За последние пару месяцев в джазовой жизни Еревана произошло столько событий, что они с лихвой покрыли джазовый голод наших любителей музыки, накопившийся за прошлые годы. Шутка ли — в конце зимы гастроли двух известных мастеров джаза, в конце марта — первый концерт из задуманной Арменом Тутунджяном джазовой серии, в начале апреля — "Дни джаза-05" и, наконец, — Первый международный фестиваль авангардной фолк музыки! Материала для обсуждения ереванским джаз- фанатам хватит надолго. Но если все предыдущие события СМИ освещали достаточно подробно, то последнее, прошедшее в "АвангардФолк" клубе, как-то абсолютно незаслуженно прошло незамеченным прессой. А жаль! Оно более чем достойно внимания. Так что, давайте вместе "пролистаем страницы истории" этого трехдневного клубного фестиваля.
О том, что подобный праздник современной фольклорной музыки готовится, знали, говорили и писали давно. Но местные фанаты уже перестали надеяться на визиты серьезных джазовых музыкантов и поэтому до последней секунды не верили, что все обещанное сбудется.
А предыстория фестиваля такова. Еще зимой руководитель Armenian Navy Band певец и перкуссионист Арто Тунчбояджан, привезя в Ереван Карима Зиада и Азиза Сахмаоуи (музыкантов из известнейшей группы "Синдикат" Джо Завинула и его собственного Ifrikya), обещал весной, в канун скорбного юбилея армянской истории —90летия со дня начала Геноцида армян в Османской Турции, организовать фестиваль мастеров современного прочтения народной музыки. Несмотря на большие трудности, при помощи спонсоров он осуществил свою мечту и выполнил обещание.
И вот, в первый день, 21 апреля на сцене — известный в сфере world music коллектив Ifrikya, интернациональный состав, включающий французов, арабов и африканцев, среди которых были и уже упоминавшиеся Карим Зиад и Азиз Сахмаоуи (Aziz Sahmaoui—vocal, perc.; Karim Ziad — drums, gumbri, vocal; Vincent Aubaille — keyb.; Menni Mohamed — perc.). Кстати, басист коллектива не приехал, и его место занял наш музыкант Вардан Аракелян (Time Report), который "каши не испортил", а может быть даже "добавил в нее масла". Многочисленные поклонники подобной музыки с удовольствием слушали марокканскую и алжирскую музыку, круто замешанную на современных западных джазовых и роковых ритмах. Зал был покорен мастерством перкуссионистов и певцов. Они играли с воодушевлением, очень энергично, ярко, смачно (если подобное определение можно употреблять для характеристики музыки) и буквально поставили зал "на уши". Ну, а когда они запели и заиграли свой мировой хит "Шабиба", публика просто завизжала от переполнявших ее чуств. Первый день прошел "на ура".
Во второй день атмосфера слегка изменилась. На сцене клуба выступил дуэт из Греции — певица Кристи Стассинопулу и гитарист Каливиотис Эфстатиос. В своих достаточно сложных и немного тяжелых для восприятия композициях они использовали кроме акустических струнных многочисленные электронные эффекты, заполняя все звуковое пространство необычным звучанием и оригинальными гармониями с явной фольклорной основой. Но то ли музыка была слишком сложной, то ли публика не была настроена на серьезное восприятие, но дуэт не вызвал бури восторга, как в предыдущем случае. А потом, на сцену вышел армянский Time Report. Но я не буду ничего писать об этом коллективе — за последние месяцы их приходилось хвалить уже не раз. Скажу лишь, что и на сей раз все прошло более чем успешно. Зал тепло принял земляков.
