выками в области горлового пения с педагогами и учащи­мися. Сразу после первого концертного выступления (оно состоялось в рамках проекта "Зимние джазовые вечера" памяти Е. Дергунова) директору Школы, известно­му джазоведу Петру Полтареву, пришла идея соединить в рамках своего телевизионно­го проекта ("Полтарев-джаз") проникновенные вокальные медитации Николая с музы­кальными идеями известного своими полистилевыми на­ходками ансамбля Er.J. Orcestra. В результате живого спонтанного эфирного музи­цирования появился новый тувинско-украинский этно- джазовый "продукт", который звучал очень свежо и нестан­дартно. С этого момента Ни­колай Ооржак стал желанным гостем на киевской джазовой сцене. На этот раз он нанес ап­рельский визит джазовой школе и представил в боль­шом концертном зале свою "магическую" программу.

Как обычно, свое концерт­ное выступление Николай Ооржак предваряет ритуаль­ным действом, чтобы напол­нить пространство зала энер­гией Света и Добра. Церемо­ния начинается с зажигания свечей, далее звучит молитва- обращение к Высшим силам с просьбой о подключении к миру Гармонии. Очень неза­метно происходит "погруже­ние" слушателей в мистичес­кую орбиту' шамана. Усилива­ют этот эффект звуки бубна, заклинания-установки — раскрыть сердце, наблюдать за своими мыслями и чувства­ми. .. Мастер считает, что только после вхождения в подоб­ное состояние душевного равновесия и покоя можно "правильно" воспринимать музыку, постигать тайны ее беспредельно богатой внут­ренней жизни.

Следующий этап подклю­чения к Высокой реальности — вокальные "композиции" музыканта. Многоуровневые горловые пассажи завора­живают и с потоком звуко­вых волн уносят далеко за пределы видимого мира, пы­таясь найти отклик в душе каждого воспринимающего. Порой они превращаются в мощный унисон зала, осо­бенно тогда, когда музыкант извлекает из глубин звуча­щего бытия "утробные" воз­гласы, переходящие в плот­ный всеобъемлющий гул. Охваченные общей очис­тительной волной слушате­ли вспоминали о своих со­кровенных желаниях и меч­тах, от которых, порой, их от­влекали живописно озвученные картины "нетронутой" природы, с сердечной тепло­той пропетые шаманом на­родные тувинские напевы, которые несут в себе энерге­тику далеких родных мест...

За время своего многоразо­вого пребывания в Киеве Ни­колай Ооржак сумел посвя­тить некоторых желающих в тайны вокально-импровиза­ционного мастерства. Конеч­но, они еще находятся в стату­се учеников, однако им было позволено поделиться свои­ми достижениями и высту­пить на одной сцене с Мэтром горлового пения.

Ребят вызвали прямо из за­ла и снабдили необходимым перкуссивным реквизитом. Хотя их роль в новообразо­ванном составе сводилась в основном к построению остинатного аккомпанемента — они создавали плотный го­лосовой и шумовой фунда­мент, контрастирующий с гибкими мелодическими узорами Николая Ооржака, — момент творческого "соития" все же состоялся. Все оста­лись довольны: слушатели получили очередную пор­цию свежих музыкальных пе­реживаний, а будущие "шама­ны" — импульс к покорению новых творческих высот.

Следующая страница про­граммы была посвящена джа­зовым экспериментам. Про­исходящее на сцене можно было бы определить скорее как джем-сешн, нежели про­сто как концертное выступле­ние. Представители ансамбля Jazz Impression (Анатолий Алексанян — лидер-piano, Rhodes, Александр Даров—ба­рабаны, Тарас Столяр — бан­дура, без контрабасиста Мак­сима Гладецкого) присоеди­нялись к гостю из Тувы посте­пенно. Поначалу была очер­чена ритмическая пульсация (барабаны), вносящая особый восточный колорит, цементи­рующая весь последующий ход спонтанного музыкаль­ного развития. Затем начала "прорастать" интонационная канва — эмоциональный го­лос партии фортепиано, на который наслаивались декла­мационные выказывания бандуры. Несмотря на этниче­ский характер звучащей музы­ки, периодически в ней прояв­лялся джазовый драйв, как правило, за счет свингующих пассажей, органично встро­енных Анатолием Алексаня­ном в общий план импровиза­ционного процесса.

Несмотря на то, что музы­канты никогда не играли вместе, все стилистические разногласия удалось привес­ти к общему джазовому зна­менателю. Зато в случае с Владимиром Соляником (фортепиано), Николаю Ооржаку
удалось не­заметно "склонить" джазового музыканта в сторону своего фольклорного мышления. Под лирические "взрывы" фортепианного сопровожде­ния со сцены доносились зна­комые интонации народных песен, рассказывающих о воз­вышенных чувствах веры, надежды и любви. Порой они пе­рерастали в полноценный, спетый в необычной (горло­вым пением) манере романс.

У Владимира уже есть опыт музыкального обще­ния с шаманом, однако изве­стная тяга пианиста к спон­танным сиюминутным твор­ческим проявлениям отра­зилась в качественно новом звучании дуэта. Так закончилась еще одна джазовая история Николая Ооржака. Зарядив киевское пространство флюидом твор­чества, он обязательно вер­нется в следующий раз, для то­го, чтобы собрать созревшие плоды будущих музыкальных и мистический откровений.

Елена СУПРУН (Киев), музыковед


JAZZ-КВАДРАТ №4'2005


страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2004 - 2006 года
Арто Тунчбояджан - Армянской сущности маленький оркестрик Игорь Бойко Бэнд на международном фестивале "Триумф джаза" Шанкар - Рага для двух ситаров Они - из джаза!
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com