nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Noc bluesowa 2005 - Zydeco. Гомельские блюзовые вариации

стиль:

Noc bluesowa 2005 - Zydeco. Гомельские блюзовые вариации
Вот так практически не изве­стные на родине музыканты выезжают за границу и берут первое место на междуна­родном конкурсе. Однако когда такое случается один раз, поводов делать какие-либо заключения немного. Если же это становится нор­мой, наступает время для анализа. В конце мая гомель­ская группа А1 Narrator Or­chestra уверенно победила в конкурсе любительских кол­лективов на фестивале Noc bluesowa в польском городе Rawa Mazowiecka.

Фестиваль этот — ровес­ник "Басовшча", фэста бело­русской музыки, который ежегодно проводится в Польше под Белостоком. Од­нако впервые белорусских музыкантов пригласили в Раву Мазовецкую лишь пять лет назад. Тем более впечатляет их суммарное приобрете­ние: два первых места в кон­курсе и три поощрительных премии от жюри. Можно смело сказать, что присутст­вие на фестивале исполни­телей из Беларуси придало ему новое дыхание и бес­спорно обострило конкурс­ные амбиции.

В 2003 году минское трио Big Val, Svet & А1 впечатлило международное жюри орга­ничным, стильным исполне­нием корневого блюза. В этом году гомельчане из А1 Narrator Orchestra пошли еще дальше, представив программу, вооб­ще основанную не на дельта-­блюзе, а на его разновидности — стиле зайдеко, родиной ко­торого является американ­ский штат Луизиана. А1 Narra­tor Orchestra —единственный на Беларуси коллектив, ис­полняющий такую музыку. А поскольку он единственный, то его известность практичес­ки не выходит за границы дельты реки Сож.

Что такое зайдеко? Это классический деревенский блюз, который соединяет как собственно блюзовую традицию, так и архаичную музыку креолов, давних пе­реселенцев из Франции на юг Соединенных Штатов. Поскольку одним из типич­ных для французов инстру­ментов был аккордеон, именно он в музыке зайдеко и стоит на первом плане, гар­монично сливаясь в звуча­нии со слайд-гитарой и губ­ной гармоникой. А вот вмес­то классической "кухни" ба­рабанов чаще применяется различная перкуссия.

А1 Narrator Orchestra был создан в середине осени прошлого года по инициа­тиве "отца" гомельского блюза, гитариста, певца и преподавателя Александра Цыганка. При этом выступ­ление в Раве Мазовецкой бы­ло, если не ошибаюсь, всего вторым концертом коллек­тива, в состав которого вхо­дит шесть человек. Среди них как опытные музыканты, так и совсем молодые. Вне группы многие из них ис­полняют совсем другую му­зыку. Так Александра Сафо­нова знают под именем Александр Софикс как ис­полнителя музыки нью- эйдж, а аккордеонист Алек­сандр Гулай выступает в со­ставе фанковой команды. Однако под руководством Цыганка они исполняют древнюю блюзовую тради­цию, причем выглядят на сцене на удивление уверен­но и убедительно.

В репертуаре группы не только произведения класси­ков жанра, таких как Роберт Джонсон, Уилли Диксон, МакКинли Морганфилд, но и блюзовые песни, написан­ные значительно позднее. Например, Proud Магу Джона Фогерти или Fascinating Lover Джона Мэйала. Но какие бы произведения ни исполня­лись — традиционные или авторские, старые или отно­сительно молодые, — все они подаются словно фирмен­ные гомельские блюда: толь­ко в собственных (то есть коллективных) аранжиров­ках. Основу звучания создают диалоги губной гармоники и кнопочного аккордеона, ос­новательно подкрепленные гитарой Александра Цыган­ка. Правда, во время самого конкурсного выступления гитара вдруг потеряла голос, и, несмотря на все хлопоты техперсонала, так и не вос­становила его. Дошло даже до того, что некоторые члены жюри внушали организато­рам, чтобы беларусам позво­лили показать программу по- новому и с соответствующим звучанием. Но конкурс есть конкурс, и команда Цыганка сошла со сцены далеко не в лучшем настроении.

Волновались они, как ока­залось, зря. Во-первых, не доехоли до Польши впервые приглашенные украинские блюзмэны и группа из Че­хии, а во-вторых, польские группы исполняли в основ­ном обычный, стандартный рок с блюзовыми интонаци­ями и потому ничем необыч­ным не поразили. Голосование ж происходи­ло очень демократично. Сна­чала члены жюри из Польши, Словакии, Беларуси и Венг­рии назвали те коллективы, которые им приглянулись. Отмечу, что гомельчан среди других назвали все. Затем по большинству голосов выбра­ли четыре группы, и во вто­ром туре голосования оказа­лось, что А1 Narrator Orchestra набрала больше всех голо­сов. Второй по итогам кон­курса стала польская группа The Town, исполнявшая ав­торские блюзы на польском языке, третье место подели­ли словаки Zalman Brothers Band и Blues Pill из Венгрии. При этом наш исполнитель на губной гармонике Дмит­рий Роба был отмечен при­зом в виде хорошего магни­тофона. А в дополнение ли­дер ведущей польской груп­пы Nocna zmiana bluesa Славэк Вэшхольски пригласил Александра Гулая принять участие в записе нового аль­бома своего коллектива.