Очередной взрыв эмоций произошел на третий день фестиваля. Арто Тунчбояджан, выполнявший по совместительству и роль конферансье, вызвал на сцену своего очередного "брата" — музыканта из Мали Али Кейта. Он играл на экзотическом инструменте балафоне. Это нечто сродни ксилофону и маримбе, с той лишь разницей, что вместо трубчатых резонаторов на нем были подвешены высушенные тыквы. Исполняя африканские мелодии, он, словно шаман, то монотонными повторениями одного и того же квадрата вводил слушателей в состояние магического транса, то, наоборот, играл с такой горячностью и скоростью, что людей просто выбрасывало из кресел, и они начинали хлопать в такт, подпевать и прыгать в сумасшедшем ритме. Доведя собравшихся до исступления, африканец пригласил на сцену других своих "братьев"—уже известных нам музыкантов из ансамбля Ifrikya и трех армянских музыкантов. Карима и Азиза он знал давно по многочисленным совместным выступлениям, а вот, что касается армянских музыкантов, "ларчик открывался просто" — Кейта был днем на саунд-чеке и, услышав их репетицию, был поражен техникой и музыкальностью, и сразу же пригласил поиграть вместе вечером. И вот на сцене балафонист Али Кейта, перкуссионист и певец Азиз Сахмаоуи, барабанщик и певец Карим Зиад, басист Вардан Аракелян, виолончелист Артем Манукян и сразу два клавишника (причем, играли они на одном инструменте в четыре руки) — Ваагн Айрапетян и Дэвид Обайль. Что тут началось! Вы знаете, что означает слово "светопреставление"? Так вот, если бы вы были в тот вечер в клубе, то четко осознали бы его истинный смысл. Они играли, пели, танцевали, показывали номера в стиле музыкальной эксцентрики. Зал гудел, ревел, взрывался аплодисментами, наиболее экспансивные и экзальтированные девицы пускались в пляс, изображая нечто среднее между африканскими ритуальными плясками, танцем живота и брейк дэнсом. Зрители настолько разошлись, что потом долго не могли успокоиться и не давали возможности нормально играть второму коллективу — Vahagn Hayrapetyan and Katuner. А в самом конце все вместе вышли на поклон и стояли рядом, купаясь в лучах триумфа — французы, африканцы, армяне, арабы, греки... Перефразируя ставшую крылатой фразу "У преступника нет национальности", можно сказать, что у настоящих музыкантов, у хорошей музыки нет национальной принадлежности, вернее, ее невозможно определить, да и не надо.
Ну, а в последний день играли "хозяева площадки — Armenian Navy Band. Я думаю, излишне говорить, что выступление это превратилось в этакий джэм-сешн, когда каждый норовил выйти на сцену и показать все, на что он способен. Одним словом, получился праздник, праздник музыки, яркий, веселый и жизнерадостный.
В России прошел фестиваль французского джаза в знаковый - третий - раз. Что там за Рубиконом - теперь очевидно. Возможно, он не стал самым масштабным и феерическим, но «своего слушателя» организаторы уже прочно прикормили изысканностью ...
28-29 апреля 2006 года в минском Театре молодежной эстрады прошли финальные концерты фестиваля-конкурса NAVARA Underground. Название — не случайное. NAVARA Trade — так называется фирма, которая совместно с компанией "Белинтермузыка" (обе торгуют ...
Вот так практически не известные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на международном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нормой, наступает ...
Более 1200 мастеров джаза выступили 8,9 и 10 июля в Гааге на Джазовом фестивале Северного моря — самом большом в мире джазовом фестивале в закрытом помещении. 15 залов, в которых одновременно проходили концерты, едва вмещали приехавших в Гаагу со ...
З наменитой композицией What А Wonderful World, которую исполнили все вокалистки финала, завершился 4-й, уже ставший традиционным конкурс молодых джазовых исполнителей стран Балтии - Sony] Jazz Stage 2007. Центр современной музыки, руководимый ...
Джаз в Большом Городе 6 дней в ноябре 2005 года в Вильнюсе проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius City Jazz, венчая собой джазовый фестивальный год в Литве. "Финал" оказался очень ярким, насыщенным, полистилистическим. Равно как и в ...
С б по 9 сентября в Литве в 18-й раз проходил Международный джазовый фестиваль Vilnius Jazz 2005. Немного подражая большим коммерциализированным джазовым форумам, фестиваль также обзавелся в меру пафосной "Церемонией открытия": масштабный ...
Как обычно, в середине октября — с 12 по 15 октября 2006 года — в литовской столице, городе Вильнюсе, прошел 19-й фестиваль нового джаза и импровизационной музыки Vilnius Jazz 2006. И, как обычно, его программа пестрела массой музыкальных ...
Если поинтересоваться у опытного профессионального музыканта его мыслями на предмет того, почему в одной стране современные музыкальные направления (jazz, fusion, rock, world...) развиваются, прогрессируют, а в другой — находятся в застое, ...
Не пугайтесь, джазовые друзья и подруги, и не злорадствуйте недруги! Джаз все еще жив и довольно неплохо выглядит, о чем и поведал нашей публике традиционный весенний фестиваль "Джаз- Транзит" в последние дни апреля. А Драма — это всего лишь ...
14-17 сентября в Крыму прошел 4-й Международный фестиваль "Джаз-Коктебель- 2006" — и здорово согрел туристов, замерзающих у холодного моря. Благодаря джазу и вопреки температуре воды, сезон удержал за собой эпитет "бархатный": осень, казалось, ...
23 и 24 ноября 2006 года в Днепропетровске прошел юбилейный XV международный джазовый фестиваль "Джаз на Днепре". Юбилей был двойной. С одной стороны — XV по счету фестиваль в международном формате (хотя история фестиваля гораздо дольше и ...