Казалось бы естественно, что тут кому-то из минских концертных агенств надо срочно устроить концерт го- мельчан хотя бы в каком клу­бе. Но, думается, все дело так и ограничится очередной беспредметной дискуссией относительно того, насколь­ко конкурентноспособны беларуские исполнители за границей. А многочислен­ные СМИ вообще не заметят этого. Ведь что такое какая-то там победа на "Ноцы блю­зовой" по сравнению с тем же Евровидением или фес­тивалем в Молодечно? Ис­полнителям блюза на Бела­руси, наверно, так и суждено оставаться угнетенным му­зыкальным меншинством...

Поскольку фестиваль в Раве Мазовецкой проходил в 15-й раз, организаторы по- хлопотились и про шикар­ный фейерверк, и — самое существенное — про госте­вую часть программы. Здесь послушать было что!

Можете себе представить, что минскую команду Маде­ра Хард Блюз "разогревала" легенда всемирного блюза Ten Years After?! А сложилось именно так, что дало повод лидеру минчан Юрию Ми­хайлову пошутить: мол, не­сколько лет назад в Киеве на­шу команду Bros. In Blues, в которой тогда выступал Юрий, разогревала группа Мика Тэйлора, а теперь вот— не менее знаменитые англи­чане.

Конечно, публика (а было перед сценой минимум три тысячи человек) пришла в первую очередь на Ten Years After. Состав англичан был почти оригинальный: Чик Чарчил на клавишных, Леа Лайанс на басу, Рик Ли на ба­рабанах. Элвина Ли заменил 27-летний гитарист и вока­лист Джо Гуч, но это была од­на из тех замен, которые ка­ши не портят. Необычайно интересно было слушать те песни, которые звучали из моего магнитофона "Чайка" в самом начале 70-х, а та энергия, с которой работали блюзовые пенсионеры, за­служивает подражания каж­дой из сегодняшних моло­дых беларуских команд.

Но поскольку после англи­чан играли венгры Ferenczy Gyorgy & Racka Jam с интерес­ной, однако не вполне соот­ветствующей ночной тусовке музыкой, то к началу выступ­ления минской команды, которое началось точно в 2 часа ночи, публики осталось лишь сотни с три человек. Внешне "Мадера" махнула на все ру­кой, отыграла свое с ленцой, хотя видеозапись показала, что на сцене все было в по­рядке. Член жюри, ведущий блюзовой программы радио Fama Веслав Хмелевски отме­тил очень органичное соот­ветствие музыки группы текс­там песен.

Вторая ночь была запол­нена концертом лауреатов, а также выступлениями чеш­ской команды Blues Station, американского гитариста Сарасоты Слнма с молодыми британскими музыкантами и шоу группы Nocna zmiana bluesa, которое вообще мож­но было воспринимать как бесплатную лекцию по мас­терству владения Славэком Вешхольским губной гармо­никой.

И что мы имеем в итоге? Прекратилась традиция блюзовых фестивалей в Минске, на встречах в блю­зовом "Стар-клубе" практи­чески одни и те же исполни­тели, группа Mojo Blues, кото­рую очень уважают в Поль­ше, больше полугода работа­ет на севере Китая, "Крама" лишена возможности давать концерты на родине, неког­да белорусская группа "Seven В" вот уже более десяти лет совсем неплохо чувствует себя в той же самой Польше.

Нет блюзовых пророков в Отечестве. А поэтому одна из надежд — на Раву Мазовецку. Поскольку, как заверил меня бурмистор горада пан Эвгениюш Гурай, городские влас­ти приложат все усилия для того, чтобы беларуские му­зыканты всегда имели воз­можность показаться на "Но­цы блюзовой". И совсем не против того, чтобы они и дальше брали в конкурсе призовые места.

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ
Перевод с белорусского: Алесь ОСТРОВЦОВ



JAZZ-KBAДPAT №5'2005




авторы
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
страна
Беларусь, Польша
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2005 - 2007 года
Saulkrasti Jazz 2007 Baki International Jazz Festival Фестиваль «Новые языки» - 2007 VIII Международный фестиваль «Арктик-джаз 2007»
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